Разработка урока по географии 9 класса по учебнику Алексеева Полярная звезда по теме Европейский Север : хозаяйство и проблемы
план-конспект урока по географии (9 класс)

Джериева Фатима Мухтарбековна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В основе урока лежит системнодеятельностный подход. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план конспект урока 345.8 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                   СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21

им. ГЕРОЯ РОССИИ СЕМЁНОВА Д.В. C:\Users\Fatima\Desktop\Учителя\для презентаций\nav_1_plan12_bhb.gif

 

img1

                                                                                                    Дата: 09.01.2024

                                                                                                       Класс: 9 «Б»

                                                                                         Учитель:  Джериева Ф.М.

 

ВЛАДИКАВКАЗ, 2024

 

Ах, север, север!

Сказки колыбель.

Россия начинается отсель.

Ее характер и ее добро –

Как этой белой ночи серебро…

                                          М.А.Дудин.

C:\Users\Fatima\Desktop\0-6.jpgУрок – соревнование по теме: C:\Users\Fatima\Desktop\img1.gif

«   Европейский Север: хозяйство и проблемы   »

Цели урока:

-сформировать представление об особенностях населения и хозяйства Европейского Севера;

-совершенствовать умение составлять ЭГХ территории, называть и показывать на карте объекты номенклатуры; продолжить формирование умения работы с тематическими картами, справочной литературой;

-создать условия для развития умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в решении проблемных вопросов, делать выводы.

-воспитывать географическую культуру;

 - содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

-создать условия для сохранения здоровья учащихся, путём соблюдения гигиенических требований к уроку;

 -определить проблемы Европейского Севера и пути их решения.

Задачи  урока:  

1.Закрепить знания о природных условиях и природных ресурсах Европейского 

Севера.

2.Выявить особенности и дать оценку ЭГП района.    3.Определить состав населения, его размещение и миграции. 

4.  Определить отрасли специализации района. 

Тип урока: урок – соревнование (комбинированный) Методы: побуждающий диалог, частично поисковый, исследовательский.

Здоровьесберегающая среда организована через создание комфортных условий для проведения урока, опережающих заданий для учащихся, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований.   

УУД:
Познавательные:
формировать умения самостоятельно ставить цель и задачи урока, находить пути её достижения; умение планировать свою деятельность, умение работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции;

Регулятивные: 

формировать умения прогнозировать, управлять своей деятельностью; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; проявлять инициативность и

самостоятельность; осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; корректировать знания;

Коммуникативные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности  за успехи группы; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания инструктивной карточки;

Личностные:

формировать способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей, уважение

других.

Планируемые результаты:

Предметные:

продолжить формировать представления о Европейском Севере:  

Личностные: внимание, осознание учениками ценности знаний о  Европейском

 Севере.

Форма урока:

 урок с использованием технологии учебного исследования в ходе групповой работы (самостоятельного приобретения учащимися знаний).

Оборудование урока:

 Административная карта России, презентация, атласы, мультимедийный     

  проектор, экран, раздаточный материал:  карточки с текстом и заданиями  для  групп, фрагменты контурной карты.

Ход урока.

I Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся .

Класс разделён на  н 5 групп по 6 человек. В каждой группе ответственный.

а) Вступление – приветствие.

Здравствуйте, ребята, прошу вас присесть. Посмотрите на свои парты, все  ли готово к уроку.

Улыбнитесь друг другу. Соберитесь с  мыслями, активно работайте на уроке!

Высказывайте свое  мнение, не бойтесь ошибаться. Ребята, я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде.  И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится… 

Для этого мне понадобиться ваша помощь. 

  Мы  на прошлом уроке начали  изучать  экономические районы России.   Познакомились с особенностями ЭГП и природы, с составом территории       Европейского Севера.  

Скажите, пожалуйста, у вас уже сформировалось  общее представление об этом экономическом районе?

 Сможете ли вы составить «Визитную карточку района», если нет, то, что ещё

нужно узнать?  (На столах план изучения района и визитные  карточки)  

  Можем ли мы приступить к изучению новой темы, не вспомнив особенности ЭГП, природы и состава территории, почему?    

II. Актуализации знаний. Проверка уровня усвоения материала прошлого урока. 

C:\Users\Fatima\Desktop\teenlink.gifТест для письменной проверки знаний по теме: «Европейский Север».  

