Внеурочная деятельность "Кладезь грамотеев" для учеников 5 класса
учебно-методический материал (5 класс)

           Рабочая программа курса «Кладезь грамотеев»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования.

В концепции ФГОС ООО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vpr_kladez_gramoteev_5_klass_1_chas.docx49.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                        «Согласовано»                                 «Утверждено»                                               Руководитель ШМО                          Заместитель директора по УР               Директор МБОУ

  _____ /Вайц Е.Е./                             МБОУ «Георгиевская  СОШ»              «Георгиевская СОШ»                                                                                                    

                                                                    _______/Н.А. Сницаренко               _______ / Ю.В.Долгорук

        Протокол № _____                             от « __»  _________2019 г.                Приказ № ____  

        от « __»  _________2019 г                                                                                  от « __»  _________2019 г                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                             

        

        

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 общеинтеллектуального направления

по русскому языку

«Кладезь грамотеев»

для учащихся 5 класса

Вайц Екатерины Евгеньевны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Георгиевская  СОШ»

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа курса «Кладезь грамотеев»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования.

В концепции ФГОС ООО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Курс «Кладезь грамотеев» нацелен на развитие данных качеств учащихся  и  направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.

           

Цели и задачи

Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников средней школы.

Задачи курса:

обучающие:

-формирование общеинтеллектуальных умений;

-углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку;

-создание условий для повышения эффективности подготовки  к ВПР.

развивающие:

-формирование и развитие логического мышления;

-развитие речи  и словарного запаса учащихся;

-развитие внимание, памяти;

воспитательные:

-формирование положительной мотивации к учению;

-формирование умение работать в группе.

Место курса во внеурочной деятельности

Курс «Кладезь грамотеев»   рассчитан на 34 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные УУД

Будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности.

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;  
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать и выведелять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

       

Содержание программы

Организационное занятие.(1ч)

Тема 1.Ознакомление учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Раздел 1.

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (5 ч)

Тема 2.Диалог о звуках

Тема 3.Гласные и согласные

Тема 4.Звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки»

Тема 5.Двойная роль букв у, ё, ю, я.

Тема 6.Звуковые повторы. Роль интонации в устной речи

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч)

Тема 7.Приставка

Тема 8.Приставочный способ образования слов

Тема 9. Суффикс  

Тема 10.Суффиксальный способ образования слов.

Тема 11.Сказочные превращения (этимологические исследования)

Тема 12.Необычный лес (словообразовательные «деревья»)

Изучаются заявленные темы с  использованием  занимательного дидактического материала, в завершение этого раздела учащиеся представляют свои творческие работы.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (6 ч)

Тема 13. Зачем нужно знать алфавит

Тема 14. В чём секрет правописания морфем

Тема 15. Про -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов.

Тема 16. Они такие классные,  удвоенные согласные

Тема 17. Их следует запомнить (Словарные слова)

Тема 18. Зри в корень! Коварные Е-И в корнях с чередованием

Тема 19. В гости к Марии и  Дарье (падежные окончания существительных)

Тема 20. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема 21. Не пером пишут – умом. Тайны письма.(2ч.)

Проводятся исследования данных тем, учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфемика.Морфология. Синтаксис.) (4ч)

Тема 22. Ума палата, или о фразеологии.

Тема 23. Имена вещей. Поиграем со словами.

Тема 24. В царстве смыслов много дорог.  Афоризмы. Анаграммы и метаграммы.

Тема 25. Морфология. «Создаём газету». Создание творческих газет.

Тема 26. Морфология. «Создаём газету». Защита проектов

Тема 27. Синтаксис. Игра «Редактор»

Тема 28. Составление лингвистической сказки (по теме «Синтаксис»)

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности.

Речевой этикет.(2 ч)

Тема 29. Правила речевого этикета.

Тема 30. Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Изобразительно-выразительные средства языка

Тема 31. Для чего используют звуковые повторы в речи. Звукопись как выразительное средство языка.

