«Природные зоны Африки»
методическая разработка по географии (7 класс)

Чекрыгина Елена Викторовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prirodnye_zony_afriki.docx69.52 КБ
Файл prirodnye_zony_afriki1.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

                        Тема: «Природные зоны Африки»

Цель урока:

Создание целостного представления о своеобразности и уникальности природы материка Африка.

Задачи урока:

Образовательные – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн, пустынь и жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников.

Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой, исследовать природные зоны, анализировать, делать выводы;

Воспитательные – воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к географии.

Тип урока: урок – исследование

Технологии и методики обучения:

-индивидуального и группового обучения;

-исследование.

Приемы и методы активизации познавательной деятельности:

-картографический метод исследования:

-«Карусель»

-«Лингвистический конструктор»

-«Займи позицию»

-«Кластер»

Форма обучения: коллективный способ обучения – работа в группах, индивидуальная работа.

Методы и приемы работы:

объяснительно – иллюстративный – беседа с целью активизации опорных знаний;

- коллективная работа с атласом;

групповая работа обучающихся, в ходе которой выполняются самостоятельная и исследовательская работа;

- проблемные задания;

- практическая работа по составлению таблицы;

- использование презентации.

Ведущие понятия: природная зона, гилея – влажный экваториальный лес Африки, саванна, пустыня.
Результаты работы: создание опорной таблицы, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.
Оборудование,ТСО: карта «Природные зоны мира», физическая карта Африки, мультимедийный проектор, компьютер, презентации: «Введение в тему урока», «Природные зоны Африки», видеофрагмент “Растительность и животный мир жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников ”

Дидактический материал к уроку: атласы, учебники, рабочие листы урока, опорные листы, задания группам.

Подготовительный этап: До проведения урока учитель, вместе с учениками, определяет состав групп (3группы), распределяет специалистов:  картограф, климатолог, ботаник, зоолог, почвовед, эколог, капитан.

Ход урока.

I. Организационный этап.

-  Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь  и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. Все ли готовы к уроку?

 Кто сегодня на уроке будет  шевелить мозгами – поднимите палец вверх, краем уха- палец  в сторон, хлопать ушами- палец вниз (создать положительную эмоциональную атмосферу в классе).

II. Проверка домашнего задания.

 Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте немного пошевелим мозгами  и определим  пару.

Каждой группе раздала А(приложение1). Учащиеся по очереди заполняют часть Б ( «Карусель» - вовлечение всех). Каждая команда заполняет  маркером определенного цвета, чтобы знать как команды справились с заданиями (2 мин), затем озвучиваем и показываем на карте географические объекты.

А

Б

Самая протяжённая река  в Африке

Нил

Самая большая тропическая пустыня в мире

Сахара

Самая высокая точка  материка Африка над уровнем моря 5895м

Гора Килиманджаро

Самая низкая точка в Африке (-157м)

Озеро Ассаль

Африку с Евразией соединяет ….

Суэцкий перешейк

Самый крупный остров у берегов Африки площадь 590 тыс км 2

Остров  Мадагаскар

Русский учёный, доказавший что родиной ценных  твёрдых сортов пшеницы является Эфиопия

Н.И. Вавилов

Самое большое озеро Африки (68тыс км2)

Озеро Виктория

Самое глубокое озеро Африки (1435м)

Озеро Танганьика

Самая полноводная река материка

Река Конго

1497-1498 португальская экспедиция обогнула Африку и направилась в Индию во главе с….

Васко да Гамма

В 1855 г открыл водопад Виктория на реке Замбези

Давид Ливингстон

III. Объяснение нового материала.

1)Введение в тему. Просмотр слайдов о природе  Африки для обозначения темы урока (звучит песня об Африке).

- Вы наверное догадались,что тема нашего урока «Природные зоны Африки». Открыли рабочие листы и записали  тему урока.

2)Актуализация опорных знаний. Совместное целеполагание.

Вступительная беседа учителя. 

Девиз урока: “Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”

Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. Сегодня мы совершим удивительное путешествие, познакомимся с природой Африки поближе, поставим цели урока:

1. Познакомимся с природными зонами.

2. Выявим особенности природных зон.

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним (Беседа по предложенным вопросам).

- Что называется природной зоной? (ПЗ - это крупный ПК, обладающий общими температурными условиями, увлажнением, почвами, растительным и животным миром)

-Какие факторы влияют на образование природных зон на суше? (климат)

По карте «Природные зоны» определите в каких природных зонах расположен этот материк? (Африка расположена в зоне экваториальных лесов, саванн, пустынь, жестколистных лесов)

- Если проанализировать размещение ПЗ на материке, то вы увидите, что ПЗ изменяются от экватора к северу и югу. Как называется закон, по которому происходит смена климата, ПЗ от экватора к полюсам? (закон широтной зональности)

-Перечислите природные компоненты в составе природного комплекса (природные компоненты: растительность, животные, рельеф и горные породы, климат, воды, почва)

Каждый человек рождён мечтателем и путешественником.

Сегодня нас вновь позвала за собой Африка! Этот необычайно интересный и удивительный материк. Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по природным зонам Африки, узнаем о растительности, животных этого материка.

-Постановка проблемного вопроса. Но прежде чем мы приступим к изучению ПЗ, я хотела бы  прочитать слова  знаменитого философа Б.Шоу, который  сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Что имел в виду Б.Шоу? Давайте попробуем ответить на этот вопрос в конце урока?

