Проект "Природные зоны Африки"
проект по географии (7 класс)

Москалева Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО  

на педагогическом совете    

Протокол от 30.08.2016г. №1                                                                  

УТВЕРЖДЕНО

Приказ от30.08.2016г.  № 32- ОД директор _______/Г.М.Петракова/

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                               

Рабочая программа

кружка «Планета Земля»

уровень образования - базовый

срок реализации 2016-2017 учебный год

                                                                 

Составитель рабочей программы

                                                                                               Москалёва Елена Сергеевна,

                                                                                            Учитель первой категории


Оглавление

I.  Пояснительная записка.

II. Общая характеристика учебного предмета.

III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

V. Содержание учебного предмета.

VI. Календарно-тематическое планирование.

VII. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

I.  Пояснительная записка.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и рассчитана на учащихся 7-9 классов.

Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеклассная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.

Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеклассная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.

В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеклассной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.

Земля – это Дом для людей, дом родной, единственный и очень красивый. Но самое удивительное, что дом этот – живой. Планета говорит с нами, и, чтобы научиться слышать ее, мы изучаем географию. Это – самая интересная наука.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена отсутствием авторской программы, соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту основного   общего образования по географии в основной школе.

Мы с вами живем на планете полной загадок и тайн. Живем и порой не замечаем, сколько удивительных географических событий происходит рядом с нами.

         География - это не просто наука, описывающая Землю. Это особая сфера знаний, изучение которой позволяет сформировать у детей масштабное и целостное представление о мире, учит строить причинно-следственные связи, расширяет кругозор, активизирует творческие способности, а также учит мыслить индуктивно.

На занятиях обучающиеся не просто слушатели, а активные участники исследовательского процесса: они проводят опыты, эксперименты, делают макеты, осуществляют наблюдения и день за днем открывают для себя удивительный мир под названием Земля!

Программа разработана в соответствии с Законом «Об Образовании в РФ», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

Образовательной программы школы, авторской программы основного общего образования по географии для V-IX классов, составленной В. П. Дроновым, Л. Е. Савельевой, издательство «Просвещение» ,2011 г и требованиями к оснащению образовательного процесса.

Курс включает 34часов:1час в неделю, согласно учебного плана МБОУ «Иозефовская ОШ»

II. Общая характеристика учебного предмета.

Основная цель: программы через практическую деятельность закрепить знания теории и повысить уровень самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем создания творческих проектов.

Для успешного достижения основной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

-развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

-развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира;

-научить применять знания при изучении природы Земли и человека;

- формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  • · ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
  • - осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
  • - осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;
  • - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
  • - гармонично развитые социальные чувства и качества:
  • - патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
  • - любовь к своему Отечеству, региону, местности;
  • - гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
  • - уважение к природе, истории, культуре России и других стран, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
  • -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа содержит систему практических заданий-экспериментов, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека.

              Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД:

-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

-умение управлять своей познавательной деятельностью;

-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты:

-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

-формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях.

V. Содержание учебного предмета

Вводное занятие (1ч)

Раздел. История географических открытий (8ч)

     По следам путешественников каменного века. Первые путешественники. Кто были первыми путешественниками? *Первые путешественники существовали еще в доисторические времена. Это были люди Каменного века, жившие на земле, называемой теперь Африкой. Тур Хейердал.

Путешественники древности. Финикийцы - первые открыватели земель. В античном мире, первые открытия новых земель были связанны с проложением торговых путей моряками – торговцами. В 600 году до н.э., древние финикийцы впервые за всю историю человечества смогли осуществить путешествие вокруг Африки, что дало возможность людям изобразить первые географические карты материка.

 География в эпоху Средневековья

Путешествия морских народов. Викинги. Кроме смелых мореплавателей древности финикийцев и любознательных греков жили в Европе ещё одни отважные покорители моря. Их называли викингами. Они населяли скандинавское побережье. Потом, когда места для обитания становилось меньше и меньше, они в поисках пахотной земли стали уходить на юг. Суда их были приспособлены к плаванию в открытом море. Одни из викингов промышляли разбоем, превращались в морских пиратов. Другие же — норманны — переселялись на северо-восток Франции, восток Англии, на Сицилию и уединённые острова Исландии.

