Урок «Движение земной коры, вулканы, гейзеры»
план-конспект урока по географии (6 класс)

Ботулева Елена Владимировна

 

Цели: образовательные - сформировать представление о видах движения земной коры; расширить и углубить знания о вулканах, их строении, причинах возникновения, познакомить с географией их размещения; о горячих источниках и гейзерах;

 

развивающие способствовать развитию умений работать с картами, учебником, устанавливать причинно – следственные связи, решать проблемные задачи; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы; содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;

 

воспитательные способствовать пониманию идеи целостности мира, формированию мировоззрения, географической культуры личности, формировать представления о профессиях, связанных с науками географического направления, воспитывать интерес к предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dvizhenie_zemnoy_kory_.doc503 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 24» города Смоленска

КОНСПЕКТ УРОКА

по географии в 6 классе

  • Движение земной коры, вулканы, гейзеры»

Учитель географии

Ботулева Елена Владимировна

2016

Тема: «Движения земной коры. Вулканы. Гейзеры»

Цели: образовательные - сформировать представление о видах движения земной коры; расширить и углубить знания о вулканах, их строении, причинах возникновения, познакомить с географией их размещения; о горячих источниках и гейзерах;

развивающие  способствовать развитию умений работать с картами, учебником, устанавливать причинно – следственные связи, решать проблемные задачи; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы; содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;

воспитательные  способствовать пониманию идеи целостности мира, формированию мировоззрения, географической культуры личности, формировать представления о профессиях, связанных с науками географического направления, воспитывать интерес к предмету.

.

Тип урока: комбинированный.

Технология: урок  исследование

Формы контроля: индивидуальный, фронтальный.

Методы: проблемно  поисковый, самостоятельная работа, практическая работа. Оборудование: презентация «Движения земной коры. Вулканы. Гейзеры», электронное приложение ООО «Дрофа» 2012, проектор, плод авокадо, тест, карта «Вулканы и землетрясения», карта «Литосферные плиты», иллюстрации, карточки-задания, лист - конспект, физическая карта полушарий, атласы.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент. Эмоциональный

настрой.

Приветствие

Подготовка к уроку

Приглашаю совершить путешествие в глубины

литосферы. Давайте улыбнемся друг другу,

настроимся на поиск и творчество и начнем

урок.

2. Проверка домашнего задания с целью

актуализация опорных знаний и умений

учащихся.

1.

Перед тем, как отправиться в

1)

1.

Ядро, мантия, земная кора.

путешествие, мы соберем багаж знаний,

2)

2.

Ядро.

который может понадобиться нам в

3)

3.

Мантия.

дороге.

4)

4.

Земная кора.

2.

1. Географический диктант

5)

5.

Мантия.

Внутренние оболочки Земли (1).

6)

6.

5-10 км.

Самую высокую температуру из них имеет (2).

7)

7.

30-75 км.

Из магмы состоит (3).

8) 8. Гранита.

Самая тонкая оболочка – (4).

Соприкасается с другими оболочками Земли (5).

Толщина земной коры под океанами --- (6) км,

под равнинами суши – (7) км.

Океаническая земная кора не имеет слоя (8).

Само- и взаимопроверка (слайд 2).

Багаж собран успешно.

Например, с авокадо.

С чем можно сравнить Землю по внутреннему

строению? (Учитель демонстрирует разрезанное

авокадо)

3.  2.«Кто быстрей». Работа с карточками:

магматические, осадочные,

1.  Магматические: гранит, базальт,

метаморфические, гранит, песчаник,

пемза.

базальт, кварцит, мрамор, известняк,

2.  Осадочные: песчаник, известняк,

пемза, гипс, поваренная соль.

гипс, поваренная соль.

Распредели по группам.

3.  Метаморфические: кварцит,

Проверяем (слайд 3)

мрамор.

3.Дома вы решали кроссворд. Назовите ключевое

слово, что оно обозначает?

м

р

а

м

о

р

г

и

п

с

н

е

ф

т

ь

и

з

в

е

с

т

н

я

к

г

р

а

н

и

т

к

в

а

р

ц

и

т

б

а

з

а

л

ь

т

Формулирование вывода

МИНЕРАЛы – то, из чего состоят

горные

Вывод: земная кора состоит из  -----------------

породы.

(горных пород и минералов).

3. Изучение нового материала

На высоких обрывистых берегах рек, крутых

Ответ учащихся:

склонах гор и вырытых человеком котловинах

- земная кора находится в

обращает на себя внимание различное залегание

постоянном движении. В одних

горных пород. Слои могут залегать

местах она разламывается,

горизонтально, наклонно, быть смятыми в

образуются трещины, в других –

складки. Иногда видны разрывы в пластах,

горизонтально залегающие пласты

смещение одной части относительно другой.

сминаются в складки. Одни

Проблемный вопрос:

участки опускаются, другие

1.  Почему столь разнообразно залегают

поднимаются.

горные породы? О чем свидетельствует их

расположение?

Подтверждение тому - изменение

облика нашей планеты за много

миллионов лет.

1.  Проблемный вопрос:

(Формулирование вывода:

В чем причина движения земной коры?

Вывод: причина движения земной

коры – движение вещества мантии.

Причина

Следствие

Движение

Движение земной

вещества

коры

мантии Земли

Формулирование темы урока.

Запись темы.

«Движения

земной

коры.

Вулканы. Гейзеры»

1.Виды движения земной коры.

Движения земной коры

Работа с учебником на с. 46 и

Горизонтальные

Вертикальные

картой атласа.

складки

поднятие суши

Скандинавский полуостров

прогибы

(Скандинавский п-ов)

поднимается со скоростью 1 см в

разломы

опускание суши

год. Побережье Северного моря

(Великие Восточно-

(побережье

опускается со скоростью

Африканские разломы)

Северного моря)

1 см в год.

Запись в конспект.

  • Приведите примеры поднятия и опускания земной коры

  1. 2.Землетрясения.

2.  Движения земной коры могут быть не

Рассказ учащегося.

только медленными, но и быстрыми,

Рисунки. 27 на с.45 и 28 на с.46

внезапными.

учебника, рис. в атласе на с. 27.

3.

Причина образования

землетрясений – внезапные

смещения или разрывы на большой

глубине в литосфере.

4.

Место на глубине, где образуется

разрыв и происходит смещение

пород, называют очагом

землетрясения.

Место на земной поверхности,

находящееся над очагом, называют

эпицентром землетрясения.

Самые сильные разрушения

происходят в эпицентре, где

подземные толчки направлены

А: 1-2-3-4 балла - слабые

снизу вверх. Дальше от эпицентра

Б: 5-6 баллов - сильные

колебания распространяются во все

В,Г: 7-8 баллов – очень сильные

стороны волнообразно.

Д, Е: 9-10 баллов - разрушительные

Сила землетрясения измеряется в

Ж:,З: 11-12 баллов - катастрофические

баллах от 1 до 12.

Сейсмологи  ученые, которые

наблюдают, изучают

землетрясения, наука –

сейсмология.

Сейсмограф  прибор, который

измеряет и автоматически

записывает малейшие движения,

сотрясения земной коры.

3.Сейсмические районы на земном шаре.

Работа с картой «Вулканы и

землетрясения» на с. 27 в атласе.

Практическая работа «Определение по карте

Учащиеся сопоставляют

карты«Литосферные плиты» и

сейсмических районов земного шара»

«Вулканы и землетрясения».

Формулируют вывод.

Вывод: сейсмические пояса Земли

– Тихоокеанский и Альпийско-

Гималайский. Они расположены на

границах взаимодействия

литосферных плит.

4.Записать понятия в опорный лист – конспект.

Записывают понятия:: очаг,

эпицентр, сейсмология,

сейсмограф, сейсмические пояса

– Тихоокеанский и Альпийско-

Гималайский.

5.Землетрясения тесно связаны с другими

Демонстрация опыта «Вулкан на

природными явлениями…

столе» (разложение дихромата

Магма по жерлу рвется наружу,

аммония)

Выход из кратера ей очень нужен.

Если проход на поверхность дан,

Работа с рис. 31 в учебнике на с. 49

Значит, проснулся грозный… (вулкан).

Делают подписи к рис. «Строение

(Электронное приложение ООО «Дрофа» 2012:

вулкана» в опорном листе-

5 класс. Природа Земли. Вулканы.)

6.Учитель вывешивает на доске таблички:

“Магма”, “Лава”, “Мантия”

МАНТИЯ - МАГМА - ЛАВА

Как происходит процесс превращения одного

Продукты вулканических

вещества в другое?

извержений

Составьте логическую цепочку.

Газы.

Водяной пар.

Назовите продукты вулканической

Вулканический пепел.

деятельности.

Сероводород.

Вулканические бомбы

5.  7. Прочитайте учебник и ответьте на

Закончите схему.

вопрос, какие бывают вулканы, чем они

ВУЛКАНЫ

отличаются.

