Статья по теме «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachetnaya_rabota.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №533 Образовательный комплекс «Малая Охта»
Статья по теме «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Автор: Морева Галина Александровна
Руководитель ОДОД
Санкт-Петербург
2015г.
1. Введение
Интеграция – это стремление к целостности, которое сопровождается не только объединением разрозненных частей, но еще и взаимодействием, взаимопроникновением, приспособлением, слиянием, расширением возможностей. По утверждению социологов «интеграция–это результат процесса объединения, т.е. состояние гармоничной уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого». Дополнительное образование детей в ОДОД – это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ и информационно образовательной деятельности за пределами основного образования. Это не придаток к основному образованию. Основное его предназначение – удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Сегодня дополнительное образование детей - реально действующая подсистема образования, единый целенаправленный процесс, позволяющий каждому ребенку реализовать свое личностное право на свободный выбор цели образования, жизненного определения и способов его достижения. Уникальный потенциал ОДОД расширяет возможности всей системы общего образования, играет определенную роль в ее модернизации, а именно, в обеспечении преемственности образовательных программ, усилении личностной, творческой и социальной составляющих содержания образования, в обеспечении детям шанса на успех. Школа и система дополнительного образования детей не должны быть противопоставлены друг другу. Эти две разные образовательные системы должны и могут стремиться друг к другу, создавая глубокие интеграционные связи.
В условиях гуманизации образования, когда его целью является воспитание гуманной свободной личности, способной реализовать себя в различных сферах человеческого бытия, и возникает потребность в организации системы воспитательной деятельности, отличной от традиционной, и поиске новых форм и средств внеклассной работы. В стенах школы деятельность - как учебная, так и воспитательная - направлена на формирование таких личностных качеств ребенка, как:
- автономность - качество, которое позволяет самостоятельно выбирать, планировать, осмыслять свои поступки; ощущать себя индивидуальностью;
- адаптивность, помогающая реализоваться в социуме, осознать себя полноправным членом общества, научиться выполнять нормы, порядки и законы;
- активность - качество, позволяющее человеку действовать, преобразовывать мир и себя самого, реализовывать свой творческий потенциал.
Задачи воспитания и развития данных свойств личности в системе общего и дополнительного образования нашего лицея успешно реализуются на уроках, в духовном общении, диалоговом обучении, проектной деятельности т.д. и занятиях объединений дополнительного образования по различным направлениям в рамках деятельности Отделения дополнительного образования детей. Теоретической основой по включению дополнительного образования в воспитательную систему школы стали: Программа воспитания юного петербуржца, Концепция Школы социального развития личности Е.Н. Барышникова; идеи «педагогики содружества» И.П. Иванова, теория школьных воспитательных систем В.А. Караковского и Н.Л. Селивановой.
Целью дополнительного образования в школе является воспитание и развитие необходимых для современной жизни индивидуально-личностных качеств ребенка, способствующих его социальной адаптации, профессиональной ориентации, нравственному развитию. С этой целью был создан цикл личностно-ориентированных образовательных программ дополнительного образования.
2. Теоретическая часть
Специфика организации деятельности ОДОД в школе
Дополнительное образование в школах имеет свою специфику, оно может развиваться успешно только при условии активных интеграционных процессов со всеми сферами образования.
1. Творческая деятельность обучающихся в системе дополнительного образования осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам, в которых могут заниматься дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет.
2. Образовательный процесс в системе дополнительного образования осуществляется с учетом принципов добровольности, свободного выбора детьми и подростками разнообразных видов деятельности с учетом склонностей, способностей и интересов. Каждый ребенок имеет право заниматься в одном или нескольких объединениях. Получение ребенком реальной возможности выбора своего индивидуального образовательного пути в условиях общеобразовательной школы означает не только занятия по интересам, но и иной способ существования, обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями, независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Важную роль здесь играют так называемые у нас «поздравлялочки», которые позволяют наглядно поднять авторитет ребенка в школьном коллективе, продемонстрировать его победы.
3. Режим работы ОДОД согласовывается и утверждается директором школы.
4. Занятия в творческих объединениях и спортивных секциях проводятся в соответствии с образовательными программами тематической или интегрированной направленности, разработанными педагогами дополнительного образования с учетом требований, предъявляемых к образовательным программам системы дополнительного образования.
