Разработка урока географии в 9 классе "Северный Кавказ"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Некрасова Елена Борисовна

Цельурока -  оценить ФГП и ЭГП Северного Кавказа, выяснить особенности природных условий, природных ресурсов района и хозяйственной деятельности человека, определить национальный состав населения. Выполнить проблемные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnyy_kavkaz.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Северный Кавказ.

Цель: оценить ФГП и ЭГП Северного Кавказа, выяснить особенности природных условий, природных ресурсов района и хозяйственной деятельности человека, определить национальный состав населения.

Развивающие:

  • Развивать умения работать с тематическими картами и текстом учебника.
  • Развивать способности к анализу, сопоставлению.
  • Развивать творческие способности, познавательную активность.
  • Формировать интерес к предмету.
  • Формировать навыки выступления перед аудиторией.

Тип урока: комбинированный урок, формирование новых знаний. Методы: Словесные, наглядные, практические, исследовательский.

Оборудование: физическая карта России, Административно-территориальное деление РФ, учебник, атлас, контурные карты, карточки - задания для обучающихся, компьютер с проектором.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Анализ проблемных ситуаций.
  3. Проведение физминутки.
  4. Просмотр видеофрагмента «Население Кавказа»
  5. Работа на контурной карте.
  6. Подведение итогов урока.

Настрой учащихся на урок. Сегодня мы с вами поговорим о новом районе. Познакомимся с особенностями ФГП и ЭГП района, природными условиями и ресурсами.

Но знакомиться мы будем, анализируя материал, который вы получили. Работать будем в парах.

Для анализа текста вам отводится 5 минут. Используя атласы, учебник постарайтесь, как можно точнее разобрать предложенную ситуацию, найти верное решение или предложить свои ответ.

Задание 1.

  • Учащиеся 9 класса, изучая географическое положение Кавказа сделали следующие выводы:

«Кавказские горы расположены на огромном перешейке между Азовским и Каспийским морями. Это самая южная часть российской территории. По гребням Кавказа проходит граница РФ со странами Закавказья: Турция, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Армения. От Русской равнины Кавказ отделен Манычуйской впадиной, на месте которой в среднечетвертичное время существовал морской пролив».

  • Со всеми ли выводами вы согласны?

Задание 2.

  • В заметке одной малоизвестной газеты была небольшая статья о климате Кавказа.
  • «Северный Кавказ – это самый живописный регион России, привлекающий к себе огромное количество желающих насладиться климатом и природой. Вспоминая уроки географии, мы знаем, что горы расположены в умеренном климатическом поясе, в области континентального климата. На побережье Каспийского моря с недавних пор стали выделять зону тропиков»
  • Со всеми ли выводами вы согласны?

Задание 3.

  • Семенов Иван Петрович получил письмо от друга детства, Калашникова Владимира Сергеевича, который проживает в настоящее время в республике Адыгея. Владимир Сергеевич приглашает в гости Ивана Петровича. Иван Петрович принял приглашение и завтра решил подать документы на загранпаспорт для въезда в республику.
  • Понадобится ли загранпаспорт Ивану Петровичу?

Задание 4.

  • Жителю Таймырского Автономного округа, Евгению Борисовичу Лоськину, предложили отдохнуть в санатории Ставропольского края. Евгений Борисович взял с собой самые теплые вещи: шубу, шапку-ушанку, валенки и др., так как на улице была зима.
  • Пригодятся ли теплые вещи Евгению Борисовичу?

Задание  5.

  • Семья Поповых решила отдохнуть летом на побережье Черного моря, только старшая дочь Ольга с ними поехать не сможет, так как у нее экзамены в университете. Оля слышала о знаменитой хохломской росписи и попросила  подарок - сувенир с этой росписью.
  • Привезут ли Оле сувенир с хохломской росписью? Какие сувениры можно привести из этого региона?

Задание 6.

