Урок метапредметного погружения в 11 классе по теме Китай
план-конспект урока по географии (11 класс)

Цыганова Тамара Романовна

В ходе урока используются разные приёмы, способствующие на примере изучения одной страны, формировать в том числе и метапредметные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kitay_pogruzhenie.docx20.28 КБ
Microsoft Office document icon fakultativ_5_klass.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок метапредметного погружения по географии 11 класс. Тема: «Китай – волшебство, или  плод труда человеческого? А что дальше?» 06. 12.19.

Учитель географии: Цыганова Тамара Романовна

Тип урока: изучение новой темы

 Методы урока: частично-поисковый, наглядный, исследовательский, может быть дискуссия.

Используемые приемы: игра «Вратарь», «Мозговой штурм», «Кластер», разноуровневые задания.

Цель урока: анализируя материал учебника, дополнительную литературу, карты атласа,  составить представление о  прошлом, настоящем и будущем  Китая.

Задачи урока:

изучить особенности экономико-географического положения, государственный строй, природные условия и ресурсы, население, хозяйство Китая. Найти причины явлений и уметь их объяснить.

Ход урока

 Организационный момент:

Приветствие. Психологический настрой « Все в твоих руках».

Слово учителя.

— «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Все 11 лет в стенах школы в ваши руки закладываются знания, умения и навыки а вот от того как вы ими распорядитесь, зависит ваше будущее. Что же касается сегодняшнего дня то в наших руках возможность создать на уроке доброжелательную, работоспособную, творческую атмосферу. И так мы начинаем.

Разминка. Игра «Вратарь».

Работа с политической картой мира (страна-столица). (Выбирается вратарь, который показывает страны на карте. Одноклассники загадывают ему государства, которые он должен показать   и указать их столицы. Неправильный ответ – гол в ворота вратаря).

Стран на карте много и мы уже изучили целую группу.

О чём сегодня на уроке поведём разговор? Если бы я сказала «большое, много, даже очень много, старое, даже очень, красный со звёздами, имеет что-то длинное и старое, здесь есть целая армия из глины и т.д.», то вы бы догадались о чём пойдёт речь?

(если не догадываются, то игру «Устами младенца» продолжаю)  Правильно. Речь пойдёт о Китае. Официальное название страны - Китайская Народная республика. Столица – …..(Пекин). Что вы знаете о прошлом этой страны? (выслушать ответы и раздать зелёные  фишки)

 Что вы знаете об настоящем страны? (выслушать ответы и раздать красные фишки)

 Что вы знаете  о будущем этой страны? (выслушать ответы и раздать синие фишки)

И так – группа с зелёными фишками, займётся изучением населения.( гр.1)

С красными – будут размышлять об экономическом чуде.(гр.2)

С синими – будут искать доказательства экономической мощности. (гр.3)

Все, кто остались без фишек  -  это великие заговорщики, они разберутся в сельском хозяйстве  страны и узнают, не грозит ли стране голод  в будущем?!

ПОЕХАЛИ! ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ.

Работа в группах.

Задания:

1 группа

 Пользуясь текстом учебника и дополнительной литературой охарактеризовать особенности населения Китая. Заполнить кластер.

2 группа

Используя прием критического мышления «Диаграмма Венна», сравните     предпосылки «экономического чуда» Китая и Японии. 

Япония - предпосылки эк. чуда

Общие черты экон. чуда.

Китай – предпосылки эк. чуда

 

 

 3 группа

Используя текст учебника, доказать, что Китай мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. Заполнить таблицу.

Отрасль специализации

Ресурсы

Центры

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

 

4 группа

 Характеристика сельского хозяйства Китая.

Какое по численности население может прокормить Китай?

Презентация ответов  групп.  Группы оценивают ответы друг друга по заданным критериям.   Обмен мнениями.

Проводится физкультминутка.

Рефлексия.

Работа с разноуровневыми заданиями. По теме «Китай»    

Уровень 1

Вставь пропущенные слова:

  1. Китайская народная республика расположена в__________
  2.  Она граничит с государствами______________________   
  3.  Столица государства __________  
  4. Денежная единица _____________
  5.  Государственное устройство страны____________.

Уровень 2

Установи соответствие:

1 Численность населения                                    А) 9млн 596 тыс. 960

2 Площадь территории                                         В)  140 чел

3 Средняя плотность населения                          С) 7, 7 млн чел.

4 Численность населения  Пекина                       Д) 71

5 Средняя продолжительность жизни                 Е)  1 млрд 357 млн

Уровень 3

Составьте синквейн на слова «Китай», «Пекин», по такой технологии:

  • первая строка содержит одно слово — название темы урока;
  • вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных;
  • третья строка – три глагола, определяющие вашу деятельность на уроке;
  • четвертая строка – это фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке
  • последняя строка – одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке.

Работа проверяется учителем.

