Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Петрова Валентина Михайловна

ВажЦель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.

Задачи:

1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними;

2) совершенствовать формы педагогической работы с детьми с творческими способностями;

3) составить план мероприятий по выявлению творческих способностей учащихся;

4) реализовать систему работы по развитию творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      МБОУ Гнездовская СШ

                               

                                     2017-2018 учебный год.

«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Составила Петрова  Валентина Михайловна, учитель географии, руководитель кружка  «Юннатов»

 Введение

Важной задачей школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе.

 Общество нуждается в неординарной творческой личности, глубоко знающей себя и владеющей собой, активно проявляющей свою индивидуальность. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.  Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс

Рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности   школьников.

Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций, поддержать ребенка, подготовить почву для того, чтобы  его способности  и потребности были реализованы.

Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность.

Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

Цель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.

Задачи:

1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними;

2) совершенствовать формы педагогической работы с детьми с творческими способностями;

3) составить план мероприятий по выявлению творческих способностей учащихся;

4) реализовать систему работы по развитию творческих способностей учащихся.

 Система работы по выявлению творческих способностей обучающихся.

Система по выявлению творческих способностей обучающихся включает в себя следующие мероприятия:

- диагностику уровня развития творческих способностей; педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение;

- организацию системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности;

- промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ);

- осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей учеников и предупреждения снижения мотивации к обучению и развитию.

Для диагностики уровня развития творческих способностей использовалась методика общей одарённости А.И. Савенкова

Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.

Для выявления творчески способных учащихся целесообразно проводить мероприятия состязательного и презентационного характера.

  Для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В.Коротаевой):

  1. Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя.   Они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно.   Им не рекомендуются задания, требующие быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.  Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости  отсутствие страха  чувство уверенности ожидание встречи с данным педагогом  ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
  2. Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять  быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
  3. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно хорошо осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
  4. Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

Задача учителя - помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.

Работа с родителями по выявлению творческих способностей учащихся  оченьважна. Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах являются основой работы классного руководителя и учителя-предметника. Родителям необходимо создавать условия для различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной и творческой деятельности детей. ):

Принципы работы с одаренными детьми

  •  дифференциация и индивидуализация обучения
  • системность обучения;
  •  максимальное разнообразие предоставляемых возможностей.
  •  обеспечение свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. (ИТ, репетиторство)
  •  возрастание роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, спецкурсы, факультативы.
  •  усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
  • актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес учащихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Основное содержание работы учителя с одаренными детьми.

  • -Использование системы заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках географии
  • использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно - ориентированного и компетентностного подходов в обучении)
  • - организация проектно-исследовательской деятельности  
  • Подготовка учащихся к школьным, районным олимпиадам по географии
  • Участие в Дне науки
  • Написание творческих работ
  • Подготовка и участие в дистанционных олимпиадах.
  • Проведение предметных недель, игр, КВН, конкурсов, экскурсий
  • Развитие    творческих способностей через занятия кружков
  • Подготовка  к итоговой  аттестации

План работы на 2017-2018 учебный год

1

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2017/2018 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению географии

сентябрь

2

Вовлечение учащихся в работу кружка «Юннатов»

сентябрь

3

Проведение оценки общей одарённости по методу А.И. Савенкова

октябрь

4

Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми по предмету

в течение года

5

Создание банка нестандартных заданий по географии

в течение года

6

Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах

в течение года

7

Проведение школьного тура предметных олимпиад по географии

Октябрь-ноябрь

8

Выставка творческих работ учащихся по географии

декабрь

9

Участие  во всероссийской олимпиаде ДООГ-2018. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми.

по графику

10

Подготовка и проведение недели географии

январь

11

Проведение оценки общей одарённости по методу А.И. Савенкова. Сравнительный анализ результатов вводной диагностики и итоговой

февраль

12

Интеллектуальный экологический  марафон

март

13

Защита итоговых проектов учащихся по географии

май

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
  2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
  3. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // «Народное творчество» под редакцией С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, - М., 1969.
  4. Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997.
  5. Рычкова В.В. Креативность как предмет творческого осмысления профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и опыт. – Чита, 2000.
  6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности

Выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочное время

Программа планирует работу педагога по выявлению способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности, а также планирует работу учителя по созданию благоприятных условий для повышения и...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"

План мероприятий по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности....