РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Кладезь грамотеев»
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

М.Гульнара Ш.

Предлагаю рабочую программу внеурочной деятельности по русскому "Кладезь грамотеев"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kladez_gramoteev.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

Образовательные:

•        развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;

•        совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.

Развивающие:

•        развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;

•        развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

•        воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

•        овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;

•        формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Программа рассчитана на 1 год обучения (35 часов в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметне результаты

-развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Ученик научится

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Ученик получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
  • извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
  • проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
  • группировать слова по видам орфограмм;

соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях

Ученик получит возможность научиться:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- выделять художественные изобразительные средства в тексте;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.

Содержание внеурочной деятельности

№п\п

Содержание (разделы)

Формы организации

Виды деятельности

1

Введение (1 час)

Организационное занятие. Дорога к письменности (1ч)

Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Лекция «Дорога к письменности».

Аудиторное занятие

Беседа, вопрос-ответ, лекционное занятие

2

Раздел 1

Тайны русского слова (Лексика. Фразеология) - 7 час

Тема 1. Язык – вековой труд поколений (2ч).

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине».

Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.)

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».

Тема 3. Не все годится, что говорится. (2ч.)

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Омофоны, омографы, паронимы.  Эстафета «Кто больше?»

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.)

Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Фразеологизмы в художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»

Проект «Перлы, самородки и самоцветы родного языка».

Аудиторные занятия

Беседа, вопрос- ответ, подготовка сообщений, практические задания, конкурс – аукцион.

Поиск информации по самостоятельно заданному параметру.

Практическая деятельность учащихся: индивидуальная или групповая работу по установлению параметра поиска информации в словарях.

Работа-исследование. Работа со словарями

 Практическая деятельность учащихся: эстафета, сбор материала и анализ, индивидуальная работа  по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации.

Сбор материала и анализ, индивидуальная и групповая работа, работа с тестом.

Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие, викторина.

3

Раздел 2

Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия) - 3 час.

Тема 1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок. (1ч.)

Тема 2. Каков человек, такова его и речь.

Орфоэпические нормы русского языка.  Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета. (1ч.)

Тема 3. Фонетический КВН. (1ч.)

Аудиторные занятия

Индивидуальная и групповая поисковая работа, конкурс.

Сбор материала и анализ, индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие – эстафета.

КВН

4

Раздел 3

Загадки русского словообразования

(Морфемика. Словообразование. Этимология) - 9 ч.

Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Сказочные превращения. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 2. Различай и отличай. (2 час.). 

Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? (2 час.)

Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое лото.

Проект «Кто командует корнями?» (Альбом правил русского языка)

Тема 4. Что в имени тебе моем? (2 ч.) 

Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке». Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи».

Аудиторные занятия

Беседа, вопрос- ответ, подготовка сообщений, практические задания.

Сбор материала по тематическим группам лексики, индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие

Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие

Сбор материала и анализ

Защита проекта

5

Раздел 4

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) – 7ч.

Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час)

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

Тема 2. Нет той тайны, чтобы не была явна. (3 ч.)

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

Аудиторные занятия

Индивидуальная и групповая работа. Практикум.

Практическое занятие

Создание творческих работ

Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие

Раздел 5

Речевой этикет -6ч.

Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.)

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.

Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

Тема 2. В многословии не без пустословия. (2ч.)

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект «Типы речевых ошибок школьников».

Тема 3. По речи узнают человека. (2ч.)

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».

Тема 4.Лингвистический бой «Знатоки речи». (1ч.)

Аудиторные занятия

Индивидуальная и групповая работа. Практикум

Лекционное занятие

Сбор материала и анализ

Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие

Раздел 6

Итоговое занятие. (1ч.)

Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»

Аудиторные занятия

Подведение итогов работы

Тематическое планирование

Тема

Дата (по плану)

Дата (по факту)

1

Организацион

ное занятие. Лекция «Дорога к письменности».

2

Тема 1. Язык – вековой труд поколений

1.1. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.

3

1.2 Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

4

1.3 Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

Мини-сборник пословиц и поговорок «О семье», «О Родине».

5

2.1 Лексикография – наука о составлении словарей. Виды словарей.

Тема 3.Не все годится, что говорится.

6

3.1 Жаргоны, диалектизмы, историзмы и лексические неологизмы. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?».

7

3.2 «Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи»,  «Динка».

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

8

4.1 Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.  Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы».

9

4.2.Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы в художественных произведениях. Защита проекта

«Перлы, самородки и самоцветы родного языка».

Тема 1. Каков человек, такова его и речь.

10

1.1Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Роль звуковых повторов в речи. Конкурс скороговорок.

11

1.2 Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпическая эстафета.

12

1.3. Фонетический КВН.

Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!»

13

1.1 Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

14

1.2 Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

15

1.3 Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 2.  Различай и отличай.

16

2.1 Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках.  Коварная приставка С-.

17

2.2 Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

18

3.1 Командиры в корнях слова. Орфографичес

кое лото.

19

3.2 Проект «Кто командует корнями?»

Тема 4. Что в имени тебе моем?

20

4.1 Устный журнал «История появления имён».

21

4.2 Защита проекта «Имена и фамилии моей семьи».

Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

22

1.1Самостоятельные и служебные части речи. Практикум.

23

1.2 Мультимедий

ный урок «Употребление в речи существитель

ных, прилагательных, местоимений, числительных».

24

1.3 Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – гимнастика ума».

25

1.4 Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Грамматичес

кий турнир «Узнай меня!».

 

Тема 2. Нет той тайны, чтобы не была явна.

26

2.1 Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.

27

2.2 Метаграммы. Анаграммы. Лингвистичес

кие загадки. Лингвистичес

кие кроссворды.

28

2.3 Знакомство с жанром лимерика. Лимерики на школьную тему.

Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

29

1.1 Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

30

2.1 Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Видеообсуждение.

31

2.2.Плеоназм. Скрытая тавтология.

Тема 3. По речи узнают человека

32

3.1 Сценарий диалога. Диалог-репортаж. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.

33

3.2 Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. Проект «Этикетные слова моей семьи».

34

3.3 Лингвистический бой «Знатоки речи».

35

Итоговое занятие. Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Байкал – кладезь мира» Направление эколого-биологическое

Рабочая программа разработана в соответствии с требованием  Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письмом Министерства образования и науки РФ «Об организаци...

Внеурочная деятельность "Кладезь грамотеев" для учеников 5 класса

         Рабочая программа курса «Кладезь грамотеев»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного  об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Программа курса по внеурочной деятельности «Кладезь грамотеев» для 5 классов.

Программа курса по внеурочной деятельности «Кладезь грамотеев» для 5 классов....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...