Образовательные программы согласовываются на заседаниях педагогического совета школы, рецензируются ведущими специалистами в области дополнительного образования детей, далее утверждаются директором школы, который несет полную ответственность за качество разработанных программ и эффективность их реализации на базе школы.
5. Оценочно-аттестационная система в дополнительном образовании отсутствует.
6. Оценка творческого развития обучающихся осуществляется путем проведения творческих выставок, конкурсов, фестивалей, слетов, соревнований и т.д.
Решение социально-педагогических и организационных проблем
Работа ОДОД на базе школ позволяет более оперативно решать некоторые насущные социально-педагогические и организационные проблемы, такие как:
- Социальная незащищенность учащихся. Все объединения ОДОД бесплатные. В них могут заниматься все желающие, независимо от материального положения семьи. Дети принимаются практически без конкурса и прослушивания.
- Территориальная. Все объединения работают в послеурочное время во всех зданиях лицея. Родителям не нужно беспокоиться о том, каким образом доставить ребенка до места занятий, практически дети занимаются в том здании, где они и учатся, переходя лишь в другое помещение.
- Организованный досуг. Свободное время ребенок может провести в общении со сверстниками под руководством взрослого специалиста, работающего с детьми.
- Самореализация учащихся. Так как все объединения бесплатные и функционируют в одном учреждении, у ребенка появляется возможность попробовать себя в различных видах деятельности и выбрать наиболее интересный для себя вид занятий.
- Диагностика интересов и склонностей. В лицее, возможно организовать именно те объединения, которые необходимы учащимся данного образовательного учреждения.
Несомненно, ОДОД также имеют и принципиальные отличия от общеобразовательных учреждений. Главное и основное из них добровольность обучения. Действительно творческий процесс – явление, требующее раскрепощенности детей, их свободы, не допускающее принуждения. Для пробуждения творческих способностей необходимо не только личная открытость, но и творческая атмосфера в коллективе, увлеченность творческим процессом, как воспитанника, так и педагога дополнительного образования. Это, конечно, в свою очередь накладывает определенные требования к личности педагога. Всем известно, что не каждый дипломированный специалист и не всякий преуспевающий школьный учитель может стать педагогом дополнительного образования. Педагог ДО должен иметь ту искорку, которая могла бы разгореться, т.е педагог увлекаясь сам, мог увлечь за собой воспитанников. С принципом добровольности тесно связаны такие особенности, как доступность и демократичность.
3. Основное содержание
В 2003 году был открыт Центр дополнительного образования детей (ЦДОД) в ГБОУ лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта», в творческих объединениях которого занимались 469 человек по четырем направленностям. Впоследствии, ЦДО был переименован в Отделение дополнительного образования детей (ОДОД), в котором сейчас уже занимаются 1690 детей по 6 направленностям, а именно: физкультурно-спортивная представлена школьным спортивным клубом «Эспадрон», техническая, естественнонаучная, туристско-краеведческая, художественная и социально-педагогическая. Деятельность ОДОД органично включена в воспитательную систему лицея, создавая и расширяя ее целостное пространство.
ОДОД дает возможность личностно раскрыться ребенку в благоприятном эмоционально-психологическом климате разновозрастных коллективов, развить его способности к адаптации в современном мире, коммуникативные качества в сфере общения со сверстниками, взрослыми, современными средствами информационной культуры. Он способствует более успешному профессиональному самоопределению учащихся, создавая условия для «пробы сил» в разных видах деятельности.
У ребенка пришедшего в творческий коллектив или спортивную секцию есть интерес, который со временем педагог должен превратить в желание, а затем в увлечение. Не секрет, что во многих школах смотрят на дополнительное образование, как на явление второстепенное, но ведь есть дети, которые в школе учатся слабо, а выходя на сцену им нет равных, также и в спорте, они преображаются и расцветают, занимаясь увлеченно любимым делом. Главное в ОДОД должны быть приглашены профессионалы, личности, которые бы смогли повести за собой, в которых бы дети верили. Таких педагогов нужно «коллекционировать». Другой момент, что не всегда материально-техническая база позволяет им развернуться в работе, но соглашаясь на данные условия педагог должен понимать, что у школы нет таких возможностей, нет дополнительных помещений и материально-технической базы, которые есть в крупных УДОД, и только те немногие педагоги, которые строят свои отношения с детьми на принципах любви и принимают все понимающе и видят детей такими, какие они есть сегодня и сейчас, остаются в школах надолго.
Самое главное, школа и ОДОД не должны быть конкурентами. Необходимо найти общие точки соприкосновения и не делить детей на «ваших» и «наших», так как дети те же самые, единственное отличие, быть может, в названии: в первой половине дня - они ученики, во второй – воспитанники. Наоборот, учителя должны быть заинтересованы в занятости своих учеников, более того, зная своих детей лучше, классные руководители могли бы посоветовать им в каком творческом объединении они могли бы полнее проявить и реализовать себя. И мне кажется, в нашем лицее нам уже стало это удаваться, коллектив учителей к нам присматривался, оценивал, и наконец, лед тронулся… Другое дело, что, к сожалению, некоторые мероприятия дополнительного образования районного и городского уровня частично совпадают с учебным процессом, и вот тогда могут возникнуть трения.
Содержательной основой интеграции общего и дополнительного образования детей являются различные сферы совместной образовательной, созидательной, исследовательской, творческой, игровой, досугово-развлекательной и других видов деятельности детей и подростков.
На наш взгляд основными путями взаимодействия основного и дополнительного образования, способствующему достижению цели, являются выполнение совместных проектных и научно-исследовательских работ, а также признание значимости дополнительного образования, совместное проведение коллективных мероприятий.
Мы стремимся предоставить возможность учащимся разного возраста выбирать объединения по интересам, используя возможности и учителей школы и привлеченных специалистов. Сегодня у нас из 65 педагогов ДО 20 их них являются учителями-предметниками, которые уже закончили курсы повышения квалификации педагогов ДО и успешно работают в дополнительном образовании. Например, учителя истории ведут занятия в объединениях «Слава русского оружия» и «Родной край». Программы этих объединений опираются на базовые знания воспитанников по Отечественной истории, истории Санкт - Петербурга и Ленинградской области. Программа не повторяет курс основной школы, а предлагает как один из основных видов работы, исследовательскую деятельность, которая позволяет не только получить дополнительный объем знаний, но и усиливает интерес детей к истории своего края. Учитель химии разработала программу клуба «Эко плюс», где дети учатся не просто охранять и изучать природу, а самостоятельно работать с источниками информации, участвовать в исследовательских проектах. Используя современные технологии, рассматриваются научные основы охраны среды обитания человека: основные законы экологии, учение о биосфере, экологические аспекты научно – технологического прогресса. дети с интересом познают окружающий мир, проблемы охраны окружающей среды. Еще с 2002 года существовала «Юношеская математическая школа» (ЮМШ) в лицее, которая влилась органично в ОДОД. Научно-методическое руководство работой ЮМШ осуществляют Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербургское математическое общество и Академия постдипломного педагогического образования (АППО). За это время ребятами завоёвано немало дипломов самых разных олимпиад по математике, физике, информатике и астрономии: от районных туров до Всероссийских. Лучшие из кружковцев приглашаются в специализированный математический класс. Занимаются ребята и исследовательской деятельностью, изучая глубже выбранную ими науку и стараясь получить свои первые, пусть пока достаточно простые, результаты в ней. В процессе обучения у детей развивается способность решать экспериментальные задачи, которые во многом способствуют улучшению качества обучения в основной школе. Опыт занятий в ЮМШ – хорошая подготовка к последующему обучению в таких известных ВУЗах Санкт - Петербурга, как СПбГУ, Политехнический университет, СПбГУ ИТМО, СПбГЭТУ "ЛЭТИ". Да и ЕГЭ выпускники ЮМШ сдают достаточно хорошо, порой искренне удивляясь, почему же они так боялись этого экзамена.
Если говорить о художественно-эстетической направленности, то мы видим, что младшие школьники проявляют большой интерес к хореографическим коллективам, а у нас, их 4, и к декоративно-прикладному творчеству. Например, в объединении «Бисероплетение» с удовольствием занимаются не только девочки, но и мальчики. Плетение из бисера и бусинок развивает у детей усидчивость, терпение, внимательность, трудолюбие, развивает мелкую моторику, а работа со схемами способствует развитию логического мышления.