( Честная самопроверка работ по монитору, под   хэштегом #честностьответственность, проверяют  ответственные групп, спасибо, я ценю честных людей! Сегодня на уроке работаем   в группах, совместно решаем тест.

 Вам раздали на группы 1 тест, состоящий из 10  вопросов. Успех одного  принесет пользу другим членам группы.    

Тест по теме: Европейский Север   (отводится  5 минут на 10 вопросов) Правильный ответ 1 балл.   

1. Крупнейшими морскими портами Северного района являются …

а) Архангельск, Кандалакша;      б) Мурманск, Архангельск;

в) Салехард, Диксон.

2.На Кольском полуострове находятся горы:

а) Саяны;                 б) Карпаты;                       в) Хибины,

3.Территория Европейского Севера расположена на

а) Западно-Сибирской равнине;     б)Восточно- Европейской равнине;

в) Валдайской возвышенности

4.Какая область не входит в состав Европейского Севера:

а) Мурманская;     б) Вологодская;      в)  Новгородская.

5. Какие черты ЭГП Европейского Севера являются выгодными?
а) соседство с Центральной Россией;      

б) транспортные связи с соседними территориями;

в) выход к морям Северного Ледовитого океана;

г) все названные выше

6.Крупнейшими морскими портами Северного района являются …

а) Архангельск, Кандалакша;     б) Мурманск, Архангельск;

в) Салехард, Диксон.

7.Найдите ошибки: Европейский Север имеет государственную границу с

а)   Норвегией,      б) Швецией      в) Финляндией  г) Швейцарией

8. Столица республики Коми:

 а)  Сыктывкар, б) Мурманск, в) Петрозаводск, г) Череповец.

9.Площадь Европейского Севера составляет почти:
а) 0,5 млн. кв.км.; б) 1 млн. кв.км.;  
в) 1,5 млн.кв.км. ; Г) 2,5 млн. кв.км. 

10.Какому морю Европейский Север России не имеет выхода?

а) к Балтийскому                     б) к Баренцеву

в) к Белому                               г) к Карскому

Ключи к проверке теста  на мониторе.

 Ответы :1-б,2,3-б,4-в,5-г,6,7-б,г,8-а,9-в,10C:\Users\Fatima\Desktop\pers.jpg

Задание 2. На контурной карте  Европейского Севера отметить границы района, субъекты и пограничные государства.  

Группа зарабатывает столько баллов, сколько   отметит субъектов и 2 балла за пограничные государства.    Субъектов 6 +2 государства=8 баллов

Баллы ставятся в карточку успеха, распечатанные для каждой группы. 

  1. Мотивация

Мы с вами вспомнили материал предыдущего урока. Сегодня мы продолжим изучать данный район, но для того чтобы  ещё раз определить тему урока послушайте  песню: «Крайний север»

После  песни вопрос обучающимся:

 «Ребята, о каком районе Западного макрорегиона   мы продолжим  говорить на уроке?»

Обуч.: «О Европейском Севере» 

III.Изучение нового материала. Открытие новых знаний 

Уч.:  Мы  продолжаем  работать   в группах.  

1.Этнографы.

 2.Геологи.

 4.Экономисты.

Уч.: скажите, пожалуйста, у вас уже сформировалось представление об этом экономическом районе? Сможете ли вы составить «Визитную карточку района»,

если нет, то, что ещё нужно узнать? Нет.

Об.: Мы должны ещё узнать о населении, природных ресурсах и развитии района.        

Задания и «Визитные карточки»  у каждой группы на столе.      

Уч.:    Продолжим  изучать Европейский Север. 

  Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнюю дату, тему  урока.  

(Всё на мониторе)  Итак, за дело!

C:\Users\Fatima\Desktop\img4.jpg

Проблемный вопрос:

- Разнообразие  отраслевого состава  хозяйства Европейского Севера – это преимущество района или проблема?  

  Постановка проблемного вопроса.

Да, действительно сложно сразу дать ответ. Он требует более подробного изучения Европейского Севера.

На этот вопрос мы ответим после изучения нового материала.

Уч.: Мотивация учебной деятельности учащихся.

  На столах распечатанные планы    изучения экономического района,   что мы сегодня  будем изучать?      

Обуч. Население,  природные ресурсы  и специализацию промышленности   СЭР.

Уч.: Урок будет проходить с большой долей самостоятельной работы с картами, учебником и статистическими данными. 

