КТП по географии 8 класс к УМК Домогацких
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс)

Жиренко Надежда Владимировна

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «География» для обучающихся 8   класса  составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом   основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897; требований к ре­зультатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий  на основе: программы курса «География». 5 – 9 классы /авт. – сост. – Е.М. Домогацких. – 2 – изд. – М.: ООО «Русское солово – учебник», 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl.doc509 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пристеньская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей-предметников

МБОУ «Пристеньская ООШ»

_________ / Шматова Т.И. /

Протокол № 5

от «26» июня 2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «Пристеньская ООШ»

_____________ / Бабенко Е.В. /

«26 » июня 2019 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Пристеньская ООШ»

__________ /Решетняк И.И. /

Приказ № 113

от  «31» августа 2019 г.

Календарно-тематическое планирование

Жиренко Надежды Владимировны

высшая квалификационная категория

по учебному предмету ««География»

8  класс

Базовый уровень

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «География» для обучающихся 8   класса  составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом   основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий  на основе: программы курса «География». 5 – 9 классы /авт. – сост. – Е.М. Домогацких. – 2 – изд. – М.: ООО «Русское солово – учебник», - 2015. – 127 с. и с учётом методического письма департамента образования Белгородской области ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2019-2020 учебном году».

Основные цели и задачи курса

  1. Сформировать целостный географический образ своей Родины;
  2. Дать представление об особенностях природы, населении и хозяйства нашей Родины;
  3. Сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества;
  4. Дать представление о роли России в мире;
  5. Сформировать необходимые географические умения и навыки;
  6. Воспитывать патриотизм на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и мести в жизни страны и мира в целом;
  7. Воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных обучающимися в 5—7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.

Всё это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования предметных и метапредметных умений и навыков, он влияет на мировоззрение обучающихся, имеет огромное воспитательное значение.

Описание места учебного предмета «География» в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, на изучение географии в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).

Календарным учебным графиком МБОУ «Пристеьская основная школа» установлено в 8  классе 34 учебные недели.

Учебный план МБОУ «Пристеньская основная общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год отводит для изучения географии обучающихся 8 класса  68 учебных часов, 2 часа в учебную неделю, в том числе 21 практических работ.

Для реализации курса используют   учебно-методический комплект:

1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.: учебник для 8 класса. – М.: Русское слово. – (ФГОС. Инновационная школа).

2.География. 8 кл.: атлас. – (ФГОС. Инновационная школа).

3. География. 8 кл.: контурные карты. – (ФГОС. Инновационная школа).

4. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География: в 2 ч. – М.: Русское слово. – (ФГОС. Инновационная школа).

В календарно – тематическое планирование внесены следующие изменения: в авторской программе на изучение курса 8 класса отводится 70 часов,  а  в связи с уменьшением общего количества учебных недель с 35 до 34 на изучение географии в 8 классах отводится 68 часов. Эти 2 часа сокращёны за счёт часов резервного времени». 1 час добавлен на изучение темы «Природа и человек» и 6 часов на изучение темы «Природа родного края»  (также за счёт резерва).

 А также,  в связи с праздничными днями,  установленными постановлением правительства РФ «О переносе выходных дней в 2019 году» и «О переносе выходных дней в 2020 году», и в соответствии с расписанием уроков школы на 2019 -2020 учебный год объединены уроки № 65 «Внутренние воды. Почвы и почвенный покров» и 66 по теме «Растительный и животный мир. Природные районы»;  и 67 «Экологическая обстановка. ООПТ Белгородской области» и 68 «Обобщение по теме «Природа родного края»

В результате программный материал учебного предмета «География»  авторов предметной линии учебников Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский для 8 классе в течение учебного года будет выполнен полностью.

Формы и средства контроля

Календарно-тематическое планирование включает контроль усвоения обучающимися учебного материала.

К формам контроля относятся: входной, текущий, рубежный и итоговый; выполнение исследовательских и проектных работ, мультимедийных презентаций; фронтальный устный и письменный опрос; письменные работы. Диагностирование дидактического процесса позволяет выявить его динамику, сопоставить результаты обучения на отдельных этапах.

Ниже приведены практические работы для проверки уровня сформированности знаний и умений обучающихся.

Практические работы

Форма

контроля

Количество

 работ

Тема

Практические работы

21

№1. Определение  на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями  на различных картографических проекциях 

№2. Чтение топографической карты. Построение профиля местности 

№3. Характеристика географического положения России 

№4.  Определение поясного времени      для разных пунктов России 

 №5. Обозначение на контурной карте объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев 

 №6. Анализ источников информации об истории освоения территории России 

№7Выявление  зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий 

 №8. Нанесение  на контурную карту основных форм рельефа страны 

 №9. Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте 

 №10. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России 

 №11. Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте

 №12.Прогнозирование тенденций изменений климата

 №13. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России

 №14.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей хозяйственного использования

 №15.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории России

 №16.Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования

 №17.Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы

№18. Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне

№19.Составление описания одной из природных зон России

№20.Описание природного района по плану

 №21 Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека

Учебно - тематический план

Содержание программы

Раздел, тема

     Авторская     программа

КТП

Практические работы

Часть I. Физическая география России

70

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации

4

4

2

Тема 2. Россия на карте мира

4

4

2

Тема 3. История изучения территории России

5

5

2

Тема 4. Геологическое строение и рельеф

6

6

2

Тема 5. Климат России

7

7

4

Тема 6. Гидрография России

8

8

3

Тема 7. Почвы России

3

3

1

Тема 8. Растительный и животный мир России

3

3

1

Тема 9. Природные зоны России

7

7

2

Тема 10. Крупные природные районы России

13

13

1

Заключение. Природа и человек

1

2

1

Тема 11. Природа родного края

6

Резерв

9

Итого

70

68

21

       Тематическое планирование с  определением  основных видов учебной  деятельности

п/п

Дата

Наименование раздела и тем

Виды деятельности ученика

ЭОР/ЦОР

Примечание

план

факт

                                              Часть I. Физическая география России (68 часов)

                    Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (4 часа)

1

03.09

Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение  на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями  на различных картографических проекциях

   Давать определения терминов, понятий по тематике урока; определять картографические проекции; сравнивать географические карты на основе используемых картографических проекций;  составлять описания картографических проекций и искажений; проводить классификацию, выявлять отличия, проводить примеры карт на основе картографических проекций и  искажений      

http://geo.1september.ru/

2

05.09

Топографическая карта

Практическая работа №2.

Чтение топографической карты. Построение профиля местности

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть    особенности топографических карт; составлять описание топографических карт; ориентироваться по карте; определять истинный азимут и магнитное склонение; читать топографическую карту; проводить построение профиля местности  

3

10.09

Космические и цифровые источники информации

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       отличия источников информации; составлять описание источников информации; классифицировать источники информации;  составлять сравнительную характеристику методов исследования

4

12.09

Обобщение по теме «Географическая карта и  источники географической информации»

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       отличия источников информации; классифицировать источники информации;  составлять сравнительную характеристику методов исследования

Тема 2. Россия на карте мира (4 часа)

5

17.09

Географическое положение России

Практическая работа №3.

Характеристика географического положения России

  1. Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности географического положения России; составлять описание географического положении России; классифицировать виды  государственных границ; обозначать на контурной карте крайние точки России, государственную границу страны, сопредельные с Россией страны, проводить определение координат крайних  точек; показывать на карте крайние точки России, государственную границу России,  определять сопредельные с Россией страны

http://geo.1september.ru/

6

19.09

Природные условия и ресурсы

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности географического положения России; выявлять и называть особенности природных условий и ресурсов, видов адаптации;  составлять описание природных условий и ресурсов; классифицировать  природные условия и ресурсы; Проводить определение влияния природных условий своей местности на жизнь человека; определять особенности адаптации человека к природным условиям

7

24.09

Часовые пояса и зоны

Практическая работа №4.

 Определение поясного времени      для разных пунктов России

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности географического положения России; проводить расчёты на определение местного времени и разницы во времени на территории России; определять  местное время и разницу во времени на территории России; определять и показывать на карте часовые пояса и зоны; называть отличия видов времени

http://www.rgo.ru/

8

26.09

Обобщение по теме «Россия на карте мира»

Понятия, термины, номенклатура и персоналии по теме «Россия на карте мира»

Тема 3. История изучения территории России (5 часов)

9

01.10

Русские землепроходцы XI – XVII веков

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности географического положения России; выявлять и называть особенности  изучения территории России на различных этапах её исторического развития;

определять  следствия географических открытий и путешествий; определять, обозначать  и показывать на карте маршруты путешествий

http://geo.1september.ru/

10

03.10

Географические открытия в России XVIII – XIX вв. Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех, которые названы в честь русских первопроходцев

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности географического положения России; выявлять и называть особенности  изучения территории России на различных этапах её исторического развития;

определять  следствия географических открытий и путешествий; определять и показывать на карте маршруты путешествий

http://www.rgo.ru/

11

08.10

Географические исследования в XX в.  

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности географического положения России; выявлять и называть особенности  изучения территории России на различных этапах её исторического развития;

определять  следствия географических открытий и путешествий; определять, обозначать  и показывать на карте маршруты путешествий

12

10.10

Роль географии в современном мире

Практическая работа №6. Анализ источников информации об истории освоения территории России

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть особенности  современного этапа развития географии;определять  роль научного прогнозирования в развитии географической науки; составлять географический прогноз, анализировать этапы развития географической науки, анализировать и классифицировать источники географической информации

13

15.10

Обобщение по теме «История изучения территории России»

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности географического положения России; выявлять и называть особенности  современного этапа развития географии;

Тема 4. Геологическое строение и рельеф (6 часов)

14

17.10

Геологическое летоисчисление и геологическая карта

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности геологического летоисчисления и геологической карты; определять  специфику геологических эр и периодов по геохронологической таблице; читать и анализировать геологическую карту и геохронологическую таблицу;  описывать особенности  геологического строения территории

http://www.rgo.ru/

15

22.10

Тектоническое строение

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности тектонического строения страны и тектонической карты; выявлять особенности тектонических структур;

читать и анализировать тектоническую карту;  описывать особенности  тектонического строения территории России; обозначать  на контурной карте географические объекты

16

24.10

Общие черты рельефа России.

Практическая работа №7

Выявление  зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности рельефа России; выявлять специфику размещения форм рельефа и крупных природных районов; читать и анализировать физическую карту; описывать особенности  размещения  форм рельефа на территории России и действие внешних сил формирование рельефа; проводить расчёты амплитуды колебания абсолютных высот

http://geo.1september.ru/

17

07.11

Крупные природные районы

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности взаимодействия человека и литосферы; выявлять специфику взаимодействия человека и литосферы; читать и анализировать тематические карты;  проводить анализ  и классификацию стихийных явлений в литосфере; устанавливать связь между размещением полезных ископаемых, строением земной коры и формами рельефа

18

12.11

Литосфера и человек

Практическая работа №8. Нанесение  на контурную карту основных форм рельефа страны

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности взаимодействия человека и литосферы; устанавливать связь между размещением полезных ископаемых, строением земной коры и формами рельефа; обозначать  на контурной карте географические объекты;

19

14.11

Обобщение по теме «Геологическое строение и рельеф»

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности взаимодействия человека и литосферы;

Тема 5. Климат России (7 часов)

20

19.11

Факторы, определяющие климат России

Практическая работа №9.

Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности факторов формирования климата на территории России; выявлять специфику факторов формирования климата на территории России; читать и анализировать тематические карты; описывать особенности влияния факторов формирования климата для разных  территорий страны;  проводить анализ распределения климатических показателей по территории страны

21

21.11

Распределение тепла и влаги по территории России

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности распределения тепла и влаги по территории России; выявлять территории с экстремальными климатическими показателями; читать и анализировать тематические карты; проводить расчёты амплитуды колебания температуры и коэффициента увлажнения территории

http://www.rgo.ru/

22

26.11

Климаты России

Практическая работа №10. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности климатов России; выявлять и определять особенности климатов России;  специфику факторов формирования климата на территории России; читать и анализировать тематические карты и климатограммы

http://geo.1september.ru/

23

28.11

Воздушные массы и атмосферные фронты

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока; определять последствия прохождения атмосферных фронтов;  читать и анализировать тематические карты; проводить сравнение воздушных масс и атмосферных фронтов

24

03.12

Атмосферные вихри

Практическая работа №11.

 Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть особенности атмосферных вихрей;  выявлять территории с доминированием различных типов погоды; читать и анализировать тематические карты; проводить наблюдения за состоянием погоды; составлять прогноз погоды; описывать климат своего населённого пункта  

25

05.11

Атмосфера и человек

Практическая работа №12.

Прогнозирование тенденций изменений климата

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть особенности взаимодействия человека и атмосферы выявлять специфику взаимодействия человека и атмосферы; читать и анализировать тематические карты; описывать особенности взаимодействия человека и атмосферы; проводить анализ и классификацию стихийных природных явлений в атмосфере; устанавливать связь между климатическими параметрами и деятельностью человека

http://www.rgo.ru/

26

10.12

Обобщение по теме «Климат России»

Работать с тестовыми заданиями по данной теме

Тема 6.  Гидрография России (8 часов)

27

12.12

Моря, омывающие территорию России

Практическая работа №13. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России

Давать определения  терминов,  понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности морей, омывающих территорию Россию выявлять специфику морей, омывающих территорию России; читать и анализировать тематические карты;  описывать особенности морей, омывающих территорию России; обозначать на контурной карте географические объекты; давать характеристику морей, омывающих территорию России; устанавливать хозяйственное значение морей, омывающих территорию России

28

17.12

Характеристики реки

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности рек России; выявлять специфику рек России; читать и анализировать тематические карты;  описывать особенности рек России; обозначать на контурной карте географические объекты; давать характеристику рек России

29

19.12

Реки России

Практическая работа №14.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей хозяйственного использования

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности бассейнов стока; выявлять специфику бассейнов стока; читать и анализировать тематические карты;  описывать бассейны стока, омывающих территорию России; обозначать на контурной карте географические объекты; давать характеристику  бассейнов стока

http://geo.1september.ru/

30

24.12

Озёра и болота

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности озёр, болот, водохранилищ России; выявлять специфику  озёр, болот, водохранилищ России; читать и анализировать тематические карты;  описывать особенности озёр, болот, водохранилищ России; обозначать на контурной карте географические объекты; давать характеристику озёр, болот, водохранилищ  России

31

26.12

Природные льды

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности природных льдов России;  выявлять специфику природных льдов России; читать и анализировать тематические карты;  описывать особенности природных льдов России; давать характеристику природных льдов  России

32

09.01

Великое оледенение

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять  причины Великого оледенения; читать и анализировать тематические карты;  описывать особенности Великого оледенения; обозначать на контурной карте географические объекты; давать характеристику Великого оледенения

http://www.rgo.ru/

33

14.01

Гидросфера и человек

Практическая работа №15.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории России

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности взаимодействия человека и гидросферы; читать и анализировать тематические карты;  описывать особенности взаимодействия человека и гидросферы; проводить анализ и классификацию стихийных природных явлений в гидросфере, устанавливать связь между климатическими параметрами и деятельностью человека

34

16.01

Обобщение по теме «Гидрография России»

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  читать и анализировать тематические карты;  устанавливать между климатическими параметрами и деятельностью человека;  обозначать на контурной карте географические объекты

Тема 7 Почвы России (3 часа)

35

21.01

Формирование и свойства почвы

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности формирования и свойства почвы; выявлять специфику почвенных горизонтов; читать и анализировать тематические карты;  описывать строение почв; давать характеристику почвенных горизонтов и условий формирования почв

http://geo.1september.ru/

36

23.01

Зональные типы почв

Практическая работа №16.

Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности зональных типов почвы; выявлять взаимосвязь между зональными типами почв и видами мелиоративных работ; читать и анализировать тематические карты;  давать характеристику зональных типов  почвы, видов мелиорации; обозначать на контурной карте географические объекты

37

28.01

Обобщение по теме «Почвы России»

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности формирования и свойства почвы; выявлять специфику почвенных горизонтов и условий формирования почв; читать и анализировать тематические карты;  описывать строение почв; давать характеристику почвенных горизонтов и условий формирования почв

Тема 8. Растительный и животный мир России (3 часа)

38

30.01

Растительный и животный мир России

Практическая работа №17.

Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности растительного  и животного мира России; выявлять взаимосвязь меду растительным  и животным миром России; читать и анализировать тематические карты;  описывать влияние природных условий на формирование растительного  и животного мира России; давать характеристику растительного  и животного мира России

http://www.rgo.ru/

39

04.02

Ресурсы растительного и животного мира

Давать определения  терминов,  понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности ресурсов  растительного  и животного мира России; выявлять  и называть особенности ресурсов растительного  и животного мира России;  оценивать ресурсы растительного  и животного мира России; читать и анализировать тематические карты;  давать характеристику растительного  и животного мира России; классифицировать ресурсы растительного  и животного мира России

40

06.02

Обобщение по теме «Растительный и животный мир России»

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности растительного  и животного мира России; выявлять взаимосвязь между растительным  и животным миром России; читать и анализировать тематические карты;  описывать влияние природных условий на формирование растительного  и животного мира России;

Тема 9. Природные зоны России (7 часов)

41

11.02

Природные комплексы России

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть природные комплексы России и их особенности; оценивать особенности природных комплексов России; читать и анализировать тематические карты;  описывать природные комплексы России; классифицировать природные комплексы России; описывать взаимное влияние  компонентов природного комплекса друг на друга

http://geo.1september.ru/

42

13.02

Природные зоны Арктики и Субарктики

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности географического положения , природных условий природной зоны; читать и анализировать тематические карты;  описывать природную зону по плану; давать характеристику природной зоны; описывать взаимное влияние  компонентов природного комплекса друг на друга в рамках природной зоны

43

18.02

Леса умеренного пояса

Практическая работа №18. Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности географического положения , природных условий природной зоны; оценивать природные условия природной зоны; читать и анализировать тематические карты;  давать характеристику природной зоны; описывать взаимное влияние  компонентов природного комплекса друг на друга в рамках природной зоны; выявлять особенности адаптации человека к природным условиям

http://www.rgo.ru/

44

20.02

Лесостепь, степь и полупустыни. Высотная поясность

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности географического положения , природных условий природной зоны; оценивать природные условия природной зоны; читать и анализировать тематические карты;  давать характеристику природной зоны; описывать взаимное влияние  компонентов природного комплекса друг на друга в рамках природной зоны

45

25.02

Природно-хозяйственные зоны

Практическая работа №19.

