Рабочая программа «Методика и технологии подготовки школьников 6-11 классов к олимпиадам по географии»
методическая разработка по географии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Сетракова Светлана Александровна

Среди разнообразных форм и методов, позволяющих выявить одарённых детей, важная роль принадлежит олимпиадам. Одной из особенностей олимпиад является развитие творчества учащихся, т.к. творчеству присуща, во-первых, социальная значимость. Во-вторых, новизна, свобода создавать, открывать, переживать что-то новое. В-третьих, для творчества характерно самовыражение, т.е. реализация идеалов и сущностных начал личности.

Так как Всероссийская олимпиада школьников проводится с 7-го класса, следовательно, подготовку необходимо вести уже с 6-го класса. В настоящей программе представлены материалы, которые помогут организовать и подготовить учащихся 6 - 11 класса к участию в олимпиадах по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovki_k_olimpiade.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сетракова Светлана Александровна, учитель географии, высшая квалификационная категория,  МБОУ «Вешенская СОШ»

Рабочая программа курса

« Методика и технологии подготовки школьников 6-11 классов к олимпиадам по географии»

2019-2020 учебный год

Составитель:

Сетракова Светлана Александровна

учитель географии

МБОУ «Вешенская СОШ»

ст.Вешенская

2019

Пояснительная записка

Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами учиться.

                      Альберт Эйнштейн

Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа»   обозначила задачи современного образования, в качестве приоритетных является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Основной  задачей  должно стать воспитание молодых людей, обладающих  нестандартным  мышлением,  склонных к научным исследованиям,  тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь. Поэтому принципиальной задачей образования становится раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей. Среди разнообразных форм и методов, позволяющих выявить одарённых детей, важная роль принадлежит олимпиадам. Одной из особенностей олимпиад является развитие творчества учащихся, т.к. творчеству присуща, во-первых, социальная значимость. Во-вторых, новизна, свобода создавать, открывать, переживать что-то новое. В-третьих, для творчества характерно самовыражение, т.е. реализация идеалов и сущностных начал личности.

Так как Всероссийская олимпиада школьников проводится с 7-го класса, следовательно, подготовку необходимо вести уже с 6-го класса. В настоящей программе представлены материалы, которые помогут организовать и подготовить учащихся 6 - 11 класса к участию в олимпиадах по географии.

Цели данного курса:

Создание условий для:

  • предоставления каждому из учащихся оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации;
  • развития личностных потребностей в интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявление наиболее способных и одаренных детей;
  • формирование способностей к саморазвитию и самообучению;
  • подготовка школьников к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности;
  • воспитание высоконравственной, интеллектуальной, всесторонне развитой личности;
  • формирование фундамента для овладения навыками творческой работы, требующей от ученика продуктивной, логической, аналитической деятельности.

Программа рассчитана на 68 часов, при двух часах в неделю.

Первоочередная задача  современного педагога и моя лично: научить учащегося учиться, а далее предполагается  совместная учебная деятельность по формуле Л.С. Выготского

 « научишься сам, когда научишь другого».  При такой методике обучения,  дается возможность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умения находить новые способы решений. Также активно использую высокий, прикладной уровень обучаемости - способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации. Таким образом, эффективность обучения заключается в создании условий развития заложенных в ребенке способностей, т.е. в постановке таких проблемных задач, в процессе решения которых эти способности раскрываются, а знания, умения и навыки прочно усваиваются.

Основным темы программного содержания школьных курсов географии за 6-11 классы:

Источники географической информации.

  • Природа Земли и человек.
  • Природопользование и геоэкология.
  • Страноведение.
  • Политическая карта мира.
  • Население мира.
  • Мировое хозяйство.
  • География России.
  • Современные глобальные проблемы.

Рекомендации по подготовке школьников к олимпиаде:

Подготовку к олимпиадам по географии можно совмещать с проектной и даже туристской и краеведческой деятельностью школьников (подготовка к практическим заданиям). Важно, чтобы в процессе подготовки, ученик не потерял интерес к предмету. Для этого нужно использовать разнообразные и даже неожиданные задания. Можно, например, брать задания из учебников 70-х, 80-х годов, модернизировать их и предлагать ученикам. Подойдут также материалы из современных учебников. Например, можно взять одну из таблиц учебника В.П. Дронова и скрыть некоторые данные (ученикам их нужно восстановить) — задача на работу со статистикой готова! Можно предлагать школьникам уже в начале изучения курса простые географические задачи. Это позволит пробудить интерес к предмету. Пример задачи начального уровня: Расположите перечисленные материки (континенты) в порядке увеличения площади их территории — 1) Евразия 2) Северная Америка 3) Африка.

При оценке ответов на олимпиадные задачи, значительную роль играет логика рассуждений и аргументированность доказательств. В то же время основной целью проведения олимпиад является не оценка уровня знаний каждого из участников, а выявление сильнейших. Победители олимпиады отличаются не только отличным знанием школьной программы, но также и нестандартным подходом к проблеме, комплексностью мышления, способностью к самостоятельным выводам. Необходимо учитывать географическую и общую эрудицию учеников, широкий кругозор. Главными качествами ученика должны быть- творческий склад ума, нацеленность на творчество, готовность решать возникающие задачи. Необходимо учитывать и характер ученика, особенности его личности.

Способности к решению задач можно развивать и совершенствовать. Географические задачи могут быть тематические и межпредметные, однако у всех есть общие черты: комплексность предметного содержания, разнообразие видов учебных действий, межпредметные связи. Часто у школьников не сразу получается решать географические задачи, особенно задания заключительных этапов. Методика работы над географическими задачами при подготовке к олимпиадам:

- разбор темы: термины, понятия, закономерности;

- решение задачи по теме совместно с учителем;

- самостоятельное решение задачи учеником;

- разбор выполненной учеником географический задачи.

Необходимо объяснить ученику, как нужно работать с задачами на олимпиаде. Важно научить школьников быстро ориентироваться в олимпиадных заданиях. Также нужно обучить школьников рационально распределять время при ответе на вопросы. Ученик должен быть обучен правильному оформлению письменных работ. При ответе на вопрос ученик должен руководствоваться следующей логикой: постановка вопроса - рассуждение, доказательство- вывод. Мысли должны быть изложены четко и грамотно. При составлении какой –либо характеристики пользоваться известными планами описания географических объектов и явлений, тогда ответ будет логичным. Подкреплять ответы графиками, диаграммами, схемами.

Очень важно подготовить школьника психологически. Не должно быть страха перед соперниками, ведь все они такие же школьники. Важно уметь выработать собственную стратегию и следовать ей. Несмотря на общую цель учителя и ученика- призовое место в олимпиаде, нужно понимать, что случаются и проигрыши, в таком случае происходит переоценка : участие в олимпиаде - это уже большой успех, а главное, приобретенный жизненный опыт.

Формируемые в процессе обучения  умения, способности, качества:

- систематизация знаний;

- вырабатывается активная жизненная позиция;

- собственное мнение по тому или иному событию;

- творческие способности;

- развивается речь;

-  чувство ответственности за общее дело;

- анализ и  конкретизация понятия;

- устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей и

  мировоззренческих идей;

- приобретения опыта сотрудничества, взаимодействия.

Позиция и деятельность учителя в условиях обучения

( личностно- ориентированный подход):

- гуманная педагогическая позиция;

- ценностное отношение к учащемуся, его творчеству;

- создание на занятиях культурно- информационной и предметно- развивающей среды;

- владение методикой и образовательной технологией;

- целенаправленное развитие индивидуальности учащегося;

- учитель - консультант: определяет общее направление, готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы и темы для обсуждения, дает консультации, помогает в случае серьезных затруднений.

Основные типы и виды работы  в процессе подготовки школьников к олимпиадам:

- работа с терминами и понятиями;

- работа с географической номенклатурой;

- географические правила и закономерности;

- факторы размещения отраслей хозяйства;

- план характеристики географических объектов;

- статистические показатели;

- развитие географического кругозора;

- практическое применение навыков и умений.

Компетенции, формируемые у обучающихся в процессе подготовки к олимпиадам:

Учебный  курс

Компетенции

Научится

Получит возможность научиться

1.Источники географической информации.

  • 2.Природа Земли и человек.
  • 3.Природопользование и геоэкология.
  • 4.Страноведение.
  • 5.Политическая карта мира.
  • 6.Население мира.
  • 7.Мировое хозяйство.
  • 8.География России.

9.Современные глобальные проблемы

Личностные

Формировать коммуникативную компетентность в процессе учебно-исследовательской деятельности. Формировать устойчивые установки социально-ответственного поведения в географической среде.

 Развивать мотивацию  к  изучению   различных  естественных  наук.

Предметные

Отбирать источники географической информации  для объяснения происхождения географических названий;

Знать:

  • географические термины и понятия;
  • географическую номенклатуру;
  • географические правила и закономерности;
  • факторы размещения отраслей хозяйства
  • планы характеристики географических объектов;
  • основные статистические показатели;
  • практические навыки и умения по географии.

