Использование метода проектов в логопедической работе как способа развития коммуникативной функции речи детей-логопатов
статья на тему

Реализация проекта в условиях  специальной (коррекционной) школы  VIII вида сопряжена с определёнными трудностями, что обусловлено интеллектуальными и психофизическими особенностями обучающихся. Одной из важнейших задач в работе над проектом является формирование у школьников ОВЗ умения находить и извлекать из большого количества информации лишь самую необходимую её часть и   усваивать в виде новых знаний.  Осуществление проектной деятельности  с детьми-логопатами имеет ряд особенностей, среди которых  - дозировка объёма заданий, пошаговое сопровождение деятельности обучающихся логопедом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet_2015.docx47.56 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на педагогическом совете

Доклад на тему:

«Использование метода  проектов      в  логопедической работе как способа развития коммуникативной функции речи детей-логопатов»

                                 Докладчик  

                                      учитель-логопед Бабушкина Т.Г.

ГБОУ «Школа№854»

                                                     

Март  2015года

         Основным направлением логопедической работы является развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений. Хорошо известно, что у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение смыслового программирования  речевой деятельности. Вследствие чего снижается  контроль над собственной  речью.  Усвоенные  на логопедических занятиях речевые навыки исчезают у данной категории детей в других ситуациях, на другом речевом материале. Именно  мотивация, системность  и комплексность определяют   результативность коррекционной работы.  Понимание этой проблемы  побудило к созданию творческого проекта «Что за праздник Новый год?», который был реализован  в рамках  подготовки и проведения новогоднего праздника.    Основная идея проекта заключалась в том,  что вовлечение детей-логопатов во внеурочные виды продуктивной     деятельности, соответствующие  их  интеллектуальным и речевым возможностям  позволит повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.

Метод проектов это, прежде всего, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,  которая  завершается  созданием реального продукта проекта.  Можно сказать, что  проект – это «пять П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация.  Метод проектов предусматривает наличие проблемы, требующей поиска исследования. Цель проекта - получение конкретных результатов. Проекты сложны уже по самой своей сути. Они включают в себя выполнение многочисленных взаимосвязанных действий. В специальной литературе встречается  мало данных о применении метода проектов  в логопедии как средства коррекции речи. Поэтому   изучение возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях специальной  (коррекционной) школы VIII вида, эффективность в коррекции речевых нарушений, приобретает особую актуальность.

Проект «Что за праздник Новый год?» ориентирован на обучающихся 4 класса специальной  (коррекционной) школы VIII вида. По продолжительности  данный проект являлся краткосрочным, поскольку  осуществлялся в течение одной четверти. Работа над проектом проходила как  в урочное, так и в свободное от учебных занятий время.

Основная проектная работа проводилась с шестью учениками логопедической группы 4 класса, имеющими системное недоразвитие речи  легкой степени при умственной отсталости. Включение их в проект  давало дополнительную   возможность повышения речевой активности детей в процессе творческой деятельности. Выбор данной группы обучающихся был определён ещё и тем, что коррекционная работа с ними находилась уже на этапе закрепления фонетической стороны речи. 

Кроме обучающихся, в данном проекте  участвовали учителя-логопеды, учителя начальных классов, учитель музыки и библиотекарь.

Задачи

При подготовке к проекту были определены основные задачи, которые затрагивали как коррекционные, так и воспитательные моменты. Так же  была поставлена образовательная задача –  формирование  умения грамматически правильно оформлять устное и письменное высказывание, что обусловлено наличием у всех участников проектной группы сложной формы дисграфии. 

Ведущая роль в  проектной деятельности была отведена учителю-логопеду, что обусловлено, прежде всего,  возрастными, интеллектуальными и  психофизическими особенностями обучающихся данной группы.

Основополагающий вопрос проекта - Что за праздник Новый год? 

А для проведения поисково-исследовательской работы учениками 4 класса  был выделен проблемный вопрос:    Где живёт Дед Мороз?  

Рассчитан проект на  два  месяца. Но его реализации предшествовала  большая подготовительная работа, в результате которой логопедом были созданы презентации, сценарий новогоднего праздника. Для успешного проведения проекта был составлен общий план, координирующий  деятельность всех его участников, подготовлены индивидуальные оценочные листы, разработаны критерии оценки деятельности  учеников.

Особенности работы над проектом в условиях  специальной (коррекционной) школы VIII вида

Говоря об особенностях работы над проектом в специальной (коррекционной) школе VIII вида, необходимо отметить, что дети с интеллектуальной недостаточностью большой объём информации, как правило, не умеют превращать в знания.  Поэтому одной из важнейших задач в работе с младшими школьниками является формирование у них  умения находить и извлекать из большого количества информации лишь самую необходимую её часть и   усваивать в виде новых знаний. То есть речь идёт о формировании у обучающихся информационной компетенции.

Поэтому в процессе работы над проектом необходимо научить младших школьников:

  • находить нужную  информацию;
  • извлекать основную информацию;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • усваивать информацию в виде новых знаний.

  1. Этапы деятельности школьников  в создании презентации

Остановимся  на  рассмотрении этапов деятельности школьников  в создании презентации. Хорошо известно, что наиболее полно и отчётливо дети воспринимают то, что им интересно и понятно. Поэтому задача учителя-логопеда состояла в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возможностям участников проекта.  А также сформулировать  цели предстоящей работы таким образом, чтобы они  были  доступны, интересны и значимы для  обучающихся. Таким образом, необходимо было, прежде всего, вызвать интерес у детей  к предстоящей деятельности.

      С этой целью им были представлены  четыре презентации, подготовленные логопедом: «Что за праздник Новый год?», «Кто такой Дед Мороз?», «Кто такая Снегурочка?» и «Вводная презентация».

Для проведения поисково-исследовательской работы перед учениками был поставлен проблемный вопрос:  «Где живёт Дед Мороз?» и сообщалось, что конечным результатом их исследовательской работы над этой проблемой станет создание презентации. Кроме того, детям было предложено написать письмо Деду Морозу, если они узнают в процессе исследования  точный его адрес.  

       Первое задание для самостоятельного поиска заключалось в том, чтобы узнать у родителей или окружающих ответ на вопрос  «Где живёт Дед Мороз?».  Из шести обучающихся только один ребёнок смог найти правильный ответ. А ещё один из учеников, не соизмеряя свои возможности,   сразу попытался создать презентацию.  Рядом с картинкой Деда Мороза на слайде был расположен следующий текст:

«У Деда Мороза есть много друзей. Он им помогает и они помогают ему составлять компанию, а если у Деда Мороза не было друзей, то он не успевал бы каждому ребёнку принести подарки и ему не с кем не будет играть. У него есть внучка Снегурочка, которая помогает веселить ребятишек. А если кто-то грустит из ребятишек, то она скажет весёлый стишок. Дед Мороз и Снегурочка приносят детишкам веселье, радость и подарки. Он очень любит прятать под ёлку. А вы знали, где  живёт Дед Мороз на севере?».

 Ученик был очень горд выполненной работой и, конечно же, получил похвалу за старание.

       Реализация проекта в условиях  специальной (коррекционной) школы  VIII вида, безусловно, имеет ряд особенностей, среди которых  - дозировка объёма заданий, пошаговое сопровождение обучающихся педагогом.

Работу детей необходимо было постоянно направлять и  координировать. Для формирования у обучающихся информационной компетенции были намечены этапы деятельности участников проекта в соответствии с поставленной проблемой.  

Они включают в себя:

  • самостоятельное знакомство школьников с художественными  произведениями  по теме проекта и совместное обсуждение  важности информации, полученной из книг.

Вопрос о том, где же живёт Дед Мороз, возник очень давно. Эта тема встречается в русских народных сказках. И, поэтому детям было предложено найти необходимую информацию в книгах. Работа началась с самостоятельного посещения школьной библиотеки. В выполнении этого задания большую помощь обучающимся  оказала библиотекарь, которая сделала  подборку сказок, где содержалась какая-либо информация о жилище  Деда    Мороза.

  • Определение  уровня компьютерной грамотности и  знакомство с возможностями Интернета в создании презентации.

Первые шаги по созданию презентации показали, что навыки работы на компьютере у обучающихся  практически отсутствуют. Их возможности ограничивались рамками компьютерных игр.  Поэтому определённое  время было уделено освоению простейших манипуляций с объектами, знакомству с возможностями Интернета. Коллективная работа участников проекта началась со  знакомства со сказкой Одоевского В.Ф. «Мороз Иванович», которую дети нашли в сети Интернет. После совместного прочтения и обсуждения данной книги учениками был сделан вывод, что полученная информация их  не устраивает, так как она не указывает на реальное место проживания Деда Мороза.  

  • Поиск в Интернете информации по изучаемой проблеме с помощью учителя-логопеда.

Было решено проверить достоверность информации, полученной  учениками от окружающих, что Дед Мороз живёт в Великом Устюге.  На официальном сайте «Дом  Деда Мороза, г. Великий Устюг» была найдена информация о владениях Деда Мороза.  Она изучалась постепенно и дозированно.

