программы
методическая разработка по географии (8 класс)

Глазкова Лилия Юрьевна

Рабочая программа по географии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_geogr.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №6»

143985,  Московская область,

 г. Балашиха, мкр. Саввино

 ул. Саввинская д.1а

E-mail: savschool6@mail.ru 

тел/факс: 8 (495) 527 70 22

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №6

____________ Л.А. Кузнецова

Рабочая программа

по географии

для обучающихся 8 А, Б, В, Г, Д классов

на 2019-2020 учебный год

Составитель: Глазкова Лилия Юрьевна,                 учитель географии

       2019 г.

   Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов в соответствии с    требованиями:

1 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального  общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями)

4.Учебный план школы на 2019-2020 учебный год.

Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, Л.Е.Савельева  М.Дрофа,2014 г.

         Выбор  программы  мотивирован тем, что она   -  рекомендована министерством образования для общеобразовательных  классов;

    - соответствует стандарту основного общего образования по географии, социальному заказу  родителей;

  - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

  - обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

  учитывает принципы системности, научности, доступности и преемственности при обучении   школьников                        

        Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны, народы и страны» и завершает цикл географического   образования в  основной школе.

        Главная цель — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов.        

         Основные задачи :

  • сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

        

        Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

        Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

        Место предмета в базисном учебном плане

 На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  68 часов в 8кл. (2 часа в неделю).

Результаты освоения курса географии в 8 класс

           Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения курса в 8 классе

Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам по географии, за курс 8 класса должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения.

          Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде
  1. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диало] с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  3. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  4. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  6. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуальной: и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  7. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера.

          Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  1. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  2. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
  3. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

         Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
  3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  8. формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и в акваториях; умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного курса

Тема

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1

Введение

1

урок

работа с  учебником, картой, таблицами,

2

Часть I Россия на карте мира.

           

12часов

Урок, практическое занятие

работа с  учебником, географической картой, контурными картами таблицами, доклады, практическая работа, индивидуальные сообщения, тестирование, составление конспекта, работа по плану

3

Часть II. Природа России

-Тема Геологическое строение, рельеф

-Тема Климат и климатические ресурсы

-Тема Внутренние воды и водные ресурсы

-Тема Почвы и почвенные ресурсы

-Тема Растительный и животный мир

 -Тема   Природное районирование

 

33 часа

6 часов

7 часов

6 часов

3 часа

2 часа

8 часов

Урок, практическое занятие

работа с  учебником, географической картой, контурными картами таблицами, доклады, практическая работа, индивидуальные сообщения, тестирование, составление конспекта, работа по плану

4

Часть III Население России

9 часов

Урок, практическое занятие

работа с  учебником, географической картой, контурными картами таблицами, доклады, практическая работа, индивидуальные сообщения, тестирование, составление конспекта, работа по плану

5

Часть IV Хозяйство России

11 часов

Урок, практическое занятие

работа с  учебником, географической картой, контурными картами таблицами, доклады, практическая работа, индивидуальные сообщения, тестирование, составление конспекта, работа по плану

6

Резерв

5 часов

Урок

работа с   географической картой,  таблицами, доклады, индивидуальные сообщения, тестирование, работа по плану

Итого

70 часов

    Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Планируемая дата проведения

Дата корректировки

Введение (1 час)

1

 Введение

02.09-06.09

 Часть I. Россия на карте мира.(10часов)

2

Границы   России.

02.09-06.09

3

Россия на карте часовых поясов «Определение поясного времени» Практическая работа

09.09-13.09

4

Географическое положение России

09.09-13.09

5

Географическое положение России

16.09-20.09

6

Физико-географическое, экономическо-географическое и транспортно-географическое положение России. Практическая работа.  «Характеристика  географического положения России, США, Канады»

16.09-20.09

7

Геополитическое, геоэкономическое, этнокультурное и эколого-геогр.положение России

23.09-27.09

8

Как формировалась государственная территория России

23.09-27.09

9

Этапы и методы географического изучения территории

30.09-04.10

10

Особенности административно–территориального  устройства страны

30.09-04.10

11

Обобщение темы Границы России

07.10-11.10

Часть II. Природа России (33 часа)

 Тема  Геологическое строение, рельеф ( 6часов)

12

Геологическая история и геологическое строение

07.10-11.10

13

Рельеф России «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа от строения земной коры» Практическая работа

14.10-18.10

14

Как и почему изменяется рельеф России

14.10-18.10

15

Стихийные природные явления в литосфере

21.10-25.10

16

Человек и литосфера

21.10-25.10

17

Обобщение темы «Рельеф»

05.11-08.11

 Тема  Климат и климатические ресурсы (7часов)

