Доклад на тему: "Развитие коммуникативной функции речи у детей с ОВЗ".
материал (5 класс) по теме

Синицына Тамара Александровна

Статья посвещена  развитию устной речи у учащихся коррекционных школ VIII вида с ОВЗ.Рассказывается о видах работы по развитию речи, мышления е только  на уроках , но и во внеурочной деятельности. Это деловые игры, дскуссии и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа VIII вида № 482 ЮВОУО ДО г. Москвы

Доклад на тему:

«Развитие коммуникативной функции речи у детей с ОВЗ.»

                               

                                              Учитель ГБОУ СКОШ VIII вида №482

ЮВОУО ДО г. Москвы

Синицына Тамара Александровна

   Проблема развития речи школьников является одной из самых    актуальных в современной методике русского языка.

Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Чтобы достаточно тонко и точно передавать свои мысли другому человеку, воздействовать на него и быть правильно понятым, мы должны хорошо владеть языком и речью. Мышление неразрывно связано с языком, оно осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому.    

       В школьной практике  сложилось так, что на уроках русского языка вне поля зрения оказывается одна из его важнейших сторон- коммуникативная функция. Система работы по повышению уровня коммуникативной компетентности учащихся должна быть направлена на умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам общения и ситуации общения.

       Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе- это формирование компетентности в общении, включая умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.      

     Для школьников развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором овладения всеми учебными предметами, как средством регуляции собственной деятельности- это:

-- речевое отображение (описание. Объяснение) учеником содержания совершаемых действий с целью ориентировки (планирование, контроль) предметно- практический деятельности как в форме громкой социализированной речи, так  и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий;

- использование адекватных языковых средств для отображения в речевых высказываниях своих чувств, мыслей, побуждений  и др.    Умение рассуждать, делать обобщения и выводы, вскрывать причинно-следственные связи, строить доказательства, спорить, самостоятельно творчески активно мыслить и управлять своей речемыслительной деятельностью, т.е. решать коммуникативные речевые задачи - все это качественные изменения в коммуникативной деятельности подростка.      Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно. В школе  учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания обычные пути к верному решению.       Для развития речи школьников учитель должен владеть способами организации словесной творческой деятельности детей, основанной на эмоциональном восприятии окружающего мира, на работе воображения.

       Большую помощь оказывают загадки. Отгадывание и придумывание загадок тоже оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей.

       Загадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на деятельность" [1, с.79]. На уроках русского языка я включаю разные типы загадок. Отгадывание их можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Приведем примеры по использованию игр в загадки в практике.

1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечислением различных его признаков,например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз -словарное слово. Отгадка - ключ к его запоминанию) Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединения этих признаков в единое целое.

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связь его по ассоциации с другими), например: Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег- парная согласная в конце отгадки требует проверки) Игровая ситуация помогает запомнить правило.

3. В загадку включаются противопоставления, например: По земле ползёт, а к себе не подпускает. (Земля- безударная гласная в корне слова требует проверки) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.

4. Загадки, в описании которых использованы метафоры, например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой -провожает. (Дверь. Чтобы написать это слово надо вспомнить о мягком знаке как знаке мягкости) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Загадки, В которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое слово,например: Первое - предлог, второе - летний дом, а целое порой решается с трудом. (За - дача - в отгадке правило "чаща", надо вспомнить,как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличать их от тех слов, в которых все слово - корень)

6. Загадки - метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:

С "ч" над морем я летаю,

С "г" в машинах я бываю.

(Чайка - гайка)

7. Анаграммы - слова,получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:

Легко дышать в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа - пила)

8. Логографы - слова - загадки,меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв, например:

Известное я блюдо,

Но лишь прибавишь "м",

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха - муха)

9. Загадки - шутки, связанные с омонимичностью слов, например: Какой город летает? (Орел - имя собственное, отгадка помогает сопоставить слово с название птицы -существительным с нарицательным)

     Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений,включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Их отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова - загадки, получится деформированный текст,над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только слово - отгадку, рассмотрев его с разных сторон. 

