Методический доклад на тему «Обучение навыкам педализации учащихся младших классов на уроке фортепиано»
методическая разработка на тему

Точилова Татьяна Владимировна

В данной работе рассматриваются виды педализации,методы овладения навыком педализирования на начальном этапе обучения, приведены примеры упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методический доклад на тему: «Обучение навыкам педализации учащихся младших классов на уроке фортепиано» преподавателя по классу фортепиано МБУДО ДМШ им. В.В. Андреева Точиловой Татьяны Владимировны.

Искусство педализации – одно из главных звеньев в овладении нашим инструментом. Рахманинов об этом сказал так: «Пользоваться педалью учатся в течение всей жизни. Это наиболее трудная область высшего фортепианного образования». Именно основные правила педализации ученик ДМШ должен хорошо освоить за 7-8 лет обучения. Срок немалый, но однако почему-то педаль всегда являлась самым слабым звеном в игре учащихся. Основные ошибки в применении педали:

1. Грязная педаль, связанная с недостаточным слуховым контролем или недостаточными навыками педализации, включая координационные навыки.

2.Отсутствие педали в произведениях, стиль которых требует обязательного применения педали.

3.Применение прямой (разделительной) педали там, где требуется запаздывающая (соединительная).

4. Неправильное управление ногой при взятии педали (неумение держать пятку на полу, резкий удар ногой по педали)

5. Непонимание художественных задач, связанных с применением педали в конкретном произведении.

 Если говорить об уровне педализации учащихся, то он явно отстает от уровня других пианистических навыков, и , следовательно требует особого внимания.

Методика обучения педализации сводится к двум основным, паралельным, но не равнозначным  по глубине и трудности разделам:

1. Овладение приемами и навыками педализации

2.Воспитание отношения к педализации ,как к творческому процессу,пролностью определяющемуся всем комплексом музыкально-исполнительских задач,которые ставит перед исполнителем каждое изучаемое произведение.

Все мы хорошо знаем, что существует несколько видов педали, применяемых в соответствии с необходимостью извлечения нужной в данный момент звучности.

С точки зрения техники педализации педаль подразделяется на прямую и запаздывающую.

Прямая педаль обычно является разделяющей. Основные виды разделяющей педали – ритмическая, динамическая, красочная, артикуляционная. Под красочной подразумевается педаль, подчеркивающая различие красок, так называемая инструментующая педаль (полная педаль в аккордах, минимальная -  в мелодии). Динамическая роль педали заключается в поддержке акцентов, динамических контрастов,нарастаний и спадов звучности. Артикуляционная, разделяющая, например, стаккато от легато.Запаздывающая педаль позволяет добиться легато там, где пальцами это сделать невозможно.

С точки зрения художнственной цели педаль делится на фактурно-необходимую педаль,  то есть мысленно вписанную в текст,  и педаль, обогащающую звучание, служащую для окраски и подчёркивания отдельных гармоний или целого ряда  аккордов.

Прежде, чем начать работу над педалью, следует обязательно рассказать ученику для чего нужна педаль.Сыграть короткие музыкальные отрывки с различным использованием педали. На этих примерах обратить внимание и  слух ученика на их звучание и показать, как педаль способствует усилению звука, его певучести,объединению звуков легато, находящихся на расстоянии друг от друга, объединению баса с далеким аккордом и обогащению окраскизвучания.

Следующий этап в работе это постановка ноги.

Вначале следует показать ребенку, в каком положении должна находиться нога на педали (большой палец правой ноги нажимает только на педальную лапку, а не на всю педаль и не на  самый ее край) и отрегулировать силу давления ноги на педаль (желательно, чтобы преподаватель своей рукой плавно нажал на стопу ребенка, после чего также плавно дал ноге подняться вверх).

    При этом нужно обратить внимание на то, что нога должна нажимать на педаль спокойно, а не судорожно, а движение самой педали должно быть бесшумным. Шум во время педализации происходит либо тогда, когда исполнитель, вместо того, чтобы держать все время ногу на педали, снимает ее и затем грубо «хлопает» ею сверху по педальной лапке, либо когда он резко отпускает педаль. Преподавателю желательно сразу же изобразить «шумную» педаль с множеством наслоившихся обертонов, а затем обязательно показать аккуратную педализацию в том же самом музыкальном отрывке.

    После того, как ученик привыкнет к положению ноги на педали, научится правильно ее нажимать, то можно смело приступать к педальным упражнениям.

Сейчас я перейду к практической части, помогать мне будет Арчаков Руслан 2/4 кл. С Русланом мы стали изучать педализацию на позапрошлом занятии. Итак, начнем мы с упражнений.

Упражнения без использования клавиатуры

1.        «Тик – так» . Нога на лапке педали. «Тик» - нажимается педаль, «так» - при фиксированной пятке носок отводится вправо, отпуская всю ступню на пол, справа от правой педали. Затем нога возвращается на педаль в первоначальное положение и т. д. При выполнении упражнения необходимо следить, чтобы прикосновение подошвы к педали и к полу было бесшумным. Цель упражнения – развитие подвижности стопы.

2.        «Солнце». При фиксированной пятке производятся круговые движения стопой вокруг педали. По часовой стрелке – «Солнце всходит» и против часовой «Заход солнца». Во время исполнения упражнения нужно стараться пятку не сдвигать с места. Цель упражнения – развитие подвижности стопы, освобождение мышц бедра.

3.         «Дворники». При фиксированной пятке подошва прикасается к поверхности педали, затем (не нажимая педаль) производится скольжение по поверхности педали поочередно вправо и влево (имитация движения автомобильных стеклоочистительных щеток по стеклу). Цель упражнения -  научить ребенка ощущать ногой поверхность педали, опираться на пятку без лишнего давления от бедра, а так же помогает развивать подвижность щиколотки.

4.           «Кузнечик». Нажимается педаль, нога фиксируется в этом положении. Затем быстро, но не резко меняется педаль и так несколько раз (имитация скачков кузнечика). Цель упражнения – подготовиться к запаздывающей смене педали, вос питание слухового контроля над бесшумной сменой педали.

Упражнения с использованием клавиатуры.

  1. «Поющая педаль». Извлекается звук, нажимается педаль. Но теперь рука снимается, и звучание продлевается при помощи одной педали. Затем нажимается соседняя клавиша, одновременно с этим педаль поднимаетя. Затем вновь опускается, и оба звука связываются друг с другом. При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы в момент слияния звуков педаль «подхватила» новый звук, не дав ему наслоиться на предыдущий. Цель упражнения – воспитание слухового контроля над чистотой звучания при использовании запаздывающей педали. Можно это упражнение сыграть по звукам хроматической гаммы. Далее можно поиграть упражнение в трехдольном размере. И следующее упражнение можно поиграть в четырехдольном размере, половинная, затем 2 четвери. На раз-и берется звук, на два-и педаль, затем на три берется звук,  педаль в этот момент отпускаем, и берем ее на «и», потом на счет четыре берем звук, педаль одновременно отпускаем, и на счет «и» опять ее берем.
  2.         «Хор» . Извлекается полнозвучный аккорд. Затем, также как в первом упражнении меняется педаль, но звучит не один звук, а вся гармония.
  3. Упражнения на прямую педаль. Играем два звука легато, на первый звук берем прямую педаль, на второй звук педаль отпускаем.
  4. Играем звуки трезвучия поочередно (до-ми-соль), на первый звук берем педаль и удерживаем ее, на третьем звуке, более длинном, снимаем ее.

Фантазия педагога может подсказать несметное количество подобных упражнений для развития ловкости ноги при педализации. Это необходимо для того, чтобы ученик не думал, каким способом ему нажимать педаль. А делал это автоматически.

А сейчас мы перейдем непосредственно к педализации в пьесах. Но прежде ученику надо рассказать о трех золотых правилах педализации:

На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали и с педалью. В процессе работы ученик прежде выучит нотный текст без педали. Когда же включится педаль, то ребенок в своем исполнении услышит новый звуковой колорит. Сравнение беспедального и педального звучания направит слух ребенка на восприятие гармонии

Педаль в пьесах « Танец неуклюжего Лешего» Н. Тороповой и «Проплывая мимо».