Уметь:

  • составлять характеристики географических объектов;
  • наблюдать за знакомыми и незнакомыми явлениями;
  • пользоваться измерительными приборами;
  • описывать и составлять карты;
  • объяснять, систематизировать, классифицировать;
  • устанавливать связи между факторами и явлениями;
  • прогнозировать, уметь формировать гипотезу;
  • находить ошибку в полученной информации;
  • определять географические координаты;
  • определять направления и расстояния по карте;
  • решать задачи на определение различий во времени;
  • решать задачи с применением знаний по топографической карте;
  • решать задачи на определение высоты солнца над горизонтом;
  • сравнивать и накладывать тематические карты;
  • анализировать аэро – космические снимки;
  • объяснять зависимость между строением земной коры, особенностями рельефа отдельных территорий и размещением полезных ископаемых;
  • определять географические объекты и явления литосферы ( гидросферы, атмосферы) по их существенным признакам;
  • оценивать природно- ресурсный потенциал;
  • объяснять географические различия климатов на отдельных территориях;
  • анализировать климатические диаграммы;
  • описывать особенности режима и питания рек;
  • объяснять смену природных зон и их размещение, взаимосвязи компонентов в природном комплексе;
  • определять по карте объекты литосферы и гидросферы, крупные города и страны;
  • определять географическое, экономико- географическое и геополитическое положение;
  • объяснять географические особенности населения отдельных регионов, определять особенности урбанизации;
  • анализировать демографическую пирамиду;
  • анализировать( составлять) статистические данные ( диаграммы, графики, схемы,) при характеристике населения или хозяйства;
  • объяснять основные черты размещения ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства;
  • объяснять основные черты и особенности региональных транспортных систем;
  • определять страну по короткой характеристике;
  • составлять комплексный профиль

Производить простые географические модели; распознавать  разные методы географической науки и применять их в практической деятельности; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной учебной задачи.

Метапредметные

Анализировать и осмысливать тексты. Связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.  Формировать способности к монологическому высказыванию на заданную тему. Работа с Интернет-ресурсами; работа в группе, оценка и самооценка.  Оценивать правильность выполнения учебной задачи, находить  собственные возможности её решения.

Формировать  приемы  работы  с  информацией, т.е. уметь:

а) искать  и  отбирать источники  информации (справочные  издания  на  печатной  основе  и  в  виде СД, периодические  издания, Интернет  и т. Д.)  в  соответствии  с  учебной  задачей  или  реальной  жизненной  ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать  информацию  в  различной  знаковой  форме  -  в  виде  таблиц, диаграмм, графиков, рисунков  и  т.д. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением  диалога  и  участием  в  дискуссии; участвовать  в  работе  группы  в  соответствии  с  обозначенной  целью.

Тематическое планирование учебного курса

Раздел, тема учебного курса

Количество часов

Раздел 1.

Общая физическая география и география материков

31

Тема 1.

Источники географической информации

1. Глобус. Географические координаты;

2.Географическая карта. Разнообразие карт

План местности. Условные знаки; 3.Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут;

4.Географические методы изучения окружающей среды

4

Тема 2.

Природа Земли и человек

1.Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей;

2.Земля как планета Солнечной системы;

3.Суточное и годовое движение Земли, их географические следствия;

4.Эпоха Великих географических открытий;

5.Знаменитые исследователи и путешественники;

6.Оболочки Земли. Земная кора и литосфера;

7.Рельеф Земли. Геологическая летопись Земли;

8.Минералы и горные породы;

9.Атмосфера, её состав и структура, границы;

10.Воздушные массы: типы и условия их формирования;

11.Климатические пояса. Погода и климат;

12.Гидросфера. Мировой круговорот воды;

13.Физическая география океанов;

14.Поверхностные и подводные воды суши;

15.Биосфера Земли. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы;

16.Почва как особое природное образование;

17.Географическая оболочка и природные комплексы;

18.Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность;

18

Тема 3.

Природопользование и геоэкология

1.Окружающая среда и природные ресурсы;

2.Рациональное природопользование. Ресурсообеспеченность;

3.Охрана природы и охраняемые территории;

3

Тема 4.  Страноведение

1.Комплексная географическая характеристика материков. Африка;

2.Южная Америка;

3.Австралия и Океания;

4.Антарктида;

5.Северная Америка;

6.Евразия;

6

Раздел 2

Экономическая и социальная география мира

37

Тема 5.

Политическая карта мира

1.Этапы формирования политической карты мира;

2.Форма правления, форма государственного устройства;

3.Типология стран мира;

3

Тема 6.

Население мира

1.Численность и динамика населения;

2.Воспроизводство населения;

3.Миграции населения;

4.Территориальные типы динамики населения;

5.Демографическая политика;

6.Состав населения мира;

7.Расселение населения мира. Перспективы роста населения мира;

7

Тема 7.

География Мирового хозяйства

1.Главные этапы развития мирового хозяйства;

2.Международное географическое разделение труда Интеграционные группировки;

3.Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира;

4.География отраслей промышленности;

5.География мирового сельского хозяйства;

6.География мирового транспорта;

7.География мировых экономических связей;

7

Тема 8.

География России

1.Особенности географического положения России;

2.История освоения и изучения территории России;

3.Природа России. Природные условия и ресурсы России;

4.Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа;

5.Климат и климатические ресурсы;

6.Почвы и почвенные ресурсы;

7.Внутренние воды и водные ресурсы;

8.Особо охраняемые природные территории;

9.Население России. Демографические проблемы;

10.Хозяйство России. Отраслевая и территориальная структура;

11.Характеристика регионов и районов России;

12.Хозяйство стран нового зарубежья. СНГ;

13.Географическое разделение труда;

14.Россия в современном мире;

14

Тема 9.Современные глобальные проблемы

1.Причины возникновения глобальных проблем. Проблема сохранения мира;

2.Экологический кризис;

3.Демографическая проблема;

4.Продовольственная проблема;

5.Ресурсная проблема;

6.Проблема социально-экономической отсталости развивающихся стран.

6

Литература

  1. Барабанов В.В. Сборник заданий ЕГЭ. Издательство «Экзамен», Москва, 2018
  2. Глушкова В.Г. Тесты и задания по экономической и социальной географии России [Текст] / В.Г. Глушкова, Ю.А. Симагин. – М.; ВЛАДОС, 1998. – 224 с.
  3. Горбатова О.Н. Технология решения творческих задач. 6-11 классы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010
  4. Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения [Текст] / Ю.П. Иванов // География в школе. – 2000. - №2. – С. 67-71
  5. Кузьмин Р.И. Формирование исследовательской культуры школьников в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] // Р.И. Кузьмин.- Режим доступа: http: // tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2005
  6. Кузнецова Т.С. Контрольные измерительные материалы ЕГЭ. Москва, «Просвещение». 2018
  7. Монакова Г.Г., Яковлева Н.В. Олимпиадные задания по географии. 9-11 классы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2010
  8. Николина В.В., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С. Олимпиады по географии. Издательство «Просвещение», Москва, 1996
  9. Олимпиады по географии. 6-11 кл. [Текст]: метод. Пособие / под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.; Дрофа, 2002. – 160 с.
  10. Рогачев С.В. Развивающие задачи на уроках географии [Текст]: 8-10 классы / С.В. Рогачев. – М.; Чистые пруды, 2006. – 32 с.
  11. Смирнова М.В. Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся [Текст] / М. В. Смирнова // География в школе. – 1999. - №5. – С. 37-40

Полезные ресурсы для подготовки к олимпиадам по географии

Литература:

1.Романова Э., Алексеева Н., Аршинова М. Физическая география материков и океанов в 2 томах, Максаковский В. П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.

2. Неклюева Н., Душина И., Раковская Э. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. 

3.Михайлов В. Н., Добровольский А. Д., Добролюбов С. А. Гидрология.

4. Хромов С. П., Петросянц М. А. Метеорология и климатология. 

5. Геннадиев А. Н., Глазовская М. А. География почв с основами почвоведения.  6.Рычагов Г. И. Общая геоморфология. 

7.Божок А. П., Харченко А. С. Топография с основами геодезии. 

8.Абдурахманов Г. М., Криволуцкий Д. А., Мяло Е. Г., Огуреева Г. Н. Биогеография.  9. Алексеев А. И., Колосов В. А. Социально-экономическая география России. 10.Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий.  11.Жюль Верн. «Открытие земли», «Мореплаватели XVIII века», «Путешественники XIX века». 

Интернет-ресурсы:

1.Федеральная служба государственной статистики

2.Карты всего мира

3.Библиотека географа 

4.Экологический центр «Экосистема» 

5. Физико-географический атлас мира 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"

Рабочая программа элективного курса  "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа факультатива по математике «Подготовка к ЕГЭ». 11 класс

Рабочая  программа   факультатива для учащихся 11 класса общеобразовательной школы...

Рабочая программа по курсу "Математика. Подготовка к ЕГЭ. 11 класс."

Рабочая программа по курсу "Математика. Подготовка к ЕГЭ. 11 класс." состооит из разделов "Пояснительная записка", "Содержание учебного материала", "Календарно - тематическое планирование", "Результат...

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса "Введение в экономику"

Файл содержит  рабочую программу элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы "Введение в экономику", составленную на основе авторской программы ...

Рабочая программа спецкурса по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» 9 класс (17 часов)

      Настоящая   рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ  по обществознанию»    обучающихся 9 класса   составлена на основе Федерального к...

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» 9 класс.

Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» рассчитана на учащихся 9 класса. Тематическое планирование учебного...

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» 11 класс.

Рабочая программа. Индивидуальная внеурочная работа « Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, марафонах, конкурсах» для 11 класса. Тематическое планирование учебного материала при 1 з...