Презентация и доклад на тему: "Развитие логического мышления у детей с ОВЗ на уроках географии"
учебно-методический материал по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Ронина Анна Игоревна

Доклад с конференции о проблемах обучения, развития логики у детей с ОВЗ на уроках географии. Презентация, плюс файл формата Word, с текстом в дополнении к презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Развитие логического мышления у детей с ОВЗ при изучении географии»

Подготовила:

Учитель географии ГБОУ школа-интернат 2 г. Санкт-Петербурга

Ронина А.И.

Как известно, дети с ОВЗ имеют определенные особенности физического или умственного развития, которые препятствуют их нормальной жизнедеятельности, а именно:

- наличие сочетанных диагнозов,

- слабое логическое мышление,

- трудности запоминания новых географических названий, терминов, умений ориентироваться по  

   карте

- низкая мотивация

- трудности распределения и переключения внимания

- быстрая утомляемость

Каково же значение географии для развития логического мышления

Изучение географии в школе  имеет большое коррекционное значение.

Географический материал в силу своего содержания способствует развитию наиболее слабых сторон познавательной деятельности детей с ОВЗ: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать.

Использование разработанной системы занятий по развитию мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.

Обучение, направленное на развитие мышления, оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, способствует запоминанию географических терминов, формированию основных функций речи.

Благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, явления природы, объяснить предметные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения. Логика помогает здраво оценить мир и окружающих. Развивая и совершенствуя умение логически рассуждать и действовать, ребенок сможет превратиться в здравомыслящего человека.

Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

Средства графической наглядности помогают развить такие необходимые качества для детей ОВЗ как логическая последовательность мышления, воображение, наблюдательность, а, следовательно, намного повышают интерес к изучаемому материалу.

Приведу примеры некоторых из используемых средств графической наглядности:

СРЕДСТВА ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ

РАБОТА С КАРТАМИ

- нанесение значков отраслей специализации на исследованные районы  

- нанесение географических объектов, размещение месторождений полезных ископаемых на материках и отдельных территориях

- прием «вспомни силуэт» (состоит в том, что ученик должен узнать географический объект по его силуэту)

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ, ИЗОБРАЖЕНИЙ

- завершить схему «течения Мирового Океана», пользуясь текстом учебника

 

 

- завершить схему «Методы исследований географической науки» (5 класс)

Методы исследований

                               

  - внесение изменений в изображение по ходу урока «Схематическое изображение земного шара» (5 класс)

- географические загадки на развитие внимания в качестве рефлексии

 (5,6 класс)

Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли дети?

Край снегов, мороз и вьюг

Называют словом юг.

Знает каждый капитан:

Волга – это океан!

Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас – гора!

Со времен далеких и поныне

Льют дожди, как из ведра в пустыне.

ДРУГИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ

ЗАГАДКИ, РЕБУСЫ, ШАРАДЫ

используются на любом этапе урока,

 например, в виде темы урока

 (5 класс)

«Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке»

Я черный страшный великан

Что делать мне – решаю сам

Могу я спать, могу рычать,

Огонь и пепел извергать

А ну, попробуй угадать

Как же меня звать?

(Тема урока «Вулкан»)

- задание «Подбор прилагательных»

   (7 класс)                                                                                  ( 6 класс)

Земная кора:                                                                                            Ветер:

Материковая                                                                                                    Холодный

Океаническая                                                                                                   Теплвый

Твердая                                                                                                              Сильный

Тонкая                                                                                                                 Слабый

Толстая                                                                                                               Южный

Подвижная                                                                                                       Северный

Благодаря комплексу методов и приемов, используемых в процессе проведения учебно-коррекционных занятий с детьми, у воспитанников постепенно формируются навыки логического мышления, активизируется познавательная деятельность обучающихся, формируется умение отвечать полными, развернутыми высказываниями на  вопросы учителя. Кроме того, происходит коррекция пространственной ориентировки, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

       


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Развитие логического мышления на уроках биологии».

Многие современные программы обучения биологии в школе целиком базируются на развитии способности к абстрагированию      иобобщению, освоении абстрактно-логических понят...

Доклад на тему: "Развитие коммуникативной функции речи у детей с ОВЗ".

Статья посвещена  развитию устной речи у учащихся коррекционных школ VIII вида с ОВЗ.Рассказывается о видах работы по развитию речи, мышления е только  на уроках , но и во внеурочной деятель...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие нестандартного логического мышления на уроках информатики и ИКТ"

Полное название темы - «Реализация компетентностного подхода, как условие развития латерального мышления учащихся на уроках ИКТ».С обобщением своего педагогического опыта я выступал на МО учителей ест...

Доклад на тему : « Развитие логического мышления на уроках математике в свете ФГОС»

Доклад на тему : « Развитие логического мышления на уроках математике в свете ФГОС»...

Доклад на тему: "Развитие словесно-логического мышления у обучающихся начальных классов коррекционной школы" - выступление на научно-практическом семинаре

Доклад на тему: "Развитие словесно-логического мышления у обучающихся начальных классов коррекционной школы" - выступление на научно-практическом семинаре...

Доклад на тему: Развитие личности обучающегося, его интеллектуального и эстетического совершенствования на уроках технологии

                                   Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образоват...