География и ФГОС
статья по географии (8, 9 класс)

Ходос Ольга Валентиновна

ФГОС на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_i_geografiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Ходос Ольга Валентиновна,

 учитель географии ГБОУ СОШ №188

 

Внедрение ФГОС в образовательную область география

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт.  Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт в Российской Федерации — документ,  устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту.

Образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.

Усвоение и обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Основной же задачей образования становится ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Преподавание географии и ФГОС основной образовательной школы

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – веление времени.

1)      ФГОС - это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось наше образование.

      2)      Это поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно - деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

       3)      Преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной и основной школы.

ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. В результате цель школьной географии имеет три уровня:

1) формирование научной картины мира;

2) приобретение школьниками знаний и умений;

3) воспитание и всестороннее развитие личности.

 Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, т.е. изучается географическая среда, в которой живет человек. География теперь  относится к общественно-научным предметам. На первый план в содержании географического образования выходит деятельностная составляющая.

Место учебного предмета «География» в учебном плане: «География» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 272 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю в 5-6 классах и по 2 часа в неделю в 7, 8, 9 классах.

Несколько иная методическая задача стоит перед учителем географии. Она выражается в практической направленности обучения. Конечный результат определятся не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни. А это возможно только при расширении границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы. Через проекты, музейную деятельность, кружки, факультативы, практические работы на местности. Необходимо оптимальное сочетание между познавательной и игровой деятельностью.

Некоторые особенности изучения географии в основной школе в условиях перехода на ФГОC

География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием. Такой предмет как природоведение (естествознание) в составе федерального компонента в 5 классе новым стандартом не предусмотрен, поэтому в 5 классе изучаются систематические курсы географии и биологии. Таким образом, курс "География. Землеведение" изучается в течении двух лет (по одному часу в неделю). Наличие дополнительного часа на изучение географии поможет решить проблему с изучением достаточно сложных понятий и формированием практических умений и навыков, предусмотренных содержанием  курса географии в 5-6 классах. Особого внимания, а, следовательно, и увеличения количества часов требует такая важнейшая тема курса, как «План и карта», при изучении которой формируются важнейшие географические компетенции.

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения  на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.

Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны  понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний.

Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6  классах, являются умения ориентироваться на местности. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности.

Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компоненов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по причине изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.

Курс «География России» изучается  в 8-9 классах как единый страноведческий курс.  Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.

Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться  и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации.  Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.

Именно эти направления в методике преподавания  представляются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы.

Представленная тема рассматривается в курсе 8 и 9 классов.

В 8 классе в теме «Внутренние воды и водные ресурсы» (урок №21 и урок №22), в теме «Природопользование и охрана природы» (уроки №44-46).

В 9 классе в теме «Северо-Западный район» (урок №33).

Межпредметная задача №5. «Полюстрово»

1

2

3

4

5

Учебный предмет

Вопрос/задание

Правильный ответ

Класс

Раскрываемая тема в предмете, изучаемые понятия

География

  1. Причины образования минеральных вод

  1. Что такое рекреационный ресурс? Можно ли утверждать, что в 18-19 веках Полюстрово было рекреационным ресурсом? Можно ли утверждать, что Полюстрово рекреационный ресурс сейчас?
  1. Образование минеральной воды – это просачивание водяных слоёв сквозь горные породы до большой глубины. Чем глубже проходит вода, тем сильнее на неё давление и тем больше она вымывает, выщелачивает, окисляет различных веществ, насыщаясь ими. В зависимости, по каким слоям проходила вода, мы получаем различные типы её лечебных свойств.

  1. Рекреационные ресурсы – это совокупность природно-технических, природных, социально-экономических компонентов и элементов, способствующих восстановлению и развитию духовных и физических сил человека.

Да, можно. В 18-19 в.в. существовал курорт, который являлся рекреационно-лечебным ресурсом (лечение минеральными водами)

Нет, нельзя. В наши дни курорта нет.

8, 9

Темы: «Внутренние воды и водные ресурсы», «Природопользование и охрана природы», «Северо-Западный район».

Понятия: рекреационные ресурсы (это совокупность природно-технических, природных и социально-экономических компонентов и их элементов, способствующих восстановлению и развитию духовных и физических сил человека. Бывают: рекреационно-лечебные (лечение минеральными водами), рекреационно-оздоровительные (купально-пляжные), рекреационно-спортивные (горные базы), рекреационно-познавательные (исторические и природные памятники, туризм, религиозное паломничество)

Минеральная вода


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

0ткрытый урок географии по ФГОС 5 класс "Реки."

Разработка урока по теме "Реки" в 5 классе по новым стандартам с технологической картой....

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Тематическое планирование уроков географии по ФГОС для 6 класса

Тематическое планирование уроков географии 6 класса к учебнику "География" авторов Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевского составлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образова...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...