Составление описания одной из природных зон России

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности природных условий и хозяйственной деятельности  на территории природно-хозяйственной  зоны; оценивать специфику деятельности человека в пределах природно-хозяйственных  зон; читать и анализировать тематические карты;  описывать взаимное влияние природных компонентов   природно-хозяйственного комплекса друг на друга

46

27.02

Повторение по теме «Природные зоны России»

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  читать и анализировать тематические карты

47

03.03

Обобщение по теме «Природные зоны России»

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  читать и анализировать тематические карты

Тема 10.  Крупные природные районы России (13 часов)

48

05.03

Островная Арктика

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности природного района; оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  читать и анализировать тематические карты; описывать географическое положение района, влияние природных условий  на хозяйственную деятельность; давать характеристику природного района; описывать взаимное влияние природных компонентов природного комплекса района друг на друга; обозначать на контурной карте географические объекты по теме урока

http://geo.1september.ru/

49

10.03

Восточно-Европейская равнина

Практическая работа №20.

Описание природного района по плану

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности природного района; оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  читать и анализировать тематические карты; описывать географическое положение района, влияние природных условий  на хозяйственную деятельность; давать характеристику природного района; описывать взаимное влияние природных компонентов природного комплекса района друг на друга; обозначать на контурной карте географические объекты по теме урока

http://www.rgo.ru/

50

12.03

Восточно-Европейская равнина. Среднерусская возвышенность

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности природного района; оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  читать и анализировать тематические карты; описывать географическое положение района, влияние природных условий  на хозяйственную деятельность; давать характеристику природного района; описывать взаимное влияние природных компонентов природного комплекса района друг на друга; обозначать на контурной карте географические объекты по теме урока

51

17.03

Северный Кавказ

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности природного района; оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  читать и анализировать тематические карты; описывать географическое положение района, влияние природных условий  на хозяйственную деятельность; давать характеристику природного района; описывать взаимное влияние природных компонентов природного комплекса района друг на друга; обозначать на контурной карте географические объекты по теме урока

http://www.rgo.ru/

52

19.03

Крым

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности природного района; оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  читать и анализировать тематические карты; описывать географическое положение района, влияние природных условий  на хозяйственную деятельность; давать характеристику природного района; описывать взаимное влияние природных компонентов природного комплекса района друг на друга; обозначать на контурной карте географические объекты по теме урока

53

02.04

Уральские горы

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности природного района; оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  читать и анализировать тематические карты; описывать географическое положение района, влияние природных условий  на хозяйственную деятельность; давать характеристику природного района; описывать взаимное влияние природных компонентов природного комплекса района друг на друга; обозначать на контурной карте географические объекты по теме урока; классифицировать полезные ископаемые; определять климатические параметры

54

07.04

Западно-Сибирская равнина

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности природного района; оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  читать и анализировать тематические карты; описывать географическое положение района, влияние природных условий  на хозяйственную деятельность; давать характеристику природного района; описывать взаимное влияние природных компонентов природного комплекса района друг на друга; обозначать на контурной карте географические объекты по теме урока

http://geo.1september.ru/

55

09.04

Средняя Сибирь

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности природного района; оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  читать и анализировать тематические карты; описывать географическое положение района, влияние природных условий  на хозяйственную деятельность; давать характеристику природного района; описывать взаимное влияние природных компонентов природного комплекса района друг на друга; обозначать на контурной карте географические объекты по теме урока

http://www.rgo.ru/

56

14.04

Северо-Восточная Сибирь

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности природного района; оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  читать и анализировать тематические карты; описывать географическое положение района, влияние природных условий  на хозяйственную деятельность; давать характеристику природного района; описывать взаимное влияние природных компонентов природного комплекса района друг на друга; обозначать на контурной карте географические объекты по теме урока

57

16.04

Пояс гор Южной Сибири

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности природного района; оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  читать и анализировать тематические карты; описывать географическое положение района, влияние природных условий  на хозяйственную деятельность; давать характеристику природного района; описывать взаимное влияние природных компонентов природного комплекса района друг на друга; обозначать на контурной карте географические объекты по теме урока

58

21.04

Дальний Восток

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности природного района; оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  читать и анализировать тематические карты; описывать географическое положение района, влияние природных условий  на хозяйственную деятельность; давать характеристику природного района; описывать взаимное влияние природных компонентов природного комплекса района друг на друга; обозначать на контурной карте географические объекты по теме урока

http://geo.1september.ru/

59

23.04

Обобщение по теме «Крупные природные районы России»

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  читать и анализировать тематические карты; описывать географическое положение района, влияние природных условий  на хозяйственную деятельность; обозначать на контурной карте географические объекты по теме урока

60

28.04

Итоговые задания по теме «Крупные природные районы России»

Работать с тестовыми заданиями;  оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  

Заключение. Природа и человек (2 часа)

61

30.04

Природа  и человек

Практическая работа №21 Составление прогноза развития экологической

ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности природного района; оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  читать и анализировать тематические карты; описывать географическое положение района, влияние природных условий  на хозяйственную деятельность; давать характеристику природного района; описывать взаимное влияние природных компонентов природного комплекса района друг на друга; обозначать на контурной карте географические объекты по теме урока

http://www.rgo.ru/

62

07.05

Обобщение по теме «Физическая география России»

Работать с тестовыми заданиями; читать и анализировать тематические карты

Природа родного края (6 часов)

63

12.05

Особенности физико-географического положения, геологического строения,  полезных ископаемых и рельефа Белгородской области

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности географического положения Белгородской области; составлять описание географического положения Белгородской области

64

14.05

Общая характеристика климата, агроклиматические ресурсы.

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; выявлять и называть       особенности факторов формирования климата на территории Белгородской области; выявлять специфику факторов формирования климата на территории области

65

19.05

Внутренние воды. Почвы и почвенный покров

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности рек и озёр Белгородской области; читать и анализировать тематические карты;  описывать особенности рек и озёр области; давать характеристику и условий формирования почв области

66

19.05

Растительный и животный мир. Природные районы.

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  выявлять и называть особенности растительного  и животного мира Белгородской области; выявлять и называть особенности природных районов;

67

24.05

Экологическая обстановка. ООПТ Белгородской области

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  оценивать специфику деятельности человека в пределах природного района;  читать и анализировать тематические карты

68

24.05

Обобщение по теме «Природа родного края»

Давать определения  терминов, понятий по тематике урока;  читать и анализировать тематические карты.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 8 – го класса:

Тема «Географическое положение России»: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Кавказ, Гданьский залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнева, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив, пролив Лаперуза, пролив Кунаширский; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка, Ямал; Пенжинская губа.

Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность); Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы; Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, Становой хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконское плоскогорье, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь.

 Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, Волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря.

Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский.

Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приан-гарье, Горная Шория.

Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь.

 Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь.

Месторождения солей: Прикаспий. Предуралье, юг Западной Сибири.

Тема «Климат»: Оймякон – полюс холода.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»: реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Каспийское, Таймыр, Ханка,  

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское.

Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.

Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»: заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

 образовательного процесса

№п/п

Наименование оборудования

Обеспеченность

Кол-во

%

Программно-методическое обеспечение

1

Программа курса «География». 5-9 классы / авт.-сост. Е.М. Домогацких изд. – М.:ООО «Русское слово», 2015. -120 с. – (Инновационная школа),

1

100%

Учебники и учебные пособия

2

Учебник «География: физическая география  России: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 344 с.: ил., карт. – (Инновационная школа)

1

100%

3

Рабочая тетрадь  к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 8 класса общеобразовательных организаций в 2 я., Ч.1/ Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. – 4-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 112 с.– (Инновационная школа)

1

100%

4

Рабочая тетрадь  к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 8 класса общеобразовательных организаций в 2 я., Ч.2/ Е.М. Домогацких,  Е.Е. Домогацких. – 4-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 104 с.– (Инновационная школа)

1

100%

5

Атлас ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 3-е издание.– (Инновационная школа)

1

100%

6

Контурные карты ООО «Русское слово – учебник», 2018.– (Инновационная школа)

1

100%

7

Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 8 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост. Н.В. Болотникова, С.В. Банников. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 104 с.– (Инновационная школа)

1

100%

Методические пособия

8

Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 8 класса общеобразовательных организаций /С.В. Банников, Д.В. Молодцов, А.Б. Эргель– М.:ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 344 с.– (Инновационная школа)

1

100%

9

География всё для учителя

1

100%

10

Мультимедийная обучающая программа: География 8 класс.  География.  Природа России

1

100%

11

Пятунин, В.Б.  Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы / В.Б. Пятунин. -  М.: Дрофа, 2002. – 124 с.

1

100%

12

Романова, А.Ф. Нестандартные уроки. География 8-9 классы. Народные промыслы России / А.Ф. Романова. -  Волгоград «Учитель», 2001. - 105 с.

1

100%

13

Элькин, Г.Н. География. Тесты. 8 — 9 классы / Г.Н. Элькин. - Спб.: «Паритет», 2005 — 144 с.

1

100%

Дидактические материалы (в том числе рабочие тетради)

16

География. Тренировочные задания ГИА и ЕГЭ. Москва, ФИПИ

1

100%

17

Эргель А.Б. География . 9 класс. Подготовка к ГИА -2014: учебно-методическое пособие / А.Б. Эргель. – Ростов н/Д : Легион, 2013. -192 с.

1

100%

18

Рабочая тетрадь по географии Белгородской области для учащихся 8-9 классов, часть первая.

1

100%

Модели, макеты, муляжи

19

Глобус Земли политический  

1

100%

20

Глобус Земли физический  

15

100%

21

Модель «Строение Земли»

1

100%

Таблицы

Картины «Основные зональные типы почв»

22

Каштановые почвы сухих степей. Чернозёмы степей

1

100%

23

Коричневые почвы. Бурые лесные почвы широколиственных лесов

1

100%

24

Серые лестные почвы лесостепей континентальных областей. Дерново-подзолистые  почвы южной тайги и смешанных лесов

1

100%

25

Пустынные тропические почвы. Серозёмы субтропических полупустынь и степей

1

100%

26

Подзолистые почвы тайги. Тундровые почвы

1

100%

27

Красно-жёлтые почвы влажных тропических и экваториальных лесов. Красно-бурые почвы сухих саванн

1

100%

28

Механический состав и структура почв

1

100%

Карты

29

Физическая карта России

1

100%

30

Животный мир России

1

100%

31

Земельные ресурсы

1

100%

32

Агроклиматические ресурсы

1

100%

33

Геологическая карта

1

100%

34

Центральная Россия. Физическая карта.

Комплексная карта

1

100%

35

Россия .Урал. Физическая карта. Комплексная карта

1

100%

36

Россия. Поволжье Физическая карта.

Комплексная карта.

1

100%

37

Россия. Западная Сибирь. Физическая карта. Комплексная карта

1

100%

38

Россия. Восточная Сибирь. Физическая карта. Комплексная карта

1

100%

39

Россия. Дальний Восток. Физическая карта. Комплексная карта

1

100%

40

Европейский Юг России. Физическая карта. Комплексная карта

1

100%

41

Российская Федерация. Физическая карта.

Контурная карта.

1

100%

42

Политико-административная карта России. Политическая карта.

1

100%

Гербарии

43

Гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России.

1

100%

44

Гербарий растений природных зон России

1

100%

Интернет-ресурсы

http:/www.drofa.ru -сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.

adventure.hut.ru – «Мир путешествий и приключений. Планета Земля»

geo2000.nm.ru – «География»

geo.1september.ru –газета «Первое сентября»

georus.by.ru - "География России"

geo.historic.ru - географический on-line справочник «Страны мира»

geo-tur.narod.ru – «Гео-Тур»

geografia.ru - География.ру - клуб путешествий.

geosite.com.ru - сайт  «GeoSite - Все о географии»

nature.worldstreasure.com – «Чудеса природы»

nationalgeographic.com- электронная версия журнала National Geographic

rgo.ru – «RGO.ru» географический портал Планета Земля.

terrus.ru «Территориальное устройство России»

wgeo.ru – «WGEO Всемирная география»

100%

Приложение.

Практические работы 8 класса

Практическая работа №1 «Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях»

Цель: определить  на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях

Оборудование: учебник, карты атласа

Ход работы:

  1. Картографическая проекция
  2. Виды картографических проекций
  3. Определить  на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях
  4. Используя физическую карту России в атласе, ответьте на вопросы.

            1) В какой проекции выполнена карта России?

            2) Какова примерная протяжённость России с запада на восток (без учёта Калининградской области) в градусах?

           3) Какова примерная протяжённость России с запада на восток (без учёта Калининградской области) в километрах?

Вывод:

Практическая работа № 2 «Чтение топографической карты. Построение профиля местности»

Цель: научиться строить профиль рельефа местности с использованием простейших измерительных приборов, уметь читать топографическую карту.

Оборудование: топографическая карта стр.8

Ход работы.

1.Найдите в квадрате 10 64 высоту с отметкой 176,4, в квадрате 14 64 высоту с отметкой 208,2. Соедините их прямой линией для построения профиля рельефа между ними.

2. В тетради для практических работ проведите горизонтальную линию такого же размера как на карте. Горизонтальный масштаб вашего профиля соответственно составит 1:25000;

Вертикальный масштаб следует взять 1:1000.

3. На полоску бумаги перенесите отметки высот горизонталей, пересекающих линию профиля от точки 176,4 до точки 208,2.

4. Перенесите отметки данных горизонталей на горизонтальную линию профиля.

5. Проведите вертикальную ось профиля, сделайте на ней отметки высот от 160 до 210 метров в масштабе 1: 1000.

6. Поставьте контрольные точки высот в соответствии с их местом на горизонтальной линии профиля.

7. Соедините точки плавной линией. Оцените ход изменения высот на местности для практических целей (строительства дороги, линии ЭП или других объектов).

Сформулируйте вывод

Практическая работа №3 «Характеристика ГП России».

Цель: формирование знаний об особенностях ГП России.

Оборудование: физическая карта России.

I. Дать характеристику ГП России

План описания:

  1. В какой части материка расположена страна? Как называется ее столица?
  2. Особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые страны.
  3. Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние темп. июля и января, годовое количество осадков). Различия по территории и по сезонам.
  4. Крупные реки и озера.
  5. Природные зоны и их основные особенности.
  6. Народы, населяющие страну. Их основные занятия.

II. Нанести на контурную карту

1. Определить широту и долготу крайней северной, южной, западной и восточной точек. Данные определений записывают на контурной карте.

2. Нанести границу России, подписать государства, с которыми граничит наша страна.

Практическая работа№4 «Определение поясного времени для разных пунктов России».

Цель: формирование умений определять поясное время.

Ход работы:

Вариант 1.

1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.

Вариант 2.

1) Определите местное время в городах Калининград, Оренбург, Москва, Иркутск, Анадырь, если в Омске 18 часов 00 минут  Все расчёты запишите в тетрадь.

Образец: Сколько часов в Магадане, когда в Москве 9 часов?

Решение: Москва – 2-й часовой пояс; Магадан – 9-й пояс

Разница между поясами: 9-2 = 7 часов

Время в Магадане: 9+ 7 = 16 часов.

Практическая работа №5  «Обозначение на контурной карте объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев».

Цель: отметить на контурной карте географические объекты, открытые русскими путешественниками.

Оборудование: карты атласа, контурные карты, учебник.

Ход работы:

  1. Русские путешественники
  2. Обозначение на контурной карте  объектов, открытых русскими путешественниками.
  3. Географические объекты, открытые русскими путешественниками.

№ п/п

Русские путешественники

Географический объект

Название географического объекта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вывод:

Практическая работа №6. Анализ источников информации об истории освоения территории России

Цель: проанализировать различные источники информации об истории освоения территории России.

Оборудование: учебник, атлас, Интернет, справочная литература

Ход работы:

  1. Составить классификацию источников информации.
  2. Составление списка источников по каждому пункту классификации с указанием библиографических данных.

Образец:

География: физическая география России: учебник для 8 класс общеобразовательных учреждений/ Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018.- 336 с.( ФГОС. Инновационная школа)

Вывод:

Практическая работа №7  «Выявление  зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий».

Цель: выявить  зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.

Оборудование: физическая карта, тектоническая карта

Ход урока

1.Составить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют  платформам и их частям – плитам, щитам.

 2. Определить по карте, какие полезные ископаемые характерны для данных форм рельефа.

Форма рельефа

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Восточно-Европейская равнина

Западно-Сибирская равнина

Уральские горы

Кавказские горы

Сделайте вывод об установленной зависимости.

3. Обозначьте на контурной карте:

а) формы рельефа;

б) наивысшие точки над уровнем мор

Практическая работа №8 « Нанесение на контурную карту  основных форм рельефа страны»

Цель: уметь найти на физической карте основные формы рельефа суши и отметить на контурной карте

Оборудование : физическая карта России стр. 14 - 15, контурная карта

Ход работы:

Нанесите на к/к

1. Горы: Хибины,  Большой Кавказ, Казбек, Уральские горы – г. Народная, Алтай  - г. Белуха;

Западный и Восточный Саян; Бырранга; Верхоянский хребет; хребет Черского;  хребет Джугджур;  Сихотэ - Алинъ;  Становой хребет; Срединный хребет; Становое нагорье; Яблоновый хребет.

2.Возвышенности: Среднерусская, Приволжская,  Среднесибирское, плато Путорана,  

Тиманский  кряж,  Северные Увалы,  Валдайская,   Ставропольская,Сибирские Увалы.

3.Равнины: Восточно-Европейская, Западно – Сибирская, Ишимская,  Барабинская,  Зейско-Бурейская,  Центрально-Якутская

4.Низменности: Яно-Индигирская,   Колымская,  Кумо-Манычская, Прикаспийская, Печорская, Мещёрская,  Прикубанская.

5.Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия,  Подмосковный буроугольный бассейн,   Баскунчак (соль),  Западно – Сибирский нефтегазоносный бассейн,  Кузбасс, Горная Шория (железная руда), Хибины (апатиты),   Мирный (алмазы),  Алдан и Бодайбо (золото.)

Практическая работа № 9  «Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей»

Цель: Установить закономерности распределения солнечной радиации, температуры воздуха и осадков на территории России.

Оборудование: карты: суммарная солнечная радиация, средние температуры января, средние температуры июля, годовое количество осадков, испарение и испаряемость.                                

Ход работы:

Задание 1. Пользуясь климатическими картами, заполните таблицу

Пункт

Суммарная радиация,

ккал/см. кв.

Годовое количество осадков, мм

Испаряемость, мм

Коэффициент

увлажнения

Увлажнение

Температура

Москва

Астрахань

Санкт-Петербург

Норильск

Якутск

Красноярск

Сделайте вывод:

- В каком направлении изменяется температура в январе и июне.

- От чего зависит распределение солнечной радиации.

- В каком направлении изменяется количество осадков. Объясните причины    

   неравномерного распределения осадков.  

- Установите взаимосвязь между количеством солнечной радиации и испаряемостью.

Практическая работа №10 «Анализ климатограмм,  характерных для различных типов климата России».

Цель: определить тип климата на основе климатограммам.

Оборудование: карта «Типы климатов России»

Ход работы:

Работа с картой климатических поясов России:

  1. Назовите климатические пояса, в которых расположена Россия.
  2. Назовите  типы климата умеренного пояса.
  3. В каком климатическом поясе находится ваш населённый пункт
  4. Определите климат города по климатограмме:  город 1, город 2, город 3

Определить тип климата по климатическим характеристикам.

1. Какова средняя температура января и июля?

2. Какова амплитуда температур?

3. Каково годовое количество осадков?

4. Каков режим выпадения осадков:

А) осадки выпадают равномерно в течение года

Б) осадки выпадают неравномерно в течение года?

5. Какой это тип климата? 

  1. На основе данных, постройте климатограмму стр.70 и определите тип климата.

Практическая работа №11 «Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте».

       Цель: научиться определять по синоптической карте погоду.

       Оборудование: синоптическая карта

Ход работы

Вариант 1

image1

1. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?  

1)  Ямбург          2) Чита               3) Новосибирск             4) Бийск

2.  Карта  погоды  составлена  на  2  января.  В  каком  из перечисленных  городов,  показанных  на  карте,  на следующий  день  наиболее  вероятно  существенное понижение температуры воздуха?

1)  Омск          2) Чита                   3) Новосибирск             4) Иркутск

Практическая работа №12.Прогнозирование тенденций изменений климата

Цель: предположить в каком направлении может измениться климат в будущем.

Ход работы:

Написать эссе на тему «Изменение климата в будущем»

Практическая работа №13 «Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России»

Цель: описать одно из морей, омывающих территорию России, используя план описания моря.

План описания моря.

  1. Название моря.
  1. Название океана, в состав которого входит море.
  2. Положение моря в пределах океана.
  3. Положение моря между параллелями.
  4. Положение моря между меридианами.
  5. Протяжённость моря по разным направлениям в градусах и километрах.
  6. Омываемые участки суши.
  7. Соседние моря и океаны. Проливы, соединяющие море с другими морями (окенами).
  8. Тип моря (внутреннее или окраинное)
  9. Распределение температуры поверхностных вод.
  10. Максимальные глубины моря.
  11. Распределение глубин
  12. Особенности рельефа дна.
  13. Распределение солёности вод.
  14. Положение моря в климатических поясах и областях.
  15. Особенности органического мира.
  16. Ресурсы моря и их использование.
  17. Значение моря для хозяйства.

Практическая работа №14  «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования».

Цель: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.

Задание: дать характеристику одной из рек России.

План

  1. Название реки.
  2. Исток, направление течения, устье.
  3. К бассейну какого океана принадлежит.
  4. Источники питания.
  5. Тип водного режима.
  6. Падение и уклон реки.
  7. Характеристика течения.
  8. Хозяйственное использование реки и ее охрана.

Для примера дадим характеристику одной из рек:

  1. Река Волга.
  2. Протекает по Восточно-Европейской равнине. Исток — ключ на Валдайской возвышенности, устье — Каспийское море.
  3.  Впадает в Каспийское море.
  4. Основное питание — дождевое, снеговое.
  5. Течение спокойное, плавное. Паводок — весна, межень — осень.
  6. Падение реки: Н истока — Н устья. Для Волги — 276- 22=254 м.

Уклон реки = падение реки/длина = 254/3531 = 7,2 см/км.Уклон реки равен 7,2 см/км.

  1. Годовой сток Волги определяем по таблице приложения (254 км3).
  2. Волга является крупным источником пресной воды, расходуемой на бытовые нужды и орошение. Широко используются гидроэнергетические ресурсы, рыбные запасы. Транспортная магистраль. С целью охраны реки приняты меры, регулирующие экологический баланс в бассейне.

Практическая работа №15 «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними стихийных природных явлений на территории России» 
Цель: объяснить закономерности размещения на территории России болот, крупнейших рек, многолетней мерзлоты.

Оборудование: физическая карта России, дополнительные источники.
                                                                   Ход работы.
Задание 1. Перечислить основные виды внутренних вод России.
Задание 2. Определить закономерности размещения внутренних вод России.

Внутренние воды

Где распространены

Причины образования

Опасные природные явления

Крупнейшие реки

Болота

Многолетняя мерзлота

Задание 3.Составить схему  «Природные ресурсы и человек»

Вывод: В ходе работы я выяснил(а) закономерности размещения на территории России болот, крупных рек, вечной мерзлоты и связанные с ними опасные явления



.

Практическая работа  №16 «Выявление условий почвообразования основных типов почв».

