Личностный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
методическая разработка по географии

Благова Мария Ивановна

В практике применяю элементы личностно-ориентированной технологии.

Мною выработана собственная система использования технологии в практике «Формирование механизма самоопределения ученика в условиях выбора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_mehanizma_saoopredeleniya.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование механизма самоопределения ученика в условиях выбора на уроках географии

 Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Основная цель формирование всесторонне и гармонично развитой личности, способной к активной адаптации, самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию, самоопределению, самосовершенствованию.

В жизни каждому человеку приходится делать выбор.

- определяя, чего хочу, каждый делает выбор наиболее значимой для себя цели,

-затем он пытается решить, как этого достичь, выбирая наиболее оптимальные средства, пути достижения цели,

-и, наконец, что же получилось (конечный результат), необходимость ответа на вопрос «Почему?»

Анализ этого процесса показывает, что результат напрямую связан с тем, какой сделан выбор, умеет ли человек делать выбор. Выбор напрямую связан с самоопределением личности. Поэтому тема моей работы: «Формирование механизма самоопределения  ученика в условиях выбора на уроках географии», цель которой создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.

В своей педагогической деятельности я основывалась на теории личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской. «Она писала, что в процессе обучения и воспитания необходимо учитывать личностные качества  учащихся, его субъективный метод, осуществлять дифференцированный личностный подход, позволяющий формировать целостную уникальную личность, которая открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях»

               Одним из важнейших педагогических условий становления

индивидуальности ученика, его самоопределения в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребенку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать   свою   неповторимость.

Однако создание ситуации выбора дело непростое. Чтобы данный элемент личностно-ориентированного урока был освоен и технологически обеспечен, сделала следующее:

- сначала определила понятие «ситуация выбора;

-выявила педагогические условия создания ситуации выбора на уроке;

-попыталась разработать алгоритм своей деятельности (деятельности педагога) по его моделированию и построению на учебном занятии;

-определить последовательность действий учащихся в условиях выбора.

           Выбор в широком смысле есть не что иное, как предпочтение одного из вариантов. Применительно к учебному процессу выбор-это осуществление отдельны учеником или группой учащихся возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.

Под ситуацией чаще всего понимают систему внешних по отношению к человеку обстоятельств, побуждающих опосредующих его активность. Применительно к личностно-ориентированному обучению ситуация выбора-это спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания.

Исходя из определения, можно выделить следующие черты ситуации выбора:

- ограничение во времени, так как она занимает некоторую часть урока;

-наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения;

-предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора;

Проявление каждым школьникам своей активности и самостоятельности при решении избранного варианта задания.

Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность.

Какие педагогические условия надо соблюдать при создании данной ситуации на учебном занятии?

1) Ситуация выбора должна находится в зоне ближайшего развития детей и затрагивать сферу актуальных потребностей и интересов учащихся;

2) Эти ситуации должны постоянно включаться в систему жизнедеятельности ребенка по мере развития субъективных способностей, умений самостоятельно определять цель, средства ее достижения, нести ответственность за полученный результат;

3) Ситуация выбора должны быть включены в систему реальных отношений и деятельности ребенка, т.е. ученик должен получать реальное переживание за последствия своего выбора, что позволит ему выработать собственную систему ценностей;

4) Основанием для расширения свободы выбора должна быть успешность деятельности, следовательно, расширение свободы выбора должно сопровождаться формированием знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной деятельностью;

5) несформированность качеств субъекта деятельности делает учителя и ученика неравными в ситуации выбора в смысле ответственности за результаты деятельности, поэтому должны быть продуманы механизмы защиты ученика от собственных ошибок.

В процессе работы пришла к выводу, что необходимо учитывать следующие обстоятельства:

-готовность учащихся к выбору;

-педагогическую целесообразность создания ситуации выбора;

-стимулирование учащихся к выбору;

-аргументированность учащимися своего выбора;

-определение степени свободы выбора;

-успешность деятельности учащихся

-оценка результатов решения выбранного варианта.

              Данную работу проводила в 2012-2014.Работала по следующим направлениям:

-ситуация выбора при целеполагании;

-при выборе задания по уровню сложности;

-по значимости;

- по форме выполнения;

-по степени самостоятельной деятельности учащихся;

-по выбору условий работы;

-по возможности использования при выполнении заданий различных источников информации;

-по степени свободы выбора ученика.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся учащимся предложено выполнять задания учитывая степень самостоятельности. Ситуацию выбора создавала при индивидуальной, групповой и парной работе. В литературе нашла две памятки по индивидуальному и коллективному выбору задания.

            На этапе презентации учебного материала предлагаю учащимся выбор: выслушать объяснение учителя, поработать с учебником и ответить на вопросы, приготовить индивидуальное сообщение, выступить в роли учителя на уроке, объясняющего новый материал.

Один из важнейших моментов в самоопределении учащихся- это выбор целей деятельности, поэтому целеполаганию уделяю большое внимание.

Для этого использую различные приемы. Предлагаю учащимся продолжить предложение (например: Сегодня на уроке я….): заполнить таблицу: я знаю, , я узнаю, я узнал. Из предложенных учителем целей выбирать те, которые подходят ученику.

         В конце каждого урока проходит этап рефлексии, где обязательно учащиеся возвращаются к целям, поставленным в начале урока, и анализирую, что получилось, что не получилось, почему.

    В процессе работы были подобраны в литературе и созданы памятки, которые помогают учащимся сделать выбор. Такая работа привела к тому, 94% учащихся умеют формировать цель урока, 84,6% учащихся выбирают форму работы на уроке, 96% задание, 87,4% форму ответа, 98,7% учащиеся аргументировать свой выбор, 76,5% учащихся могут оценить результат выбранного вариант, навыками рефлексии владеют 89%.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4.2 Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания. Приложение 13.

Воспитание патриотизма и интереса к истории и культуре родного края с использованием краеведческого материала...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставлен...

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...

Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания

Результаты профессиональной деятельности учителя информатики Пантелеевой О.В."Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания"...

4.2. Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания

3.1.         Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания...

Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания

Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчес...