Доклад на тему: "Развитие коммуникативной функции речи у детей с ОВЗ".
материал (5 класс) по теме
Статья посвещена развитию устной речи у учащихся коррекционных школ VIII вида с ОВЗ.Рассказывается о видах работы по развитию речи, мышления е только на уроках , но и во внеурочной деятельности. Это деловые игры, дскуссии и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
виды работ по развитию устной речи | 23.56 КБ |
doklad_po_razvitiyu_rech.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 482 ЮВОУО ДО г. Москвы
Доклад на тему:
«Развитие коммуникативной функции речи у детей с ОВЗ.»
Учитель ГБОУ СКОШ VIII вида №482
ЮВОУО ДО г. Москвы
Синицына Тамара Александровна
Проблема развития речи школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка.
Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Чтобы достаточно тонко и точно передавать свои мысли другому человеку, воздействовать на него и быть правильно понятым, мы должны хорошо владеть языком и речью. Мышление неразрывно связано с языком, оно осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому.
В школьной практике сложилось так, что на уроках русского языка вне поля зрения оказывается одна из его важнейших сторон- коммуникативная функция. Система работы по повышению уровня коммуникативной компетентности учащихся должна быть направлена на умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам общения и ситуации общения.
Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе- это формирование компетентности в общении, включая умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.
Для школьников развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором овладения всеми учебными предметами, как средством регуляции собственной деятельности- это:
-- речевое отображение (описание. Объяснение) учеником содержания совершаемых действий с целью ориентировки (планирование, контроль) предметно- практический деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий;
- использование адекватных языковых средств для отображения в речевых высказываниях своих чувств, мыслей, побуждений и др. Умение рассуждать, делать обобщения и выводы, вскрывать причинно-следственные связи, строить доказательства, спорить, самостоятельно творчески активно мыслить и управлять своей речемыслительной деятельностью, т.е. решать коммуникативные речевые задачи - все это качественные изменения в коммуникативной деятельности подростка. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно. В школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания обычные пути к верному решению. Для развития речи школьников учитель должен владеть способами организации словесной творческой деятельности детей, основанной на эмоциональном восприятии окружающего мира, на работе воображения.
Большую помощь оказывают загадки. Отгадывание и придумывание загадок тоже оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей.
Загадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на деятельность" [1, с.79]. На уроках русского языка я включаю разные типы загадок. Отгадывание их можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Приведем примеры по использованию игр в загадки в практике.
1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечислением различных его признаков,например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз -словарное слово. Отгадка - ключ к его запоминанию) Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединения этих признаков в единое целое.
2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связь его по ассоциации с другими), например: Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег- парная согласная в конце отгадки требует проверки) Игровая ситуация помогает запомнить правило.
3. В загадку включаются противопоставления, например: По земле ползёт, а к себе не подпускает. (Земля- безударная гласная в корне слова требует проверки) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.
4. Загадки, в описании которых использованы метафоры, например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой -провожает. (Дверь. Чтобы написать это слово надо вспомнить о мягком знаке как знаке мягкости) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.
5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Загадки, В которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое слово,например: Первое - предлог, второе - летний дом, а целое порой решается с трудом. (За - дача - в отгадке правило "чаща", надо вспомнить,как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличать их от тех слов, в которых все слово - корень)
6. Загадки - метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:
С "ч" над морем я летаю,
С "г" в машинах я бываю.
(Чайка - гайка)
7. Анаграммы - слова,получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:
Легко дышать в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои -
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа - пила)
8. Логографы - слова - загадки,меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв, например:
Известное я блюдо,
Но лишь прибавишь "м",
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(Уха - муха)
9. Загадки - шутки, связанные с омонимичностью слов, например: Какой город летает? (Орел - имя собственное, отгадка помогает сопоставить слово с название птицы -существительным с нарицательным)
Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений,включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Их отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова - загадки, получится деформированный текст,над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только слово - отгадку, рассмотрев его с разных сторон.