  • Знакомство с  презентацией как методом наглядного,  коротко изложенного изучаемого материала с  помощью элементов  цифровых образовательных ресурсов.

Презентация - важный и чрезвычайно полезный элемент цифровых образовательных ресурсов, поскольку она не только позволяет продемонстрировать изучаемый материал, но и помогает формировать определенную логику мышления, так как все презентации строятся по одной и той же логической схеме. А наличие  в презентациях иллюстративного материала способствует тому, что понимание достигается не только посредством слова, но и зрительного образа. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации, усиливает обучающий эффект, помогает упорядочить знания.

  • Совместное составление плана рассказа к презентации и систематизация собранной информации в соответствии с этим планом.

Опираясь на иллюстративного материал, демонстрирующий  владения Деда Мороза и удачно изложенную на сайте информацию, ученикам удалось без особых затруднений составить план рассказа к презентации.

Объём же изученной информации оказался достаточно большой для презентации, и возникла необходимость выделить наиболее важные и интересные моменты. Логопедом была предварительно проведена сортировка  материала  по разным критериям: понятности, трудности, значимости, интереса для читающего. Затем этот текст  был разделён на отдельные смысловые части.

  • Распределение смысловых частей текста между участниками проекта для создания презентации.

Приходилось учитывать, что в работе  над проектом принимают участие  дети разного уровня подготовленности и  речевых возможностей.

Перед логопедом стояла задача – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности. Поэтому темы  распределялись не свободным выбором, как это было бы возможно в массовой школе, а  с учётом психофизических особенностей обучающихся и тяжести речевого  дефекта. То есть определяющим критерием при распределении заданий был объём и сложность речевого материала.  Кроме того, ученики примерно одного уровня учебных и речевых возможностей  были объединены  в подгруппы, что позволило им работать в более комфортной в психологическом плане  обстановке.  

  • Самостоятельное выделение из смысловых частей наиболее актуального  для презентации материала.

На этом этапе работы у обучающихся возникли большие затруднения. Школьникам  необходимо было сортировать учебный материал по значимости заключенной в нём информации. Попытка учеников самостоятельно выделить из небольших  текстов несколько предложений, наиболее важных для презентации, не увенчалась успехом. Зачастую это были просто выхваченные из текста словосочетания, которые не несли никакой смысловой нагрузки. Это объясняется тем, что помимо нарушений аналитической деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью, большую роль играет ещё и то, что у школьников, привыкших работать с учебником, формируется  убеждение в безусловной важности всего  материала  учебника. Поэтому дети не  стремятся как-то оценить его значимость.  В связи с этим  возникла необходимость выполнять эту работу с каждым учеником индивидуально. Совместно с логопедом анализировалась самостоятельно выполненная работа ученика, определялась актуальность выделенного материала. Затем на сравнительных примерах обучающиеся могли видеть, что в тексте есть предложения, которые несут на себе большую смысловую нагрузку.  Ученику предлагалось ещё раз  выделить главную мысль текста,   а потом оценить, как она прослеживается в разных предложениях, после чего  выбрать из них самые основные.

  • Самостоятельный выбор наиболее подходящей иллюстрации к  тексту  слайда и дизайнерское оформление презентации с помощью учителя-логопеда.

После того, как текст презентации был составлен,  началась работа по подбору иллюстраций к слайдам презентации. Эта работа проводилась в основном индивидуально с каждым учеником. В начале этой работы отмечалась пассивность учеников, неуверенность в своих силах. Они не проявляли инициативу и безоговорочно принимали все предложения логопеда по подбору иллюстраций.  Весь  процесс работы над проектом строился в основном в виде диалога  логопеда и обучающихся, так как приходилось постоянно побуждать учеников к самостоятельным выводам, к критике возможно ошибочных предложений.

Перед логопедом стояла задача создания условий тесного взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе проектной деятельности.   Такое  сотрудничество способствует тому, что ученик перестаёт быть объектом педагогического воздействия и  становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.  Созданию таких условий способствовало то, что  работа над проектом проводилась в основном во внеурочное время, а это позволяло детям быть более раскованными и не воспринимать совместную деятельность как учебный процесс.

Было очень заметно, как в процессе работы менялись сами дети и  их отношение к созданию презентации.  Они стали проявлять настойчивость в выборе наиболее  подходящих на их взгляд картинок, вида анимации,  старались отстаивать свою точку зрения, при этом максимально используя свои речевые возможности. Таким образом,  в ходе  реализации проектной деятельности  решались не только задачи  коррекции речевых  нарушений, но и осуществлялось формирование у детей коммуникативных навыков. 

  1. Результатом этой работы стало создание презентации

«Где живёт Дед Мороз?»

Презентация  «Где живёт Дед Мороз?», строилась по следующей схеме:

1. Первый слайд  – заголовок презентации.

2. Второй – четвёртый  слайды включают в себя изложение основной цели презентации, гипотезы проектной деятельности, последовательность работы по изучаемой проблеме, содержание презентации.

3. Двадцать два слайда содержат иллюстрации и наиболее яркие фрагменты текстового материала по изучаемой теме, условно разделённого на четыре смысловые части:

  • Великий Устюг – резиденция Деда Мороза;
  • сказочный лес и зоосад в вотчине Деда Мороза;
  • назначение каждой из комнат в тереме Деда Мороза;
  • почта Деда Мороза.

4. Последний слайд содержит выводы, которые школьники сделали, изучив поставленную проблему.    

  1. Представление презентации

Итогом работы над проектом стало представление обучающимися 4 класса готового продукта своей деятельности – презентации «Где живёт Дед Мороз?».  Подготовка к этому выступлению потребовала больших усилий не только самих детей, но и логопеда. Понимание значения слова детьми с ОВЗ имеет определенные особенности, обусловленные практическим опытом ребенка, его интеллектуальными и речевыми особенностями. В процессе работы над презентацией детям пришлось столкнуться с большим количеством новых малопонятных слов. Для закрепления их в лексиконе  учащихся совместными усилиями логопеда и обучающихся был создан словарь  в картинках  «Знакомлюсь с новыми словами». Некоторым детям сложно было правильно воспроизвести слова сложной слоговой структуры, правильно поставить ударение, соблюсти согласование слов в предложении. Кроме того, публичное выступление требовало от них чёткой, выразительной дикции, правильного звукопроизношения.  Однако  конечный результат оправдал эти усилия.  Представление презентации вызывало у школьников гордость за выполненную работу, желание поделиться  полученной информацией с присутствующими, формировало чувство товарищества, так как  презентацию дети  представляли коллективно.

4. Работа над словарём в процессе создания презентации

Как уже отмечалось, участие школьников специальной  (коррекционной) школы VIII вида в речевой ситуации требует особой подготовки. Это обусловлено недостаточностью жизненного опыта, бедностью и несовершенством речевых умений. Словарный запас детей со сниженным интеллектом  крайне  беден, характеризуется неточностью понимания и употребления многих слов, они часто допускаются замены слов по звуковому и смысловому  сходству.    В самостоятельной  речи детей  прилагательные, как правило,  не используются.  В связи с этим очень важна работа по активизации, уточнению и обогащению словаря обучающихся. Работа над значением и употреблением в речи новых или недостаточно усвоенных слов, встретившихся в процессе подготовки презентации, проводилась  с учётом уровня речевого развития младших школьников, а также морфологических и лексико-грамматических особенностей данных слов. Так, при объяснении слов, имеющих конкретное значение, использовались наглядные средства (иллюстрации). Гораздо труднее объяснить ребёнку со сниженным интеллектом смысл слов, имеющих отвлеченное (абстрактное значение). В таких случаях приходится прибегать к помощи синонимов. Но этот приём не всегда оказывается эффективным в работе с детьми с речевой патологией, т.к. и синоним может оказаться для них непонятным. Поэтому при объяснении значения таких слов использовалось сочетание различных приёмов.

В ходе работы над проектом  новые или уточненные слова включались в различные виды заданий, что способствовало введению их в самостоятельную речь обучающихся. Так как известно, что слово войдет в активный словарь школьника, если оно будет употреблено не менее 8-10 раз в различных словосочетаниях. Умение же сочетать слова между собой очень часто оказывается несформированным даже при правильном понимании значения слова, что затрудняет  его активизацию. Поэтому  на логопедических занятиях постоянно проводилась работа над формированием механизма словоупотребления, т.е. правильного включения слова в предложение в соответствии с конкретным речевым замыслом. Результатом работы над расширением словарного запаса обучающихся стало коллективное создание словаря  в картинках «Знакомлюсь с новыми словами».     (см. Приложение 2)