Первые европейцы на краю Азии. Марко Поло - первый знаменитый путешественник. Марко было 15 лет, когда из далёкого и продолжительного странствия вернулись в Венецию его отец Николо и дядя Матео — богатые купцы. Они побывали в Крыму, на Средней Волге, в Самарканде и Бухаре, в Монголии. По их словам, Монгольская империя протянулась от Дуная до берегов Тихого океана. Даже Китай был под властью монгольского хана Хубилая.

Хождение за три моря. Афанасий Никитин. Тверской купец Афанасий Никитин в 1466–1472 годах кратчайшим путем по суше прошел в Индию и оставил обстоятельные записки — "Хождение за три моря".

Открытие нового света.эпоха великих географических открытий

Морской путь в Индию. Путь в Индию! Диаш и Васко да Гамо.

Открытие морского пути в Индию. Васко да Гама. Организация экспедиции. Путь на Восток. Возвращение. Ключ к восточному мореходству. В 1487 году Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй Надежды — южную оконечность Африки. Впереди лежал путь в Индию.

    Открытие Америки. Колумб.

Открытие Нового света: экспедиции Х. Колумба, Испанские экспедиции на Восток. Христофор Колумб. Составление карты Америки.

Первое кругосветное плавание.  Фернан Магеллан. На родовом герое человека, который первым обошёл на корабле вокруг света, изображён земной шар, обвитый лентой. Надпись на ней гласит по латыни: «Первый обошёл вокруг меня». Кто этот человек? Экспедиция, которую возглавлял вначале Магеллан, а потом Эль-Кано открыла пролив между Америкой и Огненной Землёй.

Открытие Южного материка. Вопрос об Огненной Земле был случайно, разрешён английским пиратом Фрэнсисом Дрейком Он нападал на испанские корабли у берегов Америки. В конце 1577 года Дрейк направился по пути Магеллана.

Открытие Австралии и Антарктиды

Поиски Южной земли продолжаются. В 1642—1643 годах голландцу Абелю Тасману посчастливилось увидеть сушу за 40-й параллелью. В 1644 году Тасман описал северные берега Австралии от мыса Йорк до южного тропика и составил подробную карту. Так был открыт настоящий Южный материк — «Терра Аустралис Инкогнита» — Австралия и соседняя Новая Зеландия. Это важное открытие Тасмана голландские власти засекретили, чтобы другие страны не могли захватить южные земли. И лишь в 18 веке англичанин Джеймс Кук вторично «открыл» Австралию и Новую Зеландию и объявил их колониями Англии.

Русские путешественники. Блестящие страницы в историю географических открытий вписали русские путешественники. Они не только изучали необъятные просторы Родины, но и совершали открытия и исследования далеко за ее пределами. Семен Иванович Дежнёв - знаменитый землепроходец и мореход. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен - знаменитый мореплаватель, крупный ученый. Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский - замечательный русский географ и путешественник. Николай Николаевич Миклухо-Маклай - знаменитый русский путешественник и ученый, антрополог и этнограф. Иван Федорович Крузенштерн - замечательный мореплаватель и ученый-исследователь.

Вокруг света под русским флагом. Русские первооткрыватели и путешественники Первая русская кругосветная экспедиция, Вторая русская кругосветная экспедиция, Освоение Русской Америки, Освоение Дальнего Востока.

Географические исследования первой половины20 века. Открытие северного и южного полюсов, покорение Эвереста, погружение в Марианскую впадину и др.

Русские путешественники 20 века.

Влади́мир Кла́вдиевич Арсе́ньев — русский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока. Шмидт Отто Юльевич— известный полярный исследователь. Фёдор Фили́ппович Ко́нюхов — русский путешественник, писатель, художник, священник Русской православной церкви. Заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму.

Эпоха открытия и покорения космоса. 20 век можно смело назвать Эпохой Великих космический открытий, ведь именно этому веку принадлежат золотые страницы истории покорения космического пространства. Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года. Первый полет человека в космос. Ю.А.Гагарин – первый космонавт. В.Н.Терешкова – первая женщина- космонавт.

Раздел. Изображение земной поверхности (3ч.)

Глобус. Карта. Глобус («шар») — трёхмерная модель Земли или другой планеты, а также модель небесной сферы. В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно. Карта — это уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли. Виды карт. Расширение и систематизация знаний о глобусе и карте. Определение по карте и глобусу экватора, полушария, полярного круга.