А начнём мы с вами наше путешествие с жёстколистных вечнозелёных лесов и кустарников.

3)Первичное восприятие и осмысление нового материала.

Коллективная работа с картой и атласом, заполняем 1 строку  таблицы в рабочих листах.(Приложение 2)

-Где они расположены? (с. 25) ( Вечнозеленые жестколистные леса и кустарники. Эта природная зона невелика. Она простирается узкой прибрежной полосой вдоль Атласских и Капских гор на севере и юге Африки).

-Какие климатические условия характерны? (с.25) ( Вечнозеленые жестколистные леса и кустарники сформировались в условиях субтропического климата с прохладной и влажной зимой и жарким сухим летом. Количество осадков там выпадает достаточное - 600 мм в год).

-Какие почвы характерны для данной ПЗ? (с.14) (Под вечнозелеными жестколистные лесами и кустарниками сформировались коричневые почвы. Они имеют довольно мощный гумусовый горизонт и достаточно плодородные при орошении). 

-Познакомимся с растительным и животным миром жестколистных лесов.

Просмотр фрагмента видеофильма «Природные зоны мира».

-Какие же особенности характерны для жестколистных  вечнозеленых лесов и кустарников?

1) наличие влажного и сухого сезонов года;

2) одноярусные леса

-Леса почти полностью вырублены. На их месте выросли заросли вечнозеленых кустарников и невысоких деревьев –земляничное дерево, плоды которого по внешнему виду напоминают землянику, низкорослый каменный дуб, мирт. Огромные территории распаханы и заняты плантациями маслин, винограда, цитрусовых

Мы все вместе дали характеристику жестколистным вечнозеленым лесам, а сейчас мы отправляемся в  путешествие по природным зонам  Африки, которые занимают наибольшую площадь на материке, но  с начала необходимо определить ваши маршруты. Я получила несколько писем. Узнайте, о каких природных зонах в них говорится, этим вы определите маршрут своей экспедиции.

1 письмо. В этих лесах то тут, то там растут деревья-гиганты. Их стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди. (Гилея – влажные экваториальные леса Африки)

2 письмо. Испанцы называют её дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго... (Саванны)


3письмо. Здесь почти не бывает дождей. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы. Жители говорят: “Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни”. Здесь ветер - великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть. (Пустыни)

Мы с вами продолжим наше путешествие. Сейчас каждая команда получит задание по исследованию природных зон (Приложение 3).

 -Задания получены!

-Итак, в путь! На практическую работу в группах вам отводится

8 минут, а на защиту краткого выступления 3минуты. Участники выполняют практические задания в исследовательском журнале с помощью учебников (с 120-125), карт атласа, опорных листов (Приложение 4)

 (звучит музыка - африканские мотивы).

4)Работа в группах.

(Учитель помогает группам в случаях затруднения, корректирует и координирует работу учащихся по необходимости).

- Физминутка. Перед  отчетами учащихся провести  игру «Руки, ноги, голова» (Запад,восток – руки  в стороны, юг- шаг назад, север-шаг вперед.

Учитель называет географические объекты, учащиеся выполняют действие :м.Альмади, Средиземное море, Драконовы горы, п-Сомали, Гвинейский залив, река Нигер, о-вМадагаскар, пустыня Сахара)

5)Отчёты учащихся по природным зонам (Приложение 5).

Учитель. Самая  большая пустыня на земле? (Сахара) и следующей ПЗ, в которой мы побываем  будет зона пустынь. Вам слово исследователи

1) Пустыни

На границе с полупустынями, где дожди выпадают уже 2-3 месяца образуются саванны. Мы с вами продолжим наше путешествие и следующей ПЗ будет саванна. Вам слово исследователи.

2)Саванны

                        Динамическая пауза.

Прежде, чем отправиться дальше, мы сделаем остановку. Сядьте поудобней, расслабьтесь. Закройте глаза и подумайте, какую картину природы вы можете представить себе, слушая эти звуки? Где вы мысленно побывали сейчас?

3)Влажные вечнозеленые леса. Вам слово исследователи.

Учитель. Вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Группы собрали интересный материал о природных зонах Африки! Провели свои исследования. 

А в Африке, а в Африке на Черной Лимппопо 
Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо. 
И рыщат по дорогам слоны и носороги, 
И говорят сердито: «Что ж нету Айболита?». 
А рядом бегемотики схватились за животики, 
У них у бегемотиков животики болят, 
А рядом страусята визжат, как поросята, 
Ох жалко, жалко бедных страусят.
 
Да, это знаменитое стихотворение К.И. Чуковского, о добром докторе Айболите. 

-А почему животные Африки оказываются в опасности, что им угрожает?

( Животным угрожает опасность от браконьеров).

Потрясающее разнообразие фауны обильно представлено редкими, экзотическими животными. Нигде в мире нет столько потрясающих особей. Но вот есть и проблемы. Проблема – сам человек. Он истребляет, уничтожает, мешает поразительным представителям природы. Браконьерство, незаконный отстрел, неправильное хозяйствование – враги животных Юга Африки.

-А как вы считаете, нуждается ли природа Африки и ее животные в охране?

-Правильно, многие животные занесены в Красную книгу, а в Африке есть много заповедников и национальных парков.

