Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.
статья на тему

Осипенко Оксана Викторовна

Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, которую мы видим, как основную в деятельности системы дополнительного образования  школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon system_dop_obraz_v_vospit_system.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Система дополнительного образования

в воспитательной системе школы

Осипенко О.В.

Осипенко О.И.

            «Воспитание нуждается в трёх вещах: даровании, науке, упражнении» - этот известный афоризм Аристотеля как нельзя лучше подходит в качестве эпиграфа к целям школьного дополнительного образования учащихся, особенно в части «упражнений».  Уместно здесь вспомнить и мудрое изречение Александра Суворова: «Теория без практики мертва». Но что есть практика в применении к системе дополнительного образования школьников? Только ли выполнение поделок, разучивание песен, постановка спектаклей и т.д., т.п.? Если рассматривать дополнительное образование в рамках получения новых знаний, умений и навыков сверх школьной программы, то, конечно же, да – практический выход налицо! Но, где же здесь воспитание? Несомненно, традиционный подход к организации дополнительного образования способствует решению задач, определённых Концепцией «Система дополнительного образования детей»: обучение досугу, подготовка к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, формирование готовности личности к непрерывному образованию, допрофессиональная и профессиональная подготовка, развитие задатков, способностей, интересов личности с целью обеспечения самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.  Однако, на наш взгляд, создание условий для развития и реализации творческих способностей детей лишь в рамках самого объединения дополнительного образования недостаточно для продуктивной воспитательной деятельности, одной из первоначальных целей которой является формирование духовности. «Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны, как обычные упражнения для тела» (Суворов А.В.). Не об одних ли и тех же упражнениях говорят Аристотель и Суворов? Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, которую мы видим, как основную в деятельности системы дополнительного образования нашей школы.

На протяжении последних десяти лет дополнительное образование в школе насчитывало в среднем более 30 объединений, где занималось до 70% от всего числа обучающихся в школе. Регулярно проводились отчётные выставки, концерты, открытые занятия объединений по итогам года. Однако проведённые исследования показали, что уровень социальной активности учащихся, на фоне роста их степени творческой самореализации, оставался недопустимо низким.  Это и привело нас к мысли о том, что, создавая условия через сеть дополнительного образования для проявления, развития и реализации творческого потенциала учащихся, мы упустили из вида создание условий для роста их социальной активности. А именно приобретённые знания, умения и навыки оставались невостребованными окружающими.

В ходе работы над данной проблемой в школе сложилась система традиционных дел, позволяющих учащимся не только продемонстрировать свои достижения в дополнительном образовании, но и принять самое активное участие в социально значимых проектах.  Целый ряд объединений не только в качестве итога своей работы  участвуют в общественной деятельности, но и включили такую форму работы в свои образовательные программы. Вот некоторые примеры такого подхода к организации деятельности объединений дополнительного образования.

В число задач программы  спортивного объединения «Юный рыболов» наряду с обучением способам спортивной ловли, ознакомлением с правилами и законами Российской Федерации о спортивном рыболовстве, участием в спортивных соревнованиях различного уровня, включена организация и проведение экологических акции по уборке территорий вблизи водоёмов, к участию в которых воспитанники данного объединения привлекают и других учащихся школы, учителей и родителей. Дважды в месяц в осенне-весенний период юные рыболовы выходят на свои тренировочные занятия. Прежде чем разложить снасти ребята во главе с руководителем проводят тщательную уборку территории. А ведь это тоже надо уметь делать « с умом». В программу рыболовной секции включены занятия по экологии, где ребята изучают  правила утилизации мусора. И эти правила неукоснительно соблюдаются во время выходов на природу. Дважды в год к рыболовам присоединяются добровольцы из числа учащихся, учителей и родителей школы. О времени встречи договариваются через школьные СМИ и как результат – обязательный фотоотчёт о проведённой экологической акции.  

          Практическим выходом деятельности экологического объединения «Нескучный сад» стала работа по созданию ландшафта школьной территории. На протяжении нескольких лет силами воспитанников объединения  формируется уникальный облик школьного сада.  Проект «Школьный дворик», в разработку которого были включены и другие учащиеся школы, лёг в основу работы объединения. Учащиеся самостоятельно выращиваю рассаду, проектируют клумбы, подбирают декорирующие элементы, ухаживают за садом. Объединение является инициатором и организатором ежегодного ритуала посвящения в первоклассники – высадки деревьев на аллеи первых классов.

   Репертуар  коллектива «Кукольный театр» ориентирован на определённые запросы каждой из возрастных групп потенциальных зрителей – учащихся начальной и средней школы. Для малышей создаются спектакли по мотивам программных произведений, для среднего звена – спектакли на социальную тематику. В течение года воспитанники коллектива выполняют куклы и декорации  по собственным эскизам, пишут сценарий, подбирают музыку, репетируют. А в апреле проходит показ спектаклей для учащихся         1 – 7-х классов. Коллективом в среднем даётся около 6-7 представлений. Но этим общественная деятельность кукольников не ограничивается. Силами объединения создан театральный уголок в школьном музее народного быта и творчества, где и «живут» герои сыгранных постановок.  Различные тематические уголки школы так же украшают куклы, сделанные руками наших учащихся. На ежегодной школьной благотворительной ярмарке вместе с остальными коллективами школы кукольники организуют свою лавку, где выставляют миниатюрные работы, чем вносят значительный вклад в общее дело – оказание благотворительной помощи детскому приюту.

          Театральная студии «Радуга чудес» состоит из старшеклассников, именно поэтому главным направлением её практической деятельности является организация различных тематических мероприятий для учащихся младших классов: Новогодние карнавалы, Масленица, Праздник Букваря, Посвящение в Пятиклассники и т.д.

         Силами воспитанников спортивно-патриотического объединения «Стрельба из пневматического оружия» был оборудован школьный тир, который на данный момент представляет собой  небольшой спортивный клуб: здесь и место для стрельбы из пневматического оружия, и уголок настольных игр, и комната для тренировок по сбору-разбору оружия. Старшие воспитанники объединения регулярно проводят экскурсии по школьному тиру для учащихся младших классов и  занятия по ОБЖ для учащихся среднего звена. Ежегодно объединение организует школьные соревнования по летнему биатлону, посвященные Дню Победы. 

          Вокальные, танцевальные и инструментальные коллективы школы не только являются организаторами традиционных праздничных концертов в школе, но и выступают с благотворительными выездными концертами перед детьми-инвалидами, жильцами социального дома, ветеранами Великой Отечественной войны, воспитанниками детских домов, в воинских частях.

  Программа художественного объединения «Дизайн-студия» в основе своей  имеет социально-практическую деятельность. Главная цель - реализация общешкольного проекта «Школьный пресс-центр».  Освоение теоретических знаний осуществляется учащимися непосредственно в ходе работы по сопровождению различных общешкольных мероприятий:

  • анонсирование, информирование школы о ходе и результатах школьных дел через «информационные листы», афиши, фото и видеорепортажи…;
  • организация и проведение творческих конкурсов: газет, плакатов, рисунков, фотографий, видеофильмов …;
  • оформление  тематических  выставок;
  • проведение, обработка и публикация результатов социологических опросов;
  • организация школьных проектов социальной направленности;
  • создание и пополнение школьной летописи.

Помимо работы основного состава, в классах созданы дежурные группы пресс-центра, участники которых подключаются к работе в течение своей дежурной недели, выполняют особые задания школьного пресс-центра. Такая форма работы значительно расширяет круг учащихся, принимающих участие в создании единого информационного пространства школы, позволяет более тесно взаимодействовать учащимся друг с другом, в ходе чего происходит трансляция полученных знаний и умений воспитанниками объединения другим учащимся школы.

 Выход работы объединений дополнительного образования за рамки традиционного занятия, привлечение к общественной деятельности объединения социума как раз и позволяет создать необходимые условия для «живительных упражнений души». Таким образом, через организацию социально значимой деятельности  объединений, переориентацию целей дополнительного образования учащихся с удовлетворения личных творческих, интеллектуальных потребностей на повышение уровня социальной активности происходит включение системы дополнительного образования в воспитательную систему школы. Дополнительное образование теперь становится  не просто приобретением новых знаний, умений и навыков, а воспитанием личности, имеющей активную жизненную позицию, способной на сострадание, готовой к созидательной деятельности.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС.

В статье отражены роль и задачи педколлектива по выполнению межведомственной программы развития системы дополнительного образования в условиях адаптивной школы при переходе на новые ФГОС в ОУ....

Дополнительное образование в воспитательной системе

Под деятельностью внутренней системы дополнительного образования  учащихся в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно...

Статья по теме «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Интеграция – это стремление к целостности, которое сопровождается не только объединением разрозненных частей, но еще и взаимодействием, взаимопроникновением, приспособлением, слиянием, расширением воз...

Стимулирование активной познавательной деятельности детей в системе дополнительного образования изобразительного искусства в школе на основе учебных проектов.

Метод творческих проектов - инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность и познавательную активность. Задача проектов на дополнительных занятиях по ИЗО , как правило, практи...

Особенности существования системы дополнительного образования детей при общеобразовательной школе в городе-спутнике.

В данной статье рассмотрен вопрос о том, как использовать общероссийские статистические данные по дополнительному образованию для условий, в которых оно существует  в городах с небольшим количест...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...

«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ!» (СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА)

В статье описана  система дополнительго образования в условиях коррекционной школы-интерната....