     Работа по развитию речи и формированию коммуникативной функции проводится на всех уроках гуманитарного цикла. А я хочу  рассказать о способе формирования коммуникативных действий  на уроках и во внеучебной деятельности, на классных часах, часах- общения, дискуссиях и дидактических и деловых играх.

    Кроме упражнений во внеурочной деятельности можно использовать групповые игры, особенно рекомендуются детям, испытывающим такие трудности в общении, как несформированность коммуникативных умений , замкнутость , нарушение поведения, агрессивность,трудность произвольной регуляции поведения, неспособность к эмпатии. В игре учитель выступает в роли инструктора, помогает участникам выражать свои мысли и мнение, обращает внимание на процесс общения, учитывает язык жестов, мимики, телодвижения, так как они   в общении играют немаловажную роль. Например, игра «Волшебный магазин», которая позволяет учащимся задуматься над жизненными ценностями, сравнивать свои ценности с ценностями других. Подростки учатся понимать, что каждый человек обладает определенными качествами, чертами характера. Учитель предлагает подумать, какими качествами они обладают и какие качества в обмен на свои (смелость. Равнодушие. Ум, трудолюбие и др.), которых у него в избытке, как учащийся считает, или от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личностные качества , нужные для него. Покупатель сдает свои качества и покупает то что  требуется. Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В процессе обсуждения ребята учатся   не только анализирвать свои качества, но и выражать свои мысли. Доказывать свое мнение, учатся слушать и слышать друг друга, быть терпимее друг к другу. Кроме того использовала игры . направленные на невербальные способы коммуникации. Например, игра « Разговор через стекло».Двое желающих только с помощью жестов пытаются договориться о чем-то. Одному из них дается карточка на которой записана тем, а он должен передать это партнеру, который стоит за звуконепроницаемым стеклом. (Темы:»Ты хочешь узнать, который сейчас час», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть» и др.

      Общение является необходимым условием развития способности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции.




Предварительный просмотр:

ГБОУ специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа VIII вида № 482 ЮВОУО ДО г. Москвы

Доклад на тему:

«Развитие коммуникативной функции речи у детей с ОВЗ.»

                               

                                              Учитель ГБОУ СКОШ VIII вида №482

ЮВОУО ДО г. Москвы

Синицына Тамара Александровна

   Проблема развития речи школьников является одной из самых    актуальных в современной методике русского языка.

Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Чтобы достаточно тонко и точно передавать свои мысли другому человеку, воздействовать на него и быть правильно понятым, мы должны хорошо владеть языком и речью. Мышление неразрывно связано с языком, оно осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому.    

       В школьной практике  сложилось так, что на уроках русского языка вне поля зрения оказывается одна из его важнейших сторон- коммуникативная функция. Система работы по повышению уровня коммуникативной компетентности учащихся должна быть направлена на умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам общения и ситуации общения.

       Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе- это формирование компетентности в общении, включая умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.      

     Для школьников развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором овладения всеми учебными предметами, как средством регуляции собственной деятельности- это:

-- речевое отображение (описание. Объяснение) учеником содержания совершаемых действий с целью ориентировки (планирование, контроль) предметно- практический деятельности как в форме громкой социализированной речи, так  и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий;

- использование адекватных языковых средств для отображения в речевых высказываниях своих чувств, мыслей, побуждений  и др.    Умение рассуждать, делать обобщения и выводы, вскрывать причинно-следственные связи, строить доказательства, спорить, самостоятельно творчески активно мыслить и управлять своей речемыслительной деятельностью, т.е. решать коммуникативные речевые задачи - все это качественные изменения в коммуникативной деятельности подростка.      Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно. В школе  учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания обычные пути к верному решению.       Для развития речи школьников учитель должен владеть способами организации словесной творческой деятельности детей, основанной на эмоциональном восприятии окружающего мира, на работе воображения.

       Большую помощь оказывают загадки. Отгадывание и придумывание загадок тоже оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей.

       Загадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на деятельность" [1, с.79]. На уроках русского языка я включаю разные типы загадок. Отгадывание их можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Приведем примеры по использованию игр в загадки в практике.

