Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Байкал – кладезь мира» Направление эколого-биологическое
    рабочая программа по географии (8 класс)

    Цырендашиева Баярма Раднаевна

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованием  Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03 -2960, на основе образовательной программы школы. Программа опирается на основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действии, Программы отдельных учебных предметов и курсов, с учетом КОЭЭП «Цветок Байкала».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_8_klass.docx48.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное   учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 19 г Улан-Удэ»

    РАССМОТРЕНО                                                                    

    на заседании ШМО                                                                                                                                

    Протокол от                                

    Руководитель ШМО _______/_____________/                

    СОГЛАСОВАНО

    с зам. директора по УВР

    _______           /Ю.Н. Белявская

    « ____ »                    2019 г

    УТВЕРЖДЕНО                                           приказом директора

     МАОУ СОШ №19

    ___________В.И. Хамнуев

    «      »                     2019 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по   внеурочной деятельности

    курса  «Байкал – кладезь мира»

               Направление эколого-биологическое

    для   8   классс

    Рабочую программу составила:  

    Цырендашиева Б.Р.

                                                                                                       учитель                         географии

                                       

                                                                                                   квалиф. кат-рия:           высшая                                                                         

    Пояснительная записка

            Рабочая программа разработана в соответствии с требованием  Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03 -2960, на основе образовательной программы школы. Программа опирается на основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действии, Программы отдельных учебных предметов и курсов, с учетом КОЭЭП «Цветок Байкала».

            Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как экологическая грамотность и экологическая культура, экологически безопасный образ жизни и направлена на воспитание ценностного отношения к окружающей природе, формирование способности проектировать свое поведение в разных экологических условиях, мотивации на самообразование в области экологии. Настоящая программа предназначена для учащихся 8 класса, проходящих предпрофильное обучение по биологии и экологии. Программа разработана с учетом региональных особенностей. Байкал – самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Знание особенностей Байкала, понимание его величия и значимости в жизни людей, а также бережное отношения к природе родного края будет  способствовать формированию у детей патриотических чувств и гордости за свою родную землю. Байкал – уникальный уголок природы на Земле, природная лаборатория возникновения новых живых организмов в воде, организмов которых нигде в мире больше нет. В результате изучения курса учащиеся получат начальное представление о живых организмах, о видовом разнообразии озера Байкал.

            Актуальность тематик обусловлена стремительным ростом вклада экологических знаний в жизнь современного человека. Экологическая культура выступает как способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности человека в окружающей среде. От ее формирования напрямую зависит качество жизни человечества. Программа имеет профилактическую  направленность, базируется на научных достижениях в области образования и культуры.  Программа определяет минимальный объем содержания внеурочной деятельности в 8 классе основной школы, оставляя возможность дополнения ее вариативной составляющей педагогическим коллективом при участии обучающихся и их родителей. К доработке могут привлекаться представители общественных институтов, специалисты по биологии и экологии.

            Программа составлена с учетом возрастных особенностей восьмиклассников. Она направлена на развитие общения, как ведущей деятельности этого возраста (освоение умений вести дискуссию, прения, диспут, проводить просветительскую работу); позиционировать себя в качестве лица, несущего ответственность за благополучие окружающих людей и состояние природы; исследовательских умений и практических действий в реальных жизненных ситуациях (экологический мониторинг состояния окружающей среды, выбор актуальных знаний из этнокультурного опыта).

            Цель программы «Байкал – колодец мира»: приобщение учащихся к активной, эмоционально окрашенной познавательной деятельности через изучение уникального творения природы Байкала, сформировать экологическое мировоззрение, мышление, сознание, культуру, направленные на рациональное экономическое использование природных ресурсов Байкала, ориентация на естественно-научный профиль обучения

    Задачи обучения:

    • расширить знания учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережья, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, особенности природных условий и современного состояния;
    • рассмотреть и определить экономическую роль и значение озера Байкал в жизни людей;
    • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу.
    • развитие наблюдательности у учащихся, способности живо откликаться на события жизни;
    • развитие  творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
    • создание  условий для практической и исследовательской деятельности учащихся;
    • вовлечение в посильные  природоохранные  дела.
    • воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности;
    • формирование и воспитание у школьников любви  и бережного отношения  к своей Родине;
    • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.    