Работа по развитию речи и формированию коммуникативной функции проводится на всех уроках гуманитарного цикла. А я хочу рассказать о способе формирования коммуникативных действий на уроках и во внеучебной деятельности, на классных часах, часах- общения, дискуссиях и дидактических и деловых играх.
Кроме упражнений во внеурочной деятельности можно использовать групповые игры, особенно рекомендуются детям, испытывающим такие трудности в общении, как несформированность коммуникативных умений , замкнутость , нарушение поведения, агрессивность,трудность произвольной регуляции поведения, неспособность к эмпатии. В игре учитель выступает в роли инструктора, помогает участникам выражать свои мысли и мнение, обращает внимание на процесс общения, учитывает язык жестов, мимики, телодвижения, так как они в общении играют немаловажную роль. Например, игра «Волшебный магазин», которая позволяет учащимся задуматься над жизненными ценностями, сравнивать свои ценности с ценностями других. Подростки учатся понимать, что каждый человек обладает определенными качествами, чертами характера. Учитель предлагает подумать, какими качествами они обладают и какие качества в обмен на свои (смелость. Равнодушие. Ум, трудолюбие и др.), которых у него в избытке, как учащийся считает, или от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личностные качества , нужные для него. Покупатель сдает свои качества и покупает то что требуется. Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В процессе обсуждения ребята учатся не только анализирвать свои качества, но и выражать свои мысли. Доказывать свое мнение, учатся слушать и слышать друг друга, быть терпимее друг к другу. Кроме того использовала игры . направленные на невербальные способы коммуникации. Например, игра « Разговор через стекло».Двое желающих только с помощью жестов пытаются договориться о чем-то. Одному из них дается карточка на которой записана тем, а он должен передать это партнеру, который стоит за звуконепроницаемым стеклом. (Темы:»Ты хочешь узнать, который сейчас час», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть» и др.
Общение является необходимым условием развития способности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции.
Предварительный просмотр:
ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 482 ЮВОУО ДО г. Москвы
Доклад на тему:
«Развитие коммуникативной функции речи у детей с ОВЗ.»
Учитель ГБОУ СКОШ VIII вида №482
ЮВОУО ДО г. Москвы
Синицына Тамара Александровна
Проблема развития речи школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка.
Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Чтобы достаточно тонко и точно передавать свои мысли другому человеку, воздействовать на него и быть правильно понятым, мы должны хорошо владеть языком и речью. Мышление неразрывно связано с языком, оно осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому.
В школьной практике сложилось так, что на уроках русского языка вне поля зрения оказывается одна из его важнейших сторон- коммуникативная функция. Система работы по повышению уровня коммуникативной компетентности учащихся должна быть направлена на умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам общения и ситуации общения.
Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе- это формирование компетентности в общении, включая умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.
Для школьников развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором овладения всеми учебными предметами, как средством регуляции собственной деятельности- это:
-- речевое отображение (описание. Объяснение) учеником содержания совершаемых действий с целью ориентировки (планирование, контроль) предметно- практический деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий;
- использование адекватных языковых средств для отображения в речевых высказываниях своих чувств, мыслей, побуждений и др. Умение рассуждать, делать обобщения и выводы, вскрывать причинно-следственные связи, строить доказательства, спорить, самостоятельно творчески активно мыслить и управлять своей речемыслительной деятельностью, т.е. решать коммуникативные речевые задачи - все это качественные изменения в коммуникативной деятельности подростка. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно. В школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания обычные пути к верному решению. Для развития речи школьников учитель должен владеть способами организации словесной творческой деятельности детей, основанной на эмоциональном восприятии окружающего мира, на работе воображения.
Большую помощь оказывают загадки. Отгадывание и придумывание загадок тоже оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей.
Загадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на деятельность" [1, с.79]. На уроках русского языка я включаю разные типы загадок. Отгадывание их можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Приведем примеры по использованию игр в загадки в практике.
1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечислением различных его признаков,например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз -словарное слово. Отгадка - ключ к его запоминанию) Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединения этих признаков в единое целое.
2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связь его по ассоциации с другими), например: Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег- парная согласная в конце отгадки требует проверки) Игровая ситуация помогает запомнить правило.
