Урок по географии "Хозяйство США", 11 класс
план-конспект занятия по географии (9 класс) по теме

Урок по географии "Хозяйство США", 11 класс - урок - исследование. От гипотез до доказательств школьники легко проходят путь первооткрывателя, используя информацию из различных источников, сравнивая США с РФ, находят механизмы, по которым развивается эта страна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по географии:

 

Тема: ««США: общая характеристика хозяйства»

Учитель: Капырина Антонина Васильевна.

Класс: 11

Место проведения: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска

Цель:

1.Повторить характерные особенности  населения, изучить географию отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, внешние экономические связи США .

2. Развивать умение вести самостоятельную исследовательскую работу с различными источниками географической информации по вопросам общей характеристики США, его места в мировой экономике,   на основе анализа, делать выводы о сложившейся географической ситуации;    работать с презентацией в программе Microsoft Office PowerPoint 2003, развивать коммуникативные умения и навыки при обмене мнениями, защите проектов.

3. Воспитывать исследовательскую,  коммуникативную культуру, уважительное отношение к суждениям одноклассников.

Тип урока: Комбинированный.

Форма: урок-исследование с элементами  , проблемный урок.

Технологии: развивающего типа (проблемное обучение  ); личностно ориентированные технологии (проектное обучение); ИКТ.

Методы:

проблемный, частично-поисковый, исследовательский, проектный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, наглядный, картографический.

Приемы:

анализ  таблиц, картосхем; выделение существенных признаков, сравнение,  прогнозирование; составление таблицы по теме;  представление презентаций по исследовательскому  и учебному проектам; работа с  настенной Политической картой мира, экономической картой США,  картами атласа, картосхемами в учебнике , в тетради.

ФОУПД: индивидуальная, фронтальная, коллективнаяая.

Оборудование: - компьютер, видеопроектор, экран;

 - политическая карта мира, экономическая карта США,  карты – схемы «Хозяйство США» в учебнике

Таблицы (раздаточный материал): Индекс человеческого развития потенциала стран мира по данным ООН на 2009 год, таблицы для заполнения по теме.

Диаграмма: Диаграмма «Национальный состав населения США»

Презентации: Исследовательский проект:  «Население США», «Промышленность США», «Силиконовая долина».

План урока.

 1.Организация начала урока.

2.Проверка домашнего задания. Проблемный опрос.

2.Изучение нового материала.

2.1. Переход к изучению нового материала. 

2.2. Мотивация: -

2.3. Актуализация знаний.

2.4. Слово учителя:

3. Определение темы исследования.

4. Формулирование целей исследования.

5. Выдвижение гипотез.

6. Обмен результатами исследования. Проверка гипотезы.

7. Интерпретация данных.

8. Применение новых знаний.

9..  Закрепление изученного материала.

10. Подведение итогов урока. Выставление отметок.Рефлексия.

11.. Д.З.

12. Оргокончание урока

Ход урока.

1.Организация начала урока.

2.Проверка домашнего задания. Проблемный опрос.

- Мы уже знаем, что по уровню ВВП – США – лидер – 12 трлн длл. 1 место По данным Госкомстата у России 1, 589.0 трлн. длл.  на душу населения11 100рублей!

США  – богатая страна. В чём причины её экономической мощи? Попытаемся выяснить.

УЧИТЕЛЬ: - От чего же зависит благосостояние любого государства?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1.Слайд №1.

  • (И—нет) Основное богатство государства, как показывает мировая история, это его граждане.
  • (И-нет ) Народ, нация  - это самое главное богатство любого государства.

  1. Что такое нация?
  2. Можно сказать, что американцы представлены одним этносом?

- Для осмысления этого вопроса вспомним формирование национального состава населения США ( Презентация №2, слайд 3-10)

(История США – население, национальный состав) Ученик

- А почему же язык государственный  - английский?  (Д.О.) 

- Так кто же такие американцы?

Слайд11: нац .состав.

Учитель: Характерно, что во время переписи населения в 2005 году, 5% опрошенных ответили на вопрос «Каково Ваше этническое происхождение?», что они просто американцы. Вот почему на вопрос «Кто же такие американцы?» односложно ответить нельзя. Более того – наций  в США – более 500.

- Нам с вами есть чем гордиться! Гордиться своими корнями народа  от Киевской Руси до Российского государства – с гордым именем – россияне.

-А теперь поговорим дальше о США . Тип воспроизводства в  США?(I ).

 Должна быть либо убыль населения, либо тихий естественный прирост, однако, население  США растёт, причём, быстрыми темпами. Их уже 298 млн. ( Обращение к слайду11) Эта страна – третья в мире по численности населения. Почему?

- (За счёт иммиграции).

- Да, действительно,  ежегодно в США иммигрирует приблизительно 1 млн. чел. Тогда как в России, например, население уменьшается по разным причинам  на 750 тысяч.

  • Представьте себе, что в США проживает 46 млн. немцев, к тому же 15 млн. американцев считают себя потомками немцев. Итак, их более 60 млн., а в самой Германии проживают 84 млн. немцев.
  • На втором месте англичане – 22 млн.,
  • на третьем ирландцы – 22 млн.,
  • русских – более 2 млн. человек.

. Причины иммиграции мы выясняли. Останавливаться не будем. Мы только видим, что США – многонациональное государство, и можно ли говорить в этом случае об американской нации./(нет) 3 – по численности населения, с огромным числом иммигрантов.                

- Мы хорошо с вами знаем, богатство народа не в его числе, а в его «качестве».

Слайд 11 остаётся.

Работа с таблицей №1. Индекс развития человеческого потенциала.

-Перед вами таблицы ИЧР. Найдите место США. Приложение 1.Презентация2. Слайд12. –(работа в парах)  

-Итак. Что же вы увидели? (США – 13 – очень высокий, Россия – 71- высокий)

Он гораздо выше, к сожалению, чем у России.. Но программа модернизации нашего, государства в частности, затрагивает все сферы общества. А первое, к сожалению. Доход семьи, особенно, людей наукоёмких производств, учёной элиты. Ведь не только от нас «Утекают умы». США – место притяжения людей науки всего мира. Так вот «качество» складывается не только из здорового, образованного населения, выращенных собственных кадров, а мигранты + собственные кадры +  колоссальное финансирование науки, чтобы на современном этапе активно развивалась наука, за ней было – есть и остаётся будущее в любом секторе экономики любого государства мира..

Доска:               Квалифицированные кадры  

2.Изучение нового материала.

2.1. Переход к изучению нового материала. 

2.2. Мотивация: -

- Сколько же расходуется средств на науку в США? Доля США  в мире по развитию науки – 35%, а у нас 2%. ( данные РАН .08.02.2010) .  Доля наукоемкого сектора России  0,9%, США – 33,9%            Слайд 2.

2.3. Актуализация знаний.

Ваш багаж знаний, умений и навыков сегодняшнего урока по вопросам  географии промышленности , сельского хозяйства, внешних экономических связей – основа для следующего.

 Поэтому , как всегда, будьте собраны, внимательны, активны и умны. Я желаю вам удачи.

3. Определение темы исследования.

Доска: География промышленности, с/х, транспорта, внешних экономических связей.

-Рассмотрим отраслевую структуру хозяйства США. Подовинникова Оля слайд 2, 3.

ВВП США превышает 12 трлн. $, что составляет более 1/5 мирового ВВП.

«Вторая экономика США» - это её ТНК, которые с  помощью своих прямых зарубежных инвестиций создали в других странах большое число различных производств, приносящих стабильный доход государству

Согласно прогнозам, и в начале 21 века по основным социально-экономическим показателям США удержит свое лидерство в мире.Если бы не грянувший кризис прошлого года, но , однако ,США не сдают своих позиций.

 

4. Формулирование целей исследования.

- Определение главных отраслей специализации, внешние экономические связи, влияние экономики США на экономику мира.

ДОСКА: ОТРАСЛИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ,

ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ,

ЭКОНОМИКА США И ЭКОНОМИКА МИРА

5. Выдвижение гипотез. ( Заполнение таблицы) .

-Какова общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов?

Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства. Среди отраслей материальной сферы промышленность остается важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения НТП. США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТП и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники.

 

Слайд2.  отрасли промышленности. Предположим: отрасли специализации: - автомобилестроение;- авиаракетно-космическая промышленность;- электроника;- нефтяная отрасль.Лидируют США в разработке микропроцессоров, средств охраны окружающей среды, в биотехнологии, в области информационных технологий.

6. Проверка гипотез.

 Работаем коллективно:

1ряд. Изучает географию ТЭК и металлургию, транспорт

2 ряд. Машиностроение, химическая, текстильная промышленные районы, промышленные пояса

3ряд: географию сельского хозяйства.

 Все вместе после этого: внешние экономические связи и влияние экономики США на мировую экономику

- Работаем в парах. Вас интересует не только география. Но и выделение  отраслей специализации.

                                                     Группа №1.ТЭК, металлургия, транспорт.

Инструктивная карточка №1. Изучите с.306,(ТЭК, металлургия) . с309 (транспорт)  карты атласа заполните пропуски в таблице. Объясните факторы размещения. 4минуты.

                                                     Группа №.2  Машиностроение, химическая, текстильная промышленные районы, промышленные пояса

Инструктивная карточка №1. Изучите с.306,( Машиностроение,) . с307 (химическая, текстильная. промышленные районы, промышленные пояса)  карты атласа ,заполните пропуски в таблице. Объясните факторы размещения. 4минуты.

                                                     Группа №.3  : география сельского хозяйства.

Инструктивная карточка №1. Изучите с.307-309,( география сельского хозяйства.) карты атласа ,заполните пропуски в таблице. Объясните факторы размещения. 4минуты.

- Обращаю ваше внимание,  в течение отчёта  вы активно работаете, заполняя недостающие данные.

География промышленности, сельского хозяйства, транспорта США. Внешние экономические связи.

Отрасль

Центр, район

1. 1.1Топливно-энергетическая промышленность:

А) Ресурсы: -уголь

-нефть , газ ;добыча – 2 место в мире

А)- Добывается в 15 штатах, восток: Аппалачский угольный бассейн, Кентукки, Западная Виргиния, Пенсильвания; Запад: Вайоминг, открытый способ, мало серы.

- Техас, Луизиана, Калифорния, Аляска

Ипморт: Латинская Америка, Персидский залив, Канада

Б) Электроэнергетика

Объём производства – 1мир

б)ТЭС 70%, ГЭС 8% р.Теннесси, Гранд - Кули р.Колумбия (20 млн.кВТ- каскад), АЭС 20% (50%мир), альтернативные 2% - через 50лет – 50% - НА ГЕЛИОЭС

2. Металлургия:

А) Чёрная металлургия

Невысокодоходная отрасль, пр-во стали сокращается

Б) цветная: медь, титан, Алюминий. Успешная отрасльПо рис.88 на с.302 определите главные факторы размещения заводов цветной металлургии 

А)- «Приозерье» - «американский Урал» -  собств. сырьё + потребитель; Иллинойс, Индиана, Огайо, Пенсильвания

- Приатлантический – привозное сырьё из Канады

Б) «Горные штаты» Запада: Вашингтон, Приатлантический район( импорт из Канады).  - Почему?

3. Машиностроение – 40% ЭАН. Полный список оборудования. Филиалы в десятках странах мира .

А) автомобилестроение – 150 городов, 26 штатов.»Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер»

США – 3 место

А) Приозерный мегаполис, «автомобильный штат» - Мичиган, «автостолица» - Детройт. В этом городе в 1896 году механик-самоучка Генри Форд испытал свой первый в мире автомобиль. 9 июля 2002 года в городе Всеволжск Ленинградской области официально открыт новый завод Ford Motor Company полного производственного цикла.

Б) Аэрокосмическая:

- «Боинг» - 50% в мире, «Локхид», «Макдонелл Дуглас»

Б) -Калифорния, Вашингтон. Сан – Диего, Сиэтл.

В) Судостроение

- гражданское – уступили странамВосточной Азии – Японии, Латинской Америки.

- Военное судостроение – 1 место в мире.

В) Атлантическое побережье,

 район Великих озёр. Поб. Атлантического океана – исторический фактор. США – 3 место в мире по выпуску судов после Японии, Кореи.

Г) электронная и электротехническая «Ай-Би-эм»- мировой контролёр компьютеров и комплектующих к ним

Г) «Силиконовая долина» Калифорния. (Презентация).

Задание: роль данного объекта?

Д) ВПК.  Крупнейший производитель и экспортёр оружия.

Д) Все три мегаполиса.

Техас, Калифорния.

Е) Станкостроение

Е) Приозёрный мегаполис и Северо - Восток.

Ж) С/х

Ж) Приозёрный мегаполис

4. химическая промышленность: развиты все отрасли.

А) Северо-Восток- привозное сырьё и отходы местной черной металлурги. Потребители6 автомобилестроение, текстильная промышленность.

Б) Юг 200 предприятий: Техас, Луизиана – нефтехимия и химия органического синтеза. «Нефтехимическая столица США» - Хьюстон.

5. Текстильная промышленность

А) 200 лет - Бостон.

Б) В настоящее время сдвинулась на Юг: дешёвая рабочая сила, районы производства хлопка, синт. волокна, рынки сбыта.

1.2. Промышленные районы:

2. Нью-Йоркский, Лос-Анджелесский, Чикагский.

1.3. Промышленные пояса:

ВВП ПРОМЫШЛЕННОСТИ 25%

3.1.Северный промышленный 1,5 тыс. км от Атлантики до Миссисипи. Самая большая индустриальная область в мире. Доля в пром произ-ве снижается.

2. Юго-Восточный: трудоёмкое и энергоёмкое пр-во.

3. «Галф» Побережье Мексиканского залива – нефтепереработка и нефтехимия.

4. Калифорния- новейшие наукоёмкие отрасли.

2. Сельское хозяйство. Благоприятные природно-ресурсные предпосылки. Докажите, что это так?

-большие земельные ресурсы, выгодная структура земельного фонда- 50% - обрабатываемые земли, луга и пастбища. Центральные равнины – распаханы до 90%. Неблагоприятны – Аляска, высокогорья и пустынные районы Кордильер.

Агроклим +. Все культуры умеренного и субтропического поясов, юг Флориды, Гавайи – тропических. Лишь к западу от 1000 -  при орошении.

2.1. Растениеводство:

А) зерновые

Б) масличные(совые бобы,)

В) Волокнистые: хлопок с 19 века был главной статьёй экспорта

Г) сахароносные культуры:

1.Сахарная свёкла

2. Сахарный тростник

Д) выращивание фруктов и овощей

А1)Пшеничный пояс на Великих равнинах- «зерновые фабрики»

А2) Кукурузный пояс – север Центральных равнин

Б) штат Огайо

В.)Хлопковый пояс:  Нижнее течение Миссисипи.

Г.1.Колороадо, Вайоминг, Монтана, Айдахо, Мичиган

Г.2. Луизиана

Д) Калифорния1\2 мир сбора лимонов, 1/3 сбора апельсинов, в США 90% сбора винограда, ½ сбора персиков, груш, слив, помидоров, 1\3 производства овощных и фруктовых консервов

2.2. Животноводство

А. 1. Молочное:Приозерье, Северо-Востока

А. 2.Животноводство на ранчо : Южной части Великих равнин, Горных штатах

3. Транспорт: 1.трансконтинентальные магистрали широтного и меридианального направления от Атлантики до Тихого океана, от Канадской до Мексиканской границы, водные пути:

2. Транспортные узлы:

3. Крупнейший в мире аэропорт

4. Морской транспорт

3.1Р. Св.Лаврентия(глубоководный путь), Великие озёра, р. Миссисипи.

3.2. Чикаго

3.3. Атланта.

3.4. Атлантическое , Тихоокеанское побережье, «третье морское побережье»- Великие озёра. 100 крупных портов

4. Внешние экономические связи: импорт превышает экспорт- торговый баланс – пассивный – 3\4 продукции – на внутренний рынок. Экспорт: металлы25%, машины и хими-ческие товары 20%. с/Х – выше- пшеница- 50%, соя-бобы-30%, кукуруза – 20 %

1. Размер внешнеторгового оборота

2. Экспорт услуг

3. Экспорт капитала

4. Торговые партнёры

1. – 2 место в мире (2009 год – Китай)

2. 1 место в мире

3. Нью-Йорк – главный финансовый центр США. Экспорт – импорт: Европейские страны, Япония=США» улица с двусторонним движением

4. Канада, Мексика, европейский Союз, Япония

6. Обмен результатами исследования. Проверка гипотезы.

Старшие групп выходят и докладывают о выполнении заданий. В это время идут слайды  с 3 по 16.

-Докажем, что эта гипотеза справедлива. Отрасли специализации

(ДОСКА)

Автомобилестроение – 3 место в мире по производству,

Авиаракетно-космическая промышленность,

Электроника,

Нефтяная отрасль, входит в 10-ку стран

США лидируют в разработке микропроцессоров, средств охраны окружающей среды, в биотехнологии, в области информационных технологий.

 7. Интерпретация данных. Доля промышленности в ВВП – 20%. С\Х 2%.Мало. Много?/(постиндустриальная структура)

 А что остаётся: сфера услуг. Да, разумеется, большая доля в ВВП и будет этого сектора, ведь по историко-экономической системе США  - постиндустриальное государство. Мы начали говорить сегодня о транспорте, продолжим на следующем уроке.

 

8. Применение новых знаний.

-Как же у США формируется торговля, какова её структура. Поработаем вместе. 1 мин.

Ответ:

Внешние экономические связи.

4. Внешние экономические связи: импорт превышает экспорт- торговый баланс – пассивный – 3\4 продукции – на внутренний рынок. Экспорт: металлы25%, машины и химические товары 20%. с/Х – выше- пшеница- 50%, соя-бобы-30%, кукуруза – 20 %

1. Размер внешнеторгового оборота

2. Экспорт услуг

3. Экспорт капитала

4. Торговые партнёры

1. – 2 место в мире (2009 год – Китай)

2. 1 место в мире

3. Нью-Йорк – главный финансовый центр США. Экспорт – импорт: Европейские страны, Япония=США» улица с двусторонним движением

4. Канада, Мексика, европейский Союз, Япония

В заключение: влияние экономики США на экономику мира:

  • расширение зон экономического интереса и как следствие возникновение противостояния с другими государствами;
  • постепенный «переезд» отдельных отраслей ( металлургии, машиностроения) в страны с дешевой рабочей силой и низкими требованиями к охране окружающей среды ( Латинская Америка, Азия).
  • 9..  Закрепление изученного материала.

  • -А сейчас я Вам предлагаю выполнить небольшую проверочную работу по основным вопросам сегодняшнего занятия.

Выполните тест по вариантам на контрольных листах, указав фамилию, класс.

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, помимо работы над учебным материалом. Давайте подведём итог. Для этого используйте следующие опорные выражения. Они перед Вами.

Выберете наиболее подходящее начало предложения и продолжите…

Далее учитель предлагает использовать методику “Незаконченные предложения”.

1. Сегодня на уроке мне удалось…

2. Если бы в истории мира не было США …

3. На мой взгляд, США – это ….

4. Самым интересным для меня на уроке было…

5. Я думаю, что США…

6. Для России США…

11.. Д.З. Повторить т.9, пар.1, п.4-6.

Творческое задание: Отдых и туризм в США, его доля в ВВП страны; охрана окружающей среды .Составить электронные презентации о Канаде. ( по желанию.) Пролемный вопрос: природные  условия -, экономика +

ПРИЛОЖЕНИЕ.

№1.

5. Используемая литература. 

  1. Жижина Е.Ф., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. - М.: ВАКО, 2006. - 320с. - (В помощь школьному учителю).
  2. Зимин Б.Н. География мирового хозяйства. Часть 1. Учебное пособие. - М., изд. Российского открытого университета, 1992. - 160с.
  3. Библиотека журнала "География в школе". Разные страны - разные нравы. Путешествие по городам и странам мира. США. М., "Школа-Пресс",1994.
  4. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Части 1 и 2. Ярославль, 2005.
  5. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. М., 2007.
  6. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 выпускные классы: Учебное пособие. - М.: АСТ - Пресс, 2001. - 288с.
  7. Экономическая и социальная география мира. Атлас для 10 класса. М., 1998.
  8. http://www.1september.ru Издательский дом "Первое сентября".

.

Текст 1.

Большая часть американского ВВП (79,4 % — 2008 г.) создается в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образование, здравоохранение, наука, финансы, торговля, различные профессиональные и личные услуги, транспорт и связь, услуга государственных учреждений.
На долю материального производства (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыбная промышленность, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство), таким образом, остается 20,6 % ВВП. В сфере сельского хозяйства создаётся около 0,9 % ВВП, а промышленность даёт менее 20 %
ВВП.

Среди развитых стран мира США практически не имеет конкурентов по своему индустриальному развитию. По доле сферы услуг в структуре производства ВВП США обогнали Нидерланды и Израиль, которые ввиду имеющихся определённых конкурентных преимуществ специализируются на услугах, уступая только Гонконгу (доля сферы услуг — 86 %). Однако Гонконг не является независимым государством, оставаясь всего лишь особым экономическим районом Китая, где доля сферы услуг составляет менее 40 %. Таким образом, США в настоящее время являются наиболее постиндустриальным государством.

Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства. Среди отраслей материальной сферы промышленность остается важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения НТП. США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТП и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники.

Ипотечный кризис в США

Ипотечный кризис в США начался еще в 2006 году, однако серьезные последствия выявились лишь в 2007 году. Главной его причиной стал рост невозвратов жилищных кредитов неблагонадежными заемщиками. Ипотечный кризис стал началом общемирового экономического кризиса 2008 года.

Государство в экономике

В экономике США на долю государства приходится 28 % ВВП. Остальные 72 % занимает частный сектор. Однако согласно данным 2004 г. доля государственного сектора экономики от национального дохода составила 47%. Результатом финансово-экономического кризиса и осуществления политики количественного смягчения станет увеличение доли государственного сектора экономики до 50% и более.



Предварительный просмотр:

Г е о г р а ф и я,  9   к л а с с.

Интегрированный урок географии и химии по теме:

«Металлургический комплекс России: чёрная металлургия».

Подготовили: учитель географии МОУ «СОШ №59» г. Курска Капырина А.В.,

                          учитель химии МОУ «СОШ №59» г. Курска Лабкова И.В.

Тип  урока:  комбинированный с элементами практической работы.

Формы организации УПД: фронтальная, коллективная.

Длительность: 2 урока по 45 минут.

К сожалению, проведение интегрированных уроков постепенно уходит из практики, особенно интеграция с химией. Но именно рассмотрение географии чёрной металлургии России целесообразнее проводить  в тесном сотрудничестве с учителем химии.  Химизм протекания процессов выплавки чугуна, стали показывает закономерность факторов размещения предприятий чёрной металлургии различных видов, особенно предприятий полного цикла: от добычи и обогащения руды до производства проката . Обучащиеся получают полное представление о металлургическом комплексе, видят постепенное возникновение его элементов. Весьма актуальны рассматриваемые на данном уроке вопросы экологии.

Урок состоит из трех частей по 30 минут. Каждая  часть имеет свои цели, логически завершена, все они взаимосвязаны. Можно использовать и просто два спаренных урока.

Цели урока: дать понятие о металлургическом комплексе, его составе , факторах размещения и географии чёрной металлургии России;

выявить химико-технологические и экономические особенности металлургического производства;

изучить производства чугуна и стали;

дать представление о безотходной (малоотходной) технологии, реализации научного принципа комплексной переработки сырья;

ознакомить с проблемами защиты окружающей среды на примере доменного производства;

  • формировать географическое мышление, умения моделировать экономико-географический объект, оценивать его с экономической, экологической и политической точек зрения; самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • развивать творческие способности;

воспитывать общую культуру, широту взглядов.

По итогам урока учащиеся должны

• знать: виды предприятий черной металлург; факторы, влияющие на развитие и размещение отраслей комплекса, значение, важнейшие особенности, проблемы и перспектив развития черной металлургии;

химико-технологические особенности: доменного производства, химизм процесс получения чугуна и стали, сущность безотходной технологии;

• уметь:

составлять схему химико-технологического процесса;

записывать уравнения химических peaкций, протекающих в доменной печи;

находить на карте важнейшие металлургические базы России, давать им характеристику;

анализировать и объяснять влияние различных факторов на размещение предприятий черной металлургии;

оценивать тенденции развития черной металлургии с точки зрения их эффективности для решения задач отрасли.

Ход урока:

Часть 1. Производство чугуна

1.Учитель географии. Сегодня вы познакомитесь с составом металлургического комплекса, факторами размещения и географией чёрной металлургии России.

. Металлургический комплекс - это совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. Около 90 % металлов, применяемых в современном производстве, — это черные металлы (железо и его сплавы). Железо известно людям примерно 5000 лет. Его ценили дороже золота, так как использовали только метеоритное железо, которое встречалось редко. Первая доменная печь была построена вблизи Тулы в XVII в. И до сих пор в Туле производится только чугун в доменных печах. ( Показ на карте) (ОАО «Северсталь», самая мощная в России  и в мире  доменная печь №5 «Северянка»)

Сегодня сплавы железа — важнейший конструкционный материал. Основной их потребитель — машиностроение. Россия занимает 3 место в мире по выплавке черных металлов после Китая и Японии(2009 год).

Где на территории России размещены основные предприятия черной металлургии? (Урал, центр европейской части, юг  Западной и Восточной  Сибири.)

Почему железо используют в современном производстве чаще, чем другие металлы? (Дешевле, легче добывать, много железных руд.)

Действительно, земная кора на 5 % состоит из железа. Это второй по распространенности в земной коре металл после алюминия.

2.Учитель химии. Назовите железные руды, напишите их формулы.

Учащиеся записывают формулы на доске.

2а. Учитель географии. 

-вспомним географию железных руд России, основные месторождения расположены:

 КМА, СЛАЙД1.

Кольский п-ов, Урал (мало), юг  Западной и Восточной  Сибири, Южная Якутия).

 (Показ на карте).

- Используя приложение 1. «Классификация железных руд по содержанию железа, %., в каких из этих месторождений руды богатые. Рядовые, бедные? ( 1 мин.)

Богатые, более 50%                 КМА 37-50% и более  

Рядовые, 50-25%                   Западная Сибирь

Бедные, менее 25%            Южная Якутия

-  Почему добытую железную руду нельзя сразу отправлять на выплавку чугуна? (Требуется обогащение.)

Подготовка сырья и его обогащение (удаление ненужной для данного производства породы) происходят на горнообогатительном комбинате, где руду размельчают и с помощью электромагнита отделяют от пустой породы.

