Подготовка по географии по материалам ОГЭ 9класс(внеурочная деятельность)
элективный курс по географии (9 класс)

Попильняк Людмила Феодосиевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Подготовка к экзамену по географии  по материалам ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_po_geografii_po_materialam_oge_9klass.docx46.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Тула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №3»

ПРИНЯТА

решением педагогического совета     от 28.08.2017 года протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Центр образования № 3»

_________________ О.В Дивногорцева

приказ № 488/1-а    от 28.08.2017 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по

«Подготовка к экзамену по географии по материалам ОГЭ»

(указать учебный курс)

руководитель

Попильняк Людмила Феодосиевна

(фамилия имя отчество руководителя полностью)

Уровень образования

– начальное общее образование

класс

– основное общее образование

класс

9

– среднее общее образование

класс

Общее количество часов

34

Направленность:

– духовно-нравственное

– социальное

Х

– общеинтеллектуальное

– общекультурное

– спортивно-оздоровительное

Пояснительная записка

      Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.

Нужно  уделить особое внимание как  подготовке теоретического и практического материала, так и правилам оформления экзаменационных работ.  Дети начинают чувствовать тревожность  перед  экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за 4 года, не каждому девятикласснику под силу. На занятиях по «Подготовке к экзамену по географии по материалам ОГЭ»  есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит  к материалу, который  изучался  в 6-9 классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает, выявить  слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала. Все это поможет учащимся уверенно чувствовать себя на экзамене.

Объем программы – 34 часа (1 час в неделю).

Цель данной внеурочной деятельности: подготовить учащихся к экзамену по географии за курс основной школы.

Задачи курса:

  • повторить теоретические основы курса географии;
  • отработать практические навыки и умения;
  • закрепить основные правила оформления экзаменационных работ,  разные типы заданий;
  • повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;
  • анализировать  природные, экономические и социальные явления;

Виды и формы деятельности учащихся на занятиях «подготовки к экзамену по географии по материалам ОГЭ»:

  • интеллектуальные марафоны и викторины
  • малые учебные олимпиады
  • творческие исследовательские проекты
  • посещение музеев города (краеведческого, Музея оружия)
  • круглый стол

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса  выпускник 9 класса должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  4. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

учащиеся должны уметь:

  •  выявлять причинно-следственные связи;
  •  выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
  • составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;
  • решать практические задачи разной степени сложности;
  • сравнивать различные явления, территории и делать выводы
  • развивать картографическую грамотность школьников.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли промышленности.


Тематический план

Тема раздела

Количество часов

1

Введение. 

1


2


Источники географической информации


8


3


Природа Земли и человек


4


4


Материки, океаны, народы и страны.


4


5


Природопользование и геоэкология.


3


6


География России


11

7


Итоговое тестирование


3

Содержание         программы

Введение. 

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов         (КИМ).

Источники географической         информации

Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Перевод масштаба из именованной формы в численную и из численной в именованную. Решение задач на определение длины отрезка на карте по указанному масштабу и расстоянию; решение задач на определение расстояния по длине отрезка на карте и указанному масштабу.

Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Особенности определения направлений по картам, выполненным в полярной азимутальной проекции. Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.

Природа Земли и         человек

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. 
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. 

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. 

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла  и  влаги  на   Земле.  Погода  и  климат.  Изучение элементов погоды. 

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. 

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные     комплексы:     природные,     природно-хозяйственные. 

Материки, океаны, народы и         страны

Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. 
Многообразие стран, их основные типы. 


Природопользование         и         геоэкология

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.  
Основные типы         природопользования. 
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

География         России 

Природа         России
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. 

Население         России 

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Хозяйство         России

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности
Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. 
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей         животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного         назначения.
Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших         отраслей.
Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.
Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.
Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.
Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки.         Технополисы.
Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Европейская Россия (Западный макрорегион). Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть         страны.
Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
 

Азиатская Россия (Восточный макрорегион). Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.

Требования по окончании курса: 

Умение оптимального распределения времени во время выполнения экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии. 