            

    Результаты внеурочной деятельности в 8 классе формулируются на метапредметном, личностном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области биологии и экологии. Стратегические цели школьного образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологической безопасности граждан страны, общества, природы; международными рекомендациями по развитию образования в интересах устойчивого развития – как генеральной гуманитарной стратегии 21 века, направленной на предотвращение глобальной экологической катастрофы и выживание человечества. На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности, с экологическим мышлением, осознающей ответственность за сохранение природы и личный вклад в экологическое качество окружающей среды, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к исследовательским и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды.

            Программа предусматривает организацию деятельности учащихся, направленную на формирование индивидуального и коллективного опыта экологически безопасного образа в жизненных ситуациях школы и дома, с учетом разнообразия познавательных интересов обучающихся в естественнонаучной области.

            Виды деятельности: научно-исследовательская, проектная, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно-полезная практика.

            Формы организации: дискуссия, прения, диспуты, встреча с интересными людьми, исследовательские работы, просветительские акции.

    Программа рассчитана на 17 часов во втором полугодии.

    Календарно-тематическое планирование курса «Байкал – колодец мира»

    Темы занятий

    Формы проведения занятий

    Планируемые результаты

    Кол-во часов

    Даты проведения

    по плану

    по факту

    1. Байкал – колодец мира

    Вводная беседа. Планирование порядка и сроков изучения тем.

     Личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

    Регулятивные УУД: ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя). осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

    Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество.

    Познавательные УУД: решать проблемные задачи.

    1

    1. История исследования озера. Современнные исследования

    Работа с научными источниками

    Личностные: ответственное отношение к учению.

    Коммуникативные УУД:  проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

    Познавательные УУД: искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.

    2

    1. Проект «Селенга –Байкал» цели и задачи

    Дискуссия

    Личностные: осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности

    Регулятивные УУД: ставить учебную задачу.

    Коммуникативные УУД:  в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами.

    Познавательные УУД: решать проблемные задачи.

    1

    1. Происхождение котловины

    Работа с тектонической картой

    Личностные: постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.

    Регулятивные УУД: владеть основами самоконтроля и самооценки.

    Коммуникативные УУД:  участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество.

    Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи.

    1

    1. Воды Байкала

    Лабораторная работа

    Личностные: ответственное отношение к учению.

    Регулятивные УУД: владеть основами самоконтроля и самооценки.

    Коммуникативные УУД:  участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество.

    Познавательные УУД: сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям.

    1

    1. Флора и фауна. Эндемики Байкала

    Просмотр видеофрагментов

    Личностные: ответственное отношение к учению.

    Регулятивные УУД: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

    Коммуникативные УУД:  проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

    Познавательные УУД: решать проблемные задачи.

    2

    1. Природа Байкала

    Игра путешествие

    Личностные: постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.

    Регулятивные УУД: ставить учебную задачу

    Коммуникативные УУД:  критично относиться к своему мнению.

    Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи.

    1

    1. Ветры Байкала

    Работа с климатической картой

    Личностные: ответственное отношение к учению.

    Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

    Коммуникативные УУД:  критично относиться к своему мнению.

    Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий.

    1

    1. Реки Байкала

    Работа с картой

    Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

    Регулятивные УУД: планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя); сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

    Коммуникативные УУД:  участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество.

    Познавательные УУД: работать с текстом и нетекстовыми компонентами.

    1

    1.  Легенды и предания.

    Анализ художественного или стихотворного текста с позиции специалиста

    Личностные: осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности.