3. В загадку включаются противопоставления, например: По земле ползёт, а к себе не подпускает. (Земля- безударная гласная в корне слова требует проверки) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.
4. Загадки, в описании которых использованы метафоры, например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой -провожает. (Дверь. Чтобы написать это слово надо вспомнить о мягком знаке как знаке мягкости) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.
5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Загадки, В которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое слово,например: Первое - предлог, второе - летний дом, а целое порой решается с трудом. (За - дача - в отгадке правило "чаща", надо вспомнить,как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличать их от тех слов, в которых все слово - корень)
6. Загадки - метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:
С "ч" над морем я летаю,
С "г" в машинах я бываю.
(Чайка - гайка)
7. Анаграммы - слова,получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:
Легко дышать в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои -
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа - пила)
8. Логографы - слова - загадки,меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв, например:
Известное я блюдо,
Но лишь прибавишь "м",
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(Уха - муха)
9. Загадки - шутки, связанные с омонимичностью слов, например: Какой город летает? (Орел - имя собственное, отгадка помогает сопоставить слово с название птицы -существительным с нарицательным)
Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений,включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Их отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова - загадки, получится деформированный текст,над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только слово - отгадку, рассмотрев его с разных сторон.
Работа по развитию речи и формированию коммуникативной функции проводится на всех уроках гуманитарного цикла. А я хочу рассказать о способе формирования коммуникативных действий на уроках и во внеучебной деятельности, на классных часах, часах- общения, дискуссиях и дидактических и деловых играх.
Кроме упражнений во внеурочной деятельности можно использовать групповые игры, особенно рекомендуются детям, испытывающим такие трудности в общении, как несформированность коммуникативных умений , замкнутость , нарушение поведения, агрессивность,трудность произвольной регуляции поведения, неспособность к эмпатии. В игре учитель выступает в роли инструктора, помогает участникам выражать свои мысли и мнение, обращает внимание на процесс общения, учитывает язык жестов, мимики, телодвижения, так как они в общении играют немаловажную роль. Например, игра «Волшебный магазин», которая позволяет учащимся задуматься над жизненными ценностями, сравнивать свои ценности с ценностями других. Подростки учатся понимать, что каждый человек обладает определенными качествами, чертами характера. Учитель предлагает подумать, какими качествами они обладают и какие качества в обмен на свои (смелость. Равнодушие. Ум, трудолюбие и др.), которых у него в избытке, как учащийся считает, или от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личностные качества , нужные для него. Покупатель сдает свои качества и покупает то что требуется. Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В процессе обсуждения ребята учатся не только анализирвать свои качества, но и выражать свои мысли. Доказывать свое мнение, учатся слушать и слышать друг друга, быть терпимее друг к другу. Кроме того использовала игры . направленные на невербальные способы коммуникации. Например, игра « Разговор через стекло».Двое желающих только с помощью жестов пытаются договориться о чем-то. Одному из них дается карточка на которой записана тем, а он должен передать это партнеру, который стоит за звуконепроницаемым стеклом. (Темы:»Ты хочешь узнать, который сейчас час», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть» и др.
Общение является необходимым условием развития способности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Развитие разговорной речи неслышащих детей в младших классах
В докладе рассказывается о различных методах и приёмах по формированию у детей с нарушением слуха словесного общения, развитию разговорной речи в условиях специального обучения в шко...
Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики"
Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики" в котором дано описание целей и основных задач предмету "ритмика", раскрывается...
Использование метода проектов в логопедической работе как способа развития коммуникативной функции речи детей-логопатов
Реализация проекта в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида сопряжена с определёнными трудностями, что обусловлено интеллектуальными и психофизическими особенностями обучающи...
Доклад на тему: Развитие коммуникативной компетенции у детей с РАС.
Доклад к дипломной работе....
Доклад по теме: "Развитие формирования коммуникативной компетенции на уроках биологии, физической культуры, технологии."
Материал из опыта работы на уроках биологии, технологии, физической культуры....
Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида
Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида...
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...