Использование потенциала дополнительного образования для создания системы проектной и учебно-исследовательской экологической работы в школе
статья по географии

Материал семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalinicheva_n_yu_statya_6-10_noyabrya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование потенциала дополнительного образования для создания системы проектной  и учебно-исследовательской экологической работы в школе

Калиничева Н.Ю., Санкт-Петербург

       Аннотация. Описываются возможности использования программ дополнительного образования при построении системы проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся ОУ и их связь с предметами основного образования в 8-11 классах школы.

       Ключевые слова: Исследовательский проект, экологическое образование,  межпредметные связи, предметы естественнонаучного цикла

     Проектная деятельность экологической направленности является одним из приоритетных направлений работы ГБОУ СОШ №303 им.Ф.Шиллера.       Учитывая востребованность  экологического образования и воспитания, в ОУ возникла необходимость разработки системы проектной экологической работы.

Первоначально в основу были положены следующие принципы:

  • -непрерывность экологического образования и воспитания
  • -возможность использования программ дополнительного образования

 Для реализации была выбрана следующая система:

  • учащиеся начальных классов школы под руководством классных руководителей успешно осваивают начальные знания в области экологии на уроках природоведения и реализуют их, участвуя в мероприятиях районного экологического проекта.
  • в 5-7 классах средней школы на уроках естественнонаучного цикла вопросам экологии уделяется также должное внимание. Кроме того, акцент делается на воспитательную работу. Формируются и подготавливаются команды для участия в мероприятиях экологической направленности районного масштаба, городских конкурсах, олимпиадах по биологии и экологии.
  • особое внимание уделяется учащимся 8-11 классов, ведь именно в этом возрасте необходимы не только умения, но и знания.

     На протяжении ряда лет по согласованию с администрацией ОУ на базе школы отдел естествознания ДДЮТ Фрунзенского района реализует ряд образовательных программ экологической направленности.

    Учащимся 8 классов предложено обучение по образовательной программе  «Технология исследования».

При организации учебного процесса следует отметить ряд важных условий успешной реализации программы:

  • изложение теоретического материала на занятиях строится в исследовательском ключе;
  • необходимо четко структурировать конкретную исследовательскую деятельность учащегося, выделять в ней основные этапы;
  • на занятиях необходимо использовать проблемный подход, предлагая учащимся ситуации «научного поиска»;

 Во время занятий учащиеся осознают актуальность своего исследования, учатся описывать последовательность действий, совершенных ими для достижения результатов, знакомятся с разнообразными способами представления результатов и выбирают для себя наиболее приемлемые, разрабатывают перспективы дальнейшего исследования.                         При работе по данной программе активно используются возможности материальной базы ОУ. Учащиеся знакомятся с оборудованием кабинетов физики, химии, биологии, методиками выполнения работ. Особое внимание уделяется презентации результатов, при этом используются знания, полученные на уроках информатики.

      На базе 9 классов осваивается образовательная программа «Основы экологических знаний и экологические основы охраны природы». Основные материалы позволяют по-новому взглянуть на окружающую природную, социальную и техногенную среду, экологического состояния объектов. Логика курса соответствует триаде: общая экология – социальная экология – практическая экология или охрана природы.  Одним из основных итогов освоения программы является составление – индивидуальное или в малых группах – экологического проекта и защита его на конференции.

Материалы   могут быть востребованы и на уроках по основным предметам. Например , результаты  проекта «Энергосбережение. Энергосберегающие электрические лампы- перспективы и проблемы использования в быту» легли в основу сообщений на уроках физики, географии. А работа    « Аспергилл – серьезная проблема большого города» была представлена на уроке биологии.                                                                                                                    

      Учащимся 10 классов предлагается для реализации программа элективного курса « Социально-экологический практикум школьника». Одна из задач программы – создание условий для творческой самореализации и саморазвития. Цель программы - способствовать социализации школьников, становлению их активной жизненной позиции, способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения.                                                                                           При отборе материала и построении курса учитывалось современное состояние вопроса, наличие учебных пособий, возможностей интеграции. Программой предусмотрено выполнение практических работ, каждая из которых содержит несколько заданий, имеющих разную степень сложности, разные формы организации и, соответственно, разный конечный результат. В учебно-методическом комплексе  практикума дается примерная тематика и методика выполнения практических работ. Выполняемые учащимися исследовательские проекты способствуют комплексному подходу к решению проблем окружающей среды. Так, например, проект «Изучение влияния синтетических моющих средств (СМС) на кожу рук человека и зелёные водные растения» позволил учащимся исследовать влияние органических веществ, изучаемых в курсе химии, на растительный организм.                                                        

     Учащимся 11 класса предлагается элективная образовательная программа «Экологический туризм: на пути к экологической тропе».               Программа носит практическую направленность. Учащиеся не только «создают» собственный маршрут экологической экскурсии, но и готовят его презентацию.                                                                             Предлагаемый курс ставит своей целью создать условия для углубления интереса учащихся к предметам естественнонаучного и краеведческого профиля, связанных с подготовкой и проведением эколого-туристических мероприятий.                                                                                                     Так как ОУ является школой с углубленным изучением иностранного языка, в рамках межпредметной интеграции возможна совместная работа с преподавателями иностранного языка. Это дает возможность принимать участие в мероприятиях, проводимых в данной предметной области, тем самым, расширяя возможности самореализации выпускников. Например, работа «Регулирование проблем питьевой воды в большом городе на примере Санкт-Петербурга и Дрездена» была выполнена и представлена как на русском, так и на немецком языке.                                                              

     В ходе обучения по программам элективных курсов и образовательных программ чаще всего выполняются учебно-исследовательские работы разного уровня сложности. Так как работы носят интегрированный характер, то при их выполнении в качестве консультантов и руководителей могут выступать учителя не только биологии, но и химии, физики, географии.   Использование потенциала дополнительного образования при освоении программ указанных элективных курсов и дополнительных программ позволило учащимся ОУ № 303 не только освоить такую отрасль знаний, как экология, но и активизировать исследовательскую деятельность, прежде всего, в области естественных наук.                                            

     Работа в направлении проектной деятельности в области экологии в стенах ОУ будет, безусловно, продолжена. Ведется работа по созданию совместного проекта со школой г. Майбах (Германия), что даст дополнительные возможности обмена информации, проведения видеоконференций, обмен материалами. Продолжается издание школьной экологической газеты , создание сайта (страницы), что позволит дополнительно активизировать деятельность учащихся, презентовать , публиковать результаты выполненных работ , материалы проектов.