О взаимоотношениях людей в системе общественных связей через определенные способы установления контактов в различных ситуациях общения, учить реализовать свои права и обязанности, проявлять социальную активность и позицию позволяют занятия в объединении социально-педагогической направленности «Юный журналист», удовлетворяя актуальную для подростков потребность в познании себя, окружающего мира и себя в этом мире.
В малой экономике- домоводстве - есть и свои особенности: огромное воспитательное значение и особая роль женщины в ведении домашнего хозяйства. Многие семьи стремятся с раннего детства прививать своим детям навыки ведения хозяйства, а вот во многих школах исчез предмет труда для девочек, и к великому сожалению в нашей школе его тоже нет. Воспитанницам прививается эстетический вкус, они познают азы сервировки и оформления стола, приготовления кулинарных блюд, они учатся изготавливать различные сувениры, и конечно, таким образом, приучаются к труду, усидчивости и прилежанию.
Посредством программ художественно – эстетической направленности решаются проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников, освоение ими основ вокального, театрального и хореографических искусств, развитие их художественного вкуса, мировоззрения, эрудиции, а также воспитание навыков общения в процессе совместного творчества. Такие дети легче находят язык со сверстниками, увереннее отвечают на уроках, принимают активное участие в жизни класса и школы.
Особенно актуальны сегодня программы физкультурно-спортивной направленности ОДОД. Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязаны с умственным, нравственным, трудовым, эстетическим воспитанием и, следовательно, оказывают большое влияние на развитие человека. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, единством целей всех видов воспитания; во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих, наличием общей основы, способствующей развертыванию воспитания, т.е. деятельности. В спорте представлены практически все виды деятельности детей: познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и др. Деятельность спортивных секций ОДОД не только дополняет обязательные занятия на уроках физической культуры, но и компенсирует недостаток двигательной активности детей. Два урока физкультуры в школе дают всего лишь 11 % необходимого недельного движения для детей. Вот так в комплексе решаются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. По программе физического воспитания основного образования в разделе гимнастики изучаются танцевальные элементы, и дети, посещающие хореографические коллективы и секцию художественной гимнастики, успешно применяют полученные навыки, на уроках физической культуры.
В нашем лицее пользуются спросом у учащихся такие спортивные секции как художественная гимнастика, футбол, волейбол, фехтование, настольный теннис. Занятия в спортивных секциях помогают детям более углубленно осваивать те виды деятельности, с которыми они познакомились на уроках физической культуры. Занимаясь спортом, дети познают науку побеждать, побеждать собственное «не могу и не хочу», физические нагрузки, уважать свой труд и воспитанников по секции, а также тренера. На тренировках формируется воля, характер, настойчивость в достижении цели, умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решение. Порой личный контакт тренера и воспитанника позволяет восполнить недостаток семейного воспитания, оказать помощь в решении трудных ситуаций, особенно если семьи неполные, социально-трудные. А, с каким удовольствием дети выезжают в летние оздоровительные лагеря со своим педагогом? Ежегодно в лагерь выезжают воспитанники секции «Фехтование», Юношеской математической школы, Детского хореографического ансамбля эстрадного танца «Солнышко Петербурга».
Сегодня в школе реализуется модель дополнительного образования, включающая систему управления, диагностику эффективности программ, мониторинг интересов и способностей учащихся, а также учет достижений участников детских объединений. Комитетом по образованию Санкт -Петербурга в нашем лицее пролицензировано 23 программы творческих объединений и спортивных секций, определен функционал участников образовательного процесса. Ведется методическая работа по анализу деятельности ОДОД. Почти 90 % родителей считают, что дополнительное образование нужно современному школьнику и более 60 –считают, что без него вообще невозможно сегодня обеспечить необходимый уровень качества образования. Сегодня никто уже не говорит о том, что дополнительное образование необходимо лишь для занятия свободного времени детей. Оценку значимости дополнительного образования в жизненном самоопределении выясняли у детей старшего школьного возраста и выпускников. Занятия в творческом объединении помогли большинству приобрести общее развитие (65%), развитие таланта, способностей (50%) дали возможность заняться любимым делом (46%), способствовали повышению авторитета в кругу одноклассников и друзей (40%), приобрести успех в жизни (21 %) Интересно, что почти все учащиеся, ставшие студенты высших профессиональных заведений занимались в системе дополнительного образования. При этом подавляющее большинство (более 90 %) хотели бы, чтобы их будущий ребенок занимался в каком-либо творческом объединении. Ответов «нет» не встретилось, просто еще не определились. А ведь это будущие родители, которые уже сейчас не представляют себе образование своего ребенка без дополнительного образования.