Самостоятельная работа в группах по изучению нового материала.

 Задания в группе выполняются, таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

 Каждая группа изучает один из пунктов плана и представляет отчет о своей работе  в устной форме и письменной, остальные слушают и заполняют визитную карточку района. Таким образом, совместно будет составлена комплексная характеристика района.

 Учитель оценивает  ответы    и отмечает    активное участие обучающихся групп.    

На столах у  каждой  группы опорно-логический конспект.    

Работая с опорно-логическим конспектом, выполните задания раздела

На ваших маршрутных листах задания, каждая группа получает своё задание,   которое нам позволят познакомиться и расширить знания о Европейском Севере.

 (На его выполнение, в  группах, вам дается 3 минуты)

Напоминаю. Успех одного  принесет пользу другим членам группы. 

Сообщение о результатах работы в группах

 

C:\Users\Fatima\Desktop\teenlink.gif Инструктивная карточка  для группы этнографов

Работая с опорно-логическим конспектом, выполните задания своего вопроса - « Население района». На его выполнение, в  группе, вам дается 3минуты.

Задание.

Исследуя стр. учебника 209-210 и карты атласа стр.6   и приложение таблица на стр.336  заполнить опросник, вопросы распределяет спикер, по 1 вопросу на участника. Каждый член группы получает  1 вопрос и сам на него отвечает.
1.Население____  млн. человек, _____ __% от населения России. Плотность населения составляет __ _______ человек на км2..

Как влияет плотность населения на развитие района?
2.  Демографическая ситуация Европейского Севера;

 Для  демографической ситуации  характерны общие для России негативные тенденции — естественная убыль населения, его старение, снижение доли детей и подростков и повышение доли лиц старше трудоспособного возраста, сокращение в последние годы абсолютного числа работающих.

 3. Уровень урбанизации района_____ %.  Почему  преобладает городское население?

4.Наблюдается отток населения в центральные районы России. Почему?    

5.Назовите малочисленные и малые народы Европейского   Севера.   

6. Вывод  о демографической ситуации Европейского Севера.

 

  C:\Users\Fatima\Desktop\teenlink.gif

Сообщение о результатах работы в группах

 Примерные ответы этнографов.

Запись данных  в визитную карточку   - все группы. 

1. Население  – 6 млн. чел. (4% от населения России) – самый маленький по численности населения район России. Плотность – 4 чел/кв. км – самая низкая в западной  экономической  зоне, что в 2,5 раза ниже соответствующего показателя по Российской Федерации и 22 раза ниже, чем в нашей республике в РСО – Алании. Это влияет отрицательно, не хватает трудовых ресурсов.
2.  Демографическая ситуация Европейского Севера;

 Для  демографической ситуации  характерны общие для России негативные тенденции — естественная убыль населения, его старение, снижение доли детей и подростков и повышение доли лиц старше трудоспособного возраста, сокращение в последние годы абсолютного числа работающих.
3. Уровень урбанизации района 77%.  Нет городов миллионеров.

Почему  преобладает городское население? Преобладает городское население, потому что нет  благоприятных условий для развития с/х.

4.Почему наблюдается отток населения в центральные районы России.   

 Для Северного района характерны довольно высокая территориальная подвижность населения и низкая приживаемость новоселов. Они уезжают из данного района из-за неблагоприятных природных условий.

5.Назовите малочисленные и малые народы Европейского   Севера .

 Большинство населения – русские, окраины района заселены народами уральско-юкагирской языковой семьи: коми, ненцами, карелами, саами. 

6. Вывод  о демографической ситуации Европейского Севера.

  Острая нехватка трудовых ресурсов   Низкий уровень рождаемости. Значительное старение населения вызывает необходимость привлечения рабочей силы извне.    С учетом численности и плотности населения в районе целесообразно развивать нетрудоемкие производства

Работа с презентацией (слайд №5)

 IY. Радужная релаксация: «Звуки леса»

Продолжаем.

  Карточки задания  для группы  геологов. C:\Users\Fatima\Desktop\teenlink.gif

Работая с опорно-логическим конспектом, выполните задания

раздела «Природные ресурсы района».

Задание. (На его выполнение, в  группах, вам дается 3 мин.)    

Используя  учебник географии    стр. 210-211. 203   и карту атласа «Европейский Север» (стр. 27) дайте оценку природно-ресурсному потенциалу района и его

влиянию на экономическое развитие Европейского Севера

1.Охарактеризуйте лесные ресурсы   Европейского Севера.  