Тема 32. «Каждое слово необъятно, как поэт». Изобразительно-выразительные средства языка.

Тема 33. Творческая мастерская.

Изучается роль изобразительно-выразительных средств в русском языке, учащие учатся применять полученные знания на практике, исследуя тексты писателей-классиков и создавая свои тексты поэтического содержания.

Обобщающее занятие(1ч)

Тема 34. Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за курс занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. Проводится мониторинг, подтверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети в течение всего курса.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповые (работа в больших и малых группах);

- индивидуальные;

- парные

Виды деятельности:

- теоретические (лекция);

- практические (тематические конкурсы, орфографическая эстафета, работа со словарём, составление диалогов, редактирование предложений, подготовка сообщений);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой).

Для успешного проведения занятий используются  формы работы:

--викторины;

- лингвистические игры.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

план

факт

Организационное занятие.

Анектирование. Беседа по содержанию  песни Г.Гладкова «О русском языке». Создание небольших сообщений по заданной теме. Игровая деятельность. Физкультминутка.

5.09

Диалог о звуках.

Тренировочные упражнения. Понятия звук и буква. Гласные и согласные.  Подбор слов для орфоэпической разминки. Работа с орфоэпическими словарями. Физкультминутка.

12.09

3

Гласные и согласные

Тренировочные упражнения. Понятия звук и буква. Гласные и согласные.  Подбор слов для орфоэпической разминки. Работа с орфоэпическими словарями. Физкультминутка.

19.09

Звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки»

Решение грамматических и фонетических задач, игровые задания: логогрифы, анаграммы, перевёртыши. Музыкальное сопровождение. Физкультминутка.

26.09

Двойная роль букв у, ё, ю, я.

Решение грамматических и фонетических задач, игровые задания. Выбор эффективных форм решения задач. «Ошибкоопасные места». Музыкальное сопровождение. Физкультминутка.

3.10

Звуковые повторы. Роль интонации в устной речи.

Решение грамматических и фонетических задач, игровые задания. Выбор эффективных форм решения задач. «Ошибкоопасные места». Музыкальное сопровождение. Физкультминутка.

10.10

5.

Приставка

Уточнение понятия способы образования слов. Игровые задания: кроссворды, игра «Ромашка». Физкультминутка.

17.10

Приставочный способ образования слов

Уточнение понятия способы образования слов. Игровые задания: «Магазин морфем», кроссворды. Физкультминутка.

24.10

Суффикс  

Тренировочные упражнения: ребусы; выборочный диктант, игра «Грамматический аукцион». Физкультминутка.

7.11

Суффиксальный

способ образования слов

Тренировочные упражнения: «Разиваем память», выборочный диктант. Физкультминутка.

14.11

Сказочные превращения    (этимологические исследования)

Исследовательская деятельность по теме «образование слов», знакомство со способами исследования, заполнение таблицы.

Физкультминутка.

21.11

Необычный лес (словообразовательные «деревья»)

Исследовательская деятельность по теме «образование слов», знакомство со способами исследования, «словообразовательное дерево».

Физкультминутка.

28.11

.         

Зачем нужно знать алфавит?

Бесда о значении алфавита. Работа с орфографическим словарём. Алфавит и графика. Тренировочные упражнения. Физкультминутка.

5.12

В чём секрет правописания морфем.

Понятие морфемы. «Ошибкоопасные места». Тренировочные упражнения. Физкультминутка.

19.12

Про -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов

Решение грамматических и задач, игровые задания. Выбор эффективных форм решения задач.Игра  «Ошибкоопасные места». Физкультминутка.

16.01

Они такие классные,  удвоенные согласные

Тренировочные упражнения: ребусы; выборочный диктант, игра «Грамматический аукцион». Физкультминутка.

23.01

Их следует запомнить (Словарные слова)

Словарные слова. Ребусы, кроссворды. Составление синквейнов.

