программы
методическая разработка по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №6»
143985, Московская область, г. Балашиха, мкр. Саввино ул. Саввинская д.1а E-mail: savschool6@mail.ru | тел/факс: 8 (495) 527 70 22 |
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №6
____________ Л.А. Кузнецова
Рабочая программа
по географии
для обучающихся 8 А, Б, В, Г, Д классов
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Глазкова Лилия Юрьевна, учитель географии
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов в соответствии с требованиями:
1 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями)
4.Учебный план школы на 2019-2020 учебный год.
Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, Л.Е.Савельева М.Дрофа,2014 г.
Выбор программы мотивирован тем, что она - рекомендована министерством образования для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по географии, социальному заказу родителей;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
учитывает принципы системности, научности, доступности и преемственности при обучении школьников
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны, народы и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Главная цель — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов.
Основные задачи :
- сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов в 8кл. (2 часа в неделю).
Результаты освоения курса географии в 8 класс
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения курса в 8 классе
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам по географии, за курс 8 класса должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диало] с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуальной: и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и в акваториях; умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание учебного курса
№ | Тема | Количество часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | урок | работа с учебником, картой, таблицами, |
2 | Часть I Россия на карте мира.
| 12часов | Урок, практическое занятие | работа с учебником, географической картой, контурными картами таблицами, доклады, практическая работа, индивидуальные сообщения, тестирование, составление конспекта, работа по плану |
3 | Часть II. Природа России -Тема Геологическое строение, рельеф -Тема Климат и климатические ресурсы -Тема Внутренние воды и водные ресурсы -Тема Почвы и почвенные ресурсы -Тема Растительный и животный мир -Тема Природное районирование
| 33 часа 6 часов 7 часов 6 часов 3 часа 2 часа 8 часов | Урок, практическое занятие | работа с учебником, географической картой, контурными картами таблицами, доклады, практическая работа, индивидуальные сообщения, тестирование, составление конспекта, работа по плану |
4 | Часть III Население России | 9 часов | Урок, практическое занятие | работа с учебником, географической картой, контурными картами таблицами, доклады, практическая работа, индивидуальные сообщения, тестирование, составление конспекта, работа по плану |
5 | Часть IV Хозяйство России | 11 часов | Урок, практическое занятие | работа с учебником, географической картой, контурными картами таблицами, доклады, практическая работа, индивидуальные сообщения, тестирование, составление конспекта, работа по плану |
6 | Резерв | 5 часов | Урок | работа с географической картой, таблицами, доклады, индивидуальные сообщения, тестирование, работа по плану |
Итого | 70 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Планируемая дата проведения | Дата корректировки | |
Введение (1 час) | ||||
1 | Введение | 02.09-06.09 | ||
Часть I. Россия на карте мира.(10часов) | ||||
2 | Границы России. | 02.09-06.09 | ||
3 | Россия на карте часовых поясов «Определение поясного времени» Практическая работа | 09.09-13.09 | ||
4 | Географическое положение России | 09.09-13.09 | ||
5 | Географическое положение России | 16.09-20.09 | ||
6 | Физико-географическое, экономическо-географическое и транспортно-географическое положение России. Практическая работа. «Характеристика географического положения России, США, Канады» | 16.09-20.09 | ||
7 | Геополитическое, геоэкономическое, этнокультурное и эколого-геогр.положение России | 23.09-27.09 | ||
8 | Как формировалась государственная территория России | 23.09-27.09 | ||
9 | Этапы и методы географического изучения территории | 30.09-04.10 | ||
10 | Особенности административно–территориального устройства страны | 30.09-04.10 | ||
11 | Обобщение темы Границы России | 07.10-11.10 | ||
Часть II. Природа России (33 часа) | ||||
Тема Геологическое строение, рельеф ( 6часов) | ||||
12 | Геологическая история и геологическое строение | 07.10-11.10 | ||
13 | Рельеф России «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа от строения земной коры» Практическая работа | 14.10-18.10 | ||
14 | Как и почему изменяется рельеф России | 14.10-18.10 | ||
15 | Стихийные природные явления в литосфере | 21.10-25.10 | ||
16 | Человек и литосфера | 21.10-25.10 | ||
