Ролевая игра «Совет живых существ»
учебно-методический материал по географии (7 класс)

ролевая игра «Совет живых существ» с элементами волшебства, где живые существа, проживающие на территории нашего края, заговорят. Мы внимательно выслушаем, постараемся понять и ответить на их вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovet_zhivyh_sushchestv_razrabotka.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Лобки Ершовского района Саратовской области»

Муниципальный конкурс методических разработок по краеведению.

Номинация конкурса: внеклассное мероприятие по географическому                           краеведению. 

Ролевая игра  «Совет живых существ»

Подготовила:

учитель географии В.М.Каткова

2019 г

Ролевая игра «Совет живых существ»

Цель мероприятия: формировать мотивацию к дальнейшему изучению  географического краеведения.

Задачи:

развивать чувства любви к своему родному краю, ответственности за его   судьбу;  

формировать бережное отношение к родной природе;

развивать умения анализировать материал, делать обобщения и выводы.

Оборудование: физическая карта Саратовской области,  компьютер, мультимедийная доска, костюмы для живых существ.

Форма организации деятельности учащихся

Мероприятие проводится в форме ролевой игры.

                                          Ход мероприятия.

Добрый день, дорогие ребята, гости. Сегодня мы проведем ролевую игру «Совет живых существ» с элементами волшебства, где живые существа, проживающие на территории нашего края, заговорят. Мы внимательно выслушаем, постараемся понять и ответить на их вопросы.

На нашем совете присутствуют живые существа:

Река Полуденка, Степь, Тюльпан, Ковыль, Дрофа, Лебедь.  

 Начать мероприятие я хочу словами поэта  М.Алигера 

                                                                 Родину себе не выбирают,

                                                                  Начиная видеть и дышать,

                                                                         Родину в наследство получают

                                                                       Непреложно как отца и мать.

                                     М Алигер.

Учитель. Беречь и приумножать богатства нашего края  - долг каждого жителя нашего села.  От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будет  ли дышать прохладой наша степь, будет ли плескаться рыба в чистой воде речки, будет ли над нами синева неба.  

       Русский писатель С.Аксаков автор сказки «Аленький цветочек» однажды сказал: «Вода – краса всей природы».  Люди воду считают живительной влагой, приписывают  ей удивительный вкус, называют ее  освежающей, прохладной, целительной. Воду называют матерью урожая. Народная поговорка гласит: «Была бы водица, а зелень зародится».

Звучит песня «Течёт река Волга» (композитор Марк Фрадкин, поэт Лев Ошанин)

Да. Это песня о нашей красавице, о реке Волге.

Вопрос: А что вы можете рассказать об этой реке?  (ответы детей)

Ученик: Волга – это не просто крупнейшая река Европы, пятая по длине в России и шестая – на всем материке Евразии. Это главная улица России, которая проходит по территории Саратовской области и делит ее на правобережье и левобережье. Волга – это река, которая дает жизнь многим речкам Саратовской области, в том числе и нашей реке Полуденке.  Пока «живет», «дышит», «существует» эта река, будет жить и весь русский народ, и вся Россия и наше село.

И помнить об этом должен каждый, кто соприкасается с ее природным миром.

Ученик: У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или наша река Полуденка. Все мы понимаем, какое это сокровище – речка? Можно заново построить разрушенный город, можно посадить новый лес, выкопать пруд, но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново не возможно. Рек незначительных нет! И река Полуденка одна из них.

Выступление реки Полуденки (живое существо) - слайд

         Когда-то давным-давно на моем правом берегу возникло село Чарыковка, которое  позднее было переименовано  в село Лобки. И вот уже около 300 лет пою я водой жителей села. За это время я очень сильно изменилась.   Раньше  мои берега  были чистыми, течение не сдерживали заросли речной травы и тина. В реке было много рыбы: карпы, линьки, окуни, плотва, ползали шустрые раки. А сейчас я заросла травой, берега заросли ивой и камышом. Дно устлано стекляшками, железными банками и другими отходами. С середины лета вода начинает зеленеть, появляется неприятный запах и привкус. Моя вода из источника жизни превращается в источник болезни. Поэтому я больше не могу дарить вам чистую воду. Жалко, что вы сейчас перестали уважать меня. Неужели вам больше не нужны мои чистые воды?  

Участники совета отвечают: «Мы слышим тебя, река Полуденка.»

Учитель: Родина - это место, где ты родился. Это все знают.  Для каждого из нас родной край – это, прежде всего наше родное село Лобки, где мы родились и живем, это небольшая речка Полуденка, холмы, овраги, и, конечно же, бесконечные раздольные степи.  Именно в степи чувствуешь себя свободной, вольной, беззаботной птицей, которой ничто не мешает расправить крылья и полететь далеко – далеко. Но, говорят, чтобы понять, как дорога родная земля, нужно побывать  вдали  от неё.

Газеты писали, как голуби, проданные из Киева в Иркутск, два года летели домой. На новом месте у них тоже  была голубятня, их тоже кормили там сытно и поили вдоволь. Но не  было гнездо родным. Я согласна, пусть в чужом краю яблоки в два кулака или родники с чистой водой, а у нас степь с выжженной  травой, но земля-то родная. И лучше нашей степи нет!