  1. «Танец неуклюжего Лешего».

Сначала исполняем это произведение без педали.

Руслан, какой характер у этого произведения? Что ты представляешь, когда исполняешь его?

Руслан, какой звук у нас обозначен акцентом?Этот акцент нам помогает показать неловкость Лешего, может быть он даже чуть прихрамывает. Давай сейчас сыграем еще раз, но уже с педалью на си-бемоль, подчеркнем этот звук педалью. На ля педаль отпустить.

Какой вид педали мы применили? Какое звучание тебе больше нравится , с педалью или без педали? С педалью звучит интереснее, педаль помогла подчеркнуть акцент и показать Лешего действительно неуклюжим и неловким. Педаль –это выразительное средство музыки.

  1. «Проплывая мимо».

Сыграй эту пьесу без педали. Какой характер у этого произведения? Какое звучание у этого произведения? (Мягкое, певучее).

А сейчас,Руслан, давай сыграем с педалью. В первом такте на первую долю возьмем прямую педаль, чтобы смягчить гармонию, на второй доле снимем. Во втором такте будем использовать запаздывающую педаль, ее берем после аккорда. Аккорд прозвучит более красочно.

Спасибо, Руслан, садись на место.

Дальше мне будет помогать Алина Исаева, 3 класс хоровое отделение. Перед учащимися хорового отделения стоят теже самые задачи, что и перед учащимися фортепианного отделения и подстерегаю те-же самые трудности.

Мы сейчас работаем над пьесой «Горе куклы». Первый момент, который представляет определенную сложность – это чистый переход звука соль в ля в мелодии. На ля мы берем педаль. Здесь надо очень четко следить, чтобы 4-й палец четко ,вовремя отпустил клавишу соль, иначе если еще и добавить педаль получается грязь, секунда.В этом моменте надо направить слух и внимание ученика на решение этой задачи.

- Алина, сыграй сначала только начало фразы, мелодию правой рукой с остановкой на звуке ля, на ля возьми педаль. Слушай, чтобы ля звучала чисто.

-Теперь сыграй двумя руками с остановкой на ля и педалью.

-А сейчас сыграй двумя руками сначала две строки.

Можно и даже нужно поиграть левой рукой терции отдельно с педалью, чтобы послушать их, послушать гармонию, окраску и чистый переход одной гармонии в другую.

-Алина поиграй партию левой руки отдельно с педалью.

 -А теперь доиграй до конца 2 последние строчки.

Спасибо, Алина. Садись на место.

При всей невозможности изобрести точные формулы употребления педали, можно все же вывести некоторые основные общие принципы ее применения.

Имеются ввиду соотношения педализации со стилем, фактурой, регистром, темпом и динамикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Развитие навыков общения учащихся 5А класса»

«Сумеют ли дети научиться общаться друг с другом?». Кроме этого, меня также интересовало то, каким образом можно развивать речь учащихся. Ведь не для кого не является секретом то, что учащиеся, да и н...

Методическая разработка "Работа над интонацией с учащимися младших классов на уроке фортепиано"

Одним из важнейших условий для достижения мастерства в фортепианном исполнительстве, является владение искусством интонирования, поскольку, только выразительная, певучая игра способна найти настоящий ...

Методический доклад на тему: "Развитие мелкой техники учащихся младших классов на уроках специального фортепиано"

Работа представляет собой методический доклад, предназначенный для преподавателей музыкальных школ...

Методический доклад на тему: «Роль психологических факторов в работе педагога на уроках в классе фортепиано»

Успешность обучения игре на фортепиано зависит от многих составляющих, среди которых психологический аспект занимает не последнее место. Пробуждение интереса к занятиям стимулирует волю учащегося, что...

Методический доклад на тему: «Развитие координации движений учащихся подготовительного и 1-ого классов на уроке фортепиано»

В данной работе затронута проблема освобождения игрового аппарата детей и развития координации движений кистей рук, плечевого пояса....