Стороны света. Знакомство с компасом. Наша планета огромна. Именно поэтому можно заплутать, как говорится, в трех соснах. Чтобы такого не происходило, пожалуй, каждый должен знать о том, как определить стороны света. Самый надежный способ определения вашего местоположения относительно сторон света - это компас.

Суша большая и маленькая. Материки – огромные части суши, разделяющие океаны. Материки Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

Острова – сравнительно небольшие участки суши, окружённые водой. Самый большой остров – Гренландия. Архипелаг - группа островов, расположенных близко друг от друга и имеющих обычно одно и тоже происхождение и сходное геологическое строение.

Раздел. Путешествие по планете Земля (22ч)
Литосфера (4ч)
Путешествие к центру Земли. Внутреннее строение Земли. Углубляясь в недра Земли, мы будем знакомиться с ее внутренним строением, с методами ее исследования, узнаем, как устроена литосфера. Модель осадочных горных пород.

Равнины. Горы. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Характерные особенности равнин и гор. Различия гор и равнин по высоте. Горы и равнины на территории России.

Вулканы. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Как разбудить вулкан.

Полезные ископаемые. Что же такое полезные ископаемые? Почему они так называются? Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве. Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

Мировой океан (5ч)

Мировой океан и его части. Мировой океан — основная часть гидросферы, составляющая 94,1 % всей её площади, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и отличающаяся общностью солевого состава. В нем выделяют более или менее самостоятельные части: океаны, моря, заливы, лагуны, фиорды, бухты, проливы и др.

Значение Мирового океана для природы и человека. Мировой океан — регулятор климата Земли.

Море — окраина Океана. Какая разница между морем и океаном?

Иногда между этими терминами не делают различия, подразумевая под ними любой достаточно большой бассейн, заполненный соленой водой. Однако с географической точки зрения море представляет собой бассейн, значительно меньший, чем океан. Другими словами, море - это часть океана. Моря России. Моря принадлежат к бассейнам трех океанов — Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. Каспийское море-озеро относится к области внутреннего стока.

Куда бежит река? Реки Земли — их общие черты и различия. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов.

Озеро — сосуд с водой. Озеро - это масса воды или другой жидкости значительного размера, расположенной на суше. Огромное количество озер на Земле - пресноводные и большинство лежит в Северном полушарии в более высоких широтах. В экологии окружающая озерная среда упоминается, как озерные отложения. Большие озера иногда упоминаются как «внутренние моря», а маленькие моря иногда упоминаются как озера. Озера России.

Великие водопады. Чудеса природы поражают своей красотой и величием. Водопады являются одним из таких чудес. Панорамные виды водопадов потрясающе красивые, элегантные. Водопады мира: Виктория, Анхель, Ниагарский, Игуасу.

Атмосфера(5ч)

Кто командует погодой. Наука об атмосфере Земли. Метеорологи. Прогноз погоды. Облачность. Как возникают облака?

Откуда берется ветер. Знакомство с флюгером. Как образуются ветры. Различия температур. Профессии людей, которым необходимо знать направление ветра. Грозные ветры. Стихийные бедствия от ветра. Флю́гер— метеорологический прибор для измерения направление ветра.

Биосфера (2ч.)

Биосфера – живой шар. Возникновение жизни на Земле. Круговорот веществ на Земле. Мировой круговорот воды. Круговорот углекислого газа и кислорода в природе. Обмен веществ у растений. Человек и биосфера.

Жизнь в океане. Морские организмы. Условия жизни в водной среде. Экологические проблемы океана.

Охрана редких растений и животных, заповедники.

Раздел. Планета людей (4 ч.)

Ты не одинок. Расы человека. Народы мира. Русские. Традиции и обычаи, история русского народа. Игры народов мира.

Игра «Семь раз вокруг света». Географическая игра - занимательное путешествие по земному шару.

VI. Календарно-тематическое планирование.

№ занятия

Содержание программы

Количество часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

История географических открытий (8 час)

2.

По следам путешественников каменного века

Путешественники древности.

1

География в эпоху Средневековья

3.

Путешествия морских народов. Викинги.

1

4.

Первые европейцы на краю Азии. Марко Поло - первый знаменитый путешественник

1

Открытие нового света. эпоха великих географиических открытий

5.

