Доклад на тему "Развитие разговорной речи неслышащих детей в младших классах
материал по теме

Баранова Ирина Ивановна

 

 В докладе рассказывается  о различных методах и приёмах по формированию у детей с нарушением слуха словесного общения, развитию разговорной речи в условиях специального обучения в школе-интернате, основываясь на опыте работы с учащимися и их родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Развитие разговорной речи  неслышащих детей  в младших классах.

       Главная функция речи – коммуникативная. Общение в современной науке рассматривается как фундаментальный элемент культуры, как проявление социальности, свойственной человеку. Уровень сформированности словесных средств общения считается одним из важных показателей психического и личностного развития ребёнка.

Развитие у неслышащих детей разговорной речи является одной из важных и сложных задач обучения и воспитания. Это объясняется тем, что речь играет в жизни людей исключительную роль. Речь необходима при общении, при овладении языком, а  также образует единство с мышлением, связана со знанием в целом.

Формирование речи у слышащих опирается на слуховое восприятие, неслышащие же дети речью могут овладеть лишь в условиях специального обучения. Сурдопедагогу потребуется много сил, терпения и использование различных методов обучения, поиск таких форм организации жизни и деятельности детей. При которых учащиеся будут поставлены в условия, наиболее благоприятные для развития словесного общения с педагогом и между собой. Иногда нужно будет идти такими путями в достижении своей цели, что учение даже не догадается, что учитель хочет ввести новое слово или фразу.

В этой статье хочется, главным образом, остановиться на различных методах и приёмах по формированию у детей словесного общения, развитию разговорной речи в условиях специального обучения в школе-интернате, основываясь на опыте работы с учащимися и их родителями.

     Работу по развитию разговорной  речи детей надо с начало поступления их в школу.

Детям предлагаются фразы,  написанные на табличках, но учить их наизусть не надо они вводятся постепенно, по мере необходимости. В основном введение новой фразы происходит в созданной речевой ситуации, когда у ученика возникает желание обратиться к учителю, у товарищу с просьбой, вопросом лил утверждением чего-либо. Тогда ребёнок сознательно повторяет за учителем ту фразу, которую ему предлагал учитель: прочитывал с карточки, проговаривал устно-дактильно, а затем только устно. Таким образом устная речь становится необходимым инструментом познания окружающего и средством общения в коллективе.

     Конечно, были случаи, когда ребёнок отказывался повторять, терял интерес к беседе. Большую роль в поддержке ученика играли терпение, доброжелательное отношение к нему и, в какой-то степени, определенная  настойчивость учителя.

Когда дети понимают необходимость устной речи, они сами начинают проявлять к ней большой интерес. Главное – заинтересовать детей, пробудить в них желание общаться, даже                                                                                                                                   заинтриговать их – и цель педагога будет достигнута.

Так, например, учащиеся в возрасте 8-9 лет с огромным любопытством будут расспрашивать вас о содержании закрытой картинки, которую вы от них прячете. Тут же пойдут в ход те фразы, которые вы приготовили для детей:

    - Ребята, спросите , что нарисовано?

    - Знаете, какой формы лимон? Спросите.

    - Узнайте, какой по цвету лимон?

А дальше усложняются содержание и сюжет картинок и, следовательно расширяются количество и разнообразие вопросов, ответов, грамматических связей. Дети начнут спрашивать вас о сюжете картинки: «Кто нарисован? Сколько ребят? Что делают ребята? Какое время года? Во что одеты ребята?»Кульминационный момент наступает, когда дети сравнивают свои рисунки и картинку. Тут выявляются отличия, и появляется новый повод для разговора: «А у Саши неправильно. На картинке так, а у него по другому…» и  т.д.

     Дети очень любознательны, поэтому им интересно всё, что происходит вокруг, интересен мир, в котором мы живём, интересна жизнь окружающих людей.

   С первого класса дети вместе с учителем ведут дневники интересных событий. Чтобы заинтересовать детей этой деятельностью, учитель сам описывает детям интересные события своей жизни, и видя огонёк в глазах детей побуждать высказываться, помогать строить предложения, разрешать рисовать на доске, если ребёнок затрудняется сказать.