Проверяем результаты используя приём «Лестница Успеха»:  

 В жизни мне пригодится…

Было интересно…

 Было трудно…

Теперь я могу…

Я понял (а), что…

Сегодня я узнал (а)…

Домашнее задание: (выбираем по желанию)

1.Напишите эссе на тему «Почему бы я хотел (а) посетить  Пекин?

  1. Составить1-2   ребуса c помощью генератора ребусов (Интернет-ресурс http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator ) на тему «Китай »
  2.  Китай удивляет?!  А ЧТО ДАЛЬШЕ??!! Сделать подборку материалов из сайтов Интернета.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лоухская средняя общеобразовательная школа»

Принято                                                                                         Утверждаю

Педагогическим советом школы                                                 Директор школы

Протокол №_____от_______ 2012                                               ____________Т.О. Дубровских

                                Приказ №_____от_______

 

        Программа факультативного курса

«Путешествуем по карте»»

по (предмету)_____________________география_______________________________

     Класс_____5______

 Всего часов на учебный год_____17______

     Количество часов в неделю_____1_во втором полугодии.         

 Учитель:

                         _____Цыганова Т.Р.___

РАССМОТРЕНО                                                                                      СОГЛАСОВАНО

Школьным  методическим объединением                          

Руководитель ШМО естеств.-геогр.цикла                                           заместитель                                                                                         директора по УВР

_________________С.Г.Бахонина                                __________________О.Г.Сергеева.

Протокол №_____от__________                                                                                      

        

2019-2020г

Пояснительная записка

Программа факультативного курса  «Путешествуем по карте» для учащихся  5-х классов рассчитана на 17 часов.  Методическая разработка  научно и всесторонне раскрывает место, роль, значение и функции факультативного курса. Считаю что этот факультатив по географии:

- создаёт положительную мотивацию обучения в географии на планируемом профиле обучающего;

-  познакомит учащихся с ведущими видами географической деятельности;

- активизирует познавательную деятельность у школьников в географической области;

- повысит информационную и коммуникативную компетентность учащихся в географии.

           Разработанная мною методическая разработка содержит много практических работ, в том числе и на местности.    Карты  -  маленькие модели мира и одновременно язык всех наук о Земле и многих социально-экономических наук, инструмент пространственного исследования и средство передачи информации. Сегодня карты или атласы вошли в повседневный быт, они лежат на столе администратора и в кабине штурмана, висят на стене в школьном классе и подмигивают яркими знаками с экранов компьютеров. Овладение картографической грамотой так же необходимо современному человеку, как знание грамматики и умение работать с компьютером. Карта – модель действительности, источник информации, инструмент познания отраженной на ней части действительности. Считаю знание общих законов построения карт, их свойств, языкового устройства помогут учащимся более полно их использовать, читать и получать необходимую информацию, распознавать закономерности размещения природных и общественных объектов и явлений, устанавливать существующие взаимосвязи между ними.

       Программа  «Путешествуем по карте» рассчитана на 17часов. Содержание факультативного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования.          

        Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по теме карта и приёмы работы с ней, разрешить  вопросы, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы.  

            Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической, географической контурными картами, глобусом) ,текстовыми, а также с  профилями диаграммами. рисунками схемами и др.. Содержание каждой темы факультативного  курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий  создаётся ситуация, в которой каждый ученик   выполняет  индивидуальную работу и принимает участие в работе группы.

         В программе курса упор сделан на те разделы картографии, которые вооружают школьника необходимыми ему знаниями и умениями, расширяют его кругозор, повышают общую культуру. Так, значительное место отведено изучению свойств карт, их языковых особенностей, выработке навыков анализа картографического языка, использованию этих знаний при оформлении домашних и классных заданий на контурных картах, создании своих собственных карт (рукописных или компьютерных).

         Для ознакомления учащихся с созданием первичных карт, что необходимо для обучения ориентированию в пространстве, в программу включен раздел съемки местности простейшими приборами.  

         Занятия   состоят  из лекционного материала, практических классных работ, а также полевых работ (в окрестностях школы).  

 

        Цель программы:

•        расширение географического кругозора   улучшение знаний, умений  по работе с разнообразными географическими картами.

       Задачи программы:

•        познакомиться с историей картографии, различными картами;

•        расширить знания о масштабах;

•        показать роль карт;

 •        расширить знания о картах и об их использовании.  

Содержание программы.

Тема 1. Путешествие в науку «Картография».  1 час.

Мини-спектакль «В гостях у Картографии»

       Картография как наука, ее формы. История картографии. Значение и примеры использования карт в различных  видах деятельности современного человека. Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок.

Тема 2. Путешествие в заколдованный лес с топографической картой . 1 час.

         Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. Бергштрихи. Определение направлений по топографической карте.

     Тема 3. Практические работы по топографической карте.  4 часа.

 •Определение по топографической карте координат различных объектов.

•Вычерчивание простейшего плана местности

•Чтение содержания топографической карты.

•Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображенных горизонталями.

Тема 4. Используем свойства карты, варим чудесный эликсир.   3 часа.

   Карты  как модели действительности.   Масштаб карты. Виды масштабов: численный, именованный и линейный масштабы, основание масштаба и его точность.   Чудесный эликсир – это алгоритм действий.

 Практическая работа. Определение по численному масштабу именованного, построение линейного масштаба по численному.  

     Практическая работа. Сравнение карт школьного атласа 5 класса   установление различий в показе на них количества объектов.    

Тема 5. Для чего карте нужен язык?    3 часа.

      Язык карты. Условные обозначения. Внемасштабные, площадные (масштабные) и линейные условные знаки.   Способы картографирования. Способ значков.      

         

         

Тема 6. Географическая карта как источник знаний.   1 час

Путешествие в страну  «Геознайку»

      Географическая карта - основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения)

Практическая работа. Нахождение территорий на карте по их описанию.

Тема 7. Узнаём о  создании карт. 2 часа.

     Современные методы создания карт. Общие представления о проектировании, составлении, издании карт. Понятие о съемках местности. Наземные и дистанционные методы съемок местности. Исходные материалы для создания карт. Аэрофотоснимки и космические снимки – основные исходные материалы для создания современных карт.

      Практическая работа. Знакомство с простейшими видами съемок местности. Плановая глазомерная съемка (маршрутная или площадная). Высотные съемки.

Тема 8. Для чего нужны географические карты?    1 час.

   Чтение карт. Общие правила чтения карт и составления по картам описаний.  

      Практическая работа. Составление по картам школьных атласов географических описаний. Измерение на картах длин линий.

Тема 9. Обобщающее повторение.   1  час.

Игра на местности "Поиск молодильных яблок".    

Ожидаемые результаты: 

 Предметным результатом  освоения  факультатива является:

- умение работать с разными источниками географической информации;

-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений с использованием географической карты.

- картографическая грамотность;

 

- умение применять географические знания в повседневной жизни для   адаптации к условиям проживания;

 

Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей  учебной  деятельностью.

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах.  

- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Личностным результатом обучающихся по программе факультатива   является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных  ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность.

Образовательные результаты предусматривают:

-овладение системой географических знаний и умений практической направленности; навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Календарно-тематическое планирование элективного курса  «Путешествуем по карте» 5 класс

№п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Лекция

Практическая работа

Семинар

1

Что изучает картография

1

1

2

Топографическая карта

1

1

2

3

Практические работы по карте

4

4

Свойства карт

3

1

5

Язык карты

3

6

Географическая карта как источник знаний

1

1

7

Вычерчивание простейшего плана местности.

2

1

8

Использование карт

1

1

9

Обобщающее повторение

Игра на местности.

1

Литература

1.Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учащихся по  факультативному курсу, - М.: Просвещение, 1972.

2. Куприн А.М.Занимательная топография. М.: Просвещение, 1977.

3. Куприн А.М. Слово о карте. М.: Недра, 1987.

4. Физическая география: Справочные материалы./ А.М.Берлянт и др. М.:   Просвещение, 1994.

5.Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учащихся по  факультативному курсу, - М.: Просвещение, 1972.

6. Болотникова Н.В. География. 9 класс. Предпрофилная  подготовка: сборник программ элективных курсов. – Волгоград: Учитель, 2006.

7. Куприн А.М.Занимательная топография. М.: Просвещение, 1977.

8. Куприн А.М. Слово о карте. М.: Недра, 1987.

9. Картография с основами топографии: Учебное пособие для                                                       педагогических вузов/ Под ред. Г.Ю.Грюнберга. М.,1991.

10. Справочник по военной топографии./ А.М.Говорухин и др. М.: Военное   издательство Министерства обороны СССР, 1980.

11. Физическая география: Справочные материалы./ А.М.Берлянт и др. М.:   Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок в 9 классе по теме " Функциональные зависимости и их применение"

Данный  урок      является обобщающим   в системе уроков по теме " Свойства функций. Квадратичная функция", реально отражающий учебный план и оптимально с...

Урок 11 класса по теме "Китай"

Географическая специфика страны, ее уникальность, неповторимость и противоречивость....

Сценарий открытого урока в 10 классе по теме "Сравнительная характеристика Японии и Китая"

Цели урока: Формирование предметно – аналитических и самообразовательных компетенций при изучении стран Японии и Китая.Образовательные задачи: изучение нового материала методом сравнения и анализа.Раз...

Рабочий лист и задания для групповой работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века"

Рабочий лист и задания для групповой или парной работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века" могут быть использованы как на уроке...

конспект урока географии в 11 классе на тему: "Китай".

Конспект урока географии в 11 классе на тему: "Китай"...

Методическая разработка плана урока по географии в 7 классе по теме "Китай"

Методическая разработка плана урока по географии в 7 классе по теме "Китай"...

Урок в 8 классе по теме "Второстепенные члены предложения" (Модуль "блочно-событийные погружения")

Уроки проводятся в форме "блочно-событийныго погружения" Событие -  Люди нашего времени...