Открытый урок по географии
план-конспект урока по географии

Константинова Светлана Павловна

Конспект урока по географии. 

 Тема: Растительный и животный мир зоны арктических пустынь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Константинова Светлана Павловна,

учитель географии МКОУ «Школа № 3»

Конспект урока

по предмету «География»

Класс:

Количество учащихся: 14.

Время: 40 минут.

Тип урока: комбинированный.

Тема. Растительный и животный мир зоны арктических пустынь.

Цель: формирование представления о растительном и животном мире зоны арктических пустынь.

Задачи:

Образовательные:

  1. сформировать представление о об основных растениях, животных и особенностях их приспособления к жизни в условиях Арктики; закрепить представления о климате зоны арктических пустынь и о зависимости растительного и животного мира от климата.

Коррекционные:

  1. развитие зрительного и слухового восприятия, воображения (на материале урока);
  2. развитие мышления (анализа, синтеза, обобщения, абстрактное представление) и внимания (на материале урока);
  3. познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитательные:

  1. формирование экологического сознания учащихся (на материале урока)

Оборудование:

  1. Физическая карта России;
  2. Учебник «География России 7 класс» М.;2013, авторы Лифанова Т.М., Соломина Е. Н.;
  3. Приложения к учебнику «География России 7 класс», стр. 8-9, 10-11;
  4. презентация «Животные арктических пустынь»

Планируемые результаты (базовые учебные действия)

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

- Владение знаниями о природных зонах России;

- ориентировка в задании; умение работать с текстом;

-составление правильного ответа на вопрос, используя свой опыт и информацию, полученную на уроках.

- Стремление быть хорошим учеником, грамотным человеком, связно и четко излагать свои мысли;

- осознание значимости приобретенных знаний;

- высказывание своего мнения.

- Умение работать в коллективе, строить диалог; активное участие в обсуждениях, играх;

- восприятие одноклассников как членов дружного коллектива;

- обучение выступлению перед аудиторией.

- Планирование своих действий с опорой на алгоритм;

- определение темы  учебной деятельности с помощью учителя;

- сопоставление своих действия с образцом;

- соблюдение правил урока.

Источники информации:

для учителя:

  1. Физическая карта России;
  2. Учебник «География России 7 класс» М.;2013, авторы Лифанова Т.М., Соломина Е. Н.;
  3. Иллюстрации животных-презентация.

для учащихся:

  1. Учебник «География России 7 класс» М.;2013, авторы Лифанова Т.М., Соломина Е. Н.;
  2. Приложения к учебнику «География России 7 класс», стр. 8-9, 10-11.

План урока

  1. Организационный момент урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Сообщение темы и задач урока.
  4. Работа по теме урока.
  5. Физминутка.
  6. Закрепление и повторение изученного материала.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые базовые учебные действия

I. Организационный момент (3 мин.)

- Прозвенел  звонок,

Начинаем наш урок.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку, посмотрите все готово : учебники. тетради, карандаши.

- Сегодня мы будем работать по плану.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Оформление в тетради.
  3. Работа с учебником.
  4. Физминутка.
  5. Закрепление темы.
  6. Запись домашнего задания.

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.

 

                                      Озвучивают картинный план (на доске)  

Регулятивные:

умение слушать и слышать, выполнять инструкции учителя.

II. Фронтальный опрос - обобщающее повторение (10 мин.)

а)1. На доске буквы, вам надо составить, слово (это слово связано с темой нашего урока)

     2.Прочитайте.

  1. Что означает это слово (словарное)

4.Как называется эта зона?

б) Работа с картой.

1. Покажите где она расположена?  

2. Как коротко (по-другому) называют эту зону?

3. Покажите на карте моря и острова, зоны арктических пустынь: Баренцево море, Белое море, море Лаптевых, Карское море, Восточно-Сибирское, Чукотское море, Земля Франца – Иосифа, остров Врангеля, Новая Земля, Новосибирские острова, Северная Земля

  1. В каком океане лежат эти острова?

5.А какая там погода, какой климат?

- Учащиеся составляют слово Арктика.

-Арктика.

- Северная область Земли включающая почти весь Северный Ледовитый Океан с островами.

- зона арктических пустынь.

- показ по карте.

- Арктика.

- Учащиеся по очереди выходят к карте и показывают - 4 ученика

- Эти острова лежат в Северном Ледовитом океане.