Хождение за три моря. Афанасий Никитин

6.

Морской путь в Индию. Бартоломео  Диаш и Васко да Гамо

1

Открытие Австралии и Антарктиды

7.

Русские путешественники

1

8.

Географические исследования первой половины 20 века

1

9.

Русские путешественники 20 века.

1

10.

Эпоха открытия и покорения космоса

1

Изображение земной поверхности (3часа)

11.

План и карта.

1

12.

Стороны света. работа с компасом.

1

13.

Суша большая и маленькая

1

Путешествие по планете Земля (22час)

14.

Откуда берутся времена года и части суток

1

15.

Влияние космоса на землю и жизнь людей

1

Литосфера (4ч)

16.

Путешествие к центру Земли

1

17.

Рельеф Земли. Равнины. Горы.

1

18.

Вулканы. Как разбудить вулкан. Землетрясения.

1

19.

Человек и мир камня

1

Мировой океан (5ч)

20.

Мировой океан и его части.

1

21.

Море -окраина Океана.

1

22.

Любопытные явления в жизни рек

1

23.

Озёра, их разнообразие, озёра-уникумы.

1

24.

Великие водопады

1

Атмосфера (5ч)

25.

Кто командует погодой

1

26.

Атмосферные осадки.

1

27.

Откуда берётся ветер. Знакомство с флюгером.

1

28.

Стихийные явления атмосферы.

1

29

Редкие метеорологические явления

1

Биосфера (2ч.)

. 30

Экологические проблемы в биосфере

1

31.

Памятники природного наследия человечества.

1

Планета людей (4 ч)

32.

Ты не одинок. Народы мира.

1

33.

Традиции и обычаи народов мира. Игры народов мира.

1

34.

Игра «Семь раз вокруг света»

1

Итого:

34

VII. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного  обеспечения образовательного процесса.

1.И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г.                                                                                                

2. Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 2001г.                                                                                                              

3.О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г.                            

4.«Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова, М., «Сов. Энциклопедия»,1988г.                                                                                                               5.«Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М., «Просвещение», 2004г.  

6.И.Д.Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках», М., «Творческий центр Сфера», 2007г.

7. Т.С.Майорова «География. Справочник школьника».., М., «АСТ», 2003г.  

8.«География и астрономия. Универсальная энциклопедия школьника», Минск, «Хорвест», 2004г.

9.«Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М., «АСТ», 2004г.

10 Л.Г.Бондарев.«Мир географии».. и др., М., «Мысль», 1999г.

http: // ru.wikipedia.org

http://www.uchportal.ru

   http://pedsovet.su/

  http://school-collection.edu.ru/ цифровые образовательные ресурсы



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

   РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на педагогическом совете    

Протокол от 30.08.2016 № 1

УТВЕРЖДАЮ:

директор____________/Г.М.Петракова/

Приказ от 30.08.2016 № 32-ОД

Рабочая программа

элективного курса

«По просторам России» 8 класс

срок реализации 2016-2017 учебный год

                                 

Составитель рабочей программы

                                                                                                      Москалева Елена Сергеевна

                                                                                                  учитель первой категории

        

Оглавление

1.Пояснительная записка.

2.Общая характеристика учебного предмета.

3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

4.Содержание учебного предмета, курса

5.Календарно – тематическое планирование.

6.Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета.

7.Приложение.

1.Пояснительная записка

       Рабочая программа элективного курса по географии для 8 класса разработана в соответствии с Законом «Об Образовании в РФ», требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения и требованиями к оснащению образовательного процесса. Программа элективного курса «По просторам России» построена на основе программы кандидата педагогических наук, доцента Курганского государственного университета Шатных А.В. Программа элективного курса «По просторам России» предназначена для учащихся 8 классов.     Курс рассчитан на 34 часа и является дополнением к учебному курсу географии России за 8 класс. Программа элективного курса ориентирована на расширение и углубление географического образования, развития познавательного интереса, воспитания любви к своей Родине-России.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Вопросы изучения природного и культурного наследия России и родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Это связано с тем, что объекты природного и культурного наследия обладают значительным культуротворческим потенциалом и способствуют целостному развитию всех сфер сознания личности: когнитивной, аффективной, волевой. Изучение природного и культурного наследия обеспечивает диалог культур — настоящего с прошлым и будущим на конкретной территории, а значит, выполняет важную функцию воспитания духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Уникальная природа России, культура наших предков приобретают особую ценность и значимость для подростков, способствуя становлению у них патриотизма и гражданской позиции.