    Регулятивные УУД: работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

    Коммуникативные УУД:  оценивать работу одноклассников.

    Познавательные УУД: искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях.

    1

    1.  Экологические проблемы Байкала.

    Мозговой штурм

    Личностные: понимание основ экологической культуры.

    Регулятивные УУД: работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

    Коммуникативные УУД:  участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество.

    Познавательные УУД: создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

    1

    1.  Народная экология

    Анализ художественного или стихотворного текста с позиции специалиста - эколога

    Личностные: понимание основ экологической культуры.

    Регулятивные УУД: владеть основами самоконтроля и самооценки.

    Коммуникативные УУД:  оценивать работу одноклассников.

    Познавательные УУД: работать с текстом и нетекстовыми компонентами.

    1

    1.  Пути решения экологических проблем

    Групповая работа на единую цель: проектирование и моделирование ситуации. Защита проектов.

    Личностные: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; приобретение опыта участия в социально значимом труде; понимание основ экологической культуры.

    Регулятивные УУД: планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя).

     Коммуникативные УУД:  участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество.

    Познавательные УУД: решать проблемные задачи; создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

    2

    1.  Игра «Знаешь ли ты Байкал»

    Интерактивная игра

    Личностные: развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

    Регулятивные УУД: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

    Коммуникативные УУД:  проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

    Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи;

    1

    Выбор индивидуальных тем для исследовании

    Учебно-методическое обеспечение курса:

    1. «Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета;
    2. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Мысль, 2004 г.
    3. Гольдфарб С.И. Мир Байкала. – Иркутск: ООО «Репроцентр А1», 2016 г.
    4. Гурулев С.А. Что в имени твоём, Байкал? – Новосибирск: Наука, 2011 г.
    5. Доржиев Ц.З., Намзалов Б.Б. Байкал. Мир живой природы. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ 2011 г.
    6. Иметхенов А.Б. Памятники природы Байкала. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991 г.
    7. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных. – 2-е изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ: Изд. Дом «Информполис», 2005 г.
    8. Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды растений и грибов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Наука, 2012г.
    9. Кузеванова Е. Н.  « Контурные карты Байкала», Иркутск 2012г.
    10.   Кузеванова Е.Н.  «Байкаловедение. Животный мир Байкала. Человек и Байкал» . Иркутск. 2015 г.
    11. Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11

    Результаты освоения учебного курса.

    Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

    • осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;

    • ответственное отношение к учению;

    • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

     • приобретение опыта участия в социально значимом труде;

    • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

    • понимание основ экологической культуры.

     Метапредметными.

     Регулятивные УУД:

    • ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

     • планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

     • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

    • работать в соответствии с предложенным планом;

    • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

    • владеть основами самоконтроля и самооценки;

     • осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

    Коммуникативные УУД:

     • участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

    • оценивать работу одноклассников;

    • в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

    • проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;

     • критично относиться к своему мнению.

    Познавательные УУД:

     • выделять главное, существенные признаки понятий;

    • устанавливать причинно-следственные связи;

    • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

     • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

    • классифицировать информацию по заданным признакам;

    • решать проблемные задачи;

    • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

    • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

    • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

    Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: 

    • объяснять значение ключевых понятий курса;

    • работать с основными источниками  информации;

     • определять географическое положение озера Байкал;

     • знать основные  географические характеристики озера;

    • называть  основных представителей флоры и фауны Байкала;  

     • составлять описания (характеристики)  природного комплекса Байкал;

    • приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

    • приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на природу Байкала;

    • приводить примеры рационального и нерационального использования природных богатств Байкала;

    • объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

    • определять экологические проблемы оз Байкал;

    • называть меры по охране природы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

    Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

    Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

    Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

    Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

    Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

    Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

    Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Кладезь грамотеев»

    Предлагаю рабочую программу внеурочной деятельности по русскому "Кладезь грамотеев"...