  Мощным толчком к разговор может послужить урок на котором дети учатся писать письма товарищу.  Сейчас в век ИТК и при наличии возможности написать сообщение по телефону, у детей возникает желание написать кому-нибудь сообщение. Словарный запас детей расширяется день ото дня, и этому во многом способствует словарик, который ведётся с первого класса. За время своего существования этот словарик видоизменялся. В первом классе просто записывали новые слова в алфавитном порядке, то затем этот словарик носит тематический характер, а в 4 классе запись осуществляется в соответствии с грамматическими закономерностями по разделам «Кто?  Что?  Какая? Какие? Что делает? Как? И т. д»

Учащиеся такому словарю будут лучше ориентироваться во всём многообразии русского языка.

     Одним из важных факторов, побуждающих ребят к развитию разговорной речи, будут общие мероприятия, такие как походы в музеи, праздники дома и в школе, дни рождения, чаепития.

     У детей возникает потребность в общении, как на самом мероприятии, так и после него. Им хочется обсудить прошедшее событие, выразить своё отношение к увиденному или услышанному на экскурсии.

Хочется обратить внимание и на то, что понимание речи говорящего во многом зависит от того, насколько хорошо владеют неслышашие дети умением слушать и навыком чтения с губ. К развитию этого навыка дети приходят постепенно. Уже со второго класса учитель меньше использует таблички и все больше -  устное слово, тем самым стимулируя к активному чтению с губ. На уроках письма, развития речи и чтения применяется диктант по чтению с губ. В этой работе  большую поддержку и помощь оказывает воспитатель. В третьем классе на вечер задаются задания – написать по чтению с губ 2-3 предложения.

     Свою работу по развитию  разговорной речи обязательно надо строить в союзе с воспитателем и родителями. Сотрудничество с родителями во многом способствует тому, что учащиеся станут больше использовать в своей речи фразы разговорной речи. Самые активные мамы « увешивают» комнату ребёнка табличками и фразами и побуждают его к устному общению. Нельзя  не сказать о значении чтения для развития разговорной речи неслышащих детей. В рассказах и сказках много диалогов, а значит, дети видят пример для подражания, запоминают некоторые фразы из прочитанных книг, учатся  понимать переживания других людей, чувствовать настроение героев по тем словам, которые они употребляют. Дети знакомятся с богатством родного языка, с разнообразием типов предложений, правильностью построения предложений.

     При развитии разговорной речи надо обращать должное внимание на её эмоциональность и выразительность. Надо давать детям образец для повторения, следить за тем, чтобы ребёнок менял интонацию при вопросительном или восклицательном предложении.

Дети с нарушением слуха могут овладеть разговорной речью и успешно обращаться с окружающими людьми. Но для этого нужна постоянная, систематическая работа учителя, воспитателя, родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад «Работа над репертуаром с учащимися младших и средних классов»

Учебный репертуар играет ведущую роль в развитии инициа­тивы и самостоятельности учащихся на всех этапах обучения....

Методический доклад на тему «Обучение навыкам педализации учащихся младших классов на уроке фортепиано»

В данной работе рассматриваются виды педализации,методы овладения навыком педализирования на начальном этапе обучения, приведены примеры упражнений....

Методический доклад «Развитие музыкального воображения на уроках фортепиано в младших классах школы искусств»

Методический доклад «Развитие музыкального воображения на уроках фортепиано в младших классах школы искусств»...

Методический доклад на тему: "Работа над средствами музыкальной выразительности в младших классах ДМШ (фортепиано)"

В данном методической работе рассматриваются основные направления в работе над музыкальным произведением....

Методический доклад на тему: "Развитие мелкой техники учащихся младших классов на уроках специального фортепиано"

Работа представляет собой методический доклад, предназначенный для преподавателей музыкальных школ...

Методический доклад на тему: "Развитие техники в младших классах на уроках специального фортепиано"

В данном методическом сообщении  рассматриваются принципы работы над фортепианной техникой в младших классах ДМШ на уроках специального фортепиано....