30.01

Зри в корень! Коварные Е-И в корнях с чередованием

Правописание Е-И в корнях с чередованием. Однокоренные слова. Этимология слов. Кроссворды, шарады

6.02

В гости к Марии и  Дарье (падежные окончания существительных)

Склонение имен существительных. Отдельные группы имен существительных, не относящихся ни к одному из трех типов склонения. Падежные окончания имен существительных.  Разыгрывание сценки «Кому письмо»

13.02

  1. 10.

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Иллюстративный материал, тренировочные упражнения,  работа со схемами предложений и таблицами, игровая деятельность. Физкультминутка.

20.02

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Работа с текстом, со словарями. Игровая деятельность. Мониторинг проверки знаний. Физкультминутка.

27.02

Ума палата, или о фразеологии.

Фразеология, фразеологизм.  История происхождения  фразеологизмов и традиции их использования. Толкование фразеологизмов. Фразеологизмы- омонимы, фразеологизмы- синонимы, фразеологизмы- антонимы.

 Игровая деятельность с использованием фразеологизмов.

6.03

Имена вещей. Поиграем со словами.

Игровая деятельность.

13.03

В царстве смыслов много дорог.  Афоризмы. Анаграммы и метаграммы.

20.03

  1. 12.

Морфология. «Создаём газету»

Создание творческих газет

Сбор материала к рубрикам: «Лингвистическая сказка», «В стране Лингвиния», «Интервью», «Занимательная морфология» и другим. Знакомство с журналистской деятельностью. Понятия «интервью», «интервьюер». Физкультминутка.

3.04

  1. 13.

Морфология. «Создаём газету»

Защита проектов

Создание лингвистичсекой сказки; разгадываение кроссворда, ребусов. Физкультминутка.

10.04

  1. 14-15.

Синтаксис. Игра «Редактор»

Редактирование  текстов, созданных одноклассниками. Групповая защита проектов. Физкультминутка.

17.04

Творческий проект «Составление лингвистической сказки»

(по теме «Синтаксис»)

Определение темы сказки. Выбор названия. Разработка основных сюжетных линий. Сочинение  лингвистической сказки (по теме «Синтаксис»). Запись сказки.Иллюстрирование.

24.04

  1. 16.

Правила речевого этикета.

Компьютерная презентация. Музыкальное споровождение. Понятие речевого этикета. Формулы речевого этикета. Физкультминутка.

15.05

Формула речевого этикета.

Тренировочные упражнения в употребленнии формул речевого этикета( в игровой форме)

22.05

Для чего используют звуковые повторы в речи. Звукопись как выразительное средство языка.

Изучение роли изобразительно-выразительных средств  в русском языке, применение полученных знаний на практике, исследование текстов писателей-классиков,  создание своих текстов поэтического содержания.

«Каждое слово необъятно, как поэт». Изобразительно-выразительные средства языка.

Изучение роли изобразительно-выразительных средств  в русском языке, применение полученных знаний на практике, исследование текстов писателей-классиков,  создание своих текстов поэтического содержания.

Творческая мастерская.

Изучение роли изобразительно-выразительных средств  в русском языке, применение полученных знаний на практике, исследование текстов писателей-классиков,  создание своих текстов поэтического содержания.

  1. 17.

Аукцион знаний

Анектирование. Мониторинг проверки знаний. Интеллектуальная викторина. Музыкальное сопровождение. Физкультминутка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса.

Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса (2009 / 2010 учебный год)Смысл и назначение деятельности современного классного руководителя – помочь воспитаннику в его...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Итоги КОНКУРСА "ЛУЧШИЙ УЧЕНИК КЛАССА" 2015-2016 учебного года

Итоги конкурса "Лучший ученик класса"...

Внеурочное занятие для учеников 2 класса .

Внеурочное  занятие в рамках  гимназической недели «Экологии и здорового образа жизни».Практикум по выживанию «Среда обитания»Для  учащихся  2 класса.Р...

Конспект внеурочной деятельности для учеников 7 класса "Биография Пифагора и его теорема"

Конспект внеурочной деятельности для учеников 7 класса "Биография Пифагора и его теорема...

Доклад на МО классных руководителей «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе как условие благоприятного состояния каждого ученика класса»

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...