                                                       

III. Проверка домашнего задания (7 мин.)

1) На прошлом уроке мы говорили о климате зоны арктических пустынь.

- Что было задано на дом?

Проверим ваши знания по теме.

(2 ученика работают у доски, 4 ученика работают по карточкам, еще 4 отвечают на вопросы с места, -остальные внимательно слушают и дополняют).

 

2) Проверяем задание по карточкам, сверяя с ответами на доске.

Вставь в текст недостающие слова:

Большую часть года в Арктике стоит (морозная,) погода, дуют сильные ветры. Всюду лежат (льды и снега). Несколько месяцев длится (полярная ночь), которую сменяет  (полярный день). Лето в Арктике (холодное), частыми (туманами). Лед тает только у берегов.

- Оценки за домашнее задание.

По карточкам проверю позже, учитывать буду грамотность ответа

Вывод: тему «Климат Арктики» усвоили хорошо.

Отвечают на вопросы учителя:

- прочитать текст с.40

 

- 2 ученика у доски.

- 4 ученика работают по карточкам.

- 4 ученика работают по вопросам, читают вслух и отвечают.

1. Почему в зоне арктических пустынь зима долгая и холодная, а летом часто бывают заморозки?

Ответ: на севере, в холодном поясе, солнце поднимается невысоко над горизонтом, солнечные лучи скользят по поверхности и земля слабо прогревается. Климат отличается морозной  и длительной зимой, коротким и холодным летом.

2. Опишите полярную ночь?

Ответ: полярная ночь продолжается несколько месяцев, чем ближе полюс, тем длиннее полярная ночь. На Новой земле продолжается более 2 мес., а у северного полюса 6 мес. Солнце не появляется.

3. Опишите полярный день в Арктике?

Ответ: после полярной ночи солнце поднимается над горизонтом все выше и выше наступает полярный день. По времени он равен полярной ночи. Солнце стоит на небе не высоко и землю согревает слабо. Солнечные лучи скользят по поверхности Земли давая ей мало тепла

4. Чем отличается полярный день и ночь от дня и ночи в нашей местности? (дополнительный вопрос)

- 1 ученик читает вслух задание

Ученики сверяют правильность ответов с доской, оценивают свою работу.

Регулятивные:

планирование своих учебных действий.

Личностные:

сохранять мотивацию к учёбе, проявлять интерес к учебному процессу

IV. Объяснение нового материала (10мин.)

- Мы изучаем природные зоны в определенном порядке. Какие темы уже изучили?

- Назовите тему нашего урока?

- Запишем в тетрадь число и тему урока….

- Обьявляю  цели.

- Сегодня мы познакомимся с растительным и животным миром Арктики, узнаем о взаимосвязи жизни растений, животных и климатических условий.

Растительный мир .

- Определите по карте «Приложений», с.8-9, какие растения есть в зоне арктических пустынь?

- Что необходимо растениям для роста?

-Есть ли эти условия в Арктике

- Показ (наглядность)

Мох и лишайник низкорослые растения – у них короткие корни мелкие листочки, потому что острова покрыты льдом и снегом. За короткое лето снег не везде успевает растаять. Земля промерзает   и летом оттаивает лишь небольшой слой почвы. Дуют сильные ветры и в таких суровых условиях могут расти только низкорослые растения такие как  мох и лишайник.

Фронтальный опрос:

- Почему в Арктике могут расти только низкорослые растения? (проблемный вопрос)

- Почему эти растения имеют короткие корни?

- Богат или беден растительный мир Арктики?

- Вы уже обращали внимание, что в зоне арктических пустынь мелкие острова, окружены со всех сторон водой, морями Северного Ледовитого океана.

- На дне полярных морей растут водоросли, и распространен ПЛАНКТОН . Поэтому в морях много рыб - треска, сельдь, морской окунь.

Словарная работа.

- Словарное слово: планктон,  (запишите).  

- Найдите в словаре значение слова «планктон» прочитайте. (с. 172)

Морские   животные (наглядность).

- Откройте приложение(с. 10-11) и назовите животных Арктики.

- Как вы думаете, чем питаются эти морские животные?  

- Животный мир Арктики небогат. Белухи, нарвалы, тюлени и моржи – это морские животные.