- У нас в курской области есть ГОК - …. ( МГОК)

3. В ходе урока учитель географии из заранее заготовленных карточек собирает на магнитной доске схему металлургического комплекса (схема 1). Сначала он прикрепляет к доске карточку «Горнообогатительный комбинат», на которой нарисован также условный знак ▲, обозначающий на географических картах железную руду.

4.Учитель химии. Для чего обогащают руду, т. е. повышают концентрацию соединений железа в ней? (Для увеличения скорости химической реакции получения металла.)

Чтобы получить железо, нужен восстановитель. Какие вещества могут восстановить железо из его оксидов? (Водород, алюминий, углерод.)

5.Учитель географии. Наиболее целесообразно использовать углерод. Таким образом, для выплавки чугуна нужен каменный уголь. Однако каменный уголь содержит всего 66 % углерода (табл. 2), поэтому в качестве восстановителя используют кокс — твердый остаток, получаемый при коксовании, т. е. нагревании угля до 1000 °С без доступа воздуха в течение 14 ч. Кокс содержит 90-98 % углерода.

Учитель прикрепляет к магнитной доске карточку «Коксохимическое производство», на ней изображен условный знак  

 6. каменного угля ■.

Кроме железной руды и кокса для производства железа необходим известняк — флюсы («помогающие плавить»). Смесь руды, кокса, флюсов металлурги называют шихтой.

Таблица  2Состав каменного угля

Составная часть

Массовая доля, %

Углерод

66

Водород

4

Кислород и азот

10

Вода

3-8

Зола

4-6

Сера

2-3

7. Учитель химии. В древности железо получали из оксидов в печах небольшого размера — домницах, используя древесный уголь в качестве источника тепла и восстановителя. Реакцию проводили при относительно низкой температуре. Железо получалось в виде так называемой крицы, которую специальной ковкой превращали в монолитный металл. В течение всего процесса железо оставалось в твердом состоянии и почти не насыщалось примесями. Этот процесс был нетехнологичен. Почему? {В реакции участвуют два твердых вещества, маленькая площадь поверхности соприкосновения веществ, низкий выход продукта.)

После предварительной подготовки сырье доставляют в зону реакции.

Составьте уравнение реакции восстановления железа из оксида железа (III) углем (коксом). Объясните окислительно-восстановительный процесс.

Процесс восстановления железа проводят в специальных печах, называемых домнами.

8. Учитель географии прикрепляет к доске карточку «Выплавка чугуна».

7а. Учитель химии..Используя схему доменной печи, учитель химии рассказывает об устройстве домны, раскрывает химизм протекающих в ней процессов (образование восстановителя — оксида углерода (II), постадийное восстановление железа, образование шлака). Совместно с учащимися обсуждает условия повышения скорости химических реакций.

Во время объяснения он использует снабженные магнитами карточки, на которых написаны формулы веществ. Это позволяет быстро составлять цепочки превращений, происходящих в доменной печи.

9. Учитель географии. Учитель обращает внимание учащихся на  материало- и энергоемкость доменного производства: подтверждение своих слов он приводит технико-экономические показатели работы металлургического завода. Число рабочих — около 20 тыс. человек, на 1 т продукции: сырья — 5 т, электроэнергии -  300 кВт • ч, топлива — 1,4 т, воды — 200 м3.

Часть 2. Производство стали

1.Учитель химии. Основное количество  производимого чугуна перерабатывается в  сталь. Сущность передела чугуна в сталь сводится к удалению избыточного углерода и  вредных примесей путем их окисления  - выжигания. Есть несколько способов производства стали.- мартеновский (не используется с 1962 г.), кислородно-конвертерный, электродуговой. (Демонстрирует фильм «Производство стали» Библиотека «Кирилла и Мефодия», химия 9 класс.)

2.Учитель географии. Почему при строительстве сталеплавильных заводов не всегда ориентируются на наличие железной руды и  каменного угля? (Многие из них работа на металлоломе, и производство независит от наличия руды и каменного угля.)

- -Такая металлургия – передельная  (Показ на карте)

Учитель обращает внимание учащихся на экономическую эффективность использования металлолома (табл. 2), а также на сокращение при этом выбросов в атмосферу в 7 раз, загрязнения воды в 4 р количества отходов в 16 раз.

Таблица 3. Экономия ресурсов при использовании 1 т металлолом;

Ресурс

Экономия ресурса

Железная руда Коксующийся уголь Электроэнергия

3,8 т

1,5 т

7,5 тыс. кВт • ч

3.Учитель химии. В конце XIX в. Д. И. Meнделеев писал: «Я полагаю, что придет со временем опять пора искать способы прямого получения железа и стали из руд, минуя чугун». Это время пришло. В наши дни разработана новая технология восстановления оксидов железа, которая внедрена на Старо - Оскольском электрометаллургическом комбинате. Восстановление ведут природным газом, при этом образуется губчатое железо, а из него в электропечах получают сталь.

4.Учитель географии. Завершающая стадия металлургического процесса — производство проката. (Прикрепляет к доске карточку «Производство проката».)

Итак, на схеме вы видите последовательную переработку исходного сырья, т. е. комбинирование производств. Комбинаты производят весь чугун, основную часть стали. В чем причина эффективности комбината? (Уменьшаются затраты на транспортировку сырья и топлива, возможно комплексное использование сырья.)

5.Учитель химии. Полученная схема комбината далеко не полная. Необходимо учитывать утилизацию и переработку отходов производства. Развитие химической технологии позволяет решать и природоохранные задачи за счет более полной очистки выбросов предприятий, т. е. совершенствования очистных сооружений, а также создания малоотходной технологии. Еще Д. И. Менделеев писал.- «В химии нет отходов, а есть неиспользованное сырье».

Основной загрязнитель атмосферного воздуха в доменном производстве — дымовой газ. Учащиеся рассказывают об улавливании вредных газов.

Отходящие газы металлургических предприятий с большим содержанием оксида серы(1У) используют для получения серной кислоты. При меньшем содержании оксида серы его утилизируют, проводя химическую реакцию с известняком в присутствии кислорода воздуха:

2СаС03 + 2S02 + 02 = 2CaS04 + 2С02.

Продукт реакции используют в строительной промышленности.

Один из способов удаления оксида серы(1У) из дымового газа — сульфитная адсорбция:

Na2S03 + S02 + Н20 = 2NaHS03.

Полученный гидросульфит натрия можно использовать — подвергать термической регенерации на заводах по производству серной кислоты.

6. Во время сообщений учащихся учитель географии прикрепляет к магнитной доске еще две карточки: «Производство H2S04» и «Завод стройматериалов».

Затем учащиеся решают задачу. Определите массу оксида cepuQY), который поступит в атмосферу при сжигании 100 т угля, содержащего 2,5 % серы. Какую массу серной кислоты можно получить из этого оксида серыф/)?

