География . Тема: Градусная сеть. 6 кл
план-конспект урока по географии (6 класс)

ИКРАМОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Цели: сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и картам полушарий и России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_geografii._6_klass.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Градусная сеть.

Цели: сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и картам полушарий и России.

Оборудование:  физическая карта России, карта полушарий, глобус.

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала

Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 часа она делает полный оборот.

  • Как называются точки, которые не вращаются, потому что через них проходит воображаемая ось? (Полюса)
  • А что такое полюс?

(Ученики записывают свою версию определения термина «полюс». После чего читают свои варианты, а учитель зачитывает определение из справочника, просит выделить более точные ответы учащихся и обратить внимание на неточности которые были допущены)     Полюса – точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.                  

          Северного полюса впервые достиг американец Р. Пири 6 апреля 1909 г.,               Южного – норвежец Р. Амудсен 14 декабря 1911 г.                                                           Посмотрев внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты пересекающимися линиями – это градусная сетка.

  • Как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов? (Экватор)

Длинна экватора 40 000 км. а градусная длина окружности экватора 3600

  • Сколько километров в 10 по экватору? (40 000 км : 3600 = 111 км)
  • В чём отличие изображения экватора на карте и глобусе? (Экватор на глобусе – окружность. А на карте  - прямая линия)

(На доске вывешивается карточка с термином «меридиан»)

  • Прочитайте в учебнике. Что такое меридианы, и покажите на карте и глобусе.
  • Какие точки соединяют меридианы? (Полюса)
  • Параллельны ли меридианы? (Нет, они пересекаются на полюсах)
  • Равны ли они? (Да)
  • Какое направление показывают меридианы? (с севера на юг)
  • Длина меридиана составляет половину длины экватора.                                              Сколько километров и градусов составляет дуга меридиана? (1800, примерно 20 000 км.)

Поскольку все меридианы равны по длине и длина их составляет примерно 20 000 км. то и  в 10 будет 111 км (20 000 км : 1800 = 111 км). Зная это, можно определять расстояние между точками вдоль по меридианам.

  • Сравните внешний вид меридиана на карте полушарий и глобусе. (На карте дуги разной длины. Средний меридиан – прямая линия, на глобусе – дуги равной длины)
  • Откройте карту России. Какой вид имеют меридианы на карте России? (Лучей)

Следующая условная линия – параллели.

(Учитель вывешивает на доске карточку с этим термином.)

  • Посмотрите на глобусы и дайте определение параллелей. (Параллель – условная линия  в виде окружности , параллельная экватору)
  • Все ли параллели одинаковы по длине? (Нет, все они имеют разную длину)
  • Где находится самая короткая параллель? (У полюсов)
  • Какое направление показывают параллели? (Запад - восток)
  • Можно ли, двигаясь одной параллели совершить кругосветное путешествие? (Да, мы будем двигаться с запада на восток или с востока на запад)
  • Сколько можно провести параллелей  и меридианов? (Сколько угодно – через каждую точку)  
  • Покажите,  как пройдёт местный меридиан через каждого из вас. (С севера на юг)
  • Как пройдёт местная параллель? (С востока на запад)

На прошлом уроке мы выяснили, что на картах существуют неизбежные искажения и правильно  измерить расстояния невозможно. Но есть способ правильно измерить расстояние и по карте. Для этого используются меридианы и параллели.

   Мы знаем, сколько километров в 10 по меридиану и по экватору. (111 км)

Зная протяжённость объекта в градусах, можно определить протяжённость его в километрах.

  • Сравните параллели с меридианами, записи занесите в таблицу.

Табл.  Свойства линий градусной сетки

Признаки линий градусной сетки

Меридианы

Параллели

Направление

С-Ю

З-В

Длина в километрах

20 000

Разная

Длина в градусах

180

360

Количество километров в 10

111

Форма на глобусе

Дуга

Окружность

Форма на карте полушарий

Дуга

Дуга

  1. Закрепление нового материала
  • Задания 2, 3, 4 на стр. 29 учебника.

Дополнительные задания

1. Какой город расположен восточнее: Владивосток или Хабаровск? (Хабаровск)

2. В каком направлении от Москвы находится город Санкт – Петербург? (На северо - западе)

3.Можно ли совершить кругосветное путешествие по меридиану, двигаясь , всё время на север? ( Нет, т.к. после Северного полюса будем двигаться на юг.)

IV.  Рефлексия:

1.На уроке я работал  (активно / пассивно)
2.Своей работой на уроке я  (доволен / не доволен)
3.Урок для меня показался  (коротким / длинным)
4.За урок я  (не устал / устал)
5.Мое настроение  (стало лучше / стало хуже)
6.Материал урока мне был  (понятен / не понятен)

V.  Домашнее задание:  § 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по теме « Градусная сеть, географические координаты»

Практическая работа по теме « Градусная сеть, географические координаты» 6кл. Задание № 1   Переведите численные М в именованные :     1)  1 : 5000, 2) 1 : 250...

статья "моя педагогическая философия. опыт работы". презентация для изучения темы Градусная сеть, координаты с заданиями, тестами, вопросами.

Моя педагогическая философия. Из пыта работы" - статья.Презентация, которая наглядно помогает в изучении темы географические координаты....

урок географии для 5 класса "Градусная сеть.Географические координаты"

Данный урок интересен тем, что построен не только на основе системно-деятельностного подхода, но и с учетом гендерных особенностей учащихся. Материал был найден на сайте "Фестиваль педагогических идей...

Урок по географии в 6 классе на тему "Градусная сеть на глобусе и картах"

Сформировать представление учащихся о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и к...

Урок по географии в 6 классе на тему "Градусная сеть на глобусе и картах"

Сформировать представление учащихся о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети....

6 класс. Тема: Градусная сеть на глобусах и карте

Цели: сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и карт...

Методическая разработка практических заданий по теме "Градусная сеть. Географические координаты".

Задания данной методической разработки мгут быть использованы для закрепления темы "Градусная сеть. Географические координаты"....