Урок в 10 классе "Мировое хозяйство"
план-конспект урока по географии (10 класс)

Недосекина Н.А.

Урок-конспект в 10 классе "Мировое хозяйство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mirovoe_hozyaystvo.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок географии в 10 «А» классе

Тема: Мировое хозяйство. Настоящее и будущее транснациональных корпораций.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:
сформировать понятия: «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», ТНК; познакомиться с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике различных стран и в современном мире.


Задачи урока:
Образовательные:
- способствовать усвоению новых знаний;
- способствовать формированию глобального мышления, масштабности современного мирового хозяйства.
Развивающие:
- способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей посредством проектной и исследовательской деятельности;
- на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних
связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики;
- развивать практическую направленность знаний и умений;
Воспитательные:
- способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое
сообщество;
- воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу.

Ожидаемый результат: ученики определяют существенные признаки понятий «мировое хозяйство», «международное разделение труда», «международная экономическая интеграция»; ТНК. Называют основные формы международного сотрудничества.


Формы работы: групповая, индивидуальная работа, фронтальная работа.


Материалы и оборудование:
1. Мультимедийный проектор и экран, компьютер;
2. Компьютерные презентации: «Мировое хозяйство» (приложение 1), «Причины и основы МГТР и международной специализации» (приложение 2);
3.Учебники «География» В.П. Максаковского, 10 класс;
4. Атласы « География» 10 класс.
Материалы, необходимые для проведения активных методов обучения.

Основой урока является презентация учителя.

Во время защиты индивидуального проекта, открывается презентация ученика.

Ученики разделены на 4 группы. Каждая группа размещается за двумя сдвинутыми столами.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент:

Знакомство с темой урока, целями и задачами. Перед учащимися ставится вопрос: Как называется исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собою всемирными экономическими отношениями?

(Приложение 1)

Учащиеся отвечают на вопрос и одновременно формулируют тему урока «Мировое хозяйство»

  1. Объяснение нового материала:

- Понятие «Мировое хозяйство»

Знакомимся с историей формирования мирового хозяйства, его определением, понятием ВМП, процессами, связанными с развитием мирового хозяйства.

Этапы формирования Мирового хозяйства:

1. Развитие мировой торговли в результате Великих географических открытий

2. Начало XVIII — середина XIX вв. Развитие транспорта, развитие крупной машинной индустрии.

3. Конец XIX — начало XX вв. общемировое разделение труда и формирование на этой основе мирового хозяйства,     мирового рынка.

4. Конец 20-х — середина 80-х годов XX ст. Падение колониальной системы. Мировая экономика раскололась на две основные системы — социалистическую и капиталистическую. С развитием производительных сил и хозяйственных отношений активно утверждалась смешанная экономика.

5. Конец 80-х — начало 90-х годов XX ст. нарастание интеграционных процессов в производстве. Отход большинства стран Восточной Европы от социализма. Затем распад СССР, образование новых независимых государств.

6. В конце XX — начале XXI века, сохраняя разнообразие, приобретает глобальный характер. Для него стали характерными новые экономические связи и отношения, расширились таможенные и политические союзы. Процесс его становления ещё не завершился, поскольку продолжается углубленное развитие всех факторов, которые его предопределяют.

Учащиеся с помощью наводящих вопросов учителя вспоминают из курса истории и географии ключевые моменты формирования мирового хозяйства. Вспоминают значения понятий ВВП, ВНП.

- Международное географическое разделение труда и международная специализация.

А теперь познакомимся с причинами и основами международного географического разделения труда и международной специализацией.

Один из учеников защищает индивидуальные проект, данный в виде опережающего задания «Причины и основы МГТР и международной специализации». (Приложение 2)

Проект оформлен в виде презентации и выполнен по плану:

  1. Гипотеза
  2. Цели
  3. Задачи
  4. Исследование
  5. Вывод

- Международная экономическая интеграция.

Углубление международной специализации и обмена привело к тесному сращиванию хозяйств ряда стран – международной экономической интеграции.

Страны мира объединяются в региональные и отраслевые группировки.

Ученики под руководством учителя изучают региональные и отраслевые группировки стран: ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, ТС, ОПЕК и др.