1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечислением различных его признаков,например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз -словарное слово. Отгадка - ключ к его запоминанию) Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединения этих признаков в единое целое.

2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связь его по ассоциации с другими), например: Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег- парная согласная в конце отгадки требует проверки) Игровая ситуация помогает запомнить правило.

3. В загадку включаются противопоставления, например: По земле ползёт, а к себе не подпускает. (Земля- безударная гласная в корне слова требует проверки) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.

4. Загадки, в описании которых использованы метафоры, например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой -провожает. (Дверь. Чтобы написать это слово надо вспомнить о мягком знаке как знаке мягкости) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Загадки, В которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое слово,например: Первое - предлог, второе - летний дом, а целое порой решается с трудом. (За - дача - в отгадке правило "чаща", надо вспомнить,как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличать их от тех слов, в которых все слово - корень)

6. Загадки - метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:

С "ч" над морем я летаю,

С "г" в машинах я бываю.

(Чайка - гайка)

7. Анаграммы - слова,получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:

Легко дышать в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа - пила)

8. Логографы - слова - загадки,меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв, например:

Известное я блюдо,

Но лишь прибавишь "м",

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха - муха)

9. Загадки - шутки, связанные с омонимичностью слов, например: Какой город летает? (Орел - имя собственное, отгадка помогает сопоставить слово с название птицы -существительным с нарицательным)

     Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений,включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Их отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова - загадки, получится деформированный текст,над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только слово - отгадку, рассмотрев его с разных сторон. 

     Работа по развитию речи и формированию коммуникативной функции проводится на всех уроках гуманитарного цикла. А я хочу  рассказать о способе формирования коммуникативных действий  на уроках и во внеучебной деятельности, на классных часах, часах- общения, дискуссиях и дидактических и деловых играх.

    Кроме упражнений во внеурочной деятельности можно использовать групповые игры, особенно рекомендуются детям, испытывающим такие трудности в общении, как несформированность коммуникативных умений , замкнутость , нарушение поведения, агрессивность,трудность произвольной регуляции поведения, неспособность к эмпатии. В игре учитель выступает в роли инструктора, помогает участникам выражать свои мысли и мнение, обращает внимание на процесс общения, учитывает язык жестов, мимики, телодвижения, так как они   в общении играют немаловажную роль. Например, игра «Волшебный магазин», которая позволяет учащимся задуматься над жизненными ценностями, сравнивать свои ценности с ценностями других. Подростки учатся понимать, что каждый человек обладает определенными качествами, чертами характера. Учитель предлагает подумать, какими качествами они обладают и какие качества в обмен на свои (смелость. Равнодушие. Ум, трудолюбие и др.), которых у него в избытке, как учащийся считает, или от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие личностные качества , нужные для него. Покупатель сдает свои качества и покупает то что  требуется. Самым главным в этой игре является этап обсуждения. В процессе обсуждения ребята учатся   не только анализирвать свои качества, но и выражать свои мысли. Доказывать свое мнение, учатся слушать и слышать друг друга, быть терпимее друг к другу. Кроме того использовала игры . направленные на невербальные способы коммуникации. Например, игра « Разговор через стекло».Двое желающих только с помощью жестов пытаются договориться о чем-то. Одному из них дается карточка на которой записана тем, а он должен передать это партнеру, который стоит за звуконепроницаемым стеклом. (Темы:»Ты хочешь узнать, который сейчас час», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть» и др.

      Общение является необходимым условием развития способности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие разговорной речи неслышащих детей в младших классах

В докладе рассказывается  о различных методах и приёмах по формированию у детей с нарушением слуха словесного общения, развитию разговорной речи в условиях специального обучения в шко...

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики"

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики" в котором дано описание целей и основных задач предмету "ритмика", раскрывается...

Использование метода проектов в логопедической работе как способа развития коммуникативной функции речи детей-логопатов

Реализация проекта в условиях  специальной (коррекционной) школы  VIII вида сопряжена с определёнными трудностями, что обусловлено интеллектуальными и психофизическими особенностями обучающи...

Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида

Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...