Получить необходимые навыки по особенностям заполнения бланков тестов ГИА 

Календарно-тематический план





теория


практика

дата

Тема занятия


теория


практика

Практика

ВЕДЕНИЕ 1 ч.

1

Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии 

Источники географической информации. 7 часов

2

Географические модели

1

3

Масштаб 

1

4

Условные знаки

1

5

Способы картографического изображения

1

6

Градусная сеть

1

7

Географические координаты

1

8


Выдающиеся  географические  исследования,  открытия и путешествия


1


Природа Земли и человек – 4 часа

9

Земная кора и литосфера

1

10

Гидросфера, ее состав и строение

1

11

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция

1

12


Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Географическая оболочка

1


13

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

1

Материки, океаны, народы и страны 4 часа

14

Основные черты природы Африки. Австралии

1

15

Основные черты природы Северной и Южной Америки

1

16

Полярные области Земли 

1

17

Основные черты природы Евразии

1

Природопользование и геоэкология – 3 часа

18

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.

1

19

Основные типы природопользования

1

20

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

1

География России - 12 часов

21

Рельеф России

1

22

Полезные ископаемые России

1

23

Климат России 

1

24

Политико-административное устройство России

1

25

Численность и естественный прирост населения

1

26

Городское и сельское население

1

27

Миграции населения

1

28

Важнейшие МОК России и их география

1

29

Западный макрорегион

1

30

Восточный макрорегион

1

31

Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

1

Итоговое тестирование – 3 часа

32

Работа по КИМам

1

33

Работа по КИМам

1

34

Работа по КИМам

1

Практические работы.

Тема «Источники географической информации».

Определение элементов градусной сетки, географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России.

Определение расстояний, направлений, оценка территории  по топографическому плану;

Построение профиля рельефа  местности

Тема «Природа материков».

Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам: «Формы рельефа, их строение, характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материков», «Особенности населения и его хозяйственной деятельности».

Составление сравнительных характеристик материков, их регионов и отдельных стран.

Определение основных показателей климата и типа климата по климатограммам;

Определение  положения пункта, климат которого соответствует представленной  климатограмме.

Литература

1. География. 8 – 9 классы: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по географии России / Л.Е. Перлов. – М.: Дрофа, 2008. – 380 с.

2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2015 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 128 с.

3. О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) 9 кл. ГИА 2014 География Сборник заданий, Москва ЭКСМО 2014 

4. О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) 9 кл. ГИА 2011 География Тренировочные задания, Москва ЭКСМО 2010 
5. Атласы по географии 6-9 классы – М.: Дрофа, 2014.

6. Интернет –
 ресурсы:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подготовка к ЕГЭ ( материалы для родителей)

Документы для родителей по изменениям в проведении ЕГЭ....

Подготовка мультимедийных учебных материалов для уроков в коррекционной школе VIII вида

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь»(Древняя китайская мудрость)За последние десятилетия в образовании произошли кардинальные измене...

Подготовка к ЕГЭ. Материалы к уроку -1

ЕГЭ... Эти буквы заставляют меня продумывать уроки русского языка в старших классах до мелочей. В начале урока ввела рубрику "Подготовка к ЕГЭ". На каждом уроке стараюсь обратить внимание на трудные з...

Подготовка к ЕГЭ. Материалы к уроку. 2

При подготовке презентации для 10 классов я трачу много времени, но цель оправдывает средства. Поэтому решила копить материалы к уроку, т.к. через году у меня снова 10 классы, и потраченное время не т...

Тесты раздела "Лексика и грамматика" для подготовки к ОГЭ. Материалы сайта ФИПИ.

Тесты раздела "Лексика и грамматика" для подготовки к ОГЭ. Материалы сайта ФИПИ....

Тесты раздела "Лексика и грамматика" для подготовки к ОГЭ. Материалы сайта ФИПИ.

Тесты раздела "Лексика и грамматика" для подготовки к ОГЭ. Материалы сайта ФИПИ....

Рабочая программа по физике с 7 по 9класс.(внеурочная деятельность)

Программа рассчитана на 3 года обучения с седьмого по девятый класс (102 часа), количество часов в неделю – 1, количество часов в год – 34....