- Глобализация. Групповая исследовательская работа «Роль крупнейших ТНК в современном мире»

 Еще более высокая степень мировой интеграции стран – глобализация – формирование и развитие экономического, социально-культурного и коммуникационного пространства. Все люди Земли сливаются в единый суперорганизм.

Главная движущая сила глобализации – ТНК.

Всего в мире насчитывается около 100 тысяч ТНК, из них крупнейших – около 500.

Они принадлежат экономически развитым странам – США, странам Западной Европы, Японии.

А теперь познакомимся с некоторыми ТНК более подробно.

Ученики приступают к групповой работе «Исследование роли крупнейших ТНК в современном мире».

Каждая группа должна провести исследовательскую работу по одной из ТНК: Exxon Mobil, Apple Inc., Siemens AG, McDonald’s Corporation.

Группы получают форму со следующими графами:

- Название ТНК

- Страна происхождения

- Город, в котором находится штаб-квартира

- Продукция

- Годовой доход

- Количество занятых в работе ТНК в целом по миру

- Роль в жизни людей

- Перспективы развития

Также выдается необходимый для исследования текстовой материал

На подготовку группам отводится 5 минут. Затем один человек от команды выходит и рассказывает про изученную группой ТНК, опираясь на заполненную форму. Фоном служит фоторяд презентации учителя.

III. Закрепление изученного материала.

А теперь, чтобы закрепить изученный материал, выполните задание по контурной карте.

На карте мира заштрихуйте синим цветом страны входящие в ассоциацию экспортеров нефти и подпишите их названия.

Красным цветом заштрихуйте страны, входящие в Единый Таможенный Союз и также подпишите их названия. Список стран вы можете найти в учебнике на с. 110

Ученики показывают штриховкой на контурной карте страны, входящие в указанные ассоциации.

VI. Взаимная проверка.

А теперь проведем взаимную проверку материала, пройденного на уроке. Перед вами лежат листочки с вопросом. Задайте этот вопрос своему соседу и выслушайте ответ. На листочке напишите фамилию отвечавшего и оценку, которую вы ему поставили.

Ученики проводят взаимную проверку, выставляют оценки.

VII. Домашнее задание: с. 106-111

Ученики записывают домашнее задание.

VIII. Рефлексия.

А теперь давайте узнаем, какой этап урока вам понравился больше.

- индивидуальный проект (красный квадрат)

- знакомство с интеграционными группировками (желтый квадрат)

- групповая работа (зеленый квадрат)

- взаимная проверка (синий квадрат)

Ученики показывают квадратик из цветной бумаги выбранного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к урокам по разделу "Хозяйство России"

Маериал по "Межотраслевыт комплексам России" учащимся дается не просто. Презентации активизируют внимание. А если учащиеся сами их выполняют, это хорошее начало для усвоения знаний по разделу. Предста...

разработка урока географии "Мировое хозяйство", 10 класс

Урок "Мировое хозяйство" разработан в рамках технологии развития критического мышления. В нем обозначены стадии: вызова, осмысления, рефлексии. Обучающимся дается возможность самим решить главную проб...

Урок "Особенности развития хозяйства России"

Урок проводился в 9 классе. Главная цель урока-познакомить учащихся с историей и особенностями развития командной и рыночной экономики страны.Определить перспективы развития экономики России. При пров...

Урок обществознания "Семейное хозяйство"

Данный урок продолжает тему «Семья» в цикле уроков. Целевая установка: сформировать представления об особенностях организации и ведения домашнего хозяйства. Тема и цель урока обозначены, указаны об...

Урок Коллективизация Сельского хозяйства.

Урок объяснения нового материала.На уроке дается краткая характеристика состояния сельского хозяйства и положения крестьян накануне коллективизации.Выясняются причины,этапы и тоги коллективизации.Чере...

Урок по географии "Хозяйство США", 11 класс

Урок по географии "Хозяйство США", 11 класс - урок - исследование. От гипотез до доказательств школьники легко проходят путь первооткрывателя, используя информацию из различных источников, сравнивая С...

урок обществознания "Семейное хозяйство"

формирование представления о ведении домашнего хозяйства; обязанностях членов семьи; семейном благополучии...