Доклад "Федеральный закон об образовании в Российской Федерации"
материал по географии

Дарбинян Рузанна Кареновна

    Необходимость принятия нового Закона об образовании в РФ появилась уже давно.В последние годы возник явный разрыв между потребностями оьразовательной практики и ее законодательным обеспечением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zakon_ob_obrazovanii.docx27.24 КБ
Файл fz_ob_obrazovanii_sd_i_ru.pptx575.64 КБ

Предварительный просмотр:

ФГКОУ “сош № 21»

Доклад

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

Основные положения.

Подготовили: Хачатурян С.Д.         Директор ФГКОУ «сош № 21»

                           Дарбинян Р.К.           Учитель географии

                                                     

Уважаемые коллеги, мой доклад будет посвящен   нашей с вами работе в условиях введения в действие нового Закона об образовании РФ. Необходимость его принятия появилась уже давно. В последние годы возник явный разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением.

29 декабря принят Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ

Новый закон об образовании весьма существенно отличается от старого. Положения закона РФ "Об образовании" касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. 

Вступление в силу

Федеральный закон №273 вступает в силу
1 сентября 2013 года. Исключение составляет ч. 6 ст. 108, вступившая в силу со дня официального опубликования закона.
Положения, касающиеся изменений в вопросах финансирования, вступают в силу с 1 января 2014 года.

Данный закон не только сохраняет существующие государственные гарантии прав граждан на образование, но и создаёт новые. В нем нашли отражение лучшие образовательные практики и технологии, а также международный опыт.

Федеральным законом обеспечивается формирование эффективных механизмов:

правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования;

реализация права на образование в полном объеме, государственных гарантий на получение качественного образования;

укрепления защиты интересов личности в области образования.

Новый закон «Об образовании в Российской федерации» заменит 2 базовых закона, принятых в 90-х гг.:

      Закон РФ «Об образовании» №3266-1 от  10.07.92 г.;

      Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.96 г.

Текст закона содержит 760 частей, представленных в 110 статьях, которые объединены в 15 глав, многие положения    которых являются новшествами в сфере образования.

Основные задачи нового закона об образовании:

  • Создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики; 
  • Расширение образовательных возможностей граждан; 
  • Комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;
  • Обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ. 

Принципы, используемые в законопроекте:

  1. обеспечение права каждого на образование, в том числе:
  • обязательность общего образования; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования,
  • обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями;
  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, к закону, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;
  3. запрещение дискриминации в сфере образования;
  4. автономия образовательных организаций;
  5. демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников и обучающихся (их законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией;
  6. обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
  7. установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ.
  8. включение российского образования в мировое образовательное пространство;
  9. признание равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе образовательных организаций различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей);
  10. открытость системы образования  внешним запросам (например, путем закрепления механизмов участия заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности);
  11. информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
  12. внедрение в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения;
  13. закрепление условий и порядка ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Уровни образования 



В соответствии с новым законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя: 

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами.

Формы получения образования и формы обучения

В Российской Федерации образование может быть получено:

  1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очно, заочно, очно-заочно);
  2. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования или самообразования).

Новые формы реализации и освоения образовательных программ

  • Дистанционные образовательные технологии;
  • Электронное обучение;
  • Обучение по интегрированным образовательным  программам;
  • Экспериментальная и инновационная деятельность.

Впервые в законе появились статьи, регулирующие электронное обучение и дистанционное образование, а также связанные с ним аспекты применения электронных образовательных ресурсов. 

Новый закон  вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: «образование», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика» и др.                
 Изменился термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная     организация».

Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, т. е. требование о некоммерческом характере организации, а также о том, что образование должно быть основной целью ее деятельности – сохранено.

Вместе с тем, далеко не любую образовательную деятельность разрешено вести организациям, осуществляющим обучение – отдельным видам организаций разрешено реализовывать вполне конкретные программы. Так, коммерческие структуры ограничены профессиональным обучением и дополнительным образованием, а также дошкольным, и не могут открыть, например, школу.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает новые по сравнению с Законом РФ «Об образовании» определения понятий  «учащийся» и «обучающийся».

Обучающийся- физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Новое в  законе, что касается школы:

  • преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закрепленной территории;
  • индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах;
  • отбор детей по конкурсу в творческие учебные заведения;

закрыть сельскую школу можно будет только с одобрения сельского схода.

Права учащихся

Права учащихся в Федеральном
законе "Об образовании в Российской Федерации" существенно расширены и конкретизированы по сравнению с теми, которые были установлены Законом РФ "Об образовании". Более того, их перечень не является закрытым и может быть изменен нормативными правовыми актами РФ, а также локальными нормативными актами.

Статья 45 нового закона регламентирует порядок защиты прав обучающихся

Согласно части 1 данной статьи в целях защиты своих прав обучающиеся, а также родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий;
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
3) использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов.

В ст. 43 детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. В частности, согласно п. 1 ч. 1 данной статьи обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 44 родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Дисциплинарная ответственность обучающихся

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет три вида дисциплинарных взысканий:
замечание, выговор, отчисление.

Замечание и выговор как мера дисциплинарного взыскания может быть применена к обучающимся с 5-го класса.

За неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 статьи 43 Закона, допускается применение отчисления к обучающимся, достигшим возраста 15 лет.

     Для учеников младших классов могут по-прежнему устанавливаться правила поведения в образовательном учреждении и меры воздействия за их нарушение. Однако их следует называть "мерами воспитательного воздействия".

      В рамках обучения по образовательным программам основного общего  образования,
интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе создаются соответствующие общеобразовательные организации со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус", "
кадетская школа".

