Воздушная оболочка Земли - Атмосфера
план-конспект урока по географии (5 класс)

Пуликова Ирина Петровна

Конспект урока географии в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Это что за одеяло, чтоб всю Землю укрывало?

Ни сложить, не развернуть,

Не потрогать, ни взглянуть?

Пропускает дождь и свет,

Есть оно, а вроде нет.

Тема: "Воздушная оболочка Земли – атмосфера"

Цели урока:

 Образовательные:  

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», границ атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в  жизни планеты и человечества.

 Развивающие: 

  • создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
  • способствовать развитию навыков самостоятельной работы с                      географическими текстами, учебником, схемами, делать  обобщения и выводы;
  • формировать навыки самооценки.

 Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию  коммуникативных умений;
  • развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностныеосознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания , перерабатывать  информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся – групповая   (класс делится на 3 рабочих групп),  индивидуальная.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор.

                                      

Ход урока

  1. Организационный этап

 Эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы  успеха, доверия.

Вводное слово учителя

Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны? (Ученики называют океаны).  Про них есть стихотворение у Андрея Усачева.  

                            « На нашей планете океанов – 4»

                               Индийский – самый соленый в мире

                               Океан Атлантический славен сельдями

                               Ледовитый все время спит подо льдами

                               А Тихий, конечно вовсе не Тихий

                               А буйный, глубокий и самый великий»

Но есть еще и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не подозревая «купаетесь в нем».  Не догадались?

Тогда слушайте дальше: Он не соленый и не пресный, и к тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой.

Ребята, я уверена, что многие из вас слышали это понятие, и способны дать ему определение.

 Совершенно верно, атмосфера - это воздушная оболочка Земли.

                                               

2. Актуализация знаний.  Целеполагание.

Основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.

Цели сегодняшнего урока:

  • Узнать из каких газов состоит атмосферный воздух, каково их значение?
  • Выяснить какие явления происходят в атмосфере?                                                              А также выяснить каковы причины возникновения этих явлений?
  • Установить значение атмосферы для жизни на Земле.

3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний

Познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы  с составом воздуха и значением атмосферы для жизни на Земле.

Состав воздуха (беседа)

Какие вещества могут входить в состав воздуха?

Простое и привычное понятие «воздух» на самом деле не так просто – состав воздуха сложен, а все компоненты взаимосвязаны друг с другом. Если «взглянуть» на воздух с научной точки зрения, то это сложная смесь различных газов, подобранных в определенной пропорции.

В состав атмосферы входит 78% азота, 21% кислорода и 1% приходится на долю прочих газов, в т.ч. углекислого газа.

Работа с диаграммой на стр. 119 учебника

Строение атмосферы

Толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км. Атмосфера состоит из нескольких слоев. Самый нижний слой, прилегающий к земной поверхности, имеет толщину 10-18 км – тропосфера. За пределы этого слоя не залетают птицы, да и облака редко поднимаются выше. В этом слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов. В этом слое формируется погода.

Следующий слой стратосфера достигает 50-60 км. В этом слое атмосферы находится слой озона, так называемый защитный экран, который поглощает часть ультрафиолетовой радиации Солнца. Одним из результатов этого является потепление воздуха в этом слое. Но более важно то, что озон препятствует проникновению на Землю ультрафиолетовых лучей. Часть этих лучей полезна, но значительное количество ультрафиолета губит жизнь на Земле. Поэтому очень важно, чтобы все выбросы в атмосферу не оказывали разрушительного воздействия на озоновый слой. В последнее время замечено возникновение так называемых «озоновых дыр». Некоторые ученые связывают их появление с тем, что в атмосферу в результате деятельности человека поступает большое количество газов, разрушающих озон. Через озоновую дыру солнечные ультрафиолетовые лучи в избытке попадают на нашу планету, что отрицательно сказывается на здоровье человека, животных и некоторых видов растений.

За стратосферой находятся верхние слои атмосферы, а далее – безвоздушное пространство. Здесь начинается космос.

Чтобы установить значение атмосферы, давайте ответим на вопросы

  

1. Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух называют  "оболочкой жизни"?

(Без пищи человек может прожить 5 недель, без воды 3 суток, без воздуха не более 5 минут.)                                                                                               Конечно, прежде всего, нам нужен кислород как источник дыхания.                                                     Кислород – это газ, который необходим живым существам для дыхания. Кислород  поддерживает горение.