Красоту природы нашей степи воспевали в своих произведениях многие ученые, поэты, писатели и путешественники. А что ты нам скажешь, Степь?

Степь (живое существо) - слайд  
Ты человек, ты только часть природы!
В ответе за планету ты всегда.
Так почему же ты, пусть даже ради пользы,
Приносишь ей так много горя и вреда!

Люди, выслушайте нас и попытайтесь понять. Мы живем в общем мире. Этот мир принадлежит не только вам, но и нам тоже. Зачем вы забираете у нас пространство для жизни? Я превратилась в сплошную пашню, лишь кое - где сохранились участки степной целины. Исчезают мои дети: растения, животные. Человек, помоги мне и моим детям!

Участники совета отвечают: «Мы слышим тебя, Степь»

Тюльпан (живое существо) - слайд

С приходом весны моя степь оживает.… Как только раскрываются мои бутоны, степь превращается в разноцветный ковер: ЖЕЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, БЕЛЫЙ. Люди любуются, восхищаются этой красотой. Но есть и такие, кто варварски уничтожают нас: рвут огромные охапки тюльпанов, а затем безжалостно выбрасывают. А ведь нас осталось так мало, и мы занесены в Красную книгу.

Участники совета отвечают: «Мы слышим тебя, тюльпан»

Ковыль (живое существо) - слайд

Я ковыль - характерный признак настоящей степи. Распахивают степи, исчезаю и я, ковыль. А когда-то обо мне слагались легенды. Одну из них я хочу напомнить людям.

Запись голоса. Легенда о ковыле.

«Когда – то, очень давно, наша степь слышала топот конницы Мамая, гортанные крики и посвист его воинов, которые сжигали деревни, а молодых юношей и девушек уводили в полон. Матери метались по степи, провожая своих чад. Подлетали к дороге,  чтобы в последний раз припасть к груди  своей кровинушки, но звери – нехристи били их камчою, растрепанных,  обезумивших от горя  и отчаяния

   Тогда они взбегали на курганы, махали оттуда руками,  кричали последние  напутственные слова, рвали  в безысходности  свои поседевшие волосы и голосили,  голосили.  Тяжело, беспросветно, в надрыв.

    Потом, когда скрывались несчастные дети  в дорожной пыли и сумеречном степном мареве, падали живыми снопами на курганную землю, бились в беспамятстве  в судорожных рыданиях, рвали волосы,  проклиная горькое своё материнство, мачеху-судьбину и призывая на головы врагов-погубителей небесные кары.

      Ковыль.… Это седые волосы матерей наших тугою взошли на горючих прощальных слезах.  Оттого и мягок и волнист он. Не красив, а манит материнской нежностью своею.  И на вкус солоноват да горек.

     Знай: ни один зверь, ни одна животина, ни одна птица не осмелится употребить в пищу эту святую траву-ковыль; ни один человек не рвёт его в букеты – какая же от того радость? Ведь материнские, поседевшие волосы…»

Участники совета отвечают: «Мы слышим тебя, ковыль»

Дрофа (слайд) Сегодня я пришла на совет, чтобы сказать, как опасно стало летать моим собратьям в небе. Никогда небо не было наполнено таким количеством пуль, как сейчас. Я пришла, чтобы попросить решить проблему моего рода, иначе, все мои родственники будут обречены на гибель.

Легенда о появлении лебедя в нашем селе. (слайд)

Ученица. Много легенд сложено о лебединой верности. А мне бы хотелось рассказать историю, которая произошла в моем родном селе Лобки и которую я услышала от своей бабушки.  

      «Рядом с нашим селом протекает река Полуденка. Она очень красивая. По берегам ее растут плакучие ивы, в запруди притаились камыши. Иногда можно увидеть маленьких диких уток. И вот однажды осенью случилось настоящее чудо. Пролетая на юг, на нашу речку опустилась стая лебедей, чтобы передохнуть и набраться сил. Несколько дней сельчане любовались этой необыкновенной красотой. Но пришло время улетать. Взлетая молодой лебедь случайно задел крылом электрические провода, и повредив крыло – упал в реку. Покружив, стая улетела на юг. А он остался. Жители нашего села очень переживали за раненого лебедя, каждый день смотрели на него издалека. Подступали зимние морозы, река постепенно начала замерзать. Лебедь постоянно плавал кругами, чтобы вода вокруг него не замерзала. Сельчане тоже подламывали лед и  приносили ему еду. На счастье зима оказалась очень мягкой и лебедь благополучно перезимовал. Он стал родным  всем нашим сельчанам. Весной лебединый косяк, улетевший на юг, опять вернулся к нам. Наш лебедь встретился со своей семьей. Они громко кричали, танцевали на воде. С тех пор каждый год лебеди весной и осенью на нашей речке, набираются сил, радуют нас своей красотой. А в знак своей верности  и благодарности людям, лебедь поселился в нашем селе. У него появилось потомство. С той поры к нам прилетают каждую весну лебеди и выводят своих детей»

Лебедь (живое существо) - слайд. Человек должен понять: всё живое имеет одинаковое право на существование. У природы нет пасынков, все для нее любимые дети: и человек, и тоненькая гусеница, и крошечная божья коровка. Мы  имеем  право на жизнь!

Участники совета отвечают:  «Мы слышим тебя, лебедь»

            Диалог – обращение существ к людям и ответы людей существам.

Звучит песня «Расскажите, птицы» Игоря Николаева.

Человек ответь: (на вопросы живых существ отвечают ученики, которые выступают в роли Человека)

Тюльпан: Кто виноват во всех причинах болезни нашего края?

Степь:       В праве ли так беспощадно уничтожать тот мир, в котором мы

                   живем?

Дрофа:      Мы имеем право на жизнь?

Река Полуденка: Как вы считаете, есть ли будущее у реки Полуденки?

        

Человек: Надо беречь каждый ключик чистой воды. Многие беды происходят от наших не знаний, равнодушия и беспечности. Реки надо считать важнейшей государственной ценностью. Только так можно уберечь радость, которую дают нам текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды.

Степь:        Какие меры по защите нашего края  вы считаете необходимо применять?

 

Человек: (слайд)
     1. Пресечение браконьерской деятельности;

                       2. Разумное освоение и использование территорий;

                       3. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений;
                      4. Уменьшение загрязнения окружающей среды.
Лебедь:     А что  делаете вы для сохранения природы родного края?

Человек:  Мы убираем мусор, делаем скворечники и развешиваем их на деревьях.     Проводим акцию «Птичье кафе»

Человек: Не рубим деревья, а наоборот сажаем.

Человек: Не разводим костры в степи. А если разжигаем, то затем гасим костер, применяя все правила предосторожности, чтобы не возник пожар. В жаркие летние дни следим, чтобы не было возгораний.

Вопрос  живым существам.

Учитель: Живые существа, скажите, какие качества, помогающие вам выжить,    вы можете  предложить нам - людям, чтобы у нас  хватило сил сберечь красоту нашего  родного  края?

Дрофа:      Острое зрение дрофы.

Река Полуденка: Терпение и гибкость реки.

Тюльпан: Неуклонность роста цветка.

Степь:      Доброта, любовь к живому, мудрость.

                             Чтоб радость завтрашнего дня

                            Сумел ты ощутить,

                            Должна быть чистою Земля

                            И небо чистым быть.

                            Спасти поля, леса, луга

                            И чистую гладь рек – всю Землю -

                            Можешь только ты,

                            Разумный человек!

Учитель. От каждого из нас зависит, сохраним ли мы все, что создано руками наших земляков, будут ли гордиться наши потомки, скажут ли спасибо за то, что мы оставили прекрасным цветущим край, необыкновенно красивым родное село. Это и есть любовь к своей Родине. И у каждого человека это чувство подобно большой реке. Но у каждой реки есть исток – маленький ручеек, с которого все    начинается – это наша малая родина.

Не исчезай, мое село,
Твой берег выбрали селяне.
И ты в него в судьбе назло
Вцепись своими тополями.
Прижмись стогами на лугу
И не забудь в осенней хмари:
Твое село, как «Слово о полку»,
В одном бесценном экземпляре.

    Николай Фёдорович Дмитриев

Литература

1. http://www.zavuch.info 

2.  http://pedsovet.su 

3.  http://prezentacii.com/shablony-powerpoint/ 

4.. http://kopilkaurokov.ru 

5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра "Совет мудрецов"

обобщающий урок по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии". урок проводится в игровой форме, где учащиеся повторяют известные им формулы и решают задачи по данной теме....

математическая игра "Совет мудрейших"

Тема занятия: игра «Совет мудрейших»Цели занятия:содействовать воспитанию интереса к математике,способствовать расширению  общекультурного кругозора;способность к эффективному общению, толерантно...

Ролевая игра "Совет мудрецов"

Тема: Ролевая игра «Совет мудрецов» Цель: Развитие  интеллектуальных способностей у школьников среднего звенаЗадача: Воспитание интеллектуальной культуры школьниковУчастники: социальны...

Презентация " Критерии живых существ".

Презентация включает в себя 19 слайдов. Адресовано учащимся 10 классов при изучении данной темы.  Может использоваться учителями и репетиторам при подготовке учащихся и проведении уроков....

Духи и живые существа светлого мира в представлении древних чувашей

Презентация показывает - как представляли себе древние чуваши духов и живых существ светлого (земного) мира....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по дополнительной общеобразовательной естественно - научной программе «Изумрудный мир» «Растение как живое существо»

Авторская разработка конспекта занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по дополнитнльной общеобразовательной естественно-науной программе "Изумрудный мир" (гарде...

Язык - живое существо? Лингвист расскажет!

Статья посвящена англицизмам, которые стремительно входят в наш русский язык. Откуда он берутся и как часто мы их используем в повседневной речи, узнаем из сатьи!...