Таким образом, мы видим, что значимость и востребованность дополнительного образования в школах, достаточно высокая. Вместе с тем, существуют и проблемы, которые необходимо решать видимо на высоком уровне. Я говорю об оплате труда педагогов ДО и руководителей ОДОД.
В Сборнике нормативно-правовых и методических материалов по вопросам воспитания и дополнительного образования, 2004/2005 г., стр. 27, а также в Методических рекомендациях, выпуск 1, «С чего начать», 2007 г., стр.10 говорится о должности заместителя директора по дополнительному образованию. Это совершенно было бы оправдано, но эта должность так и не введена. На сегодня, к примеру, заработная плата руководителя структурного подразделения первой категории равна заработной плате педагога ДО первой категории, также не учитывается количество групп, открытых в ОДОД, мы знаем, что ОДОД создается в ОУ при наличии 30 детских объединений (групп), а если их 80 или 90? Оплата руководителя структурного подразделения и других специалистов все та же, независимо от объема работы. Быть может, этим объясняется текучка кадров руководителей ОДОД? Не пора ли пересмореть оплату труда в ОДОД школ? Нельзя рассматривать нас как педагогов второго сорта. По оплате мы принадлежим к категории работников третьего уровня. Если мы работаем на базе школ и имеем 6 –дневную рабочую неделю, работая с детьми и в каникулярное время, в отличие от учителей, непонятно почему на нас не распространяется «выслуга лет»? Существует несоответствие между оплатой труда и особенностями нашей деятельности. Педагогам приходится работать и индивидуально, а также выезжать на конкурсы, концерты, соревнования, в оздоровительные лагеря на каникулах. К примеру, подсчитывая выполнение образовательной программы по часам на конец учебного года, мы видим, что идет перевыполнение учебно-тематического плана на 20-30 часов у педагогов ДО художественно-эстетической направленности. Кто поднимет этот вопрос? Кто нас услышит? Вот и остаются работать в школах те, кто видит свое предназначение в воспитании и развитии детей, кто не равнодушен к их судьбам.
4. Заключение
Ориентация воспитанника на те или иные социокультурные ценности, формирование у подростков совокупности способов решать соответствующие задачи в практической деятельности и в общении с окружающими, в обучении, интеграция выпускников в социально – профессиональные и досуговые сообщества – в этом и состоит основная задача дополнительного образования. Все вышеперечисленное помогает подростку в самоопределении.
Значение Отделения дополнительного образования трудно переоценить, особенно в период подготовки к предпрофильному и профильному обучению. Занятия в детских объединениях могут сформировать личностный интерес и стать стартовой площадкой для дальнейшего выбора профессии, которая в данном случае станет осмысленной. Умение использовать теоретические знания, извлекать главное из большого объема информации, умение пользоваться возможностями Интернет-технологий, умение планировать свою работу, все это и многое другое помогает воспитанникам ОДОД в дальнейшем обучении в профильных ВУЗах страны.
Самореализация ребенка в творчестве, развитие интереса к познанию, проявление активной жизненной позиции, формирование собственной «Я - концепции», приобретение опыта взаимодействия участника разновозрастного коллектива – неполный перечень преимуществ и достоинств дополнительного образования, при условии эффективного взаимодействия общего образования и дополнительного образования в воспитательной системе школы. Несомненно, дети, занимающиеся в творческих объединениях и спортивных секциях отделения дополнительного образования, являются главной опорой для классных руководителей в воспитательной работе. Интеграция общего и дополнительного образования, а также социальных институтов видится нам перспективным и эффективным направлением в контексте нового целеполагания российского образования, направленного на обеспечение компетентностного подхода, суть которого в способности решать задачи различной степени сложности в разных сферах жизнедеятельности (познавательной, трудовой, гражданско-общественной, бытовой, культурно-досуговой и др.). Итак, подводя итоги, можно сделать вывод: именно правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой максимально можно развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого воспитанника, что позволяет, в конечном итоге, сделать более результативным и эффективным весь процесс базового школьного обучения.