  • Семья Петровых летом хочет побывать на Кавказе. В одном из туристических агентств они получили следующий рекламный буклет:

«Только здесь Вас ожидает незабываемый отдых в Средиземноморье, здесь можно увидеть дельту крупнейшей реки России, побывать на самых больших склонах горы Белуха. Богатое морское побережье, горный ландшафт создали в нашем регионе идеальные условия для туризма».

  • Какие неточности можно увидеть в этом буклете?

Задание 7.

  • Катя с 13 лет занимается альпинизмом. Ее друзья собираются поехать в Приэльбрусье – район горного туризма. Катя боится с ними ехать, так как на Северном Кавказе возможны подземные толчки – землетрясения.
  • Права  Катя? Возможны ли на Северном Кавказе землетрясения?

Задание 8.

  • Прочитайте внимательно текст и подумайте, все ли утверждения верны?

  • «Сложная история геологического развития региона – причина богатств недр Кавказа различными полезными ископаемыми. Не даром в народе Кавказ называют «Каменный пояс земли». Главное богатство Предкавказья – колоссальные запасы медных руд. В центральной части Большого Кавказа добывают полиметаллические руды, железные руды, молибденовые руды. Особенно славится Кавказ большими запасами алмазов».

Задание 9.

  • Изучая карту «Федеративное устройство России», учащиеся установили состав экономического района Европейский Юг:

7 республик – Адыгея, Кабардино-Балкария, Северная Осетия –Алания, Ингушетия, Чечня, Калмыкия, Крым; 1 область, город федерального значения Симферополь.

  • Вы согласны с этим составом?

Задание 10.

  • Правильно ли утверждение?
  • «На сравнительно небольшой территории проживает около 22 млн. человек. Доля городского населения значительно ниже, чем доля сельского населения. Это объясняется сложившейся специализацией сельского хозяйства. В животноводстве преобладает разведение верблюдов, т.к. район характеризуется обширными зелеными равнинами».
  •  Какие еще отрасли животноводства получили развитие в этом районе?

Задание 11.

  • Иван Степанович для укрепления своего здоровья стал покупать в аптеке минеральную воду Кавказа: «Ессентуки», «Нарзан», но цена его не устраивала. В местном магазине он увидел минеральную воду «Астраханская», «Саянская», которые по цене его устраивали.
  •  Может ли эта вода производиться на Кавказе?
  • Какими лечебными свойствами может обладать минеральная вода?
  • Какое крупное месторождение минеральной воды находится на юге Ставропольского края?

Задание 12.

  • Россия – морская держава. Она омывается водами четырех океанов (назовите каких). Европейский Юг России имеет выход к морям Атлантического океана. Азовское море является внутренним, и не имеет связи с Мировым океаном.  Южная Россия – Северный Кавказ обладает протяженной береговой линией. Вдоль побережья расположены крупные города – порты: Севастополь, Новороссийск, Сухум, Владикавказ, Астрахань, Архангельск.
  • Согласны ли вы с прочитанным текстом?

Задание 13.

  • Учащиеся 8 класса, подготовили материал для классного часа. Вот что у них получилось:

«Россия – многонациональное государство. Каждый из народов России отличается по языку, укладу жизни, традициям, культуре, по трудовым навыкам. На территории Европейского Юга проживает довольно незначительное количество народов. Они исповедуют ислам, и являются приверженцами местных традиционных верований».

  • С какими высказываниями вы согласны, и где вы можете предложить правильный вариант.

Задание 14.

  • Какие еще спорные территории можно выделить на территории  Европейского Юга России?

Физминутка.

Просмотр видеофрагмента «Население Кавказа»

Работа на контурной карте: Показать состав экономического района «Европейский Юг», обозначить границы России, подписать береговую линию, города-порты.

Подведение итогов урока:  Европейский ЮГ это:

  1. Он самый южный.
  2. Самый горный.
  3. Он самый многонациональный.
  4. Самый курортный.
  5. Самый нестабильный.

Домашнее задание: Пар.29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока географии 8 класс "Кавказ"

разработка урока по геогрфии России 8 класс по теме "Кавказ"...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...