_____?____

_____?____

Действующие

Потухшие

Уснувшие

Которые

Об

Те, которые

извергаются,

извержени

потухли, но

сведения об

начинают

действовать

этом

не

сохранились

сохранило

на памяти

человечества.

никаких

Их 800.

сведений

Демонстрация картины К.П. Брюллова.

Последний день Помпеи. 1830-1833 гг.

Извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и

разрушения города Помпеи близ Неаполя.

Просмотр видеосюжета №1

Вулканы могут находиться на дне океанов, а

- На дне океанов, т.к. там тонкая

могут и на суше.

земная кора.

Проблемный вопрос.

- Вулканы на суше встречаются в

- Как вы думаете, где будет больше вулканов -

зоне

на дне океанов или на материке?

расхождения литосферных плит,

- В чем причина появления вулканов на

т.е. в зоне разломов. В этих местах

материковой земной коре?

лава поднимается по трещинам.

8.Виды вулканов по форме: конические и

9.Найдите вулканы на физической карте

полушарий и на карте атласа, определите

1.  Работа с картой атласа и

географические координаты одного из вулканов:

физической картой

влк. Везувий

влк. Котопахи

полушарий.

влк. Эльбрус

влк. Фудзияма

влк. Ключевская Сопка

влк. Этна

влк. Орисаба

влк Килиманджаро

10. Горячие источники и гейзеры.

Рассказ учащегося.

Рассмотрим еще одно природное явление -

С. 52 учебника.

гейзер.

Гейзеры – периодически

Проблемный вопрос.

фонтанирующие источники.

- Что такое гейзер?

(Исландия, Н. Зеландия, Россия -

- Почему гейзеры встречаются там, где есть

Камчатка, США).

вулканы?

Просмотр видеосюжета № 2

11.Как человек может использовать энергию

•Вулканический пепел – удобрение

внутреннего тепла Земли?

для

растений.

•Вулканический туф (горная

порода,

образованная из рыхлых продуктов

вулканических извержений) служит

для

изготовления стройматериалов,

используемых

при возведения зданий

•Горячая вода источников и

гейзеров - для отопления теплиц и

домов

•Пар горячих источников - для

вращения

турбин электростанций

•Минерализованная горячая вода

источников лечит заболевания

Подведение итога.

Какие бывают виды движения

Что мы узнали на уроке?

земной коры. Причину движения

земной коры. О землетрясениях,

вулканах и гейзерах.

4. Закрепление нового материала

1.Решение теста.

1.Место на глубине, где образуется разрыв и

Учащиеся записывают ответы в

смещение горных пород?

лист-конспект

1

2

3

4

5

А. эпицентр

Б. очаг

В. магма

Б

Б

Б

Б

Б

2.Излившаяся магма называется:

Само – и взаимопроверка.

А. жерло

Б. лава

В. очаг

3.Место на земной поверхности, находящееся

над очагом землетрясения:

А. очаг

Б. эпицентр

В. кратер

4.Канал, по которому поднимается магма:

А. кратер

Б. жерло

В. очаг

5.Фонтанирующий источник:

А. вулкан

Б. гейзер

В. очаг

2.На контурной карте обозначьте вулканы * и

Работа с контурной картой

зоны землетрясений \\\\\

5. Оценка знаний учащихся

Выставление отметок

6. Домашнее задание

Запись в дневниках: § 24,25, работа

с конспектом, в к/к вулканы * и

зоны землетрясений \\\\\.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Движение земной коры. Вулканы"

Урок географии с использованием электронных образовательных ресурсов 5 класс. Учебник "География 5-6" издательство "Просвещение " (Полярная звезда)...

Конспект урока по географии. Тема урока: «Движения земной коры. Вулканизм»

Конспект урока составлен по принципу системно-деятельностного подхода в рамка ФГОС....

Буклет для практической работы в 6 классе по теме "Движения земной коры.Вулканы.Гейзеры"

В буклете предложены разнообразные формы проверки изучения темы "Движения земной коры. Вулканы,гейзеры." Работа проводится в виде географического практикума с использованием карт атласа. В ходе работы...

Урок «Движение земной коры. Вулканизм»

Комбинированный урок по географии, позволяющий сформировать представления о землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах; создать условия для формирования умения выявлять закономерности р...

Конспект урока "Движение земной коры. Вулканы"

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Движения земной коры. Вулканизм» ПредметГеографиякласс5УМКГеография 5-6 классы; учебник для общеобразовательных учрежде...