Использование платформы Глобал Лаб при создании коллаборативных (совместных) исследовательских проектов учащихся
методическая разработка по географии

Трусова - Рослова Наталья Владимировна

Использование платформы Глобал Лаб при создании коллаборативных (совместных) исследовательских проектов учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование платформы Глобал Лаб при создании коллаборативных (совместных) исследовательских проектов учащихся

Что значит – быть хорошо образованным сейчас, в XXI веке?

Очевидный тренд современного образования – понимание того, что школьник может получить его,  работая в группе единомышленников, объединённых желанием решить конкретную задачу, важную для жизни самого учащегося, для жизни его населенного пункта, для жизни всего сообщества.

К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:

  • формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
  • формирование навыков организации рабочего пространства и использование рабочего времени;
  • формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Одной из моделей обучения, решающей вышеуказанные цели, можно назвать проектную или проектно-исследовательскую деятельность школьников.

В проектно-исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие универсальные учебные действия, а именно:

  1. Личностные: оценочные умения.
  2. Познавательные: поисковые (исследовательские) умения, логические.
  3. Коммуникативные: умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские умения и навыки, презентационные умения и навыки.
  4. Регулятивные: целеполагание, планирование, корректировка плана.

Одной из самых важных и сложных для организации форм образовательной деятельности, решающих задачи проектно - исследовательского подхода, является научное исследование, осуществляемое школьниками.

Хорошим подспорьем развития проектно-исследовательской деятельности в школе я считаю платформу ГлобалЛаб, которая предлагает проекты, принципиальной особенностью которых служит их сетевой (совместный) характер и нацеленность на стимулирование сотрудничества учащихся путем создания ситуаций, в которых они используют данные, полученные всеми членами сообщества, для формирования коллективного экспериментального знания.

Данные проекты являются коллаборативными (от англ. - collaborative learning – совместное обучение), т.е. совместными.

Коллаборативное (совместное) обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и преподавателем. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. Коллаборативное обучение включает такие форматы как групповые проекты, совместные разработки.

Как собирается Коллаборативная команда.

Собрать команду заинтересованных лиц. Выбрать редколлегию.

Разместить материалы проекта на платформе ГлобалЛаб или открыть проект для широкого круга участников.

Управлять знаниями.

Управлять исполнителями.

Масштабировать команду проекта под конкретные знания.

Анализировать эффективность команды проекта.

Сегодня я хотела бы представить работу над двумя коллаборативными проектами из собственного опыта.

Данные проекты реализованы учащимися 5-х классов в рамках внеурочной деятельности в системе ФГОС ООО.

Первый проект, идея которого взята на платформе ГлобалЛаб, изначально назывался «Облачный покров».

Коллаборативная команда состояла из: куратора проекта на ГлобалЛаб Бориса Беренфельда, автора и руководителя проекта Сергея Николаевича Ловягина (Московская область, г.Лесной), ведущего тьютора ГлобалЛаб Яны Олеговны Злочевской (г.Москва), учащихся 5 «В» класса, школьного руководителя проекта Трусовой Н.В., первого учителя Пшенишной Н.Е., заместителя директора по УВР по начальной школе Фокиной Н.И., родителя Гафтонюк С.В., наставников-старшеклассников – учениц 9 «Б» класса Чидиговой Э. и Верхоглядовой А. и ученицы 5 «В» класса Гафтонюк Анна и Далгатова Мадина – главные исследователи.

 Сначала, совместно с учащимися 5 «В» класса мы выполнили задания согласно алгоритму, предложенному руководителем проекта.

В течение нескольких дней зимой 2015 года записывали температуру воздуха и изучали облачный покров в городе, фиксируя его на фото.

Фото выполнялось согласно сторонам горизонта. Затем было дано задание: в один из дней все участники проекта должны были сделать фотографии неба.

После данные были выложены на платформе, руководителем сделан вывод и составлена карта облачного покрова нашей страны и зарубежья. Сделан вывод о состоянии облачного покрова в этот день в восточном полушарии.

Мы использовали эти данные далее. Так как эта тема заинтересовала учащихся тем, что небо часто меняло свой цвет, то мы решили создать свой исследовательский проект на тему «Народные приметы». Целью его было – исследовать, каким образом народные приметы могут помочь человеку спрогнозировать погоду на ближайшее время. При этом, исследования продолжались и весной, и летом.

Нами были найдены народные приметы, например, «солнце село красно – завтра будет ясно», «розовый вечерний небосвод – к жаркому дню завтра», «красное небо вечером – к ветру».

Затем мы проверяли данные народные приметы, как они работают в современных климатических условиях.

Следующим этапом нашего проекта стало расширение рамок проекта, так сформировалась тема научно-исследовательского проекта «Народные календари этносов Югры и современное предсказание погоды».

Команда учащихся постепенно сужалась. Теперь мы изучили народные календари народов Югры – хантов, манси, сравнили их с народными календарями селькупов, русских крестьян, присоединили народные приметы и получили исследовательский проект.

