Конспект урока "Заповедники России" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)

Дроздова Зинаида Владимировна

Цель занятия - формирование понятия "заповедник", ярких, запоминающихся образов заповедников России, творческих способностей, развитие умений анализировать источники информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovedniki_rossii.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ

Цели:

  1. Формирование понятия «заповедник».
  2. Формирование ярких, запоминающихся образов заповедников России.
  3. Развитие умений актуализировать свои знания и применять их на практике, анализировать различные источники информации.
  4. Развитие интеллектуальной инициативы у школьников, исследовательских и коммуникативных навыков, творческих способностей.

Оборудование: карта природных зон России, карта «Заповедники России», цветные карандаши, листы бумаги, презентации, фотографии, выставка книг.

Ученики садятся по группам (их три). На столах: атласы, цветные карандаши, листы бумаги.

Ход урока

I. Проблемная беседа с элементами исследования.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об охране природы.

Тема урока. Заповедники России.

Учитель. Красоту природы нашей Родины воспевали в своих произведениях многие ученые, поэты, писатели и путешественники. Вспомним стихотворения о природе России. Давайте послушаем некоторые из них (ученики читают стихотворения). Обратите внимание на то, как описывается необычность природы. Какие чувства пробуждает в вас природа России? Какими яркими эпитетами можно наделить равнины, леса, озера нашей Родины?

Ребята, можно ли сказать, что на самом деле в России существует гармония в отношениях человека и природы?

Назовите экологические проблемы, которые, на ваш взгляд, существуют в России.

Ребята называют, учитель записывает на доске, затем выводит слайд.

Экологические проблемы России:

  • загрязнение внутренних вод и воздуха;
  • деградация почв;
  • радиоактивное загрязнение;
  • вырубка лесов;
  • уничтожение местообитаний растений и животных;
  • разрушение связей между компонентами в природных комплексах.

Итак, мы столкнулись с противоречием:

Мы хотим любоваться лесами, но в то же время хотим иметь мебель из натурального дерева, мы хотим любоваться прекрасной природой и в то же время добывать полезные ископаемые и путешествовать.

- Какой есть способ разрешения этого противоречия?

Необходимы меры по охране природы:

На государственном уровне: организация заповедников и в целом сети особо охраняемых природных территорий.

На уровне граждан: ответственное отношение к охране окружающей среды.

Учитель. Ребята, подумайте и сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы на уроке. А теперь обсудите цели в группе.

Учащиеся определяют личные образовательные цели, зачитывают их, учитель записывает на доске.

Цели:

  1. Узнать какие есть заповедники в России, где они находятся, критерии их выделения, для чего и как их нужно охранять.
  2. Понять, как Я могу участвовать в охране природы заповедников.

Учитель. Главный вид особо охраняемых природных территорий - это заповедник. Как вы думаете, как произошло слово «заповедник»? Попробуем сами дать определение этой ООПТ (особо охраняемые природные территории).

Заповедник - охраняемая природная территория, в которой (в отличие от заказников) под охраной находится весь природный комплекс.

Учитель. О каких заповедниках России вы слышали?

Ученики перечисляют названия заповедников.

-Достаточно ли знать только названия заповедников? (Нужно знать, где они находятся, в чем их ценность, как их охранять, для чего охранять.)

 Давайте послушаем сообщения о самых известных заповедниках России.

Ученики рассказывают и демонстрируют подготовленные дома презентации.

Остальные ученики заполняют таблиц в тетради.

Название

заповедника

Географическое положение

Уникальность

Проблемы

П. Анализ карты природных зон России.

Учитель. Откроем атлас (карта природных зон). Ребята, на территории каких природных зон располагается наибольшее число заповедников России? Как вы это определили?

Есть ли «белые пятна» на карте заповедников, почему?

Один из самых молодых заповедников России - Тигирекский. В 2009 г. ему исполняется 10 лет. К сожалению, он даже не обозначен на карте.

Учитель показывает его место расположения на юго- западе Алтайского края.

Как вы думаете, что уникального в том районе, где создан заповедник?

  1. Просмотр фрагмента видеофильма «Национальный парк «Смоленское Поозерье».

Во время демонстрации учитель останавливает показ и просит учеников ответить на вопросы, которые задает диктор.

Учитель. Важное значение для сохранения заповедных территорий имеет эколого-просветительская деятельность среди населения. Большую помощь заповедникам оказывают школьники. Ребята, в нашей стране уже несколько лет существует молодежное движение «Друзья заповедных островов». В поселке Пржевальском ежегодно проводится слет «Друзей парка». Гимн этого движения содержит следующие строки:

Чтобы жизнь не ушла с Земли,

Будем множить ее простор,

Возрождать в раздольях равнин,

Сохранять на высотах гор.

Где деревья растут и трава,

Пусть природа свободно живет.

Наша дружба не знает преград,

Пусть она острова сбережет.

  • Какую помощь в организации природоохранной деятельности в национальном парке вашей местности могли бы предложить ребята из вашей школы?
  1. Групповая работа.

Задание.

Группа 1. Нарисуйте образную карту «Заповедные острова России». Придумайте задания для работы с этим пособием.

Группа 2. Придумайте эскиз для плаката о защите природы на территории заповедников.

Группа 3. Придумайте эмблему для любого заповедника, о котором вы узнали на уроке.

Представление, обсуждение и защита проектов.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель. Ребята, смогли ли мы на уроке изучить все заповедники России? Почему?

Что общего у тех заповедников, которые мы изучили?

Возвращаемся к целям урока, которые вы определили для себя сами.

Узнать: понятие «заповедник», для чего нужны эти ООПТ.

Научиться:

  • Работая с картами атласа и учебника, научились анализировать карту ООПТ.
  • Работая с видео: анализировать видеоинформацию, делать выводы, узнали, как решать исследовательские задачи, выдвигать гипотезы.
  • В ходе групповой работы осознали, как могут школьники помочь в деле охраны природы.

Рефлексия.

Мне на уроке удалось…

Узнать, научиться…

Если бы я работал на уроке не в группе, а один, смог бы я достигнуть таких же результатов?

Домашнее задание.

  1. Отметьте на контурной карте все заповедники, о которых говорилось на уроке.
  2. Составьте рассказ «XXII век. Заповедники России» или найдите как можно больше адресов в сети интернет, посвященных заповедникам России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...