18

Факторы, определяющие климат России

05.11-08.11

19

Факторы, определяющие климат России

11.11-15.11

20

Закономерности распределения тепла и влаги « Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, осадков» Практическая работа              

11.11-15.11

21

Сезонность климата

18.11-22.11

22

Типы климатов России

18.11-22.11

23

Климат и человек «Оценка климатических показателей одного из регионов страны для жизни  и хозяйственной деятельности человека» Практическая работа

25.11-29.11

24

Обобщение темы Климат

25.11-29.11

 Тема  Внутренние воды и водные ресурсы (6часов)

25

Разнообразие внутренних вод

02.12-06.12

26

Реки.«Составление характеристики одной из рек с  использованием тематических карт» Практическая работа

02.12-06.12

27

Озера

09.12-13.12

28

Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

09.12-13.12

29

Водные ресурсы и человек

16.12-20.12

30

Обобщение «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования» Практическая работа

16.12-20.12

 Тема  Почвы и почвенные ресурсы (3 часа)

31

Образование почв и их разнообразие

23.12-27.12

32

Закономерности распространения почв

23.12-27.12

33

Почвенные ресурсы России

09.01-11.01

 Тема  Растительный и животный мир (2часа)

34

Растительный и животный мир России

09.01-17.01

35

Биологические ресурсы. Охрана

20.01-24.01

 Тема   Природное районирование (8 часов)

36

Разнообразие природных комплексов

20.01-24.01

37

Природно - хозяйственные зоны

27.01-31.01

38

Арктические пустыни, тундра, лесотундра

27.01-31.01

39

Леса

03.02-07.02

40

Лесостепи, степи, полупустыни

03.02-07.02

41

Высотная поясность

10.02-14.02

42

Особо охраняемые территории России

10.02-14.02

43

Обобщение темы Природное районирование

17.02-21.02

Часть III. Население России (9 часов)  

44

Численность населения России

17.02-21.02

45

Численность населения России

24.02-28.02

 

46

Мужчины и женщины

24.02-28.02

47

Народы, языки и религии

02.03-06.03

48

Городское и сельское население

02.03-06.03

49

Размещение населения России

10.03-13.03

50

Миграции населения России « Характеристика особенностей миграционного движения населения России» Практическая работа

10.03-13.03

51

Люди и труд

16.03-20.03

52

Обобщение по теме

16.03-20.03

Раздел IV. Хозяйство России (10часов)

53

Что такое хозяйство страны

30.03-03.04

54

Как география изучает хозяйство

30.03-.03.04

55

Состав первичного сектора экономики

06.04-10.04

56

Природно-ресурсный потенциал «Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов»  Практическая работа

06.04-10.04

57

Сельское хозяйство

13.04-17.04

58

Земледелие

13.04-17.04

59

Животноводство.«Определение главных районов животноводства» Практическая работа

20.04-24.04

60

Лесное хозяйство.

20.04.-24.04

61

 Охота. Рыбное хозяйство

27.04-30.04

62

Урок повторения по теме «Хозяйство России»

27.04-30.04

63

Обобщающее повторение по теме Россия на карте мира

04.05-08.05

64

Обобщающее повторение  по теме Природа России

04.05-08.05

65

Обобщающее повторение по теме Население России

11.05-15.05

66

Обобщающее повторение по теме Первичный сектор экономики

11.05-15.05

67

Обобщение изученного.

18.05-22.05

  68

Обобщение изученного.

18.05-22.05

  69

Зачет.

25.05-29.05

70

Итоговый урок.

25.05-29.05

Итого: 70ч.

Учебно-методическое обеспечение

п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1

Программа

8

Примерная программа основного общего образования по географии "География России". Авторская  программа по географии под редакцией И.В.Душиной

М.: Дрофа

2010 г.

2

Учебник (основной)

8

 В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром,  А.А.Лобжанидзе  – Кн.1: География России: Природа, население,   хозяйство.

М.: Дрофа

2017 г.

3

 Методическое пособие

8

        

 Е.А.Жижина  Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс.

М.:Вако

2017

4

Методическое пособие

8

 В.И.Сиротин. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт.

 М. Дрофа  

2016

5

Методическое пособие

8

  Н.А.Никитина  Универсальные поурочные разработки по географии

М.: ВАКО

2017.

6

Географический атлас  

8

       География России.  8 класс

М.: Дрофа

2018

Согласовано
на заседании ШМО учителей

естественнонаучного цикла
руководитель ШМО
___________ Павлова З.В.
Протокол №___________

«____» ____________2019 г.

Согласовано
заместитель  директора по УВР

____________Злобина Е.Г.

«____» ___________ 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...