5. Приложение
Интеграция общего и дополнительного образования в
ГБОУ лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»
Образовательные предметы | Творческие объединения и спортивные секции ОДОД |
Математика | Юношеская математическая школа (ЮМШ) Юный программист Олимпиадное программирование |
Физика | Физический фейерверк Юный астроном |
Химия, биология | Клуб «Эко плюс» |
История | Слава русского оружия Наши истоки Огонь Прометея (легенды и мифы) |
Литература | Театральные студии «Юный журналист» |
Технология | Робототехника Бисероплетение Рукодельница ИЗО |
Музыка | Вокальный ансамбль «Гармония» Ансамбль русской песни Вокальная эстрадно - джазовая студия «Джазовые нотки» |
История культуры Санкт-Петербурга | Родной край |
Физическая культура | Хореографический ансамбль эстрадного танца «Солнышко Петербурга» Хореографическая студия «Охтенка»
Детский хореографический ансамбль «Ассоль» Академическая гребля Атлетическая гимнастика Баскетбол Волейбол Футбол Основы акробатики К лидерству и жизненному самоопределению через каратэ Фехтование Шашки и шахматы
|
6. Список используемой литературы
1. Борисанова Н.Б. Проблемы интеграции общего и дополнительного образования. Дополнительное образование и воспитание. № 10, 2009г., с.7-12
2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М.,Гуманит. Издат.центр Владос, 2004 г.
3. Головченко Ю.В. Интеграция общего и дополнительного образования в воспитательной системе общеобразовательной школы. «С чего начать?» Методические рекомендации. Выпуск 1.
4. Дополнительное образование и воспитание № 1, 2007 г.
5. Ермаченко Р.В. Пути интеграции базового и дополнительного образования в общеобразовательной школе. Дополнительное образование и воспитание. 2009 № 5 стр.9-14
6. Золотарева А.В. Внешкольник № 4. (127), 2008 г., с. 14-15
7. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Р., «2007 г.
8. Каргина З.А. Внешкольник № 12 (105) 2005, с.21-24
9. Леонтьева Т.Н. Дополнительное - значит необходимое. Дополнительное образование № 1, 2010, с.44-45
10. Малыхина Л.Б. Как преодолеть противоречия интеграции основного и дополнительного образования. Внешкольник № 6 (129) 2008, с.11-14
11. Приложение к письму Минобразования РФ от 1.06.2002 г. № 30-51433/16 Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях
12. Социологический словарь/ Сост.: А.Н. Елсуков, К.В. Шульга, 2-е изд. : Минск: Университетское, 1991.-528 с.
13. Сборник нормативно-правовых и методических материалов по вопросам воспитания и дополнительного образования 2004/2005 СПб, СПбАППО, 2004
14. Шкунов В.А. Внешкольник № 3 (120)
Оглавление
1. Введение__________________________________________________с. 2 - 3
2. Теоретическая часть_______________________________________с. 4 - 5
3. Основное содержание ______________________________________с. 6-10
4. Заключение_________________________________________________с.11
5. Приложение______________________________________________с. 12-13
6. Список используемой литературы_____________________________с. 14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция общего и дополнительного образования в обучении волейболу: школа-ДЮСШ»
Помимо школы работаю в ДЮСШ, веду группу по обучению игре в волейбол. Вместе со своими воспитанницами на уроках физкультуры по программе "Волейбол"обучаем элементам игры их одноклассников. Используя т...
Организация воспитательной деятельности, интеграция общего и дополнительного образования как ресурсы формирования духовно-нравственной личности
В статье раскрывается опыт организации воспитательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей на факультативных занятиях и занятиях в детском творческом объединении в условиях осно...
Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.
Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...
Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...
Методическая система «Интеграция общего и дополнительного образования по химии как фактор успешности ученика»
Методическая система...
Интеграция общего и дополнительного образования в реализации программы развития общеобразовательной школы (на примере опыта работы ОДОД «ДеТвоРа» ГБОУ школы №404 Колпинского района Санкт-Петербурга)
В материале раскрывается опыт работы школы и ОДОД в рамках интеграйии основного и дополнительного образования...
Доклад на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ЦЕНТРА «ТОЧКА РОСТА» МОУ УРЛУКСКАЯ СОШ
Интеграцию общего и дополнительного образования с полным основанием можно назвать «зоной ближайшего развития» всей школы....