Методический доклад на тему: "Развитие мелкой техники учащихся младших классов на уроках специального фортепиано"
методическая разработка по музыке

Пряникова Юлия Геннадьевна

Работа представляет собой методический доклад, предназначенный для преподавателей музыкальных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_tehniki.docx16.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пряникова Юлия Геннадьевна

Преподаватель фортепиано МКУ ДО ДМШ №2

г.Тайшет, Иркутская область

Развитие мелкой техники у учащихся младших классов на уроках фортепиано

Играть быстро – не значит играть качественно и содержательно. Работа над техникой должна подразумевать под собой в первую очередь работу над содержанием, ведь игра не должна быть механической. Хорошая техника – это сочетание ряда способностей:

1. Потребность и стремление пианиста к разбору и решению недостатков в своей работе.

2. Физические и физиологические качества рук.

3. Умение пианиста мысленно представлять нотный текст, что является слухо-двигательной связью музыканта.

Работа над техникой – это умственный процесс. Перед началом игры следует предварительно подготовить характер звука, а уже в процессе исполнения следить за ровностью звучания, за динамическими тонкостями, ведь даже гаммы можно играть не механически, а интересно. Стоит обратить внимание и на тот факт, что иногда быстрая игра может приводить к усталости рук. Причины этого: неэкономная игра, преодоление трудностей зажатыми руками, неумение справляться с фактурными сложностями.  

Одной из важных задач в классе фортепиано является воспитание «слышащих» пальцев. Для того чтобы улучшить слуховой контроль ученика, необходимо ознакомить его с самых первых шагов в музыке с тремя стадиями звукоизвлечения:

1. Взятие звука.

2. Его звучание.

3. Затухание.

При этом каждый следующий звук будет браться с той силой звучания, которая получилась после затухания предыдущего. Важно во время занятий в пределах класса научить своего ученика больше слушать, думать, а не играть механически.

В процессе игры на фортепиано ученик должен ощущать связь кончиков пальцев с клавиатурой, научиться сочетать активный пальцевой удар с опорой свободной руки на клавиатуру. Для этого можно использовать различные приемы фортепианной игры:

1. Кантилена – это умение «петь» на инструменте. В ее основе стоит опора на клавиатуру, используя вес руки с учетом кантилены forte и кантилены piano.

2. Пальцевое legato – это ощущение контроля над своим пианистическим аппаратом и пальцами. Умение чувствовать, что звук идет в клавишу непосредственно из пальца. Во время исполнения legato в медленном темпе необходимо достигнуть ровности звучания и следить за плавностью переступания каждого пальца, передавая при этом вес руки в кончик пальца. Исполняя legato в быстром темпе следует включить кистевое движение, отслеживая, чтобы неиграющие пальцы не напрягались, а шли за играющими.

Изучение с учеником приема legato можно начать со словесного объяснения, чтобы маленькому пианисту стала понятна такая плавность в игре. Для этого можно привести пример переливания воды из стакана в стакан, что аналогично приему legato, когда один звук перетекает в другой.

Для изучения на практике с учеником приема legato можно использовать последовательность из двух и трех звуков, после чего постепенно дойти до пяти пальцевой позиции: ми – фа# – соль# – ля# – си. Данную позицию рекомендовал в свое время Ф. Шопен и российский педагог и пианист Л. Оборин, считая, что данная позиция наиболее практична для выработки естественной постановки руки, когда первый и пятый пальцы лежат на белых клавишах, а второй, третий и четвертый пальцы – на черных, образуя естественный купол, когда пальцы слегка закруглены. После ознакомления и проработки данной позиции можно приступать к изучению менее удобных.

3. Игра non legato и staccato. Основным принципом исполнения данного приема – «рука вниз, палец к себе». Изначально внимание ученика стоит обратить на то, чтобы все звучание было ровным, каждый звук нужно брать одинаковым приемом.

Прием non legato является первым двигательным навыком. Изучать его следует с третьего пальца, затем добавлять к нему четвертый и второй, а позже пятый и первый. Для лучшего понимания данного приема преподаватель может создать для ребенка красочный образ, в котором рука является парашютом, а пальцы – парашютистами. Благодаря этому ученику будет легче понять и ощутить в игре, как вся рука идет движением от плеча, а кончики пальцев ощущают вес всей руки. Стоит отметить и тот факт, что при переносе руки с клавиши на клавишу пальцы должны быть направлены вниз, а в процессе игры кисть «дышит» и плечи не поднимаются.

4. Аккорды на forte и аккорды на piano. В игре аккордом стоит отменить такой факт – если сила звучания в аккорде зависит от скорости падения руки на клавиатуру и массы, то красота звучания определяется в основном «хватательной» активностью пальцев в момент взятия аккорда.

В процессе работы преподавателю необходимо объяснить ученику, что в аккордах важную роль играют первый и пятый пальцы. Поэтому полезно сначала поиграть квинты и сексты, после чего заполнить их средним звуком. При взятии трехзвучного аккорда нужно добиваться одновременности звучания и ровности всех звуков. Сам аккорд следует играть «в инструмент», включая в игру вес всей руки, работать над хватательной активностью пальцев в момент взятия аккорда, а в конце его звучания снять с помощью локтя, освобождая руку. Для того, чтобы избежать зажатости рук, необходимо в медленном темпе освобождать кисть после снятия аккорда.

Для проработки аккордом можно использовать упражнение с повтором каждого звука: взяв аккорд, сперва повторить с учеником несколько раз нижний звук, потом средний и затем верхний. Это упражнение поможет развить самостоятельность и независимость пальцев.

5. Проработка арпеджио.

В процессе освоения учеником трехзвучного арпеджио, следует сначала снимать руку после каждого элемента во избежание зажима руки. В игре кисть должна проделывать волнообразные движения, начиная приподниматься на втором звуке и снова опускаться к первому пальцу. При движении к пятому пальцу в медленном темпе кисть и вся рука должна к нему слегка поворачиваться.

При изучении четырехзвучного арпеджио следует четко выучить правильную аппликатуру.

        Ломаные арпеджио играются на волнообразном движении предплечья, пальцы при этом самостоятельных движений почти не делают, составляя единое целое с ладонью, все четыре звука объединяются линейным звучанием (на одном дыхании).

        Овладеть техникой без специальной и многочасовой работы невозможно, ведь эта работа начинается с самого первого знакомства с инструментом, с клавиатурой и продолжается всю жизнь.

Библиографический список:

1. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. Секреты фортепианного мастерства. 3-е изд. – М., 2002.

2. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., Москва, 1988.

3. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. – М., Москва, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет. Выступление на тему: « Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки».

Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

Методическая разработка на тему "Развитие технических навыков у обучающихся младших классов"

Методическая разработка направлена на обучение детей младшего возраста элементарным техническим навыкам игры на инструменте. Также имеется нотное приложение....

Методический доклад на тему «Обучение навыкам педализации учащихся младших классов на уроке фортепиано»

В данной работе рассматриваются виды педализации,методы овладения навыком педализирования на начальном этапе обучения, приведены примеры упражнений....

Методический доклад на тему "Развитие самостоятельного мышления на уроках специальности с учащимися младших и средних классов ДМШ и ДШИ"

Методический доклад на тему "Развитие самостоятельного мышления на уроках специальности с учащимися младших и средних классов ДМШ и ДШИ"...

Методический доклад на тему: "Развитие техники в младших классах на уроках специального фортепиано"

В данном методическом сообщении  рассматриваются принципы работы над фортепианной техникой в младших классах ДМШ на уроках специального фортепиано....