Статья 87 посвящена особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования . Согласно ч. 3 данной статьи примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации.

Инклюзивное образование 

Понятие инклюзивного образования введено в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Согласно закону под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей (п. 27 ст. 2).

Информационная открытость образовательной организации (ст. 29)

Образовательная организация обязана публиковать на своем сайте копии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний.


Информация и документы, указанные в части2 статьи 29 если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям,  составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

  Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально-общественная аккредитация, образовательные и профессиональные стандарты). Ст. 95 посвящена проведению независимой оценки качества образования.

Новации в педагогической деятельности

Педагогическая экспертиза    

Оценка соответствия проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам и условия их освоения обучающимися.

Конфликт интересов педагогического работника

Ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Педагогические работники

Сохранение академических прав и свобод:

  • Сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 ч. в нед
  • Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск
  • Длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы
  • Досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
  • Предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

  • Дополнительное профессиональное образование
  • (повышение квалификации, переподготовка)
  • 1 раз в 3 года (было 1 раз в пять лет)
  • Оплата труда работников муниципальных общеобразовательных организаций
  • не может быть ниже средней заработной платы в субъекте РФ, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
  • Ежемесячная денежная компенсация
  • на обеспечение книгоиздательской продукцией                                            и периодическими изданиями включается в оклады (должностные оклады) педагогических работников
  • (сейчас это самостоятельная выплата)

Статья 48. Обязанности и ответственность
педагогических работников

Педагогические работники обязаны:

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

      Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Основания для увольнения

Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:

  • 1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
  • 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
  • 3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральный закон № 273- ФЗ « O б образовании»

Слайд 2

29 декабря 2012 года Президент России В. В Путин подписал Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации », Дата вступления закона в силу: Основная часть -1 сентября 2013 года Структура закона 15 глав, 111 статей

Слайд 3

Участники образовательных отношений. Сфера образования родители обучающиеся педагогические работники и их представители организации, осуществляющие ОД

Слайд 4

1. Обязательно ли ребенок должен уметь читать при поступлении в первый класс ? 2 . Ребенок в возрасте 6,5 лет зачислен в первый класс, проучился первую четверть. Следует ли удовлетворить заявление родителей, настаивающих на отчислении ребенка из-за его возраста и тем, что он не справляется со школьной программой ?

Слайд 5

3. Следует ли знакомить родителей обучающихся при приеме в первый класс с уставом школы и локальными актами под роспись или достаточно, что такие документы размещены на сайте школы ?

Слайд 6

4 . Сколько раз можно оставить обучающегося на повторное обучение ? 5. Допустимо ли учитывать спортивные достижения и достижения в области искусства учащихся при их аттестации по соответствующим предметам из-за пропусков занятий ?

Слайд 7

6 . Может ли ребенок, окончивший 9 класс, сам выбрать форму получения образования – самообразование ? 7. Кто пишет заявление о приеме в 10-й класс – учащийся или его родители (законные представители) ?

Слайд 8

8 . В каких формах может проводиться промежуточная аттестация обучающихся на различных уровнях общего образования ? 9 . В каком порядке устанавливаются в школах каникулы ?

Слайд 9

10. Возможно ли оставить на второй год обучающегося 10-го класса, имеющего по итогам три неудовлетворительные оценки ? 11 . Обязан ли учащийся возмещать вред, причиненный имуществу школы ?

Слайд 10

12 . Какие меры дисциплинарной ответственности можно применить к учащимся, которые используют ненормативную лексику ? Можно ли их не пускать на урок ? 13 . Какие меры дисциплинарной ответственности можно применить к учащимся начальной школы за грубое нарушение своих обязанностей ?

Слайд 11

14 . Какую ответственность несут учащиеся школы за оскорбление педагогических работников ? 1 5. Можно ли защитить школу от неадекватного поведения родителей и какие меры воздействия смогут разрешить данную ситуацию ?

Слайд 12

16 . Какую юридическую ответственность могут понести родители несовершеннолетних обучающихся за неисполнение своих обязанностей, предусмотренных ФЗ «Об образовании» ? 17 . Имеют ли место в новом ФЗ «Об образовании» такие понятия, как «зачислить» , «отчислить», «исключить» ?

Слайд 13

Меры дисциплинарного воздействия при нарушении требований к одежде: 1. Для уч-ся начальной школы – только меры педагогического воздействия. 2. Для уч-ся среднего и старшего звеньев школы (до 15 лет) – меры педагогического воздействия и выговор в качестве дисциплинарного взыскания.

Слайд 14

3. Для уч-ся (достигших 15 лет): - педагогическое воздействие; - замечание, выговор , отчисление   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон «Об образовании в Российской Федерации» ( выступление на августовском совещании в 2011 г.)

Закон  «Об образовании»  должен быть предельно ясным для всех, кто им руководствуется, четко регламентировать и защищать права обучаемых и...

Основные особенности нового закона "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании весьма существенно отличается от действующего сейчас нормативного правового акта. Положения Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образован...

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации...

Общешкольное родительское собрание по теме: «Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ»

Общешкольное  родительское собрание по теме: «Новый закон  «Об образовании в Российской Федерации»  № 273-ФЗ»Вступление в силу 273-ФЗ и действие ранее принятых нормативных правовых акто...

Новый закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2013 года. Цель нового закона — предоставить каждому максимально доступные условия для того, чтобы получить обязательное о...

Закон об образовании в Российской Федерации

Закон об образовании в Российской Федерации...

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29 декабря 2012 года.

Ознакомить родителей с Федеральным законом "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. Дать понять, какие права и обязанности предоставляются учащимся и их законным представителям (родителям). Озна...