Вопросы, касающиеся природного и культурного наследия, имеют междисциплинарное, личностно-значимое содержание, поэтому могут рассматриваться как факторы, влияющие на самоопределение школьников. Данный элективный курс способствует развитию знаний школьников о природном и культурном наследии на добровольной основе, учитывая их интересы, склонности и способности. Он обеспечивает преемственность в изучении природного и культурного наследия России, создает познавательную, ценностную, деятельностную основу для его последующего рассмотрения в рамках различных профильных курсов старшей школы.

3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Цель курса «Природное и культурное наследие России» — формирование у подростков знаний о природном и культурном наследии России, развитие их гражданственности и патриотизма.

Спецификой содержания является взаимосвязь научного, ценностного и деятельностного компонентов. В соответствии с этим задачами курса являются:

—        углубление знаний учащихся о природном и культурном наследии России;

—        ознакомление школьников с методами организации познавательно-исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия России;

—        обогащение эмоционально-ценностной сферы учащихся за счет непосредственного взаимодействия с объектами природного и культурного наследия России;

—        формирование у учащихся нравственного отношения к природному и культурному наследию России;

—        включение учащихся в социально значимую практическую деятельность по изучению, восстановлению и охране объектов природного и культурного наследия России.

Особенностью курса является изучение природного и культурного наследия России, обладающие ценностью для всего мира (т. е. объекты всемирного наследия). Именно они формируют уникальные, самобытные черты России, отличающие ее от других стран мира.». В целом программа элективного курса включает три содержательные линии. Первая представлена вводным занятием, цель которого — мотивировать учащихся и способствовать осознанию ими своей причастности к проблемам сохранения природного и культурного наследия. Вторая содержательная линия — «Природное наследие России» — раскрывает специфику и особенности природного наследия родной страны. Третья содержательная линия – «Культурное наследие России» раскрывает специфику культурного наследия родной страны, а также знакомит с объектами наследия России общемирового значения..

4.Содержание учебного предмета, курса

Тема 1 Общее представление о природном и культурном наследии

Диалектика исторического развития природы и общества. Понятие о природном и культурном наследии; понятия, термины и их определения, сущность, классификация; исторические этапы становления данных понятий в географии. Познавательное, эстетическое, нравственное и практическое значение природного и культурного наследия.

Специфика категории «природно-культурное наследие»: понятие о культурном ландшафте как объекте наследия и уникальной территории сотворчества природы, культуры и человека. Культурные ландшафты прошлого и современности.

Территориальная значимость природного и культурного наследия. Наследие международное, общероссийское, региональное, локальное, частное. Наследие как общечеловеческая ценность. Концепция всемирного наследия. Роль международных организаций в сохранении наследия всемирного значения.

Природное и культурное наследие России

Тема 2.Природное наследие России

Природное наследие — основа культурно-исторического развития территории. Общая характеристика и особенности природного наследия России. Нормативно-правовая база сохранения российского природного наследия. Всемирное природное наследие — общемировое достояние и гордость России. Всемирное природное наследие на карте России. Характеристика и уникальность объектов всемирного наследия нашей родины: Золотые горы Алтая, Западный Кавказ, вулканы Камчатки, озеро Байкал, девственные леса Коми, Куршская коса, природный комплекс центрального Сихотэ-Алиня, бассейн озера Убсу-Нур, остров Врангеля.

Особо охраняемые природные территории России как объекты природного наследия: виды и особенности размещения. Биосферные заповедники России в системе природного наследия России и мира: значение, характеристика, география.

Тема 3. Историко-культурное наследие России

Историко-культурное наследие — основа сближения культур многонациональной России и различных народов планеты. Отражение природных особенностей в национальных традициях, верованиях, обрядах россиян. Общая характеристика историко-культурного наследия России: материальные и духовные компоненты. Описание и уникальные черты культурных объектов России, входящих в престижный список всемирного наследия: Кремль и Красная площадь в Москве, белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли, церковь Вознесения в Коломенском, архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря (Центральный район); исторические памятники Новгорода и его окрестностей, исторический центр Санкт-Петербурга (Северо-Западный район и Калининградская область); исторический, культурный и природный комплекс Соловецких островов, погост Кижи, ансамбль Ферапонтова монастыря в Вологодской области (Европейский Север); цитадель, старый город и крепостные постройки Дербента (Северо-Кавказский район); историко-архитектурный комплекс Казанского кремля (Поволжье).

Всемирное историко-культурное наследие на карте России: исторические закономерности пространственной локализации культурных объектов. Особенности культурного наследия России различных исторических эпох: средневековье и новое время в «диалоге культур».

Места хранения и трансляции природного и культурного наследия: значение и функции библиотек, музеев, архивов. Проблемы, способы охраны и восстановления культурного наследия России. Нормативно-правовая основа сохранения культурного наследия России. Влияние поведения и общей культуры россиян на сохранение наследия. Природно-культурный каркас России: понятие, специфика, структура и возможности развития в будущем.

ВВЕДЕНИЕ 1 ч.

 ТЕМА 1Природное наследие России.  19ч.

1.Девственные леса Коми (1ч)
2.Байкал - жемчужина Сибири.(1ч)
3.Ленские столбы.(1ч)
4.Убсунурская котловина(1ч)
5.Вулканы Камчатки(1ч)
6.Долина гейзеров Камчатки.(1ч)
7.Золотые горы - Алтай.(1ч)
8.Плато Путорана(1ч)

 9.Кунгурская ледяная пещера. (1ч)
10.Остров Врангеля.(1ч)
11.Западный Кавказ.(1ч)
12.Центральный Сихотэ-Алинь.(1ч)
13.Реликтовое озеро Могильное.(1ч)
14. Памятники природы Русской равнины: Карелия, Валдай, водопад Кивач, озеро Селигер.(2ч)
15. Телецкое озеро.(1ч)
16. Капова пещера(1ч)
 
17.Куршская коса. (1ч)

18.Творческая работа Достопримечательности России.(1ч)

 ТЕМА II Историко- культурное наследие России 14ч

19.Исторический центр Санкт- Петербурга. (1ч)

20.Погост Кижи.(1ч)

21.Московский Кремль и Красная площадь (1ч)

22.Культурный и исторический ансамбль Соловецких островов». (1ч)

23.Исторические памятники Новгорода (1ч)

24. «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». (1ч)

25. «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом посаде».(1ч)

26.Ансамбль Ферапонтова монастыря. (Вологодская область).(1ч)

27.Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля. (1ч)

28.Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента.(1ч)

29.Ансамбль Новодевичьего монастыря. (1ч)

30.Исторический центр Ярославля. (1ч)

31.Творческая работа. Составление памятки туристу, путешествующему по уникальным местам России.(1ч)

32.Обобщающее занятие по курсу (1ч)

5.Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Дата проведения

корректировка

1.

1

Введение. Что такое природное и культурное наследие

ТЕМА 1. Природное наследие России 18ч.

2.

1

Девственные леса Коми

3.

1

Байкал - жемчужина Сибири

4.

1

Ленские столбы.

5.

1

Убсунурская котловина

6.

1

Вулканы Камчатки

7.

1

Долина гейзеров Камчатки.

8.

1

Золотые горы - Алтай.

9.

1

Плато Путорана

10.

1

Кунгурская ледяная пещера.

11.

1

Остров Врангеля.

12.

1

Западный Кавказ.

13.

1

Центральный Сихотэ-Алинь.

14.

1

Реликтовое озеро Могильное.

15.

2

Памятники природы Русской равнины: Карелия, Валдай, водопад Кивач, озеро Селигер.

16.

1

Телецкое озеро.

17.

1

Капова пещера

18.

1.

Творческая работа Достопримечательности России.

ТЕМА II Историко- культурное наследие России

19.

1

Исторический центр Санкт- Петербурга.

20.

1

Погост Кижи.

21

1

Московский Кремль и Красная площадь

22.

1

Культурный и исторический ансамбль Соловецких островов».

23.

1

Исторические памятники Новгорода

24.

1

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

25.

1

«Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом посаде».

26.

1

Куршская коса.

27.

1

Ансамбль Ферапонтова монастыря. (Вологодская область).

28

1

Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля.

29.

1

Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента.

30.

1

Ансамбль Новодевичьего монастыря.

31.

1

Исторический центр Ярославля.

32.

1

Творческая работа. Составление памятки туристу, путешествующему по уникальным местам России.

33.

1

Обобщающее занятие по курсу

6.Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета.

    Князев Ю.П. Всемирное природное и культурно-природное наследие ЮНЕСКО: учебно-справочное пособие.- Волгоград: Лицей, 2011.-258 с. (с иллюстр.)

  Лубченков Ю.Н., Города России. Издательство «Белый город»,2006 г.

Всемирное природное и культурное наследие / Под ред. В. П. Соломина. — СПб., 2000.

Всемирное природное и культурное наследие в образовании. - СПб., 2001.

Максаковский В. П. Географическая культура. — М., 1998.

Максаковский В. П. Всемирное культурное наследие. — М., 2003.

Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. — М., 1997.

Интернет –ресурсы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

   на педагогическом совете

Протокол от _ 31.08 2018 г. № 1

             УТВЕРЖДАЮ

           директор________Г.М.Петракова

        Приказ от 31.08.2018г. № 38-ОД

Рабочая программа

кружка
«Путешествие вокруг света»

уровень образования - базовый

срок реализации 2018-2019 учебный год

                                                        Составитель РП

                                                                     Москалева Е.С. учитель

1 квалификационной категории

Оглавление

I.  Пояснительная записка.

II. Общая характеристика учебного предмета.

III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

V. Содержание учебного предмета.

VI. Календарно-тематическое планирование.

VII. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

I. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Законом «Об Образовании в РФ», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к образовательным программам для учреждений дополнительного образования детей»

Письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» требованиями к оснащению образовательного процесса.

Образовательной программы школы,

Курс включает 34часа:1час в неделю, согласно учебного плана МБОУ «Иозефовская ОШ»

 Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Вокруг света» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими работами.

II. Общая характеристика учебного предмета.

Целями реализации программы являются:

- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии

- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний, и умений;

- ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

- более глубокое изучение отдельных вопросов физической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;

- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

- способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;

- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  • · ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
  • - осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
  • - осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;
  • - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
  • - гармонично развитые социальные чувства и качества:
  • - патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
  • - любовь к своему Отечеству, региону, местности;
  • - гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
  • - уважение к природе, истории, культуре России и других стран, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
  • -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является:

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Метапредметные результаты

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять е? цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. 5–6-й классы;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

V. Содержание учебного предмета.

Примерный учебно-тематический план

Тема занятий

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Великие путешественники

7

3.

Семь чудес света Древнего мира

5

4.

Семь новых чудес света

4

5.

Чудеса природного мира

5

6.

Чудеса России

3

7.

Путешествие по природным зонам

9

Всего:

34

Раздел 1. Введение

Вводное занятие. Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка

Раздел 2. Великие путешественники (7 ч.)

Знакомство с великими путешественниками из разнообразных источников, просмотр видеофильмов, презентаций, обозначение маршрутов путешествий по контурным картам.

Раздел 3. Семь чудес света Древнего мира (5 ч.)

Знакомство с чудесами света Древнего мира. Пирамиды Хеопса. Висячие сады Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды Эфесской. Галикарнасский мавзолей. Колосс Родосский. Александрийский маяк. Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

Раздел 4. Семь новых чудес света (4 ч.)

Знакомство с новыми чудесами света: Колизей (Италия), Великая китайская стена (Китай), Тадж-Махал (Индия), Петра (Иордания), Мачу-Пикчу (Перу), Статуя Христа-Искупителя (Бразилия), Чичен-Ица (Юкатан, Мексика). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.

Раздел 5. Чудеса природного мира (5 часов)

Знакомство с чудесами природного мира:Амазонка и амазонские джунгли (Юж. Америка), Игуасу (водопад) (Юж. Америка), бухта Халонг (Вьетнам), остров Чеджу (Республика Корея), национальный парк Комодо (Индонезия)), подземная река Пуэрто-Принсеса (карстовые пещеры) (Филиппины), национальный парк «Столовая гора» (ЮАР). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.

Раздел 6. Чудеса России (3 ч.)

Знакомство с чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми), Петергоф (Санкт-Петербург), собор Василия Блаженного (Москва), Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.

Раздел 7. Путешествие по природным зонам (7 ч.)