7. Учитель химии. Шлаки из доменной печи, а также летучие продукты коксования каменного угля используют в производстве удобрений. (Прикрепляет к магнитной доске карточку «Производство удобрений».) Так реализуется основная идея малоотходного производства — отходы одного процесса оказываются сырьем для другого. Находят применение даже шлаковые воды. Растворяя соединения серы, такая вода по своему составу, температуре и воздействию на организм человека становится сходной с мацестинскими и пятигорскими водами. Шлаковые водолечебницы действуют на крупных металлургических заводах.

8.Учитель дополняет схему соответствующей карточкой «водолечебница». Соединив все производства стрелками, указывающими использование отходов, получает впечатляющую схему производственного металлургического комплекса.

9. учитель химии: Современное производство использует много воды. Наличие большого количества сточных вод — показатель несовершенства используемых технологических схем. Сточные воды содержат токсичные для человека соли, кислоты, щелочи, ионы тяжелых металлов (Hg, Pb, Cr, As). Для их очистки можно осаждать загрязняющие вещества, а осадок использовать в других отраслях промышленности (или захоронить).

На современных предприятиях стремятся к замкнутому циклу водопотребления и к бессточному производству. Таким образом, создается замкнутый территориально-производственный цикл безотходной технологии в объеме всего комплекса.

10.Учитель географии: Предприятия, на которых мы видим всю цепочку производств-  – предприятия полного цикла. Задание по карте: показ.

8. Учитель географии.

- Важное значение в экономике страны имеет рациональное размещение предприятий черной  металлургии. В металлургическом комплексе существует ряд особенностей влияющих на его географию – факторов. Проанализируйте таблицу в Приложении «Факторы размещения промышленного производства) и назовите те , которые   имеют большое значение в географии чёрной металлургии. (Называют)

(Сырьевой, топливный, транспортный, экологический, СЛАЙД 3 , 4 

История этой проблемы уходит корнями к началу восемнадцатого века, времени правления Петра  Первого, одним из важнейших преобразований которого стало создание горнозаводской промышленности Урала. Именно тогда родилась и навсегда осталась фраза: «Урал – опорный край державы».

8 октября 1702 года – дата выпуска продукции первого завода на реке Выя.

25 октября 1725 года заработал прообраз НТМК – железоделательный и чугуноплавильный завод.

Продукция этих предприятий подняла Россию.

Нижний Тагил фактически представлял территорию чрезвычайной экологической ситуации. Первым в России был подвергнут экологической экспертизе. Чтобы вывести его из катастрофического положения, была разработана Федеральная комплексная программа по оздоровлению окружающей среды и населения.

Сегодня Тагил включен в новую Федеральную программу до 2010 года.

 специализация и кооперирование, военно- стратегический).

9.- Мы познакомились с доменной, передельной, электрометаллургией, металлургией полного цикла (комбинаты – от добычи сырья до производства проката). Проанализировав  карту «Черная и цветная металлургия», приложение №12,  объясните, предприятия какого типа сосредоточены и почему:

1 ряд:  на Урале На Урале имеются месторождения железной руды, поэтому здесь преобладают комбинаты полного цикла., ( Показ на карте)Пётр 1 : Урал -  Опорный край державы, 18 век.

2 ряд: в Западной Сибири(В Западной Сибири есть месторождения каменного угля, железной руды. здесь также функционируют комбинаты полного цикла. ( Показ на карте)

3 ряд:  центре европейской части России. (В центре есть месторождение железной руды,

кроме того, здесь проходят грузопотоки каменного угля. В этом регионе преобладают заводы передельной металлургии (сталеплавильные и сталепрокатные), работающие на металлоломе.) ( Показ на карте)

10. Закрепление:  география чёрной металлургии. Слайд 5. 6.

«Металлургические базы страны».

Практическая работа. .Заполните таблицу «Характеристика …. Металлургической базы».

Условные знаки:

  - уголь,- месторождения железной руды;

- металлургический комбинат.

Металлургические базы, центры

Железорудные районы,

Угольные районы

Запасы железной руды. Млрд.т.

Средний % содержания железа в руде

Доля баз в производстве проката, %

Проверка слайд7.

Часть 3-

  1. Деловая игра

Учитель географии. В ближайшем будущем в России возможны значительные изменения географии металлургии — появление еще одной металлургической базы — Дальневосточной. Попробуйте взвесить все «за» и «против» этого проекта в деловой игре.

Класс разбивается на три группы. Каждая группа по плану разрабатывает свой проект, затем в течение 5 мин защищает его.

План проекта

  1. Необходимость создания новой базы.
  2. Оптимальный район строительства.
  3. Факторы размещения.
  4. Виды металлургических предприятий.
  5. Ограничивающие факторы строительства.
  6. Выгоды и недостатки всего комплекса.
  1. Закрепление изученного .

1.Учитель географии слайд 8.

2 Тест. Инструктивная карточка.(Приложение №4)

  1. Проверка теста. Слайд 9-16

В конце последней тридцатиминутки учителя химии и географии подводят итоги урока, отмечают самый оригинальный проект, задают домашнее задание.        

11. Домашне задание. География слайд 17.

12. Подведение итогов урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПРИЛОЖЕНИЕ1. «Классификация железных руд по содержанию железа, %».

Богатые, более 50%                 КМА 37-50% и более  

Рядовые, 50-25%                   Западная Сибирь

Бедные, менее 25%            Южная Якутия

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.            Таблица  2   Состав каменного угля

Составная часть

Массовая доля, %

Углерод

66

Водород

4

Кислород и азот

10

Вода

3-8

Зола

4-6

Сера

2-3

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.            Таблица 3. Экономия ресурсов при использовании 1 т металлолом;

Ресурс

Экономия ресурса

Железная руда Коксующийся уголь Электроэнергия

3,8 т

1,5 т

7,5 тыс. кВт • ч

Приложение №4. Инструктивная карточка. Тест

  1. Факторы  размещения ( Учебник, приложение, с.         ,

таблица «Факторы размещения промышленного производства».

1. сырьевой

 а) Fe руда

2. Топливный

а) коксующийся уголь

3.транспортный

4. Специализация, кооперирование и комбинирование

 5.экологический фактор

6. Военно-стратегический

2. Центры и базы

1.Заполните таблицу «Характеристика …. Металлургической базы».


Металлургические базы, центры

Железорудные районы,

Угольные районы

Запасы железной руды. Млрд.т.

Средний % содержания железа в руде

Доля баз в производстве проката, %





















  1.  Проблема: в районе Череповца нет месторождений железных руд и высококачественного угля, однако здесь построен  металлургический комбинат полного цикла. Почему?

Проблемы и перспективы

  1. Руда на западе, топливо на востоке.
  2. Развитие передельной металлургии.
  3. Реконструкция старых заводов, так как износ оборудования более 50%.

4.Проблема:Что же лучше в России: заводы – гиганты или заводы – карлики?

       

3. Тест.

1.. Главные Факторы, влияющие на размещение              предприятий черной металлургии:

1.Сырьевой

2.Топливный

3.Транспортный

4.Потребительский

5.Водный

6.Трудовых ресурсов

7Энергетический

2.Крупнейшая по выпуску проката металлургическая база: 

  1. Уральская
  2. Центральная
  3. Сибирская

3. Город, в котором находится самый мощный  металлургический комбинат России: 

  1. Череповец
  2. Магнитогорск
  3. Липецк
  4. Новокузнецк
  5. Москва
  6. Комсомольск-на-Амуре

4.Город, в котором находится единственный в России электрометаллургический комбинат: 

  1. Череповец
  2. Магнитогорск
  3. Старый Оскол
  4. Нижний Тагил
  5. Электросталь
  6. Новосибирск

5. Центры черной металлургии Урала:

  1. Нижний Тагил
  2. Пермь
  3. Челябинск
  4. Новосибирск
  5. Уфа
  6. Оренбург
  7. Новотроицк
  8. Тула
  9. Курган
  10. Орск

6. Из каких районов Уральская металлургическая база   получает сырье и топливо: 

Сырье

  1. КМА
  2. Горная Шория
  3. Кольско-Карельский
  4. Хакасия
  5. Качканарский

Топливо

  1. Донбасс
  2. Подмосковный бассейн
  3. Кузбасс
  4. Печорский бассейн
  5. Иркутский бассейн

7. Единственный центр металлургии полного цикла                      в азиатской части России:

  1. Липецк
  2. Челябинск
  3. Новокузнецк
  4. Красноярск
  5. Новосибирск

8. Центр передельной металлургии: 

  1. Череповец
  2. Нижний Тагил
  3. Волгоград
  4. Липецк
  5. Магнитогорск

Приложение№5.

Схема  1

Схема металлургического комплекса

Приложение №6.

Схема 2

Схема химико-технологического процесса

Подготовка сырья

Подвод компонентов в зону реакции
j        -

Химические реакции

i                .

Отвод продуктов из зоны реакции

J Разделение и очистка продуктов реакции

Приложение №7.

Производство чугуна

Сырьё:

Название

Химическая формула

Железные руды

1.

2.

3.

4.

Восстановители

Флюсы

Приложение №8.

2. Для производства чугуна используют специальные сооружения -

Как же устроена домна?  Заполни таблицу.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Приложение №9. Рассмотрим, за счет, каких реакций из железной руды получают чугун.

1. В качестве восстановителя используют оксид углерода (II). Он образуется в доменной печи из каменноугольного кокса. Кокс сгорает с образованием оксида углерода (IV),

который взаимодействует с раскаленным коксом с образование оксида углерода (II):

   а. С + О2 =

б. С + СО2

2. При восстановлена железа из оксида железа (III) сначала образуется оксид желе за (II, III), затем оксид железа (II) и наконец железо:

Fe2O3 — Fe3O4 —FeO— Fe

Запишите суммарную реакцию данного процесса:

 Fe2O3 + CO

При высокой температуре железо частично переходит в карбид железа:

Fe + CO = Fe3C + CO2 

Карбид железа и углерод растворяются в железе. Образуется чугун.

Приложение №10.  Производство стали.

Сырьё:

Название

Химическая формула

Раскислители

Флюсы

Для производства стали используют специальные сооружения —.

Основные реакции, протекающие при производстве стали. Процесс окисления примесей, содержащихся в чугуне, довольно сложный. Объясняется это тем, что при соприкосновении кислорода с жидким чугуном окисляются не только примеси, но и железо. Вначале реакции окисления протекают так:

С + О2                       C + FeO

Si + O2               Mn + FeO  

Р + O2                       P + FeO  

S+ O2 

Mn + O2  

Fe+ O2

Образовавшийся оксид железа (II) тоже принимает участие в окислении примесей. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, в связи с большой концентрацией железа образуется относительно много оксида железа (II); во-вторых, примеси в чугуне (С, Si, Mn, S) более энергично реагируют с кислородом, чем железо:

Для удаления оксидов кремния и фосфора к перерабатываемому чугуну добавляют известь

 Са O+ Si O2               Са O+ Р 2O5               

Образовавшиеся силикат и ортофосфат кальция — легкоплавкие вещества, они в виде шлака всплывают на поверхность,  расплавленной стали.

Приложение  №11.

Приложение №12

Уральская

Доля                      железная руда                             уголь                   центры

 42%                        Качканарское                         Кузбасс                  Магнитогорск

                                 Казахстан                                                              Челябинск

                                                                                                                Нижний Тагил

                                                                                                                Новотроицк  

Центральная

Доля                      железная руда                          уголь                      центры

44%                             КМА                               Печорский               Череповец

                                  Казахстан                          Кузбасс                    Липецк

                                                                                                             Старый Оскол

                                                                             

Сибирская

Доля                       железная руда                      уголь                        центры

13 %                      Киршуновское                     Кузбасс                  Новокузнецк

                              Горная Шория

Литература.

  1. География России, В.Я. Ром, В.П. Дронов, Москва “Дрофа”, 1997г.
  2. Экономическая география России, А.И. Родионова, Москва, 2002г.
  3. География России, А.И.Алексеев, Москва, “Дрофа”, 2002г.
  4. География России, А.И. Алексеев, В.В. Николина, Москва, “Просвещение”, 2000г.

География России: Учеб. Для 8-9кл. Общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И.Алексеева: в 2-х кн. Кн. 2.: Хозяйство и географические районы. 9 кл. – 5 е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. – 288с.:, карт.

География Белгородской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. В 2- х частях. ЧастьII. Население и хозяйство. – М.: Изд- во МГУ, 2004. – 56с.

http://i879.photobucket.com/albums/ab356/creativejim/AndyWarholic/steel-mill.jpg



Предварительный просмотр:

Разработка телеконференции

 к ЕГЭ по географии в 2012-2013 учебном году

по теме «Определение широты объекта по высоте Солнца над горизонтом»

Разработала: учитель географии МБОУ «СОШ №59» города Курска

Капырина А.В.

Цели:

Повторить особенности движения Земли как планеты: вокруг Солнца и вокруг своей оси, следствия движений.

Развивать умение определять широту места по высоте Солнца над уровнем горизонта.

1.Организация начала занятия.

– Добрый день, уважаемые школьники! Сегодня мы проводим очередное занятие в режиме телеконференции по подготовке к ЕГЭ по географии.

2. Постановка целей и задач. Проверка домашнего задания.

- Цели: Повторить особенности  годового движения Земли вокруг Солнца, следствия движений. , потому что выяснив главные моменты, мы сможем определять широту по высоте Солнца над уровнем горизонта.