-А что же называют заповедником? Соберите из отдельных фраз определение понятия «заповедник» («Лингвистический конструктор»)

-природные комплексы, территории, в естественном состоянии, на которых сохраняются.

-Найдите на физической карте Африке заповедники и национальные парки.

В заповедниках разрешается находиться только людям, ведущим исследовательскую работу. Национальные парки в отличии от заповедников, могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать установленные там правила. В Африке они занимают большие площади, особенно их много в Южной и Восточной Африке.

-Как вы понимаете слова знаменитого философа? (проблемный вопрос)

IV. Первичное закрепление (индивидуальная работа).

1. Игра «да» - «нет» («Займи позицию»)

Вы молодцы, вы прекрасно работали, но мне бы,  хотелось убедиться, насколько вы были  внимательны. У вас на партах лежат сигнальные флажки красного и синего цвета, если вы согласны с утверждением, то поднимите красный флажок, если нет – синий.

  1. Сахара расположена в тропическом поясе.
  2. В экваториальных лесах самый чистый и влажный воздух.
  3. Самое крупное животное  на суше бегемот.
  4. В пустыне Намиб растёт слоновая трава высотой 3 м.
  5. Сахара - самая большая пустыня мира.
  6. В саваннах не встретишь деревьев, одна травянистая растительность.
  7. Песчаная пустыня называется – эрги.
  8. Жираф - самое высокое животное на Земле.
  9. Во влажных экваториальных лесах даже днём царит полумрак.
  10. В Сахаре можно встретить «стреляющие камни», которые лопаются от перегрева на солнце
  11. В пустынях человек страдает не только от жары, но от холода.
  12. Самум название племени, проживающего в зоне пустынь
  13. Самое быстрое животное гепард.
  14. Африканский слон - самое крупное животное на суше.
  15. Вельвичия растет во влажных экваториальных лесах
  16. Муха це-це не приносит вред человеку.

2.Составить «Кластер»

Саванна – субэкваториальный климат  –– смена ЭВМ и ТВМ   – сезонность природы – преобладание травянистой растительности   - высокотравная степь– разнообразие крупных животных.

Поведение итогов урока

-Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого давайте вспомним, какие цели перед вами стояли.

-Выставление оценок

Y. Домашнее задание:  §28, 29, сделать презентацию об одном из  заповедников или национальных парков Африки

YI. Рефлексия урока.

Учитель. Посмотрите на девиз нашего урока. Что нового вы узнали во время нашего путешествия?

Закончите фразу: «Я узнал, что..»: гилея, вади, «стреляющие камни», самум, красно-желто-ферралитные, эрги, саванна, баобаб, вельвичия.

-Заполните «Рефлексивную карту»

Приложение 1.

А

Б

Самая протяжённая река в мире

Самая большая тропическая пустыня в мире

Самая высокая точка  материка Африка над уровнем моря 5895м

Самая низкая точка в Африке (-153м)

Африку с Евразией соединяет ….

Самый крупный остров у берегов Африки площадь 590 тыс км 2

Русский учёный доказавший что родиной ценных  твёрдых сортов пшеницы является Эфиопия

Самое большое озеро Африки (68тыс км2)

Самое глубокое озеро Африки (1470м)

Самая полноводная река материка

1497-1498 португальская экспедиция обогнула Африку и направилась в Индию во главе с….

В 1855 г открыл водопад Виктория на реке Замбези


Приложение №2.  Рабочий лист урока.

Девиз урока: “Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”

Тема урока:_________________________________________

                                                    Исследовательский журнал «Природные зоны Африки»

Название ПЗ

 ГП

Климат

(климат. пояс, температура,

осадки)

Почвы

Растения

Животные

Экологические

проблемы

Жёстколистные вечнозелёные леса и кустарники

Пустыни

Саванны

Влажные экваториальные леса

Географический словарь.

  1. Песчаная пустыня называется – ____________.
  2. Щебнистая пустыня - ____________.
  3. Влажные экваториальные леса  Африки - ________________.
  4. Заповедники -____________________________________________________________________________.


Приложение 3.

Задания для групп.

                                 Задания для первой группы.

Дорогие ребята!

Африка красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло - т.к. именно вам выпала честь исследовать природную зону пустынь.

Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции в создании отчета.

Распределите обязанности в группе. Каждый участник группы готовит подробный рассказ по одному из пунктов. 1-й ученик по географическому положению, 2-й по климату, 3-й по почвам, 4-й по растительности, 5-й по животному миру, 6-й  экологические проблемы зоны пустынь. Капитаны отвечают за подготовку группы

Задания:

Картограф. Что такое пустыня? Определите по карте, какие пустыни вы увидели на территории Африки?

Климатолог. В пределах, какого климатического пояса лежит эта природная зона? Определите по климатической карте Африки климатические условия этой природной зоны? (Определите температуру зимой, летом, количество осадков, их режим, особенности климата. Максимальные и минимальные температуры)

Почвовед. По почвенной карте определите тип почв в пустыне и дайте ему характеристику

Ботаник. Используя материал учебника (с.124-125) и опорного листа «Пустыни», определите  каков характер растительности этой зоны? Как она приспособилась к условиям пустыни?

Зоолог. Используя материал учебника (с.124-125)  и опорного листа «Пустыни», определите  какие животные обитают в пустынях? Как они приспособились к условиям пустыни?

Эколог. Определите экологические проблемы зоны .

Результаты своих наблюдений обсудите в группе и составьте отчет.

Капитану и дружному экипажу желаю удачи!

                 Задания для второй группы

Дорогие ребята!

Африка красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло - т.к. именно вам выпала честь исследовать природную зону саванн.

Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции в создании отчета.

Распределите обязанности в группе. Каждый участник группы готовит подробный рассказ по одному из пунктов. 1-й ученик по географическому положению, 2-й по климату, 3-й по почвам, 4-й по растительности, 5-й по животному миру, 6-й экологические проблемы зоны пустынь. Капитаны отвечают за подготовку группы

                                Задания

Картограф. Определите по карте «Природные зоны Африки», где располагаются саванны. Что называется саванной?

Климатолог. Определите по климатической карте в пределах, какого климатического пояса лежит эта природная зона. По карте «Климат Африки» определите климатические условия этой природной зоны: климатический пояс ,воздушные массы, температура зимой и летом, осадки и их режим.

Почвовед. По карте «Почвы мира» определите тип почв в саванне и дайте ему характеристику.

Ботаник. Используя материал учебника (с.121-123) и опорного листа  «Описание саванны», определите какие растения растут в этой зоне, как они приспособлены к засушливому периоду.

Зоолог.  Используя материал учебника(с.121-123)  и опорного листа  «Описание саванны»,  какие животные обитают в этой природной зоне, как они приспособлены к открытому пространству?

Эколог. Определите экологические проблемы зоны.

Результаты своих наблюдений обсудите в группе и составьте отчет.

Капитану и дружному экипажу желаю удачи!

                      Задание для третьей группы

Дорогие ребята!

Африка красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло – т.к. именно вам выпала честь исследовать природную зону влажных экваториальных лесов!

Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции.

 Распределите обязанности в группе. Каждый участник группы готовит подробный рассказ по одному из пунктов. 1-й ученик по географическому положению, 2-й по климату 3-й по почвам, 4-й по растительности, 5-й по животному миру, 6-й экологические проблемы  влажных экваториальных лесов. Капитаны отвечают за подготовку группы

Картограф. Определите по карте «Природные зоны Африки», где располагаются влажные вечнозеленые леса?

Климатолог. Определите по климатической карте Африки климатические условия этой природной зоны? (определите климатический пояс, температуру зимой и летом, количество осадков, и их режим, особенности климата)

Почвовед. По почвенной карте определите тип почв в экваториальном лесу. Почему почвы не плодородные?

Ботаник. Используя материал учебника (с.120-121) и опорного листа «Влажный экваториальный лес», определите какие растения произрастают в этих лесах?

Зоолог. Используя материал учебника (с.120-121) и опорного листа «Влажный экваториальный лес», определите какие виды животных обитают в этих лесах?

Эколог. Определите экологические проблемы зоны.

Результаты своих наблюдений обсудите в группе и составьте отчет.

Капитану и дружному экипажу желаю удачи!

Приложение 4.

Опорный лист №1

                                     Тропические пустыни

Тропические пустыни занимают около30% площади и расположены в северной и южной частях материка: Сахара, Намиб.

       Названия пустынь на языке африканцев отражают особенности местности. Пустыня Намиб - «Намиб» означает «щит», на языке народа нама означает «место, где ничего нет». Это самая древняя из всех пустынь на земле, существует уже на протяжении 80 млн. лет.    

     Сахара - «ас-сахра» - пустынная степь, либо «рыжеватая», «красная».

Часто Сахару называют «великой» в связи с её размерами. Сахара - самая большая пустыня мира, её площадь равна 7 млн. квадратным километрам.

      Согласно общепринятым представлениям, Сахара - это песчаное море. Песчаная пустыня называется – ЭРГИ, щебнистая пустыня – РЕГИ.
    Но её песчаная поверхность занимает лишь малую часть, в основном это необозримые равнины, покрытые камнем и щебнем, есть и горные хребты.

     Для пустынь характерны суточные колебания температур. Горные породы быстро разрушаются, и ветер перемещает не закреплённые растениями обломки. День в Сахаре, но и долгожданная ночь не приносит облегчения. Удивительно, но на этой, казалось, всегда раскалённой земле человек страдает не столько от жары, сколько от холода. Нестерпимый зной (до +50 градусов С) сменяется пронизывающей ночной прохладой (до -18 градусов С). Таких резких перепадов не выдерживают даже камни. В полдень, в самую жару, иногда можно слышать громкий и отчётливый треск... Это лопается и разлетается на куски перегревшийся камень! («стреляющие камни»)

    Осадки выпадают редко: В Сахаре до 100мм. Воздух очень сухой, дождей не бывает по несколько лет, а если и случаются, то капли высыхают, не достигнув земли.

    В пустыне нет или очень мало органических остатков растений, воды, почвенных организмов, поэтому и почвы практически не образуются. Здесь образуются песчаные серозёмы и серо-бурые почвы.
    Животный мир пустыни богаче растительного. Животные приспособились в поисках воды проходить большие расстояния, например антилопы. Ящерицы, черепахи и змеи могут долго обходиться без воды. Многочисленны 
жуки, саранчовые, скорпионы. Из хищников встречаются гиены, шакалы, лисицы. 

     Из растений преобладают колючие кустарничковые.

Для пустыни Намиб характерно растение вельвичия, ее называют – удивительной. Реликтовый вид произрастает только здесь. Короткий ствол её над землёй поднимается на 50 см. От его вершины отходят два кожистых листа длиной до 3 м Листья сохраняются на протяженинии всей жизни растения – более 100 лет.
В пустынях можно встретить оазисы с бурным растительным покровом. Как ничтожно малы эти островки жизни в безбрежном океане пустыни! Оазисы - это прежде всего зелёные перистые кроны
финиковых пальм.

      В настоящее время через Сахару проложены асфальтированные дороги, в местах добычи полезных ископаемых возникли новые города и поселки, возросло количество населения, занимающегося сельским хозяйством. Но эти по существу своему позитивные процессы в условиях крайне уязвимой природы Сахары повлекли за собой и нежелательные явления. В настоящее время площади пустынь в северной части Африки увеличиваются. Наблюдаемый процесс наступления пустыни на юг, в сторону саванн, идет очень быстро. Вытаптывание почвы скотом, выжигание и вырубание кустарниковой и древесной растительности по границе пустыни способствуют разрушению почвенного покрова, развеванию песков и высыханию водоемов. По некоторым данным, Сахара продвигается на юг со скоростью примерно 1 км в год.

 Опорный лист №2

                                                  Саванны

    Эта зона занимает наибольшую площадь на материке. Название «саванна» происходит от испанского слова «сабана», что значит дикая первобытная равнина. По внешнему виду саванна – это высокотравная степь. Она занимает около 40 % площади материка. Зона саванн, словно гигантской подковой, огибает африканский дождевой лес.  

    Процесс почвообразования в саваннах происходит в условиях сезонного выпадения осадков. В период дождей усиливаются распад органических веществ и промывание почвы. В сухой период из-за недостатка влаги жизнедеятельность микроорганизмов замедляется, и растительный опад богатого травянистого покрова разлагается не полностью. Благодаря этому в почве накапливается перегной. В саваннах преобладают красно-бурые почвы.

    Основная черта природы саванн - ярко выраженная сезонность. Для неё характерны смена сухого и влажного сезонов года (господствуют 2 воздушные массы). Преобладание травянистого покрова с отдельными деревьями или группами деревьев и кустарников жаркого пояса. Для произрастания лесов здесь не хватает влаги. В сухой сезон травы высыхают, деревья сбрасывают листву. В сезон дождей вся природа оживает.

    Растения приспосабливаются к сухому периоду. Среди сплошного моря трав, которые могут достигать 3 м высоты, разбросаны рощи с редкорастущими деревьями: огромные баобабы.

      Самое удивительное дерево - баобаб. Высота их 25м, ствол очень толстый, обхват - 45м, верхушки такого ствола венчают раскинутые во все стороны крупные ветви, образуя крону до 50м в диаметре. Живут баобабы до 5000 лет. К засушливому сезону накапливают влагу до 120 литров.

    Молочай – древовидные растения с мясистыми стеблями и ветвями, лишёнными листьев и покрытых колючками, в которых они накапливают запас влаги.

    Самое высокое злаковое - слоновая трава, это многолетняя трава высотой до 3,5 м., достигает иногда 8 м, её очень любят слоны, поэтому оно так и называется.

    Саванна отличается большим разнообразием животного мира. Здесь обитают разнообразные антилопы, зебры.

    Жираф - самое высокое животное на Земле. Его рост может достигать 5,5 метров; вес -1 тонну, а длина шеи около 3-х метров.

   Африканский слон - самое крупное животное на суше. Его масса – 5 т, рост – 3,5 м, а длина туловища до 5 м. Раньше они жили на всём материке, а теперь их осталось мало. Они истреблены из-за ценной слоновой кости – бивней.

   Есть буйволы, носороги. По берегам рек и озёр встречаются бегемоты (массой до 3 т). Такое скопление животных возможно обилию пищи.        Травоядным животным сопутствуют многочисленные хищники – львы, гепарды, леопарды, шакалы, гиены. В реках обитают крокодилы, наиболее крупный из них – нильские, длинной 5 – 6 м.

    Богат мир пернатых. Среди них: маленькая нектарница, африканский страус (Страус - самая крупная птица, его рост достигает 2,6 метра; вес более 100 кг ), птица марабу, птица – секретарь, пеликаны, фламинго, цапли.

    Большей частью животные саванн имеют крупные размеры. Разнообразие крупных животных - главная черта животного мира саванн.

     Природа изменена человеком. Здесь находятся громадные площади распаханных земель и пастбищ. Неправильное ведение сельского хозяйства (выжигание, вырубка деревьев, выпас скота) способствуют тому, что саванна уступает место пустыням. Для этого в Сахаре создаётся широкая лесная полоса длиной 1500км, который защитит саванну от сухих ветров пустыни.

 Опорный лист №3

                              Влажные экваториальные леса  

     Влажные экваториальные леса  находятся в центральной части материка. Они расположены в бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залив

     Вечнозелёные экваториальные леса , или ГИЛЕЯ, удивляют своей густотой, непроницаемостью и разнообразием растительных организмов. Их особенность – многоярусность. Она стала возможна вследствие бесконечной борьбы за солнечный свет, в которой принимают участие не только деревья, но и эпифиты, и вьющиеся лианы. Верхний ярус составляют деревья высотой до 50 метров. Они имеют дисковидные корни - подпорки высотой в 4 метра. Стволы настолько толстые, что их не смогут обхватить даже 6 человек. Это гигантские фикусы, сейба. Это светолюбивые растения и растут они не слишком густо. Различные пальмы составляют средний ярус. Они имеют высоту 20-30м, кроны их соприкасаются между собой, образуя плотный навес.  В нижнем ярусе растут деревья высотой 10- 15м: каучуконосы, красное дерево, папоротники. Деревья покрыты эпифитами и обвиты лианами. Лианы делают лес практически непроходимым. Под пологом леса растут различные кустарники, бананы – многолетняя трава, которая вырастает за 10 месяцев в высоту 7-8 метров. Стволы деревьев покрыты эпифитами мхами и лишайниками. Они не связаны с почвой, питание получают из воздуха, атмосферных осадков, отмерших листьев. Экваториальные леса вечнозелёные, т.к. они не сбрасывают листья сразу, а постепенно. В этом лесу даже днём царит полумрак.

     Леса очень богаты ценными растениями. Однако почвы удивительно неплодородны. Во - первых, идёт сильный промыв, а во-вторых, быстрый процесс разложения опада. Эти питательные вещества сразу поглощаются растениями, не накапливаются. Поэтому почвы бедны перегноем и представлены красно-жёлтыми фераллитными .   

       Много животных обитает на деревьях. Это многочисленные птицы, насекомые, обезьяны. В непроходимых местах сохранились гориллы. В нижнем ярусе, к наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, африканский оленёк, окапи (родственник жирафа). У водоёмов встречаются карликовые бегемоты (ростом до 80 см). В почве водятся змеи, ящерицы, муравьи. Обитает муха цеце, её укусы вызывают гибель скота, а у человека сонную болезнь. Крупных хищников нет. Самый крупный леопард. Во всех ярусах обитают муравьи.

       Влажные экваториальные леса занимают небольшую часть поверхности Земли. Они играют особую роль. Эти «зеленые легкие» Земли вырабатывают около трети кислорода, содержащегося в атмосфере. Кроме того, лес играет важную роль хранителя почв, сдерживающих наступление пустынь. Между тем, уже сегодня сведение экваториальных лесов приняло угрожающие масштабы. Каждый год в мире уничтожается 11 миллионов гектаров.
Ряд африканских стран уже осознали всю серьезность последствий столь интенсивной вырубки лесов. Уже сейчас в странах Африки создаются национальные парки с целью сохранения экваториальных лесов.

Приложение 5.

 Отчёт 1 группы.

Руководитель: Наша группа занималась изучением ПЗ пустыни. Пустыня – это засушливый район с продолжительными периодами жары и засухи или отсутствием атмосферных осадков. На материке пустыни занимают область тропических широт: это пустыня Сахара, Намиб, Калахари. Мы исследовали климат этой зоны, растительность, животный мир. Слово климатологу.

Климатический пояс, в котором находится зона пустынь – тропический, высокая температура воздуха местами до +58ºС. Температура летом +32ºС, зимой +16ºС.Осадки выпадают редко: В Сахаре до 100мм, в Калахари до 500мм в виде росы. Воздух очень сухой, дождей не бывает по несколько лет, а если и случаются, то капли высыхают, не достигнув земли.

Представьте относительно прохладное утро в Сахаре и огромный огненный шар солнца, поднимающийся над пустыней. Поднимается солнце и раскаляется все вокруг. Воздух горячий как из раскаленной печи. Он настолько сухой, что обжигает губы, и они тут же трескаются. Жар песка выдерживают только мозолистые ноги верблюдов. Великий и властный хозяин пустыни – ветер. Ветер может принести пыльные бури, а может устроить песчаный вихрь – самум. Ночь в пустыне не приносит облегчения. Человек здесь больше страдает от холода, нежели от жары. Столбик термометра может ночью опускаться до - 18° С. В полдень можно слышать громкий треск. Это от перепадов температур трескаются камни.

Сахара – самая большая пустыня мира. Песчаная поверхность занимает лишь малую площадь. В основном это равнины, покрытые камнем и щебнем. Почвы неплодородные. Встречаются солончаки и солонцы. Еще одна пустыня Африки – Намиб. Большую часть пустыни занимают песчаные дюны. Они могут быть высотой до 300 метров. Цвет меняется от бело – желтого до красного в зависимости от содержания в песке окислов железа. Сейчас поверхностных вод в пустыне почти нет, источником водоснабжения являются подземные воды. Сухие русла рек, называют вади. Наиболее богаты подземной водой песчаные пустыни. Наиболее крупные оазисы образуются около артезианских колодцев

Растительность Сахары чрезвычайно скудная, а местами её нет совсем. Кое - где растут отдельные пучки трав и колючие кустарники это верблюжья колючка, саксаул. Эти растения имеют очень длинные корни или колючки вместо листьев. Только в оазисах развивается богатая растительность, растёт финиковая пальма. Она даёт пищу, строительный материал. У некоторых жителей пустынь финики заменяют деньги. Финики можно назвать «хлебом пустыни», их едят сырыми, жаренными, варёнными, вяленными. Из листьев плетут корзины, а из волокна получают верёвки, даже рыбу в оазисах ловят на финики.

В пустыне Намиб растёт удивительное растение вельвичия. Это дерево, оно имеет ствол до 1м в диаметре, от которого отходят два плотных кожистых листа длиной до 3 м. Листья сохраняются на всей жизни растения более 100 лет. Со временем листья расщепляются, образуя длинные ленты, за что вельвичию называют осьминогом пустыни.

Повсеместно распространены лисица фенёк, антилопы, которые в поисках пищи и воды могут пробегать большие расстояния, верблюды. Много пресмыкающихся: змей, черепах, ящериц ведущих в основном ночной образ жизни, так как они днём скрываются в норах, они могут долго обходиться без воды. Их хищников встречаются гиены, шакалы.

В настоящее время  через Сахару проложены асфальтированные дороги, в местах добычи полезных ископаемых возникли новые города и поселки, возросло количество населения, занимающегося сельским хозяйством. В настоящее время площади пустынь в северной части Африки увеличиваются. Наблюдаемый процесс наступления пустыни на юг, в сторону саванн, идет очень быстро.

Отчёт 2 группы.

Руководитель:  Слово  саванна происходит от испанского «сабана», что значит «дикая первобытная равнина».

По внешнему виду – это высокотравная степь. Словно подкова огибает африканский дождевой лес.

Климат субэкваториальный. Летом господствуют экваториальные воздушные массы, зимой тропические. Температура зимой +16º, летом +24º, осадки выпадают по сезонам: летом много, зимой мало, редко. Выражено два сезона.

В саваннах преобладают красно- бурые почвы. Их цвет определяется количеством железа в почве. Население активно использует эти Земли, т.к. они очень плодородны.

Основа растительности травяной покров, местами до 3м высоты. Среди этого моря трав возвышаются огромные баобабы, акации. Растения приспособлены к засушливому климату: у многих листья мелкие (или сбрасывают на этот период), стебель толстый, в нём накапливается запас влаги, у многих листья видоизменены и превращены в колючки.

В саванне обитают разнообразные крупные животные: антилопы, зебры, слоны, жирафы, буйволы, носороги, по берегам рек встречаются бегемоты. Огромное количество животных объясняется изобилием разнообразной пищи. Много хищников: гепарды, львы, шакалы, гиены, крокодилы. Много птиц: страус, птица марабу, которая обитает только в Африке, птица- секретарь с длинными как у журавля, ногами. Много термитов. Когда наступает сухой сезон, некоторые животные впадают в спячку, укрываются в норах или откочёвывают во влажные места, многие имеют защитную окраску

            Природа изменена человеком. Здесь находятся громадные площади распаханных земель и пастбищ. Неправильное ведение сельского хозяйства (выжигание, вырубка деревьев, выпас скота) способствуют тому, что саванна уступает место пустыням. Потери сельхоз земель приводит к гибели скота и посевов,  к голоду людей. Для этого в Сахаре создаётся широкая лесная полоса длиной 1500км, который защитит саванну от сухих ветров пустыни.

Отчёт 3 группы.

Руководитель:  Наша гр. занималась изучением ПЗ влажных экваториальных лесов, мы исследовали ГП, климатические особенности, характер почвенного покрова, растительности, животного мира, рассмотрели экологические проблемы. И сейчас каждый участник экспедиции отчитается о своей работе.

Влажные экваториальные леса находятся в центральной части материка. Они расположены в бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залива. ( ответ по карте)

Даже днем в этом лесу царит полумрак. Экваториальный лес – это царство вечного лета, весь  год температуры держатся  выше+25° С. К полудню набегают тучи, раздаются раскаты грома, сплошной стеной льет дождь. За год выпадает от 1000-2000мм осадков. Это особенности экваториального климата

Почвы имеют цвет ржавчины, они называются красно- желтые ферраллитные, содержат много железа и алюминия. Почвы не плодородны, в - первых, идёт сильный промыв, а во-вторых, быстрый процесс разложения опада. Эти питательные вещества сразу поглощаются растениями, не накапливаются

В этом лесу даже днём царит полумрак. Экваториальные леса многоярусны: верхний ярус составляют деревья высотой до 50 метров. Они имеют дисковидные корни - подпорки высотой в 4 метра. Стволы настолько толстые, что их не смогут обхватить даже 6 человек. Это гигантские фикусы, сейба. Это светолюбивые растения и растут они не слишком густо. Различные пальмы составляют средний ярус. Они имеют высоту 20-30м, кроны их соприкасаются между собой, образуя плотный навес.  В нижнем ярусе растут деревья высотой 10- 15м: каучуконосы, красное дерево, папоротники. Деревья покрыты эпифитами и обвиты лианами. Лианы делают лес практически непроходимым. Под пологом леса растут различные кустарники, бананы – многолетняя трава, которая вырастает за 10 месяцев в высоту 7-8 метров. Стволы деревьев покрыты эпифитами мхами и лишайниками. Они не связаны с почвой, питание получают из воздуха, атмосферных осадков, отмерших листьев. Экваториальные леса вечнозелёные, т.к. они не сбрасывают листья сразу, а постепенно.

       Много животных обитает на деревьях, где сосредоточена вся зелень, много цветов, плодов, семян. Это многочисленные птицы, насекомые, обезьяны. В непроходимых местах сохранились гориллы. В нижнем ярусе, к наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, африканский оленёк, окапи (родственник жирафа). У водоёмов встречаются карликовые бегемоты (ростом до 80 см). В почве водятся змеи, ящерицы, муравьи. Обитает муха цеце, её укусы вызывают гибель скота, а у человека сонную болезнь. Крупных хищников нет. Самый крупный леопард. Во всех ярусах обитают муравьи.

Влажные экваториальные леса  это «лёгкие планеты» и вырубка лесов может привести к росту углекислого газа. Через 40 лет температура может повыситься на несколько градусов. Начнут таять ледники, повысится уровень Мирового океана. Лес сдерживает наступление пустынь, играет роль хранителя почв, сдерживающих наступление пустынь. Каждый год в мире уничтожается 11 млн. га. Уже сейчас в странах Африки создаются национальные парки с целью сохранения экваториальных лесов.

Приложение  6.

                            Рефлексивная карта

1.На уроке я работал(а)

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

Доволен(а) / не доволен(а)

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал(а) / устал(а)

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

    



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз урока: «Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!»

Слайд 2

Природные зоны Африки

Слайд 3

Цели и задачи урока : Познакомиться с природными зонами Африки. Выявить особенности природных зон Африки.

Слайд 4

Природная зона- это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира. Образование природных зон обусловлено климатом. Природная зона климат почвы воды животные рельеф растения

Слайд 5

Знаменитый философ Б.Шоу, сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

Слайд 6

Исследовательский журнал «Природные зоны Африки» Название ПЗ ГП Климат (климат. пояс, температура, осадки) Почвы Растения Животные Экологические проблемы Жёстколистные вечнозелёные леса и кустарники Узкая полоса на севере и юге Африки

Слайд 7

Исследовательский журнал «Природные зоны Африки» Название ПЗ ГП Климат (климат. пояс, температура, осадки) Почвы Растения Животные Экологи-ческие проблемы Жёстколистные вечнозелёные леса и кустарники Узкая полоса на севере и юге Африки Субтропи - ческий , t з +8..+16 *С t л 16…+24*С, 250-1000 мм

Слайд 8

Исследовательский журнал «Природные зоны Африки» Название ПЗ ГП Климат (климат. пояс, температура, осадки) Почвы Растения Животные Экологи-ческие проблемы Жёстколистные вечнозелёные леса и кустарники Узкая полоса на севере и юге Африки Субтропи - ческий , t з +8..+16 *С t л 16…+24*С, 250-1000 мм Коричне-вые

Слайд 9

Исследовательский журнал «Природные зоны Африки» Название ПЗ ГП Климат (климат. пояс, температура, осадки) Почвы Растения Животные Экологи-ческие проблемы Жёстколистные вечнозелёные леса и кустарники Узкая полоса на севере и юге Африки Субтропи - ческий , t з +8..+16 *С t л 16…+24*С, 250-1000 мм Коричне-вые Оливка, лавр, пробковый дуб

Слайд 10

Исследовательский журнал «Природные зоны Африки» Название ПЗ ГП Климат (климат. пояс, температура, осадки) Почвы Растения Животные Экологи-ческие пробле-мы Жёстколистные вечнозелёные леса и кустарники Узкая полоса на севере и юге Африки Субтропи - ческий , t з +8..+16 *С t л 16…+24*С, 250-1000 мм Коричне-вые Оливка, лавр, пробковый дуб Берберский олень, антилопы,кабаны,гиены

Слайд 11

Исследовательский журнал «Природные зоны Африки» Название ПЗ ГП Климат (климат. пояс, температура, осадки) Почвы Растения Животные Экологи-ческие пробле-мы Жёстколистные вечнозелёные леса и кустарники Узкая полоса на севере и юге Африки Субтропи - ческий , t з +8..+16 *С t л 16…+24*С, 250-1000 мм Коричне-вые Оливка, лавр, пробко-вый дуб Берберский олень, антилопы,кабаны,гиены Вырубка лесов, распашка земель

Слайд 12

ГИЛЕЯ

Слайд 13

ГИЛЕЯ

Слайд 15

Саванна

Слайд 16

Слоновая трава

Слайд 17

Баобаб

Слайд 19

Тропические пустыни

Слайд 20

Финиковая пальма

Слайд 22

природные комплексы, территории, в естественном состоянии, на которых сохраняются

Слайд 23

Заповедники – территории, на которых сохраняются в естественном состоянии природные комплексы .

Слайд 24

Знаменитый философ Б.Шоу, сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Как вы понимаете слова знаменитого философа?

Слайд 25

Домашнее задание § 21, 22 Сделать презентацию об одном из заповедников или национальных парков Африки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК 7 класс. "Природные зоны Африки".

Виртуальное путешествие по природным зонам Африки с использованием презентации....

Природные зоны Африки

Эти конспекты уроков помогут начинающим учителям географии при изучении Африки, Индии....

"Природные зоны Африки"

Как за короткое время изучить разнообразие природных зон Африки? Предлагаемая разработка урока дает возможность работы в группах с последующим обменом изученным материалом....

Природные зоны Африки.

Презентация по географии для 7 класса....

Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"

Использование модульной технологии...

Конспект урока географии для 7 класса "Научная экспедиция по природным зонам Африки"

Конспект урока включает ролевую игра и работу в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания,практическая работа, творческие з...

Африка. Презентация к уроку "Природные зоны Африки"

Презентация к уроку "Природные зоны Африки"...