Дополнительное образование в воспитательной системе
статья по теме

Суханова Елена Владимировна

Под деятельностью внутренней системы дополнительного образования  учащихся в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Основное предназначение дополнительного образования в школе – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных  социокультурных и образовательных потребностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование в воспитательной системе
МБОУ лицей «МОК №2»

Под деятельностью внутренней системы дополнительного образования  учащихся в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Основное предназначение дополнительного образования в школе – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных  социокультурных и образовательных потребностей детей.

 (слайд)

Цель дополнительного образования: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: (слайд)

-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-улучшить условия для развития ребенка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;

-решить проблемы занятости подростков, профилактики правонарушений несовершеннолетних;

-обеспечить занятость детей и подростков по  интересам во внеурочное время;

-сохранить и развить сеть кружков дополнительного образования детей;    социализировать подростков в сфере дополнительного образования

 (Слайд)Система дополнительного образования  в МБОУ лицеи «МОК №2», в рамках реализации ФГОС включает в себя разнообразные направления, которые предоставляют большие возможности для сохранения и развития педагогических традиций и, одновременно позволяет внедрять самые современные методы  обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества.

Именно в системе дополнительного образования стал возможен индивидуальный подход к ребёнку, свободный от жёсткой оценки и регламентации. Отделение дополнительного образования предоставляет ребёнку множество различных видов деятельности, среди которых он сам найдёт себе близкий род занятий. 

 ( слайд) Структура дополнительного образования  МБОУ лицея -МОК №2 проста и предполагает следующие элементы.

    Учебный план по дополнительному образованию в рамках реализации ФГОС разработан на основе учёта интересов учащихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Рабочей группой разработано Положение о мониторинге и программа мониторинга дополнительного образования.

 Отделение дополнительного образования входит в структуру МБОУ лицея «МОК №2» и закреплено юридически в Уставе и Положении о структурном подразделении  о деятельности отделения дополнительного образования в МОК №2.

Мы работаем по программе «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся  ОДО МОУ лицей-МОК №2» .  (автор Суханова Е.В.) Программа утверждена кафедрой воспитательной работы ВОИПКРО. 

На данный момент готовится новая редакция Программы с опорой   на общешкольную программу «Мы вместе!», и государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»

Целью реализации программы ««Нравственно-патриотическое воспитание учащихся  ОДО МОУ лицей-МОК №2» является создание оптимальных условий для развития подрастающего поколения и удовлетворения каждым ребенком личных образовательных потребностей.

 На реализацию этой цели направлены следующие задачи (слайд):

предоставить каждому ребёнку возможность реализовать себя в познавательной творческой деятельности;

стимулировать творческой активности ребёнка, развивать его способности к самостоятельному решению проблем и постоянному самообразованию;

обогащение жизненного опыта ребёнка, совершенствование навыков общения, адаптация и социализация детей в обществе;     

определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с учащимися с учетом возраста, вида образовательного учреждения, особенностей социокультурного окружения

создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов

        Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

           Возраст детей, участвующих в реализации программ дополнительного образования, разный: это группы учащихся 1, 2, 3 ступеней школы, разновозрастные объединения. (слайд График занятости учащихся в различных творческих объединениях по годам)  График занятости учащихся 5-х классов  в различных творческих объединениях.

           Сроки реализации программ дополнительного образования рассчитаны на  3 года обучения.

           Режим занятий обусловлен спецификой дополнительного образования в школе: занятия проводятся в первой и  второй половине дня после окончания предметов учебного цикла.  В состав отделения доп. Образования входят следующие кружки, творческие объединения и секции (Слайд) 

           Формы занятий детских объединений самые разные: проекты, акции конференции, дебаты, коллективное творческое дело, творческие мастерские, лекции, беседы,  игра, концерты, конкурсы,  фестивали и др…  (слайды о деятельности кружков)

Отчётные и  итоговые занятия проводятся в форме тематического тестирования,  анкетирования, собеседования, открытого занятия с подведением итогов за год (полугодие). В процессе реализации программ дополнительного образования предполагается достижение определенных общих результатов обучения (по каждому объединению такие ожидаемые результаты прописываются педагогом индивидуально в программе дополнительного образования), здесь: (слайд)

когнитивные (знания, навыки, умения, полученные на занятиях)

мотивационные (появление желания у ребенка заниматься данным видом деятельности)

эмоциональные (развитие  качеств позитивно положительного состояния – удовлетворенности, любознательности,  стремление познавать  и открывать новое и др.)

коммуникативные (понимание и принятие норм и правил общения, поведения, взаимоуважения, доброжелательности, ответственности и обязательности, признания прав всякого человека на самостоятельность и независимость)      

креативные (творческое восприятие окружающей действительности, потребность создания нового, поиск нестандартного решения, получения удовлетворения от творческого процесса).

           Для отслеживания результатов деятельности учащихся в объединениях дополнительного образования  школьным психологом, педагогами дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование и т.д. Хорошим показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, конференциях, выставках, фестивалях и т.д. (слайды участие в конкурсах)

          Все  проводимые  мероприятия расширяют кругозор учащихся, повышают интерес к учебе, прививают навыки культурного поведения и общения, способствуют здоровому развитию личности каждого ребенка. Выбор направленностей  в формировании системы дополнительного  образования в лицее МОК №2 в 2011-2012 учебном году основан на соединении уже сложившихся (традиционных)  и  апробации и развитии новых (внедрение ФГОС второго поколения). Таковыми направленностями являются:

физкультурно-спортивная направленность;

художественно-эстетическая направленность;

эколого-биологическая направленность;

социально-педагогическая направленность.

На    обучение  в рамках ФГОС в новом учебном году выделено  250 часов. Занятия проводят 27 педагогов. (слайды)

Педагогов

 высшей

 категории22

Педагогов

 первой

категории 4

Заслуженный

артист

 РФ 1

Кадровое обеспечение в лицее «МОК №2»:

Учителя-предметники-7

Педагоги дополнительного образования-14

Педагоги дополнительного образования из других учреждений - 4

 Занятия   проводятся по программам дополнительного образования.   Всего 27 программ. Из них 3 авторские. В рамках действующего законодательства педагог имеет право сам выбирать ту или иную технологию (программу) ведения занятий. Помимо творческой переработки типовой программы, он может работать, используя авторскую программу другого педагога. Все занятия по реализации программ дополнительно образования как художественно-эстетической направленности, так и физкультурно-спортивной проходят в форме кружков, творческих объединений и спортивных секций. Все занятия проходят по  расписанию, составленному в полном соответствии с нормами прописанными в  «Гигиенических требованиях к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02». Разработаны инструкции по ТБ в кружках и секциях. Дети имеют допуск врача на занятия в спортивных и хореографических секциях.

 (Слайд – дипломы) Программная организация образовательного процесса позволяет ребёнку пройти путь от овладения элементарными приёмами до самостоятельного творчества, сознательного выбора и, возможно,  приобщения к одной из профессий. Воспитанники в теории и на практике получают широкий диапазон информации. С другой стороны, постепенно выстраивается мировоззрение, мироощущение ребёнка. Многие выпускники после занятий в кружках выбрали профессию журналиста и дизайнера, учителя по музыке и художника. Зимой мы приглашали бывших выпускников поделиться своими впечатлениями уже при занятиях в ВУЗАХ (слайд).

Некоторые выпускники получают сертификаты об обучении в творческих объединениях отделения дополнительного образования. (слайд)

         

        Программы дисциплин дополнительного образования художественно -   эстетической направленности направлены на разностороннее развитие ребенка, обогащении его знаний, интересов и способностей.

          В данном направлении в рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов функционируют следующие творческие объединения: ансамбль «Вокальный ансамбль  «Калинка»», Изостудия «Батик», Изостудия

«Художественная роспись», Ансамбль танца «Ностальгия», Ансамбль современного  танца «Фламинго», Ансамбль современного  танца «КЕТТИ», Студия «Лозоплетение», Ансамбль скрипачей, Ансамбль инструментов «Ассорти», Вокально-эстрадное исполнение, Ансамбль аккордеонистов, Кружок «Дизайн».

Физкультурно-спортивная направленность учебного плана дополнительного образования представлены деятельностью кружка «Шахматы» и секций «Волейбол» и «Спортивные игры».Данные программы позволяют последовательно решать задачи физического  и интеллектуального воспитания школьников на основе представленных занятий в кружках.. Программы дисциплин дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности составлены в соответствии с возрастной и специальной педагогикой и психологией, физиологией и гигиеной.

        Эколого-биологическая направленность в системе дополнительного образования детей ориентирована на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, химии, экологии и является основной частью непрерывного экологического образования.  В среднем звене в рамках ФГОС ведёт работу в этом направлении кружок «ИНТЕЛ технологии в экологии», который ориентирован на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности на дополнение и углубление школьных программ по биологии, экологии, геоботанике, химии и способствует формированию интересов и знаний к различным наукам.     