Белухи – крупные шестиметровые киты белого цвета. Свое название они получили за белый цвет кожи. Белуха относится к зубатым китам. У нее есть зубы, которыми она хватает рыбу.  Белуха наделена толстым слоем подкожного жира, который защищает от переохлаждения. Белуха может «разговаривать». Она издает различные звуки: свист, щебет, визг, клекот, стон. Ее прозвали «морской канарейкой».

Нарвалы. Это тоже киты пятнистой окраски. Очень крупные, весят в среднем 1,5 тонны. В длину нарвалы могут вырастать до 6 м. У нарвалов впереди на морде расположен длинный костный бивень.

Тюлени и моржи относятся к ластоногим животным, так как у них вместо лап передние и задние ласты. Эти животные отлично плавают, ныряют, но медленно передвигаются по суше.

Тюлени - почти постоянно живут в воде. На сушу выходят только для размножения и линьки. Тело покрыто толстым слоем жира, ЖИР ПРЕДОХРАНЯЕТ животных от замерзания. Тюлений жир богат витаминами, его используют как лекарство. Из шкур народы Крайнего Севера делают различные изделия, мясо употребляют в пищу. Охота на тюленей ограниченна.

Малыш – тюлененок совершенно белый, поэтому его называют «белек». У него длинная густая шерсть, которая защищает его от холода. Через некоторое время тюлененок начинает линять. Когда малыш приобретает «взрослую» окраску, он вступает в самостоятельную жизнь.(дополнительно)

Морж   крупнее тюленя, шерсть его коричневого цвета у взрослых самцов растут клыки. Морж сильное животное, в схватке с белым медведем моржи часто побеждают

- В переводе с латинского языка слово «морж» означает «тот, кто ходит на зубах».

- Зачем моржу нужны клыки? На этот вопрос нам подготовил реферат…

Спасибо, интересный доклад. Отметка «5»

- Почему животные не мерзнут в воде?

1. Географическое положение зоны

арктических пустынь.

2. Климат Арктики.

                                          - «Растительный и животный мир зоны арктических пустынь»

Слушают объяснение учителя, оформляют работу в тетрадях.

- Лишайник, мох.

- Солнце, влага, почва.

- Нет в Арктике таких условий

- Дуют сильные ветры, суровый климат, мало солнца, нет почвы.

- Земля промерзает, летом оттаивает лишь небольшой слой земли.

- Растительный мир беден.

Записывают словарное слово в тетрадь.

- 1 ученик читает вслух, остальные следят, затем 2-3 ученика повторяют устно.

Слушают рассказ учителя, рассматривают наглядный материал, работают с приложением.

- Тюлени, моржи, белые медведи.

- Планктоном и рыбой питаются многие морские животные.

Слушают аудиозапись.

                               Доклад ученика:

 

- Когда морж взбирается на льдину, он работает клыками, будто альпинист ледорубом.

Клыки помогает и под водой. Известно, что морж может обходиться без воздуха не более 10-15 минут. По истечении этого времени он клыками пробивает из-под воды отверстие во льду, выставляет ноздри и таким образом вдыхает воздух. Огромными клыками морж роет подводный грунт, добывая моллюсков. Кроме того, бивни помогают моржу защищаться от врагов. Впрочем, на взрослого самца не решается нападать даже сам белый медведь, безоговорочный владыка Арктики. Тюлени находятся в безопасности под водой, подо льдом, так как могут оставаться под водой около 20 минут

- Животные имеют толстый слой подкожного жира.

Ответ:

Животные не мерзнут, т.к. у них толстый слой подкожного жира

Личностные:

стремиться быть хорошим учеником, осознавать значимость в приобретения знаний, необходимых для успешности в жизни. Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ, сравнение, анализ своего отношения к природе, ориентироваться в учебнике, использовать  информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия, обосновывать собственную позицию.

Предметные: учатся читать карту,описывать особенности природной зоны.

V. Физминутка (2 мин.)

- А теперь я предлагаю вам отдохнуть.

- Гимнастика для глаз:

Знаем мы, где  север, (глаза вверх), где юг (вниз),

Глазами покажем запад (глаза влево), восток (вправо).

И  Северный полюс (глаза вверх), и Южный (вниз).

Карибское море (глаза влево), Австралию (вправо).

- Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!

Влево-вправо, раз и два.

Думай, думай голова

(вращение головой).

- Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

 

                                   Встали возле стульев, выполняют упражнения

VI. Объяснение нового материала (3мин.)

- Охотится на тюленей белый медведь — это безоговорочный владыка Арктики. -Демонстрация плаката.

