Западная Сибирская равнина: особенности природы
план-конспект урока по географии (8 класс)

Благова Мария Ивановна

УМК: Учебник    Баринова И.И. География. Природа 8 класс-М.: Дрофа, 2016

Атлас: География России. Природа и население. 8 класс. Изд-во ДИК Дрофа, 2016.

Контурные карты: России. Природа и население. 8 класс. Изд-во ДИК Дрофа, 2016

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий (урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями)

Методы: самостоятельная работа, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

Приемы обучения  (составление схем, составление неполных предложений,  работа  с оценочными листами, справочным материалом)

Оборудование: учебник, атлас, компьютер, проектор, мультимедийный экран , презентация Power  Point, физическая карта России.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа, групповая, парная  работа, фронтальная работа

Форма урока: ролевая игра

Планируемые образовательные результаты. Развитие умений, формирование  знаний, носящих метапредметный характер.Целевое назначение. Применение предметных знаний в условиях решения учебных задач

На различных этапах урока организовано учебное сотрудничество различных уровней взаимодействие ученик- ученик, ученик-учитель, ученик-группа.

На данном уроке организована деятельность  учеников  способных к самоорганизации в решении учебных задач, на основе сформированных предметных и универсальных способов действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx51.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Западная Сибирская равнина:  особенности природы

Цели урока:

1) Продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на    примере  Западно-Сибирской равнины. Выявить причины особенностей природы (плоского рельефа, суровости климата, обилия поверхностных вод и др.). Познакомиться с новыми понятиями (колки, гривы, урманы)

2). Развивать умение выделять главное, устанавливать причины и следствия между компонентами природы, умение обобщать и делать выводы, совершенствовать навыки работы с источниками географической информации.

3). Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, развитию  внимательности, логического мышления, собственных суждений, формирование географической культуры.

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий (урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями)

Методы: самостоятельная работа, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

Приемы обучения  (составление схем, составление неполных предложений,  работа  с оценочными листами, справочным материалом)

Оборудование: учебник, атлас, компьютер, проектор,  мультимедийный экран презентация Power  Point, физическая карта России.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, фронтальная работа

Форма урока: ролевая игра

I. Организационно-мотивационный  этап урока
Учитель.  Изучая природу России мы выяснили, что на территории России выделяют много разнообразных ПТК.

Слайд1

Каждый из вас должен ответить на один из вопросов, выберите какой:

 1.Дать определение понятия ПТК

2. Назвать  и показать ПТК, которые мы изучили

3. На основании, каких различий выделяют ПТК (различия в геологическом строении, рельефе, климатические различия)

(Кто отвечает на 1, 2, 3 отвечают, остальные слушают и дополняют)

Учитель. Изучив Русскую равнину и Кавказ, перевалив через Уральский хребет, мы попадем в восточную часть нашей необъятной страны, которую называют – Сибирь.

- Откуда появилось такое название?

Опережающее задание (заслушиваем рассказ)
Слайд 2,3

Название Сибирь появилось на карте в 16 веке, происходит от слова «Сибир» (шибур)- название группы финно-угорских народов.
Существует несколько версий происхождения слова «Сибирь», и до сих пор не установлено, какая из них является истинной

Шибир» — монгольское слово, означающее болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается, что так во времена Чингис-хана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги.

В конце 15 века русские проникли на Иртыш. Особенно много сведений сохранились о походе в Сибирь казака Ермака Тимофеевича

Учитель. Территорию  Сибири простирается от Урала до горных хребтов тихоокеанского водораздела. Сибирь-эта крупнейшая область на земном шаре. Большая протяженность ее территории с запада на восток и с севера на юг определяет многообразие природы

-Какой на ваш взгляд регион мы будем исследовать сегодня первым?

Стадия вызова. Послушайте стихотворение и определите, о какой территории идет речь?

Учитель читает    Равнина. Равнина.

                                 Ни яра, ни пади,

                                 Равнина на север,

                                 Равнина на юг

                                  Как будто гористую землю разгладил

                                  Какой-то гигантский утюг.

И.Фролова

УЧИТЕЛЬ  В словах поэта показано все величие  необъятной равнины. Первый уникальный природный комплекс-это Западно-Сибирская  равнина, является одной из крупнейших и важных в жизни нашей страны.

- И тема нашего урока:  Западно-Сибирская равнина: особенности  природы

Слайд 4

(запись темы в тетрадь, определение целеполагания урока  с позиции ученика- выяснить особенности рельефа, климата, вод, рельефа, ландшафта, развивать умения работать с текстом учебника, атласом, выделять главное, обобщать  и делать выводы)

 

Эпиграф

Знания - это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти   Л. Н.Толстой

II  Процессуально-содержательный этап урока

Актуализация знаний:               1.Дайте определение равнина  

             2.Как различают равнины по высоте

                                                     

Но, прежде, чем изучить данную территорию, нужно знать ФГП данной территории.

  Изучение нового материала

Слайд 5

Географическое положение

Работа в парах

1. По картам учебника или атласа определите, с какими природными районами граничит Западная Сибирь

2.Определите какую геометрическую фигуру, напоминает очертания Западно-Сибирской равнины. В какой части равнины протяженность с запада на восток наименьшая, в какой – наибольшая?

Учитель: Кто работал с первым вопросом? Покажите природные рубежи территории

                Кто ответит на второй вопрос?

Слайд 6

Граница равнины - это отчетливо выраженные естественные рубежи:

  • на севере - береговая линия Карского моря;
  • на юге - подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау;
  • на западе - восточные предгорья Урала;
  • на востоке - долина р. Енисей.

В плане имеет  форму трапеции. В северной части имеет наименьшую протяженность а в южной наибольшую.

Учитель:

Для выявление особенностей природных компонентов, предлагаю вам попробовать себя в роли молодых учёных, а я буду вашим научным руководителем. Мы отправимся в деловое турне  по Западно-Сибирской равнине, по речной системе Оби и Иртыша.

слайд 7        Работа в группах исследователей

Геоморфологи                              Климатологи                   Гидрологи»         Ландшафтоведы

Исследователи рельефа    Исследователи климата  Исследователи вод Исследователи ландшафта

Распределение  групп; выбор объекта  исследования;  распределение ролей; презентация итогов работы групп; время отведенное в группе на работу 10 минут.

Презентация материала

Отчет групп

1 группа – Геоморфологи

Слайд 8-9

1. Определите абсолютные высоты, В каком направлении общий уклон равнины?

2.По тектонической карте определите тектоническую структуру

3. Какой рельеф? Почему  рельеф плоский?

4.Какое влияние на рельеф оказал ледник

Вывод о рельефе.  Составить в виде схемы

Плоский  рельеф

Горизонтальное наложение               Оледенение   древнеледниковые наносы  рыхлые отложения рек

осадочных пластов                                                              

2 группа – Климатологи

Слайд 10

1.В каком климатическом поясе располагается равнина? Тип климата

2. По картам установите, какое количество солнечной радиации получает  равнина.

3. Определите  средние температуры   января и июля?

4.Как распределяются осадки на территории?

Вывод о климате представить в виде схемы

Причины суровости климата

Умеренный пояс        Удаленность от океана    Равнинность        горы по периферии

3 группа – Гидрологи

Слайд11-12

1. Определите крупные реки равнины. Какое место  занимает в России?

2.В каком направлении текут? К бассейну, какого океана относятся? Какое течение(быстрое, медленное)

3. Какое происхождение имеют озера Западно-Сибирской равнины7

4. Какое место занимает по количеству болот?

Вывод о поверхностных водах представить в виде таблицы

Причины заболоченности

Плоский рельеф  

                                         Многолетняя мерзлота   Избыточное увлажнение         Торф

4 группа – Ландшафтоведы 

Слайд 13-21

1. В чем особенности размещения природных зон на Западно - Сибирской равнине?

2. Перечислите природные зоны, встречающиеся на территории? Какая самая большая7

3.Что такое урманы? Гривы, колки?

4.В чем особенности лесостепи Западной Сибири?

Вывод  представить в виде схемы

Типичные ландшафты

Таежные леса                                    Урманы        Гривы        Колки

Учитель.       Мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири.

Насколько эффективно и убедительно смогли довести до других групп.

(В листочках имеются предложение, вставьте пропущенные слова)

Что узнали на уроке? Каждая группа зачитывает предложения

Слайд 22

Вывод:

  • Западная Сибирь - одна из крупнейших   (равнин) земного шара.
  • Климат (континентальный), достаточно суровый.
  • Богата (реками), озёрами, (болотами).
  • Отчётливо выражена (зональность) её природы - от тундры до степей.

Рефлексия

Учащиеся отвечают на вопросы и оценивают результаты деятельности

Слайд 24

- Чему научились на уроке?

- О чём бы вы хотели узнать больше?

   -Оцените свою работу.

  -Оцените работу группы.

 ( моя оценка вашей работы и оценка за урок будет выставлена на следующем уроке)

Лист оценивания и рефлексии см приложение

Д/З. По выбору

 1.  п. 35,

2.    Письмо  другу.

В этом письме вы должны рассказать об особенностях природы Западно – Сибирской равнины.

Письмо вы пишите в произвольной форме:

- это может быть логико - смысловая  схема,  рисунок, тезисы,  просто текст с использованием новых понятий и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Западно-Сибирская равнина: особенности природы

Презентация способствует наилучшему усвоению знаний учащихся по теме "Западно-Сибирская равнина"....

"Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"

Урок географии в 8 классе по теме: "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы" Равнина. Равнина.Ни яра, ни пади.Равнина – на север,Равнина – на юг.Как будто гористую землю разгладилКако...

План урока по географии в 8 классе "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"

Данный план урока содержит подробное описание, на уроке представлены различные формы деятельности учащихся...

Презентация к уроку "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"

Презентация к уроку по географии в 8 классе по теме "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"...

"западно-Сибирская равнина: особенности природы"

Данный урок-презентации составлен по учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России"....

Конспект урока географии на основе технологии проектного обучения. 8 класс. Тема: « ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»

Конспект урока географии на основе технологии проектного обучения. 8 класс. Тема: « ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ». Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы региона....