2.Почему его называют "одеялом Земли". Объясните, почему поверхность Меркурия днем нагревается до 320 градусов, а ночью остывает до 170 градусов,  а на нашей планете нет?

(Защита Земли от перегревания и переохлаждения.)

3.Почему называют "броней планеты"? Поверхность луны вся покрыта кратерами, углублениями от различных небесных тел - метеоров, которые упали на Луну, почему на Земле их нет или совсем мало?

(Это защита от падения небесных тел, от ультрафиолетовых лучей нас защищает озоновый слой атмосферы)

Воздух мы не замечаем, для нас он привычен. Воздушная оболочка вместе с Землей совершает суточное вращение вокруг земной оси, а также годовое движение по околосолнечной орбите.

Атмосфера обладает большими запасами воды.

Без атмосферы жизнь на Земле была бы невозможна.  Это защита от падения небесных тел, от ультрафиолетовых лучей.  От перегревания и переохлаждения.

Воздушная оболочка оказывает существенное влияние на все живое и, естественно на жизнь людей: их самочувствие, работоспособность.

 В свою очередь, деятельность живых организмов, прежде всего человека, оказывает все большее влияние на состав атмосферы и на процессы, происходящие в ней. Представьте, как бы выглядела наша планета без атмосферы.

Проведение заочного путешествия “Вокруг света на воздушном шаре” У каждой группы есть своя определенная исследовательская  задача

Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда вам откроются все тайны

(Класс делится на 3 группы по 4  человека - это экипаж воздушного шара.)

1 экипаж – изучает облака и осадки;

2 экипаж – изучает вопросы, связанные с возникновением ветра и грозы;

3 экипаж – изучает основную информацию о погоде и климате;

Пакет заданий для групп (выдается каждой группе):

тема. “Облака”

Прочитай текст учебника (стр.120. п3). Ответьте на вопросы

1.Как образуются облака?

2.Какие облака изображены на рисунке 141  (стр. 120)?

3.На какой высоте образуется каждый вид облаков?

4.С какими облаками связано выпадение осадков?

тема. “Ветер”

Прочитай текст учебника (стр. 119 п.2, п.4). Составь краткую статью для газеты  о ветре, его образовании, грозах и молниях. Будь готов прочитать свою заметку.

тема “Погода и климат”

Прочитай текст учебника (стр.121-122, от 2 п.5,п.6). Ответь на вопросы и запиши ответы:

Погода – это…(определение).

Климат – это…(определение).

Найди отличия погоды от климата.

Чем характеризуется погода (перечисли элементы погоды)?

Физкультминутка.

Сегодня в отдыхе нам поможет воздух.

 Все упражнения выполняются стоя.

«Упрямая свеча». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую   свечу ( на счёт 1, 2, 3, 4, 5)

Не погасла, попробуем еще раз.

« Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули

( повторить 2-3 раза).

« Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны,

и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и

наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза).

4. Атмосфера состоит из нескольких слоев: __________, __________, мезосферы,

термосферы.

Лист самооценки работы в группе

4. Первичное закрепление знаний.

Выяснить уровень первичного осознания нового учебного материала, осмысление причинно-следственных связей.

Ребята, сейчас мы с вами сделаем один небольшой тест, который нам поможет выяснить усвоили ли вы сегодняшнюю тему, выполнив задание, вы посчитаете количество баллов и поставите себе соответствующую отметку.

Карточка – задание.

1.

1. Атмосферный воздух представляет собой смесь _________.

2. _________ в воздухе атмосферы содержится 78%.

3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________.

4. Атмосфера – это __________  _______________ Земли.

5. Благодаря___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.

6. Водяные пары атмосферы образуют _________ разной формы.

7. Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют _____________ .

Слова для отбора: высота,  озоновый,  воздушная оболочка,  кислород,  газы, азот,  облака,  ветер.

 «3»-4правильных ответа

«4»  - 4-5 правильных ответа

«5»  - 7 правильных ответа                           Самоценка_______________

2

Что значат эти цифры?»

78% -     ___________________________________________

 6 градусов –________________________________________

21% -    ____________________________________________

   1% -______________________________________________

400 км/ч –__________________________________________

«Что значат эти цифры?» (ответы)

78% - содержание азота в атмосфере

6 градусов – понижение температуры в тропосфере при подъеме на каждый километр.

21% - содержание кислорода в атмосфере

1% - содержание углекислого газа, водорода, озона, гелия и других газов, а так же примесей: водяного пара, пыли.

400 км/ч – скорость вращения воздуха по краю урагана

5. Рефлексия

Вспомните, какие задачи были поставлены.  Все пункты плана выполнены.

Скажите, пожалуйста, знания, которые вы получили на уроке, пригодятся вам в жизни, если да, то где?

6. Домашнее задание Параграф 24

1 уровень. Подготовить сообщение о способах изучения атмосферы

Подготовить сообщение о ураганах

2 уровень. Составить кроссворд на тему "Атмосфера".

Приложение

Фамилия, Имя_________________________________________________

http://funforkids.ru/paint/balloon/balloon06.gif                            тема. “Облака”

Прочитай текст учебника (стр.120. п3). Ответьте на вопросы

1.Как образуются облака?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие облака изображены на рисунке 141  (стр. 120)?

3.На какой высоте образуется каждый вид облаков?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.С какими облаками связано выпадение осадков?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценка

Фамилия, Имя_________________________________________________

http://funforkids.ru/paint/balloon/balloon06.gifтема. “Ветер”

Прочитай текст учебника (стр. 119 п.2, п.4). Составь краткую статью для газеты  о ветре, его образовании, грозах и молниях. Будь готов прочитать свою заметку.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценка

Фамилия,имя___________________________________________________

http://funforkids.ru/paint/balloon/balloon06.gifтема “Погода и климат”

Прочитай текст учебника (стр.121-122, от 2 п.5,п.6). Ответь на вопросы и запиши ответы:

Погода – это…(определение).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Климат – это…(определение).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Найди отличия погоды от климата.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем характеризуется погода (перечисли элементы погоды)?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самооценка

http://funforkids.ru/paint/balloon/balloon06.gif

Карточка – задание.

1.

1. Атмосферный воздух представляет собой смесь _________.

2. _________ в воздухе атмосферы содержится 78%.

3. Необходимым для дыхания живых организмов газом является _________.

4. Атмосфера – это __________  _______________ Земли.

5. Благодаря___________ слою, на Земле существует жизнь, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи.

6. Водяные пары атмосферы образуют _________ разной формы.

7. Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют _____________ .

Слова для отбора: высота,  озоновый,  воздушная оболочка,  кислород,  газы, азот,  облака,  ветер.

 «3»-4правильных ответа

«4»  - 4-5 правильных ответа

«5»  - 7 правильных ответа                           Самоценка_______________

2

Что значат эти цифры?»

78% -     ___________________________________________

 6 градусов –________________________________________

21% -    ____________________________________________

   1% -______________________________________________

400 км./ч –__________________________________________

Самооценка________________

«Путешествие на воздушном шаре»

http://coloring4free.com/wp-content/uploads/2017/05/three-hot-air-balloon-coloring-pages-Coloring4free.com_.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Атмосфера - воздушная оболочка Земли". Тест по географии.

Итоговый контроль по теме "Атмосфера - воздушная оболочка Земли" 6 класс  2 варианта.Составлен с использованием  методических пособий: А.А.Лобжанидзе  География  6 класс ...

План-конспект урока в 6 классе "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

Сегодня Международный проект Глобальная школьная лаборатория" - это обучающая среда поддержки преподавания географии. Методической основой проекта является так называемые МИМы. МИМы - это мультимедийн...

Тема урока: «Воздушная оболочка Земли – атмосфера».

Методическая разработка урока  по географии...

Учитель географии МОУ СОШ п. Учебный, Ершовского района Саратовской области, Молочко Наталья Ивановна, урока географии в 5 классе по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера" (ФГОС)

Урок географии в 5 классе по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера" (ФГОС)Начальный курс: 5 класс / А. А. Летягин. - М.: Вентана - Граф, 2012.Цели урока:Дидактические:   Формирова...

План-конспект урока географии по теме "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

Целью урока является формирование понятия об атмосфере как внешней газовой оболочке, представление о строении атмосферы, ее составных частях....

Технологическая карта по теме: "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

Планируемые результатыЛичностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.Метапредметные:умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и ...