- У него белая густая шерсть помогает хорошо маскироваться среди бескрайних снегов. Шерстинки белого медведя внутри пустые. Это позволяет удерживать в шерсти дополнительный воздух, поэтому медведю тепло в своей шубе. Кроме того, под шубой имеется толстый слой жира, который долгое время сохраняет тепло Белые медведи, как и все животные Арктики занесены в Красную книгу ,так как находятся на гране исчезновения.

- Птичьи базары – это скопления птиц, которые вьют гнезда на скалистых берегах. Каждое лето в арктические пустыни прилетает множество птиц: кайры, гаги, тупики, чайки и  другие. Все они находят себе пищу в море. Гнездятся птицы на островах, среди скал.

- А сейчас вашему вниманию предлагаю видеоролик «Птицы Арктики».

Итог: Растительный и животный мир  зоны Арктики беден.

Все обитатели арктических пустынь приспособились к суровым климатическим условиям. У них густой, длинный мех, плотный подкожный жир, у птиц плотное оперение, в основном имеют белую окраску, что позволяет выживать в условиях Арктики.

Просмотр видеоролика «Птицы Арктики».

VII. Закрепление темы (10 мин.)

Работа по учебнику.

  1. Откройте учебники на с.44. Внимательно прочитайте текст в рамке и будьте готовы ответить на вопросы.

2.  Вопросы:

  • Почему беден растительный и животный мир в арктических пустынях?

  •  Какие животные обитают в арктических пустынях?

 

-Правильно определить  названия животных и прикрепить к картинке у доски .

  • «Что такое птичьи базары»?

  • Прочитайте какие птицы прилетают гнездоваться на острова Арктики?
  •  
  • Как животные приспособились к жизни в суровых условиях?
  • -С заданием у доски справились.

Читают текст про себя.

-1 уч вслух

Ученики отвечают на вопросы, остальные дополняют.

В Арктике суровые климатические условия: мало солнца, тонкий слой почвы, сильные ветры.

Белухи, нарвалы, моржи,тюлени.

- 4 ученика прикрепляют название животных на доску.

(Соотносят название животных с картинкой у доски).

-Скопление птиц, вьющих гнезда на скалистых берегах.

-Гаги, чайки, тупики и д.р.

-Имеют толстый слой жира, плотное оперение.

VIII. Домашнее задание (3 мин.)

- Перейдем к домашнему заданию. И разберем задание по карточке, которое вам предстоит заполнить, используя слова для справок.

- Вставьте в текст недостающие слова (разобрать устно, на доске) 

Все обитатели арктических пустынь приспособились к суровым климатическим условиям. У них (какой?) ___________________________ (густой, длинный) мех или (какое?) очень __________________ (плотное) оперение, которое позволяет сохранять (что?) ________________(тепло). Морских животных от охлаждения спасает (что?)_______________________________________(толстый слой жира). Большинство птиц и зверей имеют (какую?)_______________________ (белую) окраску. Она помогает им быть (какими?) ________________________ (незаметными) на снегу и льду.

- А дома вы заполните карточки. (Раздать карточки).-Раздать карточки , записать д.з в дневник. выставить оценки

1 ученик читает вслух.

(устно работают с карточкой вставляя СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК)

Регулятивные:

планирование своих учебных действий

IX. Итог урока (2 мин.)

- Что интересного  узнали на уроке?

- Что понравилось?

- Что оказалось сложным?

Личностные:

проявлять интерес к новому материалу проявлять Коммуникативные:

отвечать на вопросы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по географии " Африка. Географическое положение"

коспект урока содержит целепологание, задания и самоанализ....

Открытый урок по географии

Конспект открытого урока по географии: "Равнины суши, их различия. Изменение равнин во времени" в 6 классе....

Открытый урок по географии 6 класс тема "Реки"

Открытый урок по географии 6 класс по теме "Реки". Предлагается конспект урока  по теме. На уроке используется работа в парах, группах....

Разработка открытого урока по географии на тему "Литосфера"

Каждый год в нашей школе проходит День школы, в котором я принимаю активное  участие и провожу  открытые  уроки  для  города....

Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"

Материал даёт представление о численности населения Земли, дополнительную информацию , которая позволяет в занимательной форме раскрыть задачи урока....

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....