Европейский север Хозяйство и проблемы
план-конспект урока по географии (9 класс)

Михайлова Анна Александровна

Технологическая карта урока в 9 классе Европейский Север Хозяйство и проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnokarta._evropeiskii_sever._hoz-vo_i_problemy.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Анна Александровна

Учитель географии ГБОУ школы №580

Приморского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта

Предмет: география
Класс: 9
Тема урока: Европейский север: хозяйство и проблемы

УУД:
Познавательные: формировать умения самостоятельно ставить цель и задачи урока, находить пути её достижения; умение планировать свою деятельность,
 умение работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции;

Регулятивные: формировать умения прогнозировать, управлять своей деятельностью; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; проявлять инициативность и самостоятельность; осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; корректировать знания;

Коммуникативные: формировать речевую деятельность; навыки сотрудничества; находить общее решение; умение аргументировать своё предложение; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Личностные: формировать способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей, уважение других.

Планируемые результаты:
Предметные: продолжить формировать представления о Европейском Севере: природно-ресурсном потенциале (условиях, месторождениях); отраслях специализации; проблемах и перспективах района.
Метапредметные: Формирование УУД;
Личностные: внимание, осознание учениками ценности знаний о Европейском Севере;
Оборудование: проектор, учебник, атлас, карта.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

 Формируемые УУД

1.Организация класса

Приветствие учащихся, предлагает сесть, привлечение внимания (как настроение?), отмечает отсутствующих, настраивает на работу.

Приветствуют, садятся, отвечают на вопрос. Настраиваются на работу

Личностные

2. Актуализация знаний, мотивационный этап

Давайте перед началом урока ответим на вопросы:
1. Какой экономический район мы изучали на прошлом уроке? (Северный экономический)
2. Каковы особенности этого района? (ЭГП, северный полярный круг и т.п.)
3. Что мы с вами ещё не изучили? (природно-ресурсный потенциал, отрасли специализации, проблемы и перспективы района).

Тогда какова тема нашего урока? (Европейский север: хозяйство и проблемы).

 Слушают учителя, отвечают на вопросы, называют тему урока

Регулятивные,

коммуникативные

3. Постановка цели, задач

Давайте поставим цель урока (предлагают варианты):

Цель: продолжение изучения Северного экономического района.

Задачи:

1.Продолжить формировать представление о Европейском Севере;
2. Охарактеризовать природно-ресурсный потенциал района (рельеф, климат, реки, природные зоны, почвы, лесные ресурсы, полезные ископаемые);

3. Изучить отрасли специализации;
4. Выявить проблемы и перспективы района.

Рассуждают, ставят цель и задачи урока.

Коммуникативные, познавательные

4. Изучение нового материала

Давайте изучим природно-ресурсный потенциал района, для этого откройте учебник на странице 226(карта), ответим на вопрос:
1. Каков рельеф Северного экономического района? (Район на севере Восточно-Европейской равнины, присутствует возвышенность – Тиманский кряж, горы Хибины);
2. Теперь давайте определимся с климатом района: откройте страницу 235. Какие климатические пояса присутствуют в районе? (Арктический, Субарктический, Умеренный);
3.  Крупнейшие реки (на слайде);
4. Какие природные зоны в районе? Страница 238. (Арктические пустыни, тундра, лесотундра и тайга);
5. Почвы - Тундровые, тундрово-глеевые, подзолистые;
6. Лесные ресурсы (на слайде).
Сейчас мы рассмотрим карту месторождений полезных ископаемых.
-Какие выводы сделаем, проанализировав карту? (Район чрезвычайно богат полезными ископаемыми. Его территорию можно разделить на две зоны концентрации ресурсов (на слайде)).

И теперь, зная природно-ресурсную базу района, давайте подумаем, наложим данные знания на специализации.
Если в районе очень много добычи разных ископаемых, то, на чем должен специализироваться, в основном, Северный район? (Добывающая промышленность)
Исходя из того, чем богат район, что будет добываться, то какие же отрасли мы можем выделить? (на слайде)
Разбор и анализ отраслей специализации.
Давайте подумаем, а какие проблемы могут быть в этом экономическом районе, исходя из того, что мы знаем с вами? (проблемы и перспективы на слайде).

Слушают учителя, задают интересующие вопросы, отвечают на поставленные вопросы, анализируют, записывают информацию в тетрадь.

Коммуникативные,

познавательные, регулятивные

5. Домашнее задание

Выучить информацию, которую мы записали в тетрадь. Прочитать параграфы 24,25,26.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные

6. Рефлексия, проверка усвоенных знаний

Мы изучили достаточно много информации, поэтому сейчас каждый из вас на листочке напишет мини-эссе «Что я знаю о Северном экономическом районе». Время работы 7 минут +взаимопроверка 5 минут.
Методика называется «2 звезды 1 желание»:
2 звезды – это 2 факта, утверждения, с которыми вы согласны.
1 желание – это то, с чем вы не согласны. Вы считаете, что написано неверно. Вы желаете, что бы там было написано другое.

Собирает эссе. Прощается.

Пишут на листочках мини-сочинение, обмениваются с соседом сзади по варианту.

Оценивают урок. Прощаются.

Регулятивные, коммуникативные

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хозяйство Европейского севера

Конспект урока по географии  9 класс...

Хозяйство Европейского Севера

Презентация к уроку географии в 9 классе по теме: "Хозяйство Европейского Севера"...

Тема урока: «Природа, экономико-географическое положение, хозяйство Европейского Севера» (Урок с элементами модульной технологии)

Развивающий урок с элементами модульной технологии. Каждый учебный элемент урока  начинается с целей, которые обучающиеся самостоятельно достигают с помощью учебника, атласа, статистического мате...

Материалы к уроку обобщения по географии в 9 классе "Хозяйство Европейского Севера" (примерное содержание урока и презентация)

Урок обобщения по теме "Хозяйство Европейского Севера" направлен на формирование целостного представления о современном хозяйстве данного региона,  проблемах и перспективах его развития.Задачи ур...

Европейский Север: хозяйство и проблемы

На Европейском Севере очень слабая транспортная сеть. Треть от всех грузов перевозится по рекам. Речной транспорт задействован на таких реках, как Печора, Северная Двина, Сухона, Вычегда, а также на В...

Технологическая карта урока географии в 9 классе по теме "Европейский Север: хозяйство и проблемы"

Целиурока:   - формирование знаний об особенностях отраслевого состава Европейского Севера...

Разработка урока по географии 9 класса по учебнику Алексеева Полярная звезда по теме Европейский Север : хозаяйство и проблемы

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В основе урока лежит системнодеятельностный подход....