Конспект урока "Москва - столица России!"
план-конспект урока по географии
Цели:
сформировать представление о Москве как о столице России, политическом и инновационном центре;
воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
развивать потребность к чтению литературы о родном крае и изучению его истории;
выработать умения самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации;
способствовать эстетическому воспитанию.
Эпиграф: «Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»
А.С. Пушкин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskva_-_stolitsa_rossii.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподаватель географии
Бирюкова Е.В.
Грязи 2012г.
Цели:
сформировать представление о Москве как о столице России, политическом и инновационном центре;
воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
развивать потребность к чтению литературы о родном крае и изучению его истории;
выработать умения самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации;
способствовать эстетическому воспитанию.
Эпиграф: «Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!»
А.С. Пушкин
Ход урока:
Ведущий 1:
В этом году впервые выходные сентября вся наша великая страна отметила 865 лет со дня образования Москвы.
Москва крепла постепенно, приобретала прочность, пережив нашествия, смуты, пожары и всякого рода другие народные бедствия.
Все это она перенесла в силу своей непоколебимой твердости духа, безграничной веры в лучшее будущее, сплотив воедино все, что дорого русскому сердцу.
А в эти дни в 1941 году произошла битва под Москвой, оказавшая решающее значение во всей второй мировой войне.
Поэтому сегодня, все наши красивые, добрые слова – о Москве,- первопрестольном граде России.
В ней представлено столько замечательного, поучительного, священного, что хочется знать, как она рождалась, развивалась, что пережила.
Учитель:
История Москвы есть история всей России! Поэтому прослушаем краткий очерк истории Москвы.
Чтец 1.
История Москвы началась в глубокой древности, задолго до первого упоминания в летописи. На территории обнаружены поселения 3-го тысячелетия до н.э., а с середины 1-го тысячелетия до н.э. московские земли были заселены вятичами и кривичами (Москва стояла как раз на границе между этими племенами). Уже в конце 11 в. Москва была небольшим городком на слиянии рек Москвы и Неглинной, ее окружал вал с частоколом и рвом (весь городок тогда помещался на Боровицком холме). Первое упоминание о Москве в летописях – 1147г. В 1156г при Юрии Долгоруком город был укреплен деревянными стенами и рвами. В 12 – начале 13 в. Москва была городом-крепостью на юго-западной границе Владимиро-Суздальского княжества. Зимой 1237-1238 г. Москва была захвачена и сожжена дотла монголо-татарами, но на удивление быстро отстроилась и к середине 13 в. уже стала центром самостоятельного Московского княжества. Первым московским князем был сын Александра Невского – Даниил Александрович. Расположение города в центре русских земель стало главной причиной его роста и возвышения: здесь пересекались важнейшие торговые пути, успешно развивалось ремесло и торговля. В начале 14 в. Московское великое княжество одно из наиболее сильных и влиятельных на Руси. Иван Калита стал инициатором объединения русских земель вокруг Москвы, и скоро московские князья возглавили борьбу с игом Золотой Орды. Именно в Москве формировались те русские войска, которые в 1380 г. Нанесли татарам серьезное поражение на Куликовом поле, и возглавил их московский князь Дмитрий Донской. Столицей Русского государства Москва стала в конце 15в. при великом князе Иване III.
Чтец 2
В период смутного времени на долю Москвы выпало немало испытаний: голод, мор, народные бунты, польская интервенция. В 1612 г. Нижегородское народное ополчение, возглавленное москвичом князем Д.М. Пожарским и нижегородским горожанином К.М. Мининым, после длительных боев освободило Москву от помещиков и положило начало освобождению всех русских земель от иноземных захватчиков.
С 1712 г. После перенесения столицы в Петербург, Москва приобрела статус «первопрестольной» столицы (т.е. более 1ой столицы).
В 1812 г. Москва сыграла первую роль в событиях Отечественной войны. Наполеон стремился непременно овладеть городом, говоря: «Заняв Москву, порожу Россию в самое сердце».
В годы первой мировой войны Москва и вся Россия, пережила происходящие на фронте события.
После революции 1917года – 11 марта 1918г. В Москву переехало новое правительство, и городу вернулся статус столицы Росси.
В сентябре 1941 – апреле 1942 состоялась московская битва, в ходе которой удалось сорвать гитлеровский план «молниеносной войны» и нанести крупное поражение фашистской армии.
С 1990-ых годов началось массовое восстановление исторического центра Москвы.
Учитель: О Москве написано много прекрасных стихов, поэтому мы приглашаем вас, совершить с нами поэтическое путешествие, обратившись к таким поэтам как: Пушкин и Лермонтов, Брюсов и Полежаев, Тютчев и Маяковский.
Учащиеся по очереди читают стихи.
Чтец 1
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Исполинскою рукою
Ты, как хартия развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
Чтец 2.
Названья древние хранят
Веков ушедших аромат:
«Остоженка» и «Моховая»,
«Сосновая» и «Боровая» -
О многом сердцу говорят
Лет 900 тому назад
Здесь на холме, в глуши лесной
За невысокою стеной
Поднялся древний город.
Чтец 3.
Пращур Юрий Долгорукий
Строил древний городок;
Послужил ему порукой
Перекресток всех дорог,
Вот он, первый Кремль сосновый
За бревенчатой стеной
Так родился город новый
И назвался он – (хором) Москвой!
Чтец 4.
Кто мог бы угадать тогда,
Что посреди холмов, долин
Возникнет стольная Москва,
Великий город, третий Рим?
Здесь Иван Васильич Третий
Иго рабство раздробил
Здесь на длинный ряд столетий
Был источник наших сил.
Чтец 5.
Здесь нашла свою препону
Поляков надменных рать:
Здесь пришлось Наполеону
Зыбкость счастья разгадать.
Чтец 6
Здесь как было, так и ныне-
Сердце всей Руси святой,
Здесь стоят ее святыни
За кремлевскою стеной!
Чтец 7.
Здесь пути перекрестились,
Ото всех шести морей,
Здесь великие учились
Верить родине своей!
Чтец 8
Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная.
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною.
Чтец 9
Вот она! Давно ль из пепла?
А взгляните - какова!
Встала, выросла, окрепла
И по-прежнему жива!
И спокойный, величавый
Бодрый сторож русской славы
Кремль - и красен, и велик
Чтец 10
Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся садах,
Ты стоишь, Москва святая
На семи своих холмах.
Чтец 11
Процветай же славой вечной
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный
Коренной России град!
Чтец 12
Нет тебе на свете равных,
Блеском дней, во веке славных,
Будешь ты всегда жива.
Златоглавая Москва.
Чтец 13
Ты стоишь, сияя златом
Необъятных куполов
Над востоком и закатом
Зыбля звон колоколов!
Чтец 14.
В каком ты блеске ныне зрима,
Княжений знаменитых мать!
Москва! России дочь любима,
Где равную тебе сыскать?
Чтец 15
Венец твой перлами украшен,
Алмазный скипетр в твоих руках,
Верхи твоих огромных башен
Сияют в злате, как в лучах.
Чтец 16
И как всегда, Москва стоит сегодня
И ей опять по праву тыщи лет
Великий славен труд ее и подвиг,
Высок ее неугасимый свет.
Она стоит – могучий город русский
И никогда не склонит головы...
Вся жизнь была б безрадостной и тусклой
Когда б на свете не было б Москвы!
Учитель: Н.М. Карамзин утверждал: «Кто хочет знать Россию, побывай в Москве» - мы побываем, совершив обзор Москвы старой (с начала 20 века) и новой (с конца 20 и начала 21 века).
Предлагаю совершить краткий экскурс по Москве. (Каждый слайд сопровождается кратким комментарием, по возможности называются улицы.)
Учитель: о Москве написано немало песен (учитель под гитару исполняет песню «Александра» из к/ф «Москва слезам не верит»).
Учитель: почему именно Москва стала столицей Российского государства?
Учащиеся выступают с подготовленными дома сообщениями (учащимся заранее за две недели было дано задание подготовить сообщения о Москве, подобрать информацию, статьи газет, СМИ)
- Население Москвы
- Промышленность
- Радиально-кольцевая структура Москвы
- Экологические проблемы.
Вопросы учителя:
- Приведите доказательства, что Москва является инновационным центром. Например: (В Сколково был разработан новый препарат против варикозного расширения вен, который предстоит запустить в производство в 2014 году, его стоимость в разы меньше, чем у зарубежных аналогов).
- В чём заключаются столичные функции Москвы?
Правительство Москвы озабочено потоком нелегалов из стран ближнего зарубежья. В связи с этим были приняты меры, например: иммигранты должны проходить тестирование на знание русского языка:
Приехать НА Москву
Приехать В Москву
Приехать ЗА Москву.
Далее Москве мы посвятим конкурс «Кто больше знает о Москве?».
Вопросы для конкурса «Кто больше знает о Москве?»:
1. Кто считается основателем Москвы?
2. Когда и где упомянуто слово «Москва»?
3. Каково возможное происхождение слова Москва?
4. При ком Москва стала столицей русского государства?
5. Численность Московской городской агломерации?
6. Где расположены химические заводы Москвы?
7. Верно ли, что машиностроительные заводы образуют кольцо вокруг старой территории города?
8. Какая промышленность размещена по долине реки Москва?
9. Перечислить улицы русских литераторов.
10. Какая команда назовет пословицы и поговорки о Москве?
Учитель просит учеников сделать вывод:
Москва во все времена была лидером страны, играя самые сложные роли в развитии государства. В современных, очень сложных условиях Москва так же стремится активно решать стоящие перед страной новые задачи. При этом ей приходится одновременно преодолевать собственные проблемы крупнейшего города, приобретать и закреплять новые столичные функции, осваивать новые виды деятельности, развиваться с учетом мировых тенденций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Москва-столица России
Тема патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Нельзя заставить любить отечество. Любовь надо воспитать.Воспитывать так...
Москва-столица России
Тема патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Нельзя заставить любить отечество. Любовь надо воспитать.Воспитывать так...
Москва-столица России
Тема патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Нельзя заставить любить отечество. Любовь надо воспитать.Воспитывать так...
Презентация к уроку " Москва - столица России"
Презентация к уроку " Москва - столица России" познакомит учащихся с историей Москвы, с ее достопримечательностями....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Санкт-Петербург - новая столица России»
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-го класса...
Конспект урока "Москва - столица России!"
Цели:сформировать представление о Москве как о столице России, политическом и инновационном центре; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине; развивать потребность к чтению литературы...
Конспект интегрированного урока по географии и истории на тему «Санкт-Петербург – вторая столица России» 9 класс
цель урока - сформировать у учащихся представление о городе федерального значения - Санкт - Петербурге, об особенностях ЭГП, истории, населения, хозяйстве, искусстве. Рассмотреть экономиче...