Цель:  познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны, определить условия их образования.

Последовательность выполнения работы

На основе анализа текста учебника, с. 94-96, почвенной карты и почвенных профилей (учебник, с. 100—101) определите условия почвообразования для основных типов почв России. Результаты работы оформите в виде таблицы (дать задания по 2 вариантам).

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

Тундровые

Подзолистые

Дерново-подзолистые

Серые лесные

Черноземы

'

Бурые полупустынь

Серо-бурые пустынь

Практическая работа № 17 «Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы».

Цель:  установить зависимость растительного и животного мира от изменения других компонентов природного комплекса.

Оборудование: карты атласа.

Ход работы:

  1. Компоненты природы: растения, животные, климат, воды, рельеф, полезные

ископаемые, человек, почвы,

  1. Природный комплекс - это участок земной поверхности, который отличается

особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии.

Уровни природных комплексов: локальные, региональные, глобальные.

Изменения природного комплекса локального уровня связаны с изменением местного

уровня (с отдельными элементами рельефа). Изменения природного комплекса регионального уровня связаны с тектоническими движениями, солнечной радиацией.

Изменения природного комплекса глобального уровня связаны с  взаимопроникновением оболочек Земли.

Все природные комплексы изменяются под влиянием деятельности человека.

  1. Изучив рисунки, картины, карты атласа (источники информации подобрать самостоятельно), выявите зависимость между природными компонентами на примере зоны тайги.

  Результаты работы оформите в виде схемы (смотри пример с зоной тундры).

Сделайте вывод о зависимости растительного и животного мира от других компонентов природы.

Практическая работа №18 «Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне»
Цель: дать оценку природных условий какой-либо природной зоне, составить прогноз изменения данной природной зоны. 
                                                               Ход  работы:          

1.   Используя,  текст  учебника  и  карты  атласа,  заполните  таблицу:     

Природные зоны

ГП

Средняя tя С 
средняя tи С 
Годовое кол-во осадков
К увлажнения

Почвы

Типичные растения

Типичные животные

Тайга

Смешанные  леса

Широколиственные леса

     2.  Назовите  самую  большую  и  самую  малую  по  площади  территории  природные  зоны  России.
     3.  Почему  Россию  называют  страной  лесов,  болот  и  вечной  мерзлоты?
     4.  Назовите  наиболее  и  наименее  благоприятные  для  жизни  человека  природные  зоны.
     5.  Сделайте  вывод  о  степени  благоприятности  условий  для  жизни  и  деятельности  человека  на  территории  России.
Установление взаимосвязи природных компонентов на примере одной из природных зон

Практическая работа №19 «Составление описания одной из природных зон России»

Цель: описать одну из природных зон России.

План описания природной зоны

1.  Название природной зоны.

2.  Положение природной зоны на материке.

3.  Положение природной зоны относительно морей и океанов.

4.  Положение природной зоны относительно основных условных линий на карте.

5.  Положение природной зоны между параллелями.

6.  Положение природной зоны между меридианами.

7.  Протяжённость природной зоны по направлениям в градусах и километрах.

8.  Соседние природные зоны.

9.  Климатические условия природной зоны.

10. Преобладающие почвы на территории природной зоны.

11. Характерный тип растительности на территории природной зоны.

12. Типичные представители растительного мира.

13. Характерный тип животного мира на территории природной зоны.

14. Типичные представители животного мира на территории природной зоны.

15. Взаимосвязь компонентов природы на территории природной зоны

Практическая работа №20 «Описание природного района по плану»

Цель: на основе плана дать описание природного района на примере Восточно-Европейской равнины»

Оборудование: карты атласа, контурные карты, нитернет-ресурсы.

Ход работы:

План описания природного района

  1. Название природного района.

2.Физико-географическое положение района:

 положение на материке;

положение относительно условных линий на карте;

положение относительно морей и океанов;

положение в климатических поясах и областях климата;

положение в природных зонах;

протяжённость по характерным направлениям в градусах и километрах.

   3. Особенности геологического строения: породы, слагающие земную кору на территории природного района;

тип геологической структуры;

 возраст геологической основы района.

4. Особенности рельефа территории:

                 тип рельефа;

                 крупнейшие формы рельефа..

5. Особенности климата территории:

                 средние температуры января и июля;

                 количество солнечной радиации;

                 среднегодовое количество осадков;        

            преобладающие воздушные массы по сезонам;

            максимальное и минимальное значения температуры;  

            климатический пояс и климатическая область.

 6.  Почвы территории: типы почв;

  7.Внутренние воды:

                состав;

           особенности питания;

           принадлежность к океаническим бассейнам.

8. Растительный и животный мир:

         типичные представители растительного и животного мира.

9. Хозяйственное освоение территории:

                 виды хозяйственной деятельности на территории района;

                 проблемы освоения территории;

                перспективы освоения территории

Вывод: Выполняя практическую работу я составил(а) описание природного района – Восточно-Европейской равнины.

Практическая работа №21 «Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека»

Цель: составить прогноз развития экологической ситуации в вашей местности на основе средств массовой информации и вашего личного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по географии 10 класс по учебнику Домогацких

данное тематическое планирование включает следующие разделы: тему и тип урока, элементы содержания, перечень практических работ, требования к уровню подготовки учащихся, вид контроля....

Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Домогацких Е.М.

Используемая программа: Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2008Количество часов:всего - 68 часов, в неде...

Рабочая программа по географии для 9 класса (к УМК Домогацких Е.М.)

Пояснительная записка Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует...

Примерная рабочая программа по географии 6 класс по УМК Домогацких, Алексеевского

Примерная рабочая программа "География. 6 класс" по УМК Домогацких, Алексеевского...

рабочие программы по географии 6-9 классы, 10-11 классы по линии Домогацких

надеюсь,что данные материалы помогут коллегам в работе...

Рабочая программа по географии за 8 класс по учебнику Домогацких Е.М.

Разработка рабочей программы по геогрфии за 8 класс по учебнику Домогацких Е.М....

Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Домогацких

Рабочая программа курса географии , ступень обучения основное общее образование 6 класс. Количество часов по программе -34, количество часов в неделю -1 , уровень -базовый, количество контрольных рабо...