Зона арктических пустынь («От Арктики до Антарктики), зона тундры («Суровая жизнь в тундре»), зона тайги («Бескрайнее море тайги…»), зона степей («Степь широкая, степь безлюдная...»), зона пустынь («Пройти пустыню – не пустяк…»),зона саванн («Где-то там, на просторе зеленых саванн…»), зона тропических лесов («Тропический лес полон чудес…»). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Изготовление коллажей.

VI. Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема занятия

Раздел 1. Введение (1 ч.)

1

Вводное занятие.

Раздел 2. Великие путешественники (7 ч.)

2

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря»

3

Христофор Колумб. Открытие Америки

4

Фернан Магеллан. Кругосветное путешествие.

5

Исследователи полярных широт

6-7

Тур Хейердал. Путешествие на Кон-тики

8

Подводная одиссея Ж. И. Кусто

Раздел 3. Семь чудес света Древнего мира (5 ч.)

9

10

Пирамиды Хеопса (Гиза, 2550 г. до н.э.)

Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 600 г. до н. э.)

Статуя Зевса в Олимпии (Олимпия, 435 г.до н. э.)

11

12

13

Храм Артемиды Эфесской (Эфес, 550 г. до н.э.);

Галикарнасский мавзолей (Галикарнас, 351 г. до н. э.);

Колосс Родосский (Родос, III век до н.э.)

Александрийский маяк (Александрия, III век до н.э.)

Раздел 4. Семь новых чудес света (4 ч.)

14

15

Колизей (Италия), Великая китайская стена (Китай)

Тадж-Махал (Индия), Петра (Иордания)

16

17

Мачу-Пикчу (Перу) Статуя Христа-Искупителя (Бразилия)

Чичен-Ица (Юкатан, Мексика)

Раздел 5. Чудеса природного мира (5 часов)

18

19

20

Бухта Халонг (Вьетнам)

Остров Чеджу (Республика Корея)

Комодо (национальный парк) (Индонезия)

21

22

Подземная река Пуэрто-Принсеса (карстовые пещеры) Филиппины

Национальный парк «Столовая гора» (ЮАР)

Раздел 6. Чудеса России (3 ч.)

23

Озеро Байкал

24

Долина гейзеров (Камчатка), Столбы выветривания (Коми)

Эльбрус (Кавказ)

25

Петергоф (Санкт-Петербург), Собор Василия Блаженного (Москва)

Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград)

Раздел 7. Путешествие по природным зонам (9 ч.)

26

От Арктики до Антарктики

27

Суровая жизнь в тундре

28

«Бескрайнее море тайги…»

29

«Степь широкая, степь безлюдная...»

30

«Пройти пустыню – не пустяк…»

31

«Где-то там, на просторе зеленых саванн…»

32

«Тропический лес полон чудес…»

33

Игра «Вокруг света»

34

Защита творческих работ

VII. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

1.И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г.                                                                                                

2. Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение»,2001г.

3.О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г.                            

4.«Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова, М., «Сов. Энциклопедия»,1988г.
5.«Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М., «Просвещение», 2004г.  

6.. Т.С.Майорова «География. Справочник школьника».., М., «АСТ», 2003г.  

7.«Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М., «АСТ», 2004г.

10 Л.Г.Бондарев.«Мир географии».. и др., М., «Мысль», 1999г.

http: // ru.wikipedia.org

http://www.uchportal.ru

   http://pedsovet.su/

  http://school-collection.edu.ru/ цифровые образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК 7 класс. "Природные зоны Африки".

Виртуальное путешествие по природным зонам Африки с использованием презентации....

Природные зоны Африки

Эти конспекты уроков помогут начинающим учителям географии при изучении Африки, Индии....

"Природные зоны Африки"

Как за короткое время изучить разнообразие природных зон Африки? Предлагаемая разработка урока дает возможность работы в группах с последующим обменом изученным материалом....

Природные зоны Африки.

Презентация по географии для 7 класса....

Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"

Использование модульной технологии...

Конспект урока географии для 7 класса "Научная экспедиция по природным зонам Африки"

Конспект урока включает ролевую игра и работу в группах, в ходе которой выполняются: самостоятельная и исследовательская работа, проблемные задания,практическая работа, творческие з...

Африка. Презентация к уроку "Природные зоны Африки"

Презентация к уроку "Природные зоны Африки"...