2. Почвенные ресурсы. Возможно ли  развитие сельского хозяйства?

3.Какими  минеральными   ресурсами богат  Европейский Север?

4.Водные ресурсы, крупные реки и озёра. Обеспеченность водными ресурсами?    

5.Промысел речного жемчуга,  добыча алмазов?

6.Вывод об обеспеченности природными ресурсами и их влияние на развитие

района.
Сообщение о результатах работы в группах

Примерные ответы:

1.Лесные ресурсы:

 40% территории покрыто лесом, в основном это тайга. Лес — одно из основных природных богатств Севера. Экономический район относится к основным лесопокрытым регионам страны.  Основные лесные ресурсы в Республике Коми

и Архангельской области, где  преобладают ценные хвойные породы (ель, сосна).

  2.Почвы региона малоплодородные глеевые и подзолистые и засорённые камнями, поэтому развитие растениеводства невозможно на огромной территории, только возможно  на юге   Вологодской области.

3.Минеральные ресурсы - регион богат  минеральными ресурсами,   рудами

   чёрных и цветных металлов, нефтью, углём,  природным газом.

4.Водные ресурсы, крупные реки и озёра   Реки: Печора, Северная Двина. Онега. Озёра: Ладожское, Онежское.

4.Обеспеченность водными ресурсами

Здесь значительные водные ресурсы, огромные водоёмы пресной воды и

поэтому  регион обеспечен водными ресурсами.

5. Раньше  в северных реках  добывали речной жемчуг, сейчас уже нет, так как он

был  очень мелкий, но    выявлены крупнейшие запасы алмазов. Алмазы добывают в Архангельской области. Самый большой алмаз за всю историю разработки месторождения был добыт в августе 2010 года,  его вес составил 50карат.  

6.Вывод об обеспеченности природными ресурсами и их влияние на развитие района.

Территория Европейского Севера  располагает богатыми природными ресурсами

 угля, нефти, железных руд, руд цветных металлов, водными, лесными ресурсами  и это благоприятно влияет на  экономическое развитие, а так же  обеспечивает ими  другие районы  нашей страны. С учетом наличия и расположения полезных ископаемых в районе целесообразно развивать материало- и водоемкие

производства.

 

C:\Users\Fatima\Desktop\teenlink.gif  Карточки задания  для группы экономистов.    

 

Используя текст учебника  стр.211-212, стр. атласа 10-16,   выделите отрасли специализации Европейского Севера, и  показать взаимосвязь между природными ресурсами и отраслями специализации района. 

(На его выполнение, в  группе, вам дается 3 мин.)    

 1.Как определить какие  отрасли являются отраслями специализации?

Какие отрасли преобладают в экономике?

4. Значение района в хозяйстве страны.

Район обеспечивает рыночные потребности в сырье большинство Европейских районов России. Крупный транспортный узел - Череповец. Незамерзающий порт Мурманск, обеспечивающий круглогодичную навигацию и поддержание торгово-экономических связей с зарубежными странами.  

5.Внешние экономические связи.

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных экономических связей со странами СНГ, США, Канадой, Японией.  

6. Экономические перспективы развития Северного района. 

Перспективы этого края самые благоприятные: этот регион богат различными ресурсами, имеет приморское положение, близость экономически развитых стран даёт возможность для реализации совместных хозяйственных проектов.

В перспективе на  Европейском Севере    будет развиваться торговый флот,

портовое хозяйство, судостроение и судоремонт, рыбная промышленность. 4. Значение района в хозяйстве страны.

Район обеспечивает рыночные потребности в сырье большинство Европейских районов России. Крупный транспортный узел - Череповец. Незамерзающий порт Мурманск, обеспечивающий круглогодичную навигацию и поддержание торгово-экономических связей с зарубежными странами.  

 Сообщение о результатах работы в группах

Примерные ответы:

1.Надо знать долю населения Северного экономического района в населении России, что  составляет - 4%.

 и долю продукции отраслей. Доля продукции топливной промышленности 16,1%, т. е. продукции производится в 4 раза больше нужд района; продукции черной

металлургии (24%) больше в 6 раз, цветной (8,5%) больше примерно в 2 раза, пищевой (9%) больше в 2 раза, лесной (20,9%) больше в 5 раз.

