Крыженовская Т.И. Повторение по теме «План и карта»
план-конспект урока по географии (6 класс)

Крыженовская Татьяна Ивановна

Урок актуализации знаний и умений (урок-повторения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kryzhenovskaya_t.i._moy_urok.docx52.55 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица № 1 Технологическая карта урока географии.

Авторы,  разработчики:

Учитель географии Крыженовская Татьяна Ивановна МБОУ «СОШ №41» , г. Петропавловск-Камчатский

Предмет

География

Класