Рабочая программа география 5-9 класс ФГОС
рабочая программа по географии

Рабочая программа по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geografiya_5-9_kl_gotov.docx81.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  

ПО ГЕОГРАФИИ 5-9 КЛАССЫ.

  1. Пояснительная записка

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

 2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства    образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897; с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1577).

 3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (приказ от 8 апреля 2015 №1/15)                      

  4.Образовательная программа основного общего образования  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени А.Невского»

5.Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени А.Невского» на 2018-2019 уч.год

6. Учебники:  И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин География. Начальный курс. 5 класс, М., Дрофа, 2015 г,; География, начальный курс 6 класс, Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова., издательство «Дрофа»;2015; А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев География материков и океанов. 7 класс, М., Дрофа, 2014; И.И.Баринова География России. Природа. 8 класс, М., Дрофа, 2015 г; В.П.Дронов, В.Я.Ром учебник: География России. Население и хозяйство. 9 класс, М., Дрофа, 2014 г.

7. Положение о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени А.Невского»

8. Рабочей программы основного общего образования по географии 5-9 классы (И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин)

9. На изучение географии в 5 классе выделяется 34ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели), включая 10 практических работ, в 6 классе выделяется 34ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели), включая 10 практических работ, в 7 классе выделяется 68ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели), включая 10 практических работ, в  8 классе выделяется 68ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели), включая 10 практических работ, в 9 классе выделяется  68ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели), включая 10 практических работ.

 Рабочая программа разработана на 1 год.

Планируемые результаты изучения курса географии

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих

Личностных результатов:

  • овладение  на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
    Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о  географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте  научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места  в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах его географического  освоения, особенностях природы, жизни, культуре и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах.
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня   безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акватория, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрении концепции устойчивого развития.

Содержание учебного предмета

География 5 кл

Что изучает география (4 часа).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (4 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы  № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы; 2. Как люди открывали Землю.

Земля во Вселенной (6 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (6 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу. Практическая работа № 2.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана

Природа Земли (13 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Практическая работа №6.Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Итоговый (1 ч)

География 6 класс

Введение  (1ч)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна — спутник Земли

Раздел 1: Виды изображений поверхности Земли (9ч)

Тема 1. План местности  (4ч)

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки плана.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направление по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съёмка. Полярная съёмка. Маршрутная съёмка.

Практические работы: 

1. Изображение здания школы в масштабе.

2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

3. Составление плана местности методом маршрутной съёмки.

Тема 2: Географическая карта.(5ч)

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте.

Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физической карте высот и глубин. Изображение на физической карте высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практическая работа:

4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

Раздел 2: Строение Земли. Земные оболочки (22ч)

Тема 3: Литосфера (5ч)

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различия равнин по высоте. Изменение равнин во времени.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практическая работа:

5. Описание форм рельефа.

Тема 4: Гидросфера  (6ч)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод Океана. Что такое Мировой океан. Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океана. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота

Практическая работа. 

6. Составление описания внутренних вод.

Тема 5: Атмосфера  (7ч)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практические работы. 

7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

8. Построение розы ветров.

9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

Тема 6: Биосфера . Географическая оболочка. (4 ч)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов по территории суши. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера

Практическая работа.

10. Составление характеристики природного комплекса.

Раздел 3: Население Земли (3 ч)

Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов.

Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

Название раздела, темы

Количество часов

Количество практических работ

Введение

1

Раздел 1: Виды изображений поверхности Земли (9ч)

Тема 1. План местности  

4

3

Тема 2: Географическая карта

5

1

Раздел 2: Строение Земли. Земные оболочки (22 часа)

Тема 3: Литосфера

5

1

Тема 4: Гидросфера

6

1

Тема 5: Атмосфера

7

3

Тема 6: Биосфера. Географическая оболочка

4

1

Раздел 3: Население Земли (3 ч)

Итого

35

10

География материков и океанов  7 класс

Введение.(3  часа )

Предмет  географии  материков  и  океанов.  Общая  география  и  страноведение.

История  исследования  Земли  человеком.  Великие  географические  открытия.  Выдающиеся  путешественники  и  географы. Современные  географические  исследования  Земли.

Географические  карты  прошлого  и  настоящего  времени.  Значение  и  использование  карт.  Определение  по  картам  географических  координат,  расстояний  и  направлений.

Практические  работы:

1. Обучение простейшим приемам  работы с географической информацией. Правила оформления к/к, к/к: материки, океаны, части света. Определение по глобусу и картам расстояний между точками в градусной мере и километрах

Главные особенности природы Земли ( 13  часов)

Земля – планета  Солнечной  системы.  Общие  сведения  о  планете  Земля,  её  происхождении,  форме  и  размерах.

Литосфера.  Литосферные  плиты  и  их  движение.  Гипотеза  Альфреда  Вегенера.  Пангея.  Панталасса.  Гондвана  и  Лавразия.  Срединно-океанические  хребты.  Глубоководные  желоба.  ПлатформыСкладчатые  области.  Тихоокеанское  огненное  кольцо.

Рельеф  Земли  и  его  главные формы.  Виды  равнин  и  гор.  Крупнейшие  равнины  и  горы  Земли.

Атмосфера.  Распределение  света,  тепла  и  влаги  по  земной поверхности.  Пояса  освещённости  и  тепловые  пояса  Земли.  Климатообразующие  факторы.  Климаты  Земли.  Основные  и  переходные  климатические  пояса  Земли.

Гидросфера.  Мировой  океан  и  его  части.  Крупнейшие  моря,  заливы  и  проливы  Земли.  Движение  воды  в  океане.  Суша  в  океане,  крупнейшие  острова  и  полуострова  мира.  Шельф  и  его  значение  для  человека.  Воды  суши,  их  разнообразие  и  роль  в  жизни  человека.

Биосфера – особая  оболочка  Земли.  Разнообразие  растительного  и  животного  мира.

Географическая  оболочкаПриродная  зональность и  вертикальная  поясность.

Земля – планета  людей.  Крупнейшие  страны  и  народы  Земли.  Размещение  населения  мира.  Миграции  населения  в  прошлом  и  настоящем.

Практические  работы:

2.  Определение  по  карте  направления  передвижения  литосферных  плит  и  прогнозирование  их  положения  в  далёком  будущем.

3. Выявление на карте побережий и шельфа, как особых аквально-территориальных природных комплексов

4.  Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

5. Изображение на карте направлений миграции людей в  прошлом и настоящем.

Материки  и  океаны.( 49 часов ) 

Океаны ( 5  часов )

Тихий  океан.  История  исследования.  Выдающиеся  мореплаватели  и  исследователи:  Ф. Магеллан,  Дж. Кук,  И.Ф. Крузенштерн  и  Ю.Ф. Лисянский,  С.О. Макаров,  Т. Хейердал.  Размеры,  географическое  положение,  крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Характерные  черты  водных  масс.  Важнейшие  течения.  Тайфуны  и  цунами.  Выдающиеся  объекты  в  Тихом  океане:  Филиппинское  море,  Марианский  желоб,  вулкан  Мауна  Лоа,  остров  Пасхи,  атолл  Бикини.  Особенности  морской  растительности  и  животного  мира  океана.

Атлантический  океан.  История  исследования,  выдающиеся  мореплаватели:  Эрик  Рауди,  Б. Диаш,  Х. Колумб,  Д. Кабот.  Размеры,  географическое положение,  крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Характерные черты  водных  масс.  Главные  течения.  Выдающиеся  объекты:  Азовское  море,  Мраморное море,  срединно-океанический  хребет,  остров  Исландия,  Бермудский  треугольник,  остров  Мартиника,  залив  Фанди,  Гольфстрим.  Характерные представители  животного  и  растительного  мира.

Индийский  океан.  История  исследования.  Васко  да  Гама,  Дж. Кук.  Размеры  и  географическое  положение  океана.  Крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Особенности  природы  океана.  Выдающиеся  объекты:  Красное  море,  Персидский  залив,  Сейшельские  острова.  Особенности  растительного  и  животного  мира  океана.

Северный  Ледовитый  океан.  История  исследования.  С.И. Челюскин,  Р. Пири,  Ф. Кук,  Н.А. Норденшельд,  Г. Седов,  Р. Амундсен,  Ф. Нансен,  О.Ю. Шмидт,  И.Д. Папанин.  Размеры  и  географическое  положение.  Крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Особенности  природных  условий  Арктики.  Выдающиеся  объекты:  Восточно-Сибирское  море,  остров  Гренландия,  Северная  Земля,  остров  Врангеля.  Характерные  представители  растительного  и  животного  мира.

Африка.( 10  часов )

История  исследования  материка:  путешествия  финикийцев,  Васко  да  Гама,  Д. Ливингстон,  Г. Стэнли,  Н.И.  Вавилов.

Размеры  и  географическое  положение  Африки.

Особенности  строения  земной  коры  и  размещение  основных  форм  рельефа.  Крупнейшие  равнины и  горы  Африки.  Размещение  важнейших  видов  полезных  ископаемых.

Климат  Африки.  Распределение  температуры  воздуха  и  осадков.  Африка – самый  жаркий  материк  Земли.  Климатические  пояса  Африки  и  их  характерные  черты.  Климатограмма.

Внутренние  воды  Африки.  Особенности  внутренних  вод  Африки.  Крупнейшие реки,  озёра,  водопады  материка.

Природные  зоны  Африки.  Характеристика  природных  зон  Африки:  влажные  экваториальные  леса,  саванны  и  пустыни  Африки.  Типичные  почвы,  характерные  представители  животного  и  растительного  мира.  Особо  охраняемые  территории.  Крупнейшие  национальные  парки.

Страны  и  народы  Африки.  Особенности  формирования  политической  карты  Африки.  Крупнейшие  страны.  Особенности  расового  и  национального  состава.  Крупнейшие  народы.  Особенности  хозяйства,  культуры  и  быта  африканских  народов.

Географическое  районирование  Африки:  характеристика  Северной  (Алжир,  Египет),  Западной  (Сенегал,  Нигерия),  Центральной  (ДР Конго),  Восточной  (Эфиопия,  Танзания,  Мадагаскар)  и  Южной  Африки  (ЮАР,  Намибия).

Практические  работы:

6. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах

7. Изображение на контурной карте крупных форм рельефа

8.  Определение причин разнообразия природных зон материка

9.  Характеристика природных условий, населения и хоз. деятельности одной из африканских стран.

Австралия  и  Океания.( 5  часов )

История  открытия  и  исследования Австралии  и  Океании.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  А. Тасман,  Дж. Кук,  Н.Н.Миклухо-Маклай.

Размеры,  особенности  географического  положения  и  природы  Австралии.  Крупнейшие  формы  рельефа.  Австралия – самый  сухой  материк  Земли.  Саванны  и  пустыни  Австралии.  Своеобразие  растительного  и  животного  мира.  Эндемики  Австралии.  Население  Австралии.  Австралийский  Союз.  Регионы  Австралии:  Восточная,  Центральная  и  Северная  Австралия.

Океания.  Особенности  природы  и  населения.  Микронезия  (Палау),  Меланезия  (Папуа-Новая  Гвинея)  и  Полинезия  (Гавайи  и  Таити).

   Практические  работы:

10. Сравнение ГП Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений.

Антарктида.( 3  часа )

История  открытия  и  исследования  Антарктиды.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  Д. Кук,  Ф.Ф. Беллинсгаузен,  М.П. Лазарев,  Р. Амундсен,  Р. Скотт.

Географическое  положение  Антарктиды.  Антарктика.  Особенности  природы.  Антарктида – самый  холодный  материк  Земли.  Ледниковый  покров  материка.  Антарктические  пустыни.

Южная  Америка.( 9  часов )

История  открытия  и  исследования  Южной Америки.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  Х. Колумб,  А. Веспуччи,  Ф. Писарро,  Ф.  де  Орельяно,  А. Гумбольдт,  Г.И Лангсдорф,  Н.И Вавилов.

Размеры  и  географическое  положение  материка.

Особенности  строения  земной  коры,  размещение  главных  форм  рельефа  и  важнейших  видов  полезных  ископаемых.

Особенности  климата  и  внутренних  вод  Южной  Америки.  Южная  Америка – самый  влажный  материк  Земли.  Крупнейшие  реки, озёра  и  водопады.

Природные  зоны  Южной  Америки:  сельва,  кампос  и  льянос,  пампа,  пустыни  и  области  высотной  поясности.

Страны  и  народы  Южной  Америки.  Крупнейшие  страны.  Особенности  расового и  национального  состава.  Хозяйство,  культура  и  быт  южноамериканских  народов.

Регионы  Южной  Америки:  Амазония  (Бразилия),  Атакама  (Чили),  Патагония  и  Гран-Чако  (Аргентина),  Андские  страны  ( Перу  и  Боливия).

    Практические  работы

   11. Определение черт  сходства и различий ГП Африки и Южной Америки

12. Сравнительное описание крупных речных систем Ю.Америки и Африки (по выбору обучающегося)

13. Оценивание и выбор обучающимися части материка для создания новы охраняемых территорий. Выделение ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу Ю.Америки

 Северная  Америка.( 7  часов )

История  открытия  и  исследования  материка.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  Лейф  Эйриксон,  Х. Колумб,  Э. Кортес,  Дж. Кабот,  Г. Гудзон,  Ла  Саль,  В. Беринг, А. Чириков,  Г.И. Шелихов,  А.А. Баранов,  Дж. Франклин,  Р. Амундсен.

Размеры  материка,  его  географическое  положение.

Характерные  черты  строения  земной  коры,  рельефа    распространения  полезных  ископаемых.

Краткая  характеристика  климата  и  внутренних  вод  материка.  Крупнейшие  реки,  озёра,  водопады  и  ледники.

Особенности  распространения  природных  зон,  типичные  почвы,  растительность  и  животный  мир  Северной  Америки.  Арктические  пустыни,  тундра,  леса  умеренного  пояса,  прерии,  пустыни,  саванны,  переменно-влажные  леса,  области  высотной  поясности.  Особо  охраняемые  территории.  Национальные  парки.

Крупнейшие  страны  Северной  Америки.  Характерные  черты  населения  Северной  Америки,  особенности  культуры  и  быта.

Регионы  Северной  Америки:  США,  Канада,  Мексика,  Центральная  Америка  и  Вест-Индия.

   Практические  работы:

14. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе

15. Комплексная характеристика одной из стран (Канада)

Евразия.( 10  часов )

Размеры,  географическое  положение  и  история  исследования  Евразии.  Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  М. Поло,  А. Никитин,  П.П. Семёнов-Тян-Шанский,  Н.М. Пржевальский,  П.К. Козлов,  В.А. Обручев.

Особенности  строения  земной  коры.  Крупнейшие  равнины  и  горы  Евразии.  Особенности  размещения  важнейших  полезных  ископаемых.

Особенности  климата  и  внутренних  вод  материка.  Крупнейшие  реки  и  озёра.

Характерные  черты  размещения  природных  зон  Зарубежной  Евразии,  типичные  почвы,  флора  и  фауна.  Арктические  пустыни,  тундра,  тайга,  смешанные  и  широколиственные  леса,  степи,  пустыни,  саванны,  переменно-влажные  и  влажные  экваториальные  леса,  области  высотной  поясности.  Особо  охраняемые  территории.  Крупнейшие  национальные  парки  и  заповедники.

Крупнейшие  страны  и  народы  Евразии.  Особенности  их  хозяйства,  культуры  и  быта.  Выдающиеся  памятники  истории  и  культуры  стран  Европы  и  Азии.

Краткая  характеристика  регионов  Зарубежной  Европы  на  примере  отдельных  стран:  Северная  Европа  (Норвегия,  Швеция  или  Финляндия),  Средняя  Европа  (Великобритания,  Германия, Франция,  или  Швейцария),  Южная  Европа  (Испания,  Италия  или  Греция),  Восточная  Европа  (Польша,  Чехия  или  Венгрия).

Краткая  характеристика  регионов  Зарубежной  Азии  на  примере  отдельных  стран:  Юго-Западной  (Турция,  Израиль,  Саудовская  Аравия,  ОАЭ,  Ирак  или  Иран),  Южной (Индия),  Центральной  (Казахстан,  Туркмения,  Узбекистан,  Киргизия  или  Таджикистан),  Восточной  ( Китай  или  Япония)  и  Юго-Восточной  Азии  (Таиланд,  Малайзия,  Вьетнам,  Индонезия  или  Филиппины).

   Практические  работы:

16. Сравнение климата Евразии с климатом С.Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам; оценивание климатических условий для жизни и хоз. деятельности людей.

17. Сравнение природных зон Евразии и С.Америки по 40-й параллели; выявление черт сходства и различий в чередовании природных зон. В степени их антропогенного изменения.

 18. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам.

19. Составление описания одной из стран Евразии

Земля – наш  дом.(3 часа-  2ч+1ч резерв)

Закономерности  географической  оболочки  и  взаимодействие  общества  и  природы.  Изменение  природы  хозяйственной  деятельностью  человека.

   Резерв – 1  час

География России. Природа 8 класс

Введение (1 час)

         Что изучает география России. Источники географических знаний.

Пространства России (8 часов)

         Виды  географического  положения  России:   физико-географическое,   математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения.  Сравнение географического  положения России и положения других государств.

         Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

         Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

         Этапы и методы географического изучения территории России.

         Практические работы:

1. На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины 

2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Раздел 1. Особенности природы и природных ресурсов

Тема 1: Рельеф и недра России (5 часов)

         Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

         Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования,   землетрясений  и  вулканизма.   Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера.  Закономерности размещения месторождений   полезных   ископаемых.   Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

         Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

         Практические  работы. 

  1. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
  2. Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Влияние рельефа на жизнь людей.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы (6 часов)

         Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.

         Типы  климатов  России.   Комфортность  (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

         Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.   Опасные  и  неблагоприятные  климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.

         Практические работы:

  1. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 
  2. Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения жизни и хозяйственной деятельности людей 
  3. Определение по синоптической карте особенностей погоды для одного из пунктов. Составление прогноза погоды
  4. Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и деятельности населения

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод  суши на территории страны. Главные речные системы,  водоразделы,   бассейны.   Распределение  рек   по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

         Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

         Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

         Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

         Практические работы:

  1. Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования 
  2. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона 
  3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

         Почва — особый компонент природы. В. В. Доку чаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

         Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

         Особенности почв своего региона и своей местности.

         Практическая работа 12.  Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования

Тема 5: Растительный и животный мир (3 часа)     

 Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 6: Природное районирование (6 часов)

         Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

         Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

         Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

         Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

         Практическая работа 13. Выявление зависимости  между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Тема 7: Природа регионов России (18 часов)

Русская (Восточно-Европейская равнина. Географическое положение и особенности природы. Природные комплексы Русской равнины. Проблема рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Кавказ – самые высокие горы России. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал – «каменный пояс» земли Русской. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западно-Сибирская равнина: особенности природы. Природные ресурсы Западной Сибири. И условия их освоения. Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток – край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Раздел 3: Человек и природа (6 часов)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Воздействие человека на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Экологическая ситуация в России.

       Практическая работа  14 . Составление прогноза изменений растительного и животного мира в разных регионах России.

Тема 4: Природа своей местности (6 часов)

География России. Население и хозяйств 9 класс

Тема 1. Введение (1 час)

  Раздел 1. Общая часть курса 32

Тема 1. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России

Геополитическое положение России. География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России.

Тема 2. Население Российской Федерации(6 часов)            

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные  направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и  размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность какспецифический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Тема 3. Экономика Российской Федерации (3часа)

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная

структура хозяйства.                                                                                    

 Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (20 часов)

   Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных

отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры. Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности,

основные типы электростанций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения. Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой

промышленности. Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.

                    Раздел 2. Региональная часть курса  (32часа)

                        Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 час)

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Тема 2. Западный макрорегион – Европейская Россия (16часов)

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, ЦентральнаяРоссия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее

освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Тема 3.  Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5часов)

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь,Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный их хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Тема 4. География своей области (7 часов)

Тема 5. Россия в современном мире (3 часа)

Обобщение по курсу 1 час-1 час

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата план.

Дата факт

Что изучает география  

4

1

Мир, в котором мы живем.

1

2

Науки о природе

1

3

Входная диагностическая работа

1

4

География – наука о Земле. Методы географических исследований.

1

Как люди открывали Землю  

4

5

Географические открытия древности и Средневековья.

1

6

Важнейшие географические открытия.

1

7

Открытия русских путешественников.

1

8

Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю»

1

Земля во Вселенной  

6

9

Изучение Вселенной

1

10

Соседи Солнца. Планеты-гиганты

1

11

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1

12

Мир звезд

1

13

Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса

1

14

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

1

Виды изображений поверхности Земли  

6

15

Стороны горизонта

1

16

Ориентирование

1

17

План местности

1

18.

Практическая работа № 3 «Составление плана местности по описанию»

1

19

Географическая карта

1

20

Тестирование по теме «Виды изображения поверхности Земли»

1

                                                                                                                     

Природа Земли

14 +1 ч.резерв

21

Как возникла Земля

1

22

Внутренне строение Земли

1

23

Землетрясения и вулканы Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

1

24

Материки

1

25

Обобщение знаний по теме: Материки

1

26

Вода на Земле

1

27

Воздушная одежда Земли Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.

1

28

Погода

1

29

Климат

1

30

Живая оболочка

Земли

1

31

Почва – особое природное тело

1

32

Человек и природа

1

33

 Тестирование

1

34

Итоговый урок    по всему курсу

1

35

Резервный урок

1

Тематический план география 6 класс

№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата план

Дата факт

Примечание

Введение

1

1

Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля — планета Солнечной системы

1

Раздел 1: Виды изображений поверхности Земли

Тема 1. План местности

9

4

2

Понятие о плане местности. Масштаб П/р№1 Изображение здания школы в масштабе.

1

3

Стороны горизонта. Ориентирование П/р№2 Определение направлений и азимутов по плану местности

1

4

Входная диагностическая работа.

1

5

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Составление простейших планов местности П/р№3 Составление плана местности методом маршрутной съемки

1

Тема 2: Географическая карта.

5

6

Форма и размеры Земли. Географическая

1

7

Градусная сеть на глобусе и картах.

1

8

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. П/р№4 Определение географических координат объектов по их географическим координатам

1

9

Изображение на физических картах высот и глубин

1

10

Обобщение и контроль знаний по разделу 1 «Виды изображений поверхности Земли»

1

Раздел 2: Строение Земли. Земные оболочки

Тема 3: Литосфера

22

5

11

Земля и ее внутреннее строение

1

12

Движения земной коры

1

13

Рельеф суши. Горы.

1

14

Равнины суши

 П/р№5 Описание форм рельефа

1

15

Рельеф дна Мирового океана

1

Тема 4: Гидросфера

6

16

Вода на Земле. Части Мирового океана

1

17

Движение воды в океане

1

18

Подземные воды

1

19

Реки

П/р№6 Составление описания внутренних вод

1

20

Озера. Ледники.

1

21

Контрольная работа по тексту администрации.

1

Тема 5: Атмосфера

7

22

Атмосфера: строение, значение, изучение

1

23

Температура воздуха

П/р№7 Построение графика хода температуры и вычисление средних температур

1

24

Атмосферное давление. Ветер

П/р№8 Построение розы ветров

1

25

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки

П/р№9 Построение диаграмм количества осадков по многолетним данным

1

26

Погода

1

27

Климат

1

28

Причины, влияющие на климат

1

Тема 6: Биосфера. Географическая оболочка

4

29

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов в Мировом океане.

1

30

Тестирование. Оболочки Земли.

1

31

Природный комплекс

П/р№10 Составление характеристики природного комплекса

1

32

Обобщение и контроль знаний по разделу 2 «Строение Земли. Земные

1

Раздел 3: Население Земли

2

33

Население Земли

1

34

Человек и природа

1

35

Резерв

1

№п/п

Тема урока

Количество часов

Дата  план

Дата  факт

Примечание

Введение

3

1

Что изучает география материков и океанов

№1.Обучение простейшим приемам  работы с географической информацией.

Правила оформления к/к,к/к: материки, океаны, части света  

1

2

Основные этапы накопления знаний о Земле

1

3

Карты материков и океанов

Практическая работа №1

Определение по глобусу и картам расстояний между точками в градусной мере и километрах

1

Раздел I. Главные особенности природы Земли

13

4

Происхождение материков и океанов

П/р № 2Определение по картам направлений передвижения литосферных плит

1

5

Рельеф Земли

1

6

Входная диагностическая работа

1

7

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле Распределение осадков на Земле. Воздушные массы. Господствующие ветра.

1

8

Климатические пояса

1

9

Воды Мирового океана

1

10

Схема поверхностных течений

1

11

Жизнь в океане

1

12

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

П/р №3 Выявление на карте побережий и шельфа, как особых аквально-территориальных природных комплексов

1

13

Строение и свойства географической оболочки

П/р №4  Анализ- схем круговоротов веществ и энергии

1

14

Природные комплексы суши и океана

1

15

Природная зональность

1

16

Освоение земли человеком. Страны мира

П/р №5 Изображение на карте направлений миграции людей в  прошлом и настоящем.

1

Раздел II. Материки и океаны

Океаны

49

5

17

Тихий океан

1

18

Индийский океан

1

19

Атлантический океан

1

20

Северный Ледовитый океан

1

21

Урок обобщающего повторения по теме «Океаны»

1

Африка

10

22

ФГП Африки. Исследование Африки.

П/р №6  Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах

1

23

Рельеф и полезные ископаемые Африки

П/р №7 Изображение на контурной карте крупных форм рельефа

1

24

Климат Африки

1

25

Внутренние воды Африки

1

26

Природные зоны

П/р № 8 Определение причин разнообразия природных зон материка

1

27

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки

1

28

Население Африки

1

29

Страны Северной Африки. Алжир.

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия

П/р № 9 Характеристика природных условий, населения и хоз. деятельности одной из африканских стран.

1

30

Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. ЮАР.

1

31

Урок-зачет по теме «Африка»

1

Австралия  и Океания

5

32

Географическое положение Австралии. История открытия и исследования.

П/р №10  Сравнение ГП Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений.

1

33

Климат и внутренние воды Австралии

1

34

Природные зоны. Своеобразие органического мира. Население. Австралийский Союз.

1

35

Океания

1

36

Урок-зачет по теме «Австралия и Океания»

1

Южная Америка

9

37

ФГП материка. История открытия и исследования материка.

П/р№11Определение черт  сходства и различий ГП Африки и Южной Америки

1

38

Рельеф и полезные ископаемые Ю.Америки

1

39

Климат Ю.Америки

1

40

Внутренние воды Ю.Америки

П/р №12  Сравнительное описание крупных речных систем Ю.Америки и Африки (по выбору обучающегося)

1

41

Природные зоны Ю.Америки

П/р №13 Оценивание и выбор обучающимися части материка для создания новы охраняемых территорий. Выделение ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу Ю.Америки

1

42

Население Ю.Америки

1

43

Страны Востока материка. Бразилия.

1

44

Страны Анд. Перу

1

45

Урок обобщающего повторения по теме «Ю.Америка»

1

Антарктида

3

46

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды

1

47

Природа Антарктиды

1

48

Тестирование по теме «Южные материки»

1

Северная Америка

7

49

Географическое положение С.Америки Открытие и исследование материка

1

50

Строение поверхности. Рельеф.

1

51

Климат С. Америки

Практическая работа №14 Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе

1

52

Внутренние воды Северной Америки

1

53

Природные зоны С.Америки

1

54

Население С.Америки

1

55

Канада. США

Практическая работа №15 Комплексная характеристика одной из стран (Канада)

1

56

Урок-зачет по теме «Северная  Америка»

1

Евразия

10

57

Географическое положение Евразии. Исследования Центральной Азии

1

58

Особенности рельефа Евразии, его развитие. Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых

1

59

Климатические особенности Евразии.

Практическая работа № 16  Сравнение климата Евразии с климатом С.Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам; оценивание климатических условий для жизни и хоз. деятельности людей.

1

60

Внутренние воды

1

61

Природные зоны Евразии.

П/р № 17  Сравнение природных зон Евразии и С.Америки по 40-й параллели; выявление черт сходства и различий в чередовании природных зон. В степени их антропогенного изменения.

1

62

Население и политическая карта Евразии.

1

63

Страны Европы. Практическая работа№ 18: Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам.

1

64

Страны Азии Практическая работа № 19: Составление описания одной из стран Евразии

1

65

Итоговый тест  по теме

1

66

Обобщение знаний по теме «Материки и океаны»

1

Раздел . Земля - наш дом

3

67

Закономерности географической оболочки

1

68

Взаимодействие общества и природы. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека

1

69

Резерв

1

70

Резерв

1

№п/п

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

Примечание

Введение

1

1

Что изучают в курсе «Природа России».

Источники географической информации

1

Пространство России

8

2

Географическое положение России

П/р  №1На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины 

1

3

Моря, омывающие территорию России

1

4

Россия на карте часовых поясов

1

5

Практическая работа №2 Определение поясного времени для разных пунктов России

П/р №2 Решение задач на определение поясного времени

1

6

Входная диагностическая работа

1

7

Как осваивали и изучали территорию России

1

8

Как осваивали и изучали территорию России

1

9

Итоговый урок по теме

1

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы.

Тема 1.Рельеф и недра России

5

10

Особенности рельефа России

1

11

Геологическое строение территории нашей страны

П/р №3 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

1

12

Минеральные ресурсы России

1

13

Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления

1

14

Итоговый урок по теме «Рельеф и недра России»

1

Тема 2.Климат и климатические ресурсы

6

15

Факторы, определяющие климат России

1

16

Циркуляция воздушных масс

1

17

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

П/р №4 Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.

1

18

Типы климатов России

П/р №5 Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения жизни и хозяйственной деятельности людей

1

19

Зависимость человека от климатических условий.

Климатические ресурсы

П/р №6 Определение по синоптической карте особенностей погоды для одного из пунктов. Составление прогноза погоды

1

20

Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы»

П/р №7 Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и деятельности населения

1

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

5

21

Разнообразие внутренних вод России. Реки

1

22

Практическая работа №8 «Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования»

1

23

Озера, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

П/р №8 Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона

1

24

Водные ресурсы  П/р №9ценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России

1

25

Итоговый урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

1

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы

3

26

Образование почв и их разнообразие

1

27

Закономерности распространения почв

П/р №10Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования

1

28

Почвенные ресурсы

Тема 5. Растительный и животный мир

3

29

Растительный и животный мир России.

1

30

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

1

31

Природно-ресурсный потенциал России

1

Раздел II. Природные комплексы России Тема 6. Природное районирование

6

32

Разнообразие ПК России. Природное районирование

1

33

Моря как крупные ПК.

1

34

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

1

35

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса

1

36

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни. Высотная поясность. П/р №11 Выявление зависимости  между компонентами природы на примере одной из природных зон

1

37

Тестирование по теме «Особенности природы и природных ресурсов»

1

Тема 7. Природа регионов России

18

38

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение  особенности природы

1

39

Природные комплексы Русской равнины.

1

40

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Памятники природы

1

41

Северный Кавказ: самые молодые горы России

1

42

Природные комплексы Северного Кавказа

1

43

Урал – «каменный пояс земли русской»

1

44

Своеобразие природы Урала

1

45

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала.

1

46

Западно-Сибирская низменность

1

47

Природные ресурсы Западно-Сибирской низменности. Проблемы освоения.

1

48

Восточная Сибирь: величие и суровость природы

1

49

Природные районы Восточной Сибири

1

50

Жемчужина Сибири - Байкал

1

51

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения

1

52

Дальний Восток – край контрастов

1

53

Природные комплексы Дальнего Востока

1

54

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

1

55

Обобщение и систематизация знаний по теме «Природа регионов России»

1

Тема 8. Человек и природа

6

56

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

57

Антропогенное воздействие на природу

1

58

Рациональное природопользование  П/р №12Составление прогноза изменений растительного и животного мира в разных регионах России

1

59

Особо охраняемые территории

1

60

Экологическая ситуация в России

1

61

Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и природа»

1

Тема 9. Курская область

6

62

Географическое положение Курской области

1

63

Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области

П/р №13Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности.

Влияние рельефа на жизнь людей

1

64

Особенности климата Курской области.

1

65

Внутренние воды области

1

66

Растительный и животный мир области

1

67

  Защита рефератов

1

68

Итоговый урок за курс 8 класса

1

69

Резерв

1

70

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "География" 5-9 классы с учетом требований ФГОС

Рабочая программа по географии составленна с учетом ФГОС УМК "Сферы"...

рабочая программа география 5-9 класс ФГОС классическая линия Дрофа

Сквозная программа по географии для 5-9 класса. Составлена в соответствии с ФГОС.  Включает три раздела....

Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...

Рабочая программа география 10-11 класс ФГОС

Программа  Рабочая программа по географии для 10-11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Примерн...

Рабочая программа "Русский язык.10 класс. ФГОС", уровень- углубленный, авторская программа под редакций С.И. Львовой

Рабочая программа  " Русский язык. 10 класс. ФГОС" , уровень - углубленный, авторская программа под редакцией С.И. Львовой, количество часов 102, в неделю -3 часа...