Цель нашего исследования: определить роль примет в прогнозах погоды, доказать, что использование народных примет возможно для прогнозирования погоды.

Гипотеза исследования: если в ходе исследования сможем подтвердить, что народные приметы предсказывают погоду, то это даст возможность ориентироваться в изменениях погоды без метеослужб, и в тоже время будет хороший повод для запоминания примет народного календаря как одного из источников устного народного творчества.

В результате нашего исследования был изготовлен свой народный календарь, путем совмещения частей которого мы можем узнать, чем можно заниматься земледельцу и охотнику, оленеводу и рыбаку в тот или иной месяц года.

Данный проект был представлен на городской конференции младших школьников «Открытие» и получил второе место.

Второй проект мы выполнили в рамках коллективного творческого проекта «День космонавтики». Ребята по принципу коллаборативности (совместно с первыми учителями, классными руководителями, родителями) составляли свои проекты. Тематика их была разнообразна: «Планеты», «Известные космонавты и их вклад в развитие космонавтики», «Есть ли жизнь на Марсе». Данные проекты были защищены в рамках внеурочной деятельности.

Коллаборативная команда состояла из: учащихся 5 «В» класса, школьного руководителя проекта Трусовой Н.В., заместителя директора по УВР по начальной школе Фокиной Н.И., родителя Гафтонюк С.В., наставников-старшекласников – учениц 9 «Б» класса Чидиговой Э. и Верхоглядовой А., главного героя проекта – Чечина Александра Васильевича, заместителя генерального директора ЦСКБ (Центральное специализированное конструкторское бюро) «Прогресс» г.Самары, координатора проекта – Хлебодаровой Альбины Федоровны, методиста СамГПУ, а также учениц 5 «В» класса Гафтонюк Анна и Далгатова Мадина – главных исследователей.

Редколлегией все проекты были собраны воедино и получились два коллективных коллаборативных проекта «Современная космонавтика» и «О чем рассказали тюльпаны Байконура». Эти проекты были переработаны, соединены воедино и представлены на II Всероссийском конкурсе праздничных мероприятий, посвященных Дню космонавтики "Ближе к звездам" и получили 2 место.

В процессе создания совместных (коллаборативных) проектов общественность участвует в анализе данных, помогает улучшить план проекта, участвует в распространении результатов исследования.

Проекты ГлобалЛаб используются мною в качестве элементов или основы урока, варианта краткосрочного, среднесрочного или долгосрочного домашнего задания, проекта или исследования, сопровождающего курс в целом («индивидуальный проект»), элемента или основы внеклассного мероприятия.

Конечная цель исследовательской работы в ГлобалЛаб – развитие всех типов универсальных учебных действий, необходимых для решения профессиональных и жизненных задач. В ГлобалЛаб закладывается основа для успеха в жизни.

Список использованных источников:

Драхлер А.Б. КРАУДСОРСИНГ И КОЛЛАБОРАЦИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ [Электронный ресурс]/ http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2014_02_25.html.

Управление бизнес-процессами [Электронный ресурс] http://ratiolegal.biz/industries/collaborate-teams/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские проекты учащихся при изучении иностранного языка

В статье даётся понятие проектно-исследовательской деятельности учащихся и опыт применения её на уроках...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 4 Тема: Методические рекомендации по организации исследовательских проектов учащихся

Выступление на занятии «мастер-класс» № 4Тема: Методические рекомендации по организацииисследовательских проектов учащихся...

Исследовательский проект учащихся "Ориентирование по местным приметам" под девизом "Вспомни всё, чему тебя когда-то учили, и помоги себе сам!" Реализован в рамках ЛОЛ

Кто из нас не знает сказок «Три медведя», «Маша и медведь»       о девочках, которые заблудилась в лесу      и попали к медведям. Обе  спаслись чудом.   Мы заду...

Педагогическое сопровождение исследовательского проекта учащегося

Исследовательская работа в современной школе предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя.Несмотря на большую личную заинтересованность детей в работе и их трудолюбии я все время п...

Социальный проект SIDUS (Совместная исследовательская деятельность учащихся и студентов)

Основная цель данного социального проекта – поиск эффективной стратегии деятельности будущего педагога дополнительного образования в детском театральном коллективе через проведение совместных ис...

Исследовательские проекты учащихся. О проекте "Современная семья глазами подростка". Статья

Представлено описание проекта (мониторинга), изучения  мнений учащихся о проблемах семьи. Проект проводился в два этапа. Первое социологическое исследование проведено школьниками в 2008 году, вто...

Исследовательский проект учащегося (8 класс) «Лексикон учащихся 7-х классов МОУ лицея №3 г. Галича Костромской области»

На сегодняшний день существует проблема «загрязнения родного языка». Подростки засоряют язык, грубо выражая свои мысли. Речь школьников – безлика и стандартна.Работа над данным учебн...