Вывод: следовательно, отраслями специализации, т. е. ведущими, главными, экспортными отраслями Северного района являются: топливная промышленность

(К = 4), черная металлургия (К = 6), цветная металлургия (К = 2), пищевая промышленность (К = 2), лесная (К = 5). 

Преобладают добывающие отрасли так здесь много полезных ископаемых.  

2. Охарактеризуйте целлюлозно-бумажную  промышленность.

ЦБП развита по всей территории Северного экономического района,

 за исключением Мурманской области. Лидирующие позиции занимают Архангельская область, Республика Коми и Карелия.  

Наиболее крупные центры целлюлозно-бумажной промышленности  находятся  в Республике Карелии. В этом регионе производится около половины всей бумаги района.  

3.Коротко о чёрной металлургии.

 Черная металлургия занимает около 20 % экономики Северного района и специализируется на добыче железной руды, выплавке чугуна и стали,

 на производстве проката.

Действует Череповецкий металлургический завод. Это крупное производство чёрных металлов.  

  Крупное    предприятие чёрной металлургии является и предприятие  «Северсталь»  

4.Коротко о цветной металлургии.

Цветная металлургия и, в первую очередь медно-никелевая промышленность, представлена в районе объединением «Никель», использующим в основном

ресурсы Северного района.  

Цветная металлургия Северного экономического района представлена добычей и обогащением    бокситов,   нефелинов и апатитов. Здесь производят алюминий, медь, никель и кобальт на базе руд цветных металлов и дешёвой электроэнергии.

Действуют два алюминиевых завода — в г. Кандалакше и г. Надвоицы.

 5.Охарактеризуйте  энергетическую промышленность.

Большая часть электроэнергии вырабатывает Кольская АЭС-  первая атомная станция России, построенная за Полярным кругом, а также здесь работает  Печорская тепловая станция. Выработка электроэнергии атомной

 станцией составляет около 60% выработки электроэнергии в Мурманской области.

В этом экономическом районе есть и приливная электростанция- Кислогубская. 

6.Проблема  района. Что сдерживает развитие района?

 Самая острая проблема Северного экономического района(СЭР) экологическая.  Например, воздух Архангельска – самый загрязненный среди крупных городов России. Другая проблема нехватка трудовых ресурсов из-за неблагоприятных природных условий  и это сдерживает развитие района.

Просмотр презентации.  Сообщение о результатах работы в группах.

C:\Users\Fatima\Desktop\teenlink.gif

        Y. А теперь рубрика «Подготовка к ОГЭ» на столе у каждой группы задание ОГЭ  из КИМов  (время 30 секунд, правильный ответ 3 балла)(Слайды 12-17)

« Знаете ли вы свою страну?»

По 1 заданию группе.

Спикер читает вопрос и предоставляет право ответа любому из группы.

Определите субъект РФ в составе Европейского Севера по описанию:

1.Демографы. Край озёр, гранитных скал и порожистых рек. Здесь находится самый знаменитый водопад России. Есть крупное  месторождение железной руды. Развиты лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, цветная металлургия.

                        Карелия.

Определите субъект РФ в составе Европейского Севера по описанию:

2.Геологи. Здесь добывают уголь, природный газ, нефть и сосредоточена почти вся топливная промышленность района. 

Здесь находится единственный на Северном Ледовитом океане незамерзающий порт. Развита цветная металлургия, добыча апатитов.                                                                 (Мурманская область)

Определите субъект РФ в составе Европейского Севера по описанию:

3.Экономисты. Омывается Белым, Баренцевым и Карским морями. Плотность населения здесь наименьшая в районе ( 0,3 чел/кв. км). Ведущие отрасли хозяйства – оленеводство, рыболовство и  охота. Есть перспективные месторождения газа и нефти.                   ( Республика Коми)

 (Правильный  ответ  3 балла )

4.Аграрники. Определите, о каком городе Европейского Севера идет речь.

Город на северо-западе России, находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моряКрупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Один из крупнейших портов России. За оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны городу 6 мая 1985 года присвоено звание Города-героя.

                                                          (город Мурманск)

5. Журналисты. Определите, о каком городе Европейского Севера идет речь.

Город был заложен в 1583 году по указу Ивана Грозного на правом берегу Северной Двины. Это первый крупный порт Русского государства. В конце XIX - начале XX вв. крупный лесопромышленный и лесоэкспортный центр России. Город играл большую роль в освоении Арктики и Северного морского пути. Это Областной центр с населением около 350 тыс. чел.

                                                       (город Архангельск)

 

C:\Users\Fatima\Desktop\teenlink.gifИнструктивная карточка   для группы  аграрников.  

Используя текст учебника  стр. 212-213, стр. атласа 10-16,    опишите сельское хозяйство (На его выполнение, в  группе, вам дается 3 мин.)     

1.Сколько % территории используется в сельском хозяйстве.

2.В  пределах, какой области расположены с/х земли?

3.Главные отрасли сельского хозяйства.

4.Какие культуры    выращивают в  СЭР?

5.Сельское хозяйство удовлетворяет потребности населения района в продуктах питания?

6.Какую роль играет сельское хозяйство в экономике?

Сообщение о результатах работы в группах

Примерные ответы

1. Всего в сельском хозяйстве используется  всего 5 % территории, не учитывая оленьи пастбища в тундре, несмотря на то, что площадь  огромна , всё это связано с климатом

2.Сельскохозяйственные земли в основном расположены   на юге Вологодской области, так как здесь наиболее плодородные почвы и более благоприятные условия.

3.Главные отрасли сельского хозяйства. Какие культуры здесь выращивают?

Главная отрасль с/х молочное животноводство в Вологодской области ,  в тундре оленеводство.

4.Растениеводство имеет ограниченное распространение. Выращивают картофель, овощи и лён.

5. Сельское хозяйство не  удовлетворяет потребности населения региона в продуктах питания , в связи с этим значительную часть  привозят Центральной России, Поволжья  и Северного Кавказа.    

6.Какую роль играет сельское хозяйство в экономике?

 Роль агропромышленного комплекса (АПК) в хозяйстве Северного экономического района и России в целом невелика. Сельское хозяйство играет второстепенную роль, так как здесь неблагоприятные природные условия.  Основными районами — производителями продукции растениеводства остаются Архангельская и

Вологодская области, где выращиваются кормовые и зерновые культуры, лен, картофель и  овощи.

 Инструктивная карточка для группы журналистов. C:\Users\Fatima\Desktop\teenlink.gif

Используя текст учебника  стр.  213, стр. атласа 10-16,   опишите развитие  Северного экономического  района и покажите  его роль в экономике России.  (На его выполнение, в  группе, вам дается 3 мин.)    

1.Какие виды транспорта развиты в регионе? 

2. Что экспортируется  из региона?

3.Что  импортируется  в регион?  

 4. Значение района в хозяйстве страны.

 5.Внешние экономические связи района.

6.Экономические перспективы развития Северного экономического  района.  

Сообщение о результатах работы в группах

Примерные ответы

1.Какие виды транспорта развиты в регионе? 

 Приморское положение Северного района способствовало развитию морского транспорта и сейчас он играет важную роль в обеспечении межрайонных и внешнеэкономических связей страны.  Важную роль играет в межрайонных связях трубопроводный транспорт. Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным.

  1. Экспорт из региона? Из района вывозятся значительные объемы различных

грузов: нефти, газа, апатитовых руд, леса и лесоматериалов, цветных металлов, бумаги, картона. Продукция экспортируется в страны СНГ, США, Канаду, Японию, некоторые Европейские страны.

3. Импорт в регион?  В район ввозятся в основном продукты питания, корма, потребительские товары, металл, машины и оборудование, стройматериалы.

4. Значение района в хозяйстве страны.

Район обеспечивает рыночные потребности в сырье большинство Европейских районов России. Крупный транспортный узел - Череповец. Незамерзающий порт Мурманск, обеспечивающий круглогодичную навигацию и поддержание торгово-экономических связей с зарубежными странами.  

5.Внешние экономические связи.

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных экономических связей со странами СНГ, США, Канадой, Японией.  

6. Экономические перспективы развития Северного района. 

Перспективы этого края самые благоприятные: этот регион богат различными ресурсами, имеет приморское положение, близость экономически развитых стран даёт возможность для реализации совместных хозяйственных проектов.

В перспективе на  Европейском Севере    будет развиваться торговый флот,

портовое хозяйство, судостроение и судоремонт, рыбная промышленность.

 

YI.Первичное закрепление. C:\Users\Fatima\Desktop\teenlink.gif

1) С чем связано освоение такого, в природном отношении, сурового края?

2) В чем особенности размещения городов Европейского Севера?

3) Какие отрасли промышленности определяют лицо района?

4) Проблемный вопрос урока. Он был поставлен в начале изучения нового материала.

Верно ли утверждение: «Европейский Север приобретает всё большую значимость для нашей страны»?- Можем мы уже  ответить? 

Ответы групп

 Примерный ответ

-   Европейский Север с давних пор играл важную роль в судьбах Русского государства. И сейчас Север значим для нашей страны. В перспективе Европейский север будет оставаться единственным для России выходом в открытый океан и  должен сохранить роль экспортной базы России.

Стимулом дальнейшего хозяйственного развития может   служить   совместная реализация проектов с соседними странами - Финляндией и Норвегией.

Уч.: наш урок подходит к концу, давайте сделаем вывод урока (учащиеся делают вывод урока самостоятельно, ещё раз называя тему урока и выделяя особенности населения и хозяйственного освоения  Европейского Севера)

Общий вывод: это самый большой по площади, самый малочисленный,  самый северный, самый холодный  район с суровой, но богатой природой и уникальным  географическим положением и развитой промышленностью.

 YII. Рефлексия (итог урока)

 Определяют степень своего продвижения к цели. Рефлексия.

 Оценивание самых активных учащихся.

Приём «Синквейн». Это пятистрочная стихотворная форма, 

 У вас на столах   листы для синквейнов, 1 мин. для  их составления

 Представление синквейнов.

 Журналисты

1.СЭР

2.Индустриальный, богатый.

3.Добывает, перерабатывает, производит.

4.Перспективный  промышленный район страны.

5.Труженик.

  Аграрники  

1. Сельское хозяйство

2. Слаборазвитое, неэффективное  

3. Работает, развивается, меняется

4. Растениеводство играет второстепенную роль.

5. АПК

Экономисты

  1. Промышленность
  2. Ресурсная, богатая

3.  Добывает, улучшается, развивается

     4.   Быстроразвивающийся  промышленный район страны

      5.   Созидатели

 Геологи

1.Север

2.Топливные, рудные

3.Потребляются, истощаются, не возобновляются

4.Полезные ископаемые, когда то закончатся

5.Проблема

Демографы

1.Население.   

2.Малочисленное, трудолюбивое

3. Живёт, надеется, развивается. 

4.  Он стремится покорить север.

 5.Народ.

 Обучающиеся определяют степень своего продвижения к цели.  

 Оценивание самых активных учащихся групп.

Выставление отметок в журнал и дневники.

Молодцы!   Вы сегодня все хорошо работали.

Я желаю вам удачи!

YIII.Информация о домашнем задании. C:\Users\Fatima\Desktop\teenlink.gif

1) §34    

2) Составьте   тест из  6 вопросов по теме «Европейский Север».

    На этом наше занятие окончено. Спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 8 класса по учебнику Т.Кузнецовой "Abai Kunanbaev", издательства "Мектеп"

Урок составлен на материале учебника Т.Кузнецовой и П.Козлова для 8 класса. Тип урока - комбинированный, стандартный с использованием слайдов, элементов критического мышления. Урок знакомит учащихся с...

Ломаная. Разработка урока для 5 класса. (По учебнику Зубарева-Мордковича)

В данной разработке представлен подробный план-конспект урока математики в 5 классе по теме "Ломаная". Этот урок является первым по счету в теме "Ломаная" из двух предполагаемых в тематическом планиро...

Презентации к теме "Население России" 8 класс (к учебнику Алексеева "Полярная Звезда"

Данные  презентации содержат основной и допонительный материал к урокам географии 8 класса на тем "Население России". Данный материал  имеет так же вопросы для повторения, тесты и ...

Методическая разработка урока для 2 класса по учебнику "Rainbow English" на тему "Множественное число им. сущ."

Методическая разработка урока для 2 класса по учебнику "Rainbow English" на тему "Множественное число им. сущ." (2 часть)...

Любимый праздник - разработка урока для 5 класса по учебнику Кузовлева В.П. "Английский язык -5"

Урок английского языка в 5 классе разработан в соответствии с ФГОС. Урок общеметодологической направленности, тренирующий способности учащихся к рефлексии и самооценке своей деятельности на уроке. В к...

Технологическая карта урока географии в 9 классе по теме "Европейский Север: хозяйство и проблемы"

Целиурока:   - формирование знаний об особенностях отраслевого состава Европейского Севера...