 (Слайд 1, 2 ).

Проверка домашнего задания. При решении данных задач необходимо учитывать два движения Земли: вокруг Солнца и вокруг своей оси. Вспомним  особенности каждого из них.

Годовое движение земли вокруг Солнца.

Каковы главные причины изменения высоты Солнца над уровнем горизонта, продолжительности дня, смены сезонов в течение года? (Слайд 3).

(Главная причина – наклон земной оси на 66,5° к плоскости орбиты, шарообразность  и, как результат, изменение высоты Солнца над горизонтом, смена сезонов года, изменение продолжительности дня).

- Что такое «солнцестояние»? (Слайд 3).

Ответы,( Слайд 4– проверка)Моменты, когда высота Солнца над горизонтом в полдень наибольшая (северное полушарие: летнее солнцестояние, 22 июня) или наименьшая (зимнее солнцестояние, 22 декабря, в южном - наоборот).

- Что происходит в день летнего солнцестояния?(Слайд 5).

- Ответы, проверка слайд 6.(В день летнего солнцестояния самая большая продолжительность дня в Северном полушарии, вся область за полярным кругом освещена, Солнце не заходит.

В Южном полушарии в это время самый короткий день, вся область за полярным кругом в тени, Солнце не восходит).

- Какова особенность дня зимнего солнцестояния? Слайд 7.

- Ответы, проверка слайд 8.(В день зимнего солнцестояния  - 22 декабря картина обратная: самый короткий день в Северном полушарии, самый длинный в Южном.

В дни, близкие к солнцестоянию, мало изменяются продолжительность дня и полуденная высота Солнца, отсюда термин «солнцестояние»).

- Что такое равноденствие? Слайд 9.

- Ответы детей, проверка слайд 10.(Моменты, когда солнечные лучи касаются обоих полюсов, а земная ось перпендикулярна лучам.21 марта – день весеннего равноденствия, осеннее равноденствие — 23 сентября; В эти дни Солнце в зените на экваторе.Северное и Южное полушария освещены одинаково, на всех широтах день равен ночи, на одном полюсе Солнце восходит, на другом заходит.)

- 22 июня, когда в Северном полушарии самый длинный день, полуденное Солнце находится в зените на параллели 23,50с.ш. Что это за параллель?

(Эта параллель называется Северным тропиком, через полгода полуденное солнцестоит в зените, т.е. под углом 900  на параллели  23,50ю.ш. – Южном тропике.)

- В это день на параллели 66,50с.ш. в течение суток солнце не скрывается за горизонтом, то есть наблюдается полярный день.

 22 декабря, наоборот, круглые сутки – полярная ночь. Как называется эта параллель – Северный полярный круг.

В Южном полушарии на параллели 66,50ю.ш. полярный день наблюдается 22 декабря, а полярная ночь – 22 июня. Параллель 66,50ю.ш – Южный полярный круг

От полярных кругов к полюсам продолжительность полярного дня и полярной ночи увеличивается. На полюсах полярный день и полярная ночь длятся приблизительно по шесть месяцев От полярных кругов к экватору наблюдается суточная смена дня и ночи.

Итак: Слайд 15.

- Важное значение при годовом движении  имеют не только даты солнцестояний … 22 июня, 22 декабря, даты равноденствий .. 21 марта и 23 сентября, но и широты – какие 0  ш. – экватор , 23, 50 с. и ю. ш. – на любой широте между тропиками Солнце в зените 2 раза в году, 66,50– где н в дни солнцестояний наблюдается полярный день и полярная ночь

22 июня – день летнего солнцестояния – Солнце в полдень в зените (под углом 90°) над Северным тропиком (23,5° с.ш.), от Северного полюса до Северного полярного круга (66,5° с.ш.) – полярный день, следовательно, от Южного полюса до Южного полярного круга (66,5°ю.ш.) – полярная ночь. Закономерность: продолжительность дня увеличивается от Северного тропика до Северного полярного круга и одновременно уменьшается до Южного полярного круга.

  • 21 декабря день зимнего солнцестояния – и все наоборот: Солнце в полдень в зените над Южным тропиком, в Северном полушарии – полярная ночь (от Северного полюса до Северного полярного круга), а в Южном (от Южного полюса до Южного полярного круга) – полярный день…
  • 21 марта и 23 сентября дни весеннего и осеннего равноденствий – Солнце в полдень в зените над экватором и продолжительность дня и ночи равна на всех широтах.
  • Слайд 16.

Практическая часть. Слайд 17, 18.

  1. - А теперь давайте решим задачиС5  на определение географической  широты места по высоте Солнца над уровнем горизонта.

 

кульминация ( зенит) в сев. полушарии - +ш2

Кульминация (зенит) в южном полушарии - - ш2

№1..Определите географическую широту пункта, расположенного в США, если известно, что 23 сентября в 17 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 530 над горизонтом. Ход Ваших рассуждений запишите.

Ответ: 23 сентября – день весеннего равноденствия. Солнце находится в зените над экватором - 00 широты. Значит широта пункта : 900  - 530 = 370 с. ш.

1.Для определения широты воспользуемся формулой:

Н = 90° – ш1+ ш2,

где Н – высота Солнца над горизонтом;

ш1 – географическая широта, где определяется высота Солнца над горизонтом;

ш2 – географическая широта, над которой Солнце находится в зените. Отсюда:

ш1=900 – Н + ш2

Подставляем значения в формулу:

 ш1 = 90 – 530+ 0

900 – 530 = 370 с. Ш.

№2. Санкт-Петербург и Киев находятся почти на одном меридиане. 22 июня в полдень Солнце в Санкт-Петербурге возвышается над горизонтом на 53°30, а в Киеве в этот момент- на 61,5°.Определить широты С-П и Киева

ш1=900 – Н + ш2

Киев: 900 - 61,5°+ 23, 50  =  28,50 + 23, 50 = 520с.ш.

С-П:  900 – 53, 5°+ 23, 50  = 36,5+ 23, 50 = 60  с.ш.

№ 3. В Северном полушарии, там, где находятся туристы, Солнце в полдень стоит над горизонтом под углом 530 30'. В этот же день полуденное Солнце находится в зените на 12°20' с.ш. На каком градусе широты находятся туристы?

  • ш1=900 – Н + ш2

900 –530 30+ 120 20 = 480 50  с.ш.

№4. С корабля 20 февраля была измерена высота Солнца над горизонтом. Она составила 50°. Солнце было на юге. На какой географической широте находится корабль, если в этот день Солнце стояло в зените на широте 11 0 05' ю.ш.?

Ответ:
Корабль находился на 28°55' с.ш.

 4. Д/З.

1. Повторить особенности годового движения земли вокруг Солнца и его следствия.

Особенности вращения земли вокруг своей оси, географическая долгота, Гринвичский меридиан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....