17 | Обобщение темы «Рельеф» | 05.11-08.11 | ||
Тема Климат и климатические ресурсы (7часов) | ||||
18 | Факторы, определяющие климат России | 05.11-08.11 | ||
19 | Факторы, определяющие климат России | 11.11-15.11 | ||
20 | Закономерности распределения тепла и влаги « Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, осадков» Практическая работа | 11.11-15.11 | ||
21 | Сезонность климата | 18.11-22.11 | ||
22 | Типы климатов России | 18.11-22.11 | ||
23 | Климат и человек «Оценка климатических показателей одного из регионов страны для жизни и хозяйственной деятельности человека» Практическая работа | 25.11-29.11 | ||
24 | Обобщение темы Климат | 25.11-29.11 | ||
Тема Внутренние воды и водные ресурсы (6часов) | ||||
25 | Разнообразие внутренних вод | 02.12-06.12 | ||
26 | Реки.«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт» Практическая работа | 02.12-06.12 | ||
27 | Озера | 09.12-13.12 | ||
28 | Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | 09.12-13.12 | ||
29 | Водные ресурсы и человек | 16.12-20.12 | ||
30 | Обобщение «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования» Практическая работа | 16.12-20.12 | ||
Тема Почвы и почвенные ресурсы (3 часа) | ||||
31 | Образование почв и их разнообразие | 23.12-27.12 | ||
32 | Закономерности распространения почв | 23.12-27.12 | ||
33 | Почвенные ресурсы России | 09.01-11.01 | ||
Тема Растительный и животный мир (2часа) | ||||
34 | Растительный и животный мир России | 09.01-17.01 | ||
35 | Биологические ресурсы. Охрана | 20.01-24.01 | ||
Тема Природное районирование (8 часов) | ||||
36 | Разнообразие природных комплексов | 20.01-24.01 | ||
37 | Природно - хозяйственные зоны | 27.01-31.01 | ||
38 | Арктические пустыни, тундра, лесотундра | 27.01-31.01 | ||
39 | Леса | 03.02-07.02 | ||
40 | Лесостепи, степи, полупустыни | 03.02-07.02 | ||
41 | Высотная поясность | 10.02-14.02 | ||
42 | Особо охраняемые территории России | 10.02-14.02 | ||
43 | Обобщение темы Природное районирование | 17.02-21.02 | ||
Часть III. Население России (9 часов) | ||||
44 | Численность населения России | 17.02-21.02 | ||
45 | Численность населения России | 24.02-28.02 |
| |
46 | Мужчины и женщины | 24.02-28.02 | ||
47 | Народы, языки и религии | 02.03-06.03 | ||
48 | Городское и сельское население | 02.03-06.03 | ||
49 | Размещение населения России | 10.03-13.03 | ||
50 | Миграции населения России « Характеристика особенностей миграционного движения населения России» Практическая работа | 10.03-13.03 | ||
51 | Люди и труд | 16.03-20.03 | ||
52 | Обобщение по теме | 16.03-20.03 | ||
Раздел IV. Хозяйство России (10часов) | ||||
53 | Что такое хозяйство страны | 30.03-03.04 | ||
54 | Как география изучает хозяйство | 30.03-.03.04 | ||
55 | Состав первичного сектора экономики | 06.04-10.04 | ||
56 | Природно-ресурсный потенциал «Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов» Практическая работа | 06.04-10.04 | ||
57 | Сельское хозяйство | 13.04-17.04 | ||
58 | Земледелие | 13.04-17.04 | ||
59 | Животноводство.«Определение главных районов животноводства» Практическая работа | 20.04-24.04 | ||
60 | Лесное хозяйство. | 20.04.-24.04 | ||
61 | Охота. Рыбное хозяйство | 27.04-30.04 | ||
62 | Урок повторения по теме «Хозяйство России» | 27.04-30.04 | ||
63 | Обобщающее повторение по теме Россия на карте мира | 04.05-08.05 | ||
64 | Обобщающее повторение по теме Природа России | 04.05-08.05 | ||
65 | Обобщающее повторение по теме Население России | 11.05-15.05 | ||
66 | Обобщающее повторение по теме Первичный сектор экономики | 11.05-15.05 | ||
67 | Обобщение изученного. | 18.05-22.05 | ||
68 | Обобщение изученного. | 18.05-22.05 | ||
69 | Зачет. | 25.05-29.05 | ||
70 | Итоговый урок. | 25.05-29.05 | ||
Итого: 70ч. |
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п | Содержание | Класс | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Программа | 8 | Примерная программа основного общего образования по географии "География России". Авторская программа по географии под редакцией И.В.Душиной | М.: Дрофа | 2010 г. |
2 | Учебник (основной) | 8 | В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А.Лобжанидзе – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. | М.: Дрофа | 2017 г. |
3 | Методическое пособие | 8
| Е.А.Жижина Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. | М.:Вако | 2017 |
4 | Методическое пособие | 8 | В.И.Сиротин. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. | М. Дрофа | 2016 |
5 | Методическое пособие | 8 | Н.А.Никитина Универсальные поурочные разработки по географии | М.: ВАКО | 2017. |
6 | Географический атлас | 8 | География России. 8 класс | М.: Дрофа | 2018 |
Согласовано
на заседании ШМО учителей
естественнонаучного цикла
руководитель ШМО
___________ Павлова З.В.
Протокол №___________
«____» ____________2019 г.
Согласовано
заместитель директора по УВР
____________Злобина Е.Г.
«____» ___________ 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...