  1. Письмо Деду Морозу в Великий Устюг

Узнав, где живёт самый главный волшебник страны – Дед Мороз, ребята решили написать ему письмо.  И сразу возник вопрос: «Как правильно  написать письмо Деду Морозу?». Постановка вопросы была продиктована социальной значимостью и практической необходимостью обучения эпистолярному жанру детей-логопатов, так как предложенный детьми вариант письма начинался со слов «Дед Мороз, пришли нам подарки».    На материале одного письма, конечно же,  невозможно  сформировать  смысловую структуру эпистолярного текста, коммуникативные навыки и умения составления частных писем. При составлении письма Деду Морозу основное внимание было уделено этикетным формам обращения, структуре предложения, порядку слов, логическому ударению. С помощью наводящих вопросов логопеда выстраивалась смысловая и композиционная структура данного текста:

«Здравствуй, Дедушка Мороз!  Пишут тебе ученики 4 класса. Скоро наступит Новый год.  К каждому новогоднему празднику мы всегда разучиваем  стихи, которые рассказываем на ёлке. Мы ждём тебя в гости. Всем ребятам очень интересно  узнать, где ты живёшь летом.  Из интернета мы узнали, что твои владения находятся в Великом Устюге.  Мы захотели сделать презентацию  «Где живёт Дед Мороз?», чтобы поделиться этой информацией с другими ребятами нашей школы.    Теперь мы знаем твой почтовый адрес и решили написать тебе, Дедушка Мороз, письмо.   Очень хотим получить от тебя ответ. Ученики 4 класса Саша, Денис, Алёша, Денис, Рамиль, Саша».

Дети с нетерпением ждали письма из Великого Устюга. И вот, наконец, был получен долгожданный ответ от Деда Мороза.

  1. Результаты проекта «Что за праздник Новый год?»

После завершения проекта «Что за праздник Новый год?» у обучающихся систематизировались старые и появились  новые знания о  возникновении традиции праздновать Новый  год, украшать в доме ель, дарить близким подарки. У детей сформировались представления о   главных героях новогоднего праздника Деде Морозе и Снегурочке,  расширился кругозор.

Разработка проекта всегда направлена на создание некоего продукта – это  внешний результат, который  можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Но ещё есть и  внутренний результат, а именно: опыт деятельности, чувство коллективизма, положительные эмоции, вызванные творческим процессом, гордость за результаты своего труда. Всё это  станет важным достоянием детей, которое они приобрели в процессе создания проекта.  Метод проекта позволил каждому ученику почувствовать свою успешность, так как у них появилась возможность участвовать в конкретной  деятельности, выходящей за рамки школьной программы. А это очень важно для ребёнка с речевыми нарушениями.    Для детей с системным недоразвитием речи на фоне умственной отсталости  умение общаться становится трудно формируемым  навыком. Используя индивидуальные речевые возможности, дети выражали свои мысли и чувства, общались  с товарищами. А у логопеда в свою очередь появилась  возможность в творческой форме решать коррекционные задачи – автоматизировать поставленные звуки, преодолевать трудности слоговой структуры слова, работать над грамматическим строем речи, расширять словарный запас школьников, формировать связную речь. Очень большое преимущество проекта заключалось ещё и в том, что он способствовал построению новых, более доверительных отношений с детьми, так как исследовательский подход даёт возможность передать ученикам инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Источники

  1. http://womanadvice.ru/samovyrazhenie 
  2. .https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EF%F0%EE%E5%EA%F2%EE%E2
  3. http://letopisi.org/index.php/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2
  4. http://bodnia.ru/index.php/tvorcheskie-raboty/130-proekt-eto-pyat-p.html
  5. http://www.1598.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=84&Itemid=126
  6. http://www.scipsy.ru/trud/71.html 
  7. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-obuchenie-epistolyarnomu-zhanru-detey-s-ogranichennymi-fizicheskimi-vozmozhnostyami 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа как способ развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках французского языка.» Тема урока: «Мой друг»

Урок-обобщение по теме: «Мой друг».Представляю урок французского языка для начальной школы "В рамках новых ФГОС".Второй год обучения французскому языку....

Развитие коммуникативных функций общения детей с тяжелыми нарушениями речи

Данный материал адресован педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. В материале есть сравнение нормативов развития коммуникативных навыков дошкольников,...

Доклад на тему: "Развитие коммуникативной функции речи у детей с ОВЗ".

Статья посвещена  развитию устной речи у учащихся коррекционных школ VIII вида с ОВЗ.Рассказывается о видах работы по развитию речи, мышления е только  на уроках , но и во внеурочной деятель...

Проект «Развитие коммуникативной функции речи у воспитанников через систему игр и упражнений»

В презентации представлены основные направления коррекционной раброты и подборка игр и упражнений по каждому направлению....

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен

            Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...