Литосфера, география 5 класс ФГОС
план-конспект занятия по географии (5 класс)

Косарева Марина Владимировна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  ГЕОГРАФИИ 5 класс "ЛИТОСФЕРА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litosfera_urok.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  ГЕОГРАФИИ

Раздел программы

Литосфера

Тема

Строение земной коры

Класс

5

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Формирование представлений о внутреннем строении Земли, литосфере, движении литосферных плит,  способах изучения земных недр

Задачи

Обучающие:

познакомить с внутренним строением Земли,  методами изучения внутреннего строения Земли;  дать понятие «Литосфера», рассмотреть её строение, последствия движений.

Развивающие:

Развивать умение работы с различными источниками информации

Воспитательные:

формировать у учащихся самостоятельное, ответственное мышление; продолжить формировать научное мировоззрение о Земле

Технология деятельностного типа

Т технология проблемного обучения

тех

Основные термины

Литосфера, земная кора, ядро, мантия, геология

Межпредметные связи

Биология, математика

Оборудование

Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/М. : Вентана-Граф, 2017. География. 5 кл. атлас. М.: Вентана-Граф, 2017, интерактивная доска.

Планируемые результаты

Предметные

Должны знать вещественный состав геосфер; представлять внутренне строение Земли и процессы, происходящие в ее недрах;

определять по карте литосферные плиты, сейсмические пояса Земли; объяснять теорию литосферных плит;

называть основные методы изучения недр;  рассказывать о профессии геолога;

оценивать важность современного устройства Земли для существования жизни.

Метапредметные

Познавательные: формулируют проблему,  ведут самостоятельный поиск, анализ и отбор информации устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: рефлексивные - самостоятельно работают с учебником, принимают и сохраняют учебную задачу; оценочные умения – проверяют правильность выполнения задания по образцу, оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: участвуют в диалогах в паре и в группе при обсуждении заданий, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные

Понимать необходимость развития мышления и речи, проявлять интерес к науке.

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению   планируемых результатов

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

Предметные

УУД

Постановка учебных задач

Проверяет подготовку к уроку, настраивает на работу.

Показ фрагмента видео «Первое знакомство с планетами Солнечной системы»

http://video/mail.ru/mail/ilya_guzey/Pochemuchca/

— Что мы узнали о Земле, как о планете Солнечной системы?

Создается проблемная ситуация. Учитель корректирует ответы.

-В фантастическом романе Ж. Верна   главный герой так рассуждает: «…хотя наружная  оболочка и охладела, внутри все еще существует очень высокая температура… превосходящая двести тысяч градусов! При подобной температуре центральная часть  находится, значит, в парообразном состоянии…»

(«Путешествие к центру Земли»)

-О чем говорит герой романа?

-Хотите  вы узнать, соответствуют ли эти рассуждения действительности?

-Какую тему будем изучать?

-Тема урока: «Слои «твёрдой» Земли»

Учитель помогает учащимся сформулировать цель и задачи урока.

-Какова цель нашего урока?

-Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы добиться цели?

-Каким образом будем решать данные задачи?

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку,

настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя, контролируют правильность ответов одноклассников

Предполагаемый ответ: о внутреннем строении Земли и его состоянии

Предполагаемый ответ: что у Земли внутри.

Цель: изучить внутреннее строение Земли (все слои Земли)

Задачи:

-изучить  внутренние слои

Земли.

- определить понятие «литосфера»

-познакомиться с методами

изучения Земли.

- Прочитаем информацию в учебнике, рассмотрим иллюстрации в атласе, изучим информацию в словаре, создадим  внутреннего строения Земли.

Форма, размеры Земли, следствия движений вокруг своей оси, вокруг Солнца.

Личностные: активизация

внимания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, учащимися класса

Регулятивные:  пла-

нирование учебной деятельности.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: построение диалога

Совместное исследование проблемы

Учащиеся устанавливают соответствие между оболочками Земли и природными компонентами, изображенными на слайдах:

Литосфера – минералы и горные породы

Гидросфера – река, озеро, море

Атмосфера – разные типы облаков

Биосфера – растения, животные

-Какую оболочку начинаем изучать?

-Можем ли мы дать ей определение?

-А определить границы литосферы?

-Литосферу («литос» - камень)-каменную оболочку Земли

-Да

-Нет (не знаем внутреннего строения)

Геосферы Земли

Познавательные:

выделения общих признаков объектов

Личностные: умение

дополнять, уточнять выска-

занные мнения по существу полученного задания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

.

Моделирование

Конструирование нового способа действия

1.-Предлагаю совершить, подобно герою романа Ж.Верна путешествие к центру Земли.

-Но сначала проложим маршрут

Обсуждение результатов работы

2. Можем ли мы теперь дать определение «литосферы» и определить её границы?

3.« ни один металл… ни даже самые твердые горные породы не могут противостоять такому страшному жару недр земли! Ну, как же, желал бы я знать, проникнете вы в этот ад?», - говорит герой романа Ж.Верна

«Несмотря на достижения современной науки и техники, недра Земли остаются практически недоступными для человека и потому хранят много тайн…», - говорят современники

-Как вы понимаете эти высказывания?

-Какие слои Земли можно изучать напрямую,

а какие нельзя?

-Как ученые изучают недра Земли?

Записывают в тетрадях план характеристики слоёв:

-мощность

-температура

-состояние вещества

Работая в парах, заполняют схему в тетради

Обнаруживают, что слоев

больше, чем названий, осознают необходимость  работы с источниками информации.

Работают с учебником, атласом, дополнительной литературой, схемой в тетради

Дают определение и отмечают на схемах границы. По учебнику с.31 зачитывают следствия движений

Высказывают свое мнение. Делают предположения.

Ищут информацию в учебнике, записывают название методов в тетрадь с.32,33

Характеристика внутренних слоёв Земли по плану

Литосфера, её границы

Сейсмический метод.

Геология

Личностные: развивать самостоятельности в работе

Регулятивные:

формировать умения прогнозировать предстоящую работу,

работать в парах.

Познавательные: извлекать информацию из разных

источников,

структурировать знания.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Применение общего способа действия для решения частных задач

Игра «Коробочка»

-Угадайте предмет в коробочке, с которым  можно сравнить строение Земли. Он съедобный, среднего рода, про него написана русская народная сказка (яйцо).

Обсуждают в парах, объясняют

строение Земли на примере яйца

Регулятивные: устанавливать после-

довательность действий по выполнению задания.

Познавательные: применять полученные знания о внутреннем строении Земли, сравнивать объекты.

Контроль на этапе окончания учебной темы

Предлагает выполнить задание на закрепление изученного -

заполнить  текст с пропущенными словами

Выполняют задание

самостоятельно. Проверяют

по эталону. Взаимопроверка

Дом. задание

Д.задание: с.33,

изготовить модель внутреннего строения Земли.

Осознанно

фиксируют информацию

планирование

учебного сотрудничества с учителем

Рефлексия

Проводит рефлексию:

- Что теперь мы можем сказать герою романа Ж.Верна? Верно ли его предположение?

-Можно ли совершить настоящее путешествие к центру Земли?

-Что вы узнали о Земле нового?

-Каким методом научились пользоваться?

-Какие затруднения  возникли?

-Где можно применить полученные знания?

-Что можете сказать конкретно о своей работе на уроке?

- Дети оценивают свою работу на уроке:

-я узнал(а)

-я вспомнил(а)

я повторил(а)

Лист «самооценки»

Регулятивные:

высказывать свое мнение, сопоставлять свою работу с образцом, оценивать работу по критериям, выработанным в классе

Коммуникативные:

оформлять свою мысль в устной речи;

обосновывать высказанное суждение;

уметь задавать уточняющие вопросы

Личностные:

Какое значение имеют приобретенные знания?

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Стихийные природные явления в литосфере». география 8 класс

Цель: формирование представления о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях.Задачи: дать представление об оползнях, селях, обвалах...

Тема урока: «Стихийные природные явления в литосфере». география 8 класс

Цель: формирование представления о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях.Задачи: дать представление об оползнях, селях, обвалах...

Итоговый контроль по теме « ЛИТОСФЕРА» 6 класс география

Итоговый контроль по теме " Литосфера" по географии 6 класс...

Урок географии "Литосфера" 6 класс

Урок географии "Литосфера" 6 класс. Данная разработка урока поможет учителю провести урок повторения по данной теме....

Урок географии по теме "Литосфера" 6 класс

Цель: достижение образовательных результатов по теме «Литосфера».Планируемые результаты: • личностные: воспитывать географическую культуру, любовь к предмету и к обучению в...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Проверочная работа по теме "Литосфера" - география 5 кл.

Данная проверочная работа позволяет оценить знания обучающихся по темам "внутреннее строени Земли", "Горные породы и минералы", "Землетрясения и вулканизм"....