 Социально-педагогическая направленность в системе дополнительного образования детей ориентирована на изучение специфики и сущности функционирования и развития различных отраслей, определение их места и роли среди других социальных явлений.  В настоящее время, в век информационных технологий,  перед школой стоит задача дальнейшего повышения эффективности обучения и воспитания учащихся, в том числе и в области информационных технологий.. Одна из принципиальных проблем, которая встаёт перед нашим учреждением, проблема осознания того, что новые образовательные, воспитательные и социальные задачи нельзя решать устаревшими методами и в отживших организационных формах. Поэтому и созрела необходимость в создании различных новых объединений, позволяющих расширить информационно-познавательные возможности учащихся, решить проблему их досуга и интересов. В данном направлении функционируют следующие кружки: «Театральная студия», «Юный библиотекарь», Электронная школьная газета  «Про нас», кружок «Правоведение», кружок «Светофорчик». Структурные подразделения социально-педагогической направленности создают условия  и  духовно нравственного развития и воспитания обучающего, ответственного,  инициативного и компетентного гражданина России в  сфере общественных отношений, в сфере государственных отношений.

Принимая  во  внимание  системные  изменения,  педагогический  коллектив  школы,  работая  над реализацией поставленных задач и апробацией модели инновационного образовательного учреждения (апробация ФГОС), прошёл непрерывный путь преобразований школы. Этот  переход  к стандартам 2-го поколения  не  самоцель,  а  социально  обусловленный необходимый процесс. Внедрение стандартов нового поколения в дополнительное образование создают условия, направленные  на повышение воспитательного потенциала нашей школы. Удалённость  от  научных  и  учебных  центров  потребовали  создания  собственной  модели инновационного образовательного учреждения, которое бы отвечало этим запросам. С этой целью и был сформирован данный учебный план, который позволяет:

Выполнить в полном объеме государственный заказ;

Учесть интересы и возможности обучающихся;

Учесть профессиональный потенциал педагогического коллектива;

Сохранить единое образовательное пространство

 (схема)

Ожидаемые результаты от реализации модели внеурочной деятельности в дополнительном образовании в соответствии с ФГОС:

 1.развитие личности обучающегося:

           - Психологическая комфортность обучающихся в период адаптации;

           - сформированность внутренней позиции школьника ,мотивации

           учения;

- сформированность правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм;

- сформированность  ценностей семьи у школьников;

- сформированность представлений школьников о здоровом образе жизни;

- участие в разнообразной творческой деятельности;

2.сформированность навыков организации досуга :

   -увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом,  

 3.сформированность социальной культуры обучающихся (через систему

          КТД, проектной деятельности);

 4.взаимодействие образовательного учреждения с родительской

общественностью.

Для успешного введения ФГОС НОО по организации внеурочной деятельности  проведены ряд мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому:

 Существуют на сегодняшний день и проблемы:

1. Отсутствие кабинетов для занятий.

2.Работа совместителей, которые не могут достаточно активно принимать участие в деятельности МО школы и мероприятиях, т.к. заняты на постоянных местах работы.

3. Смена  творческих объединений детьми, т.к. меняются возрастные особенности и интересы.  (переходят в течение года из одного в другой, не достигнув поставленных задач)

4. Учебный план составлен на 3 года обучения, хотя есть потребность   в разработке  к дополнительной деятельности кружков, творческих объединений, секций  на 7-8 лет. Некоторые дети хотят продолжить обучение и в дальнейшем, выбирая кружок .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....

Роль дополнительного образования в современной системе языкового образования

Дополнительное  образование детей по праву рассматривается  как важнейшая  составляющая образовательного пространства, сложившегося в  современном  российском  обществе....

Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.

Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...

Статья по теме «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Интеграция – это стремление к целостности, которое сопровождается не только объединением разрозненных частей, но еще и взаимодействием, взаимопроникновением, приспособлением, слиянием, расширением воз...

Роль дополнительного образования в современной системе образования

Lополнительное образование  обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Оно предоставляет   обучающимся  широкие возможности для полу...

«РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

              Система  дополнительного образования детей Российской Федерации в  ее  новом качественном состоянии развивается на протяжении бол...

Роль дополнительного образования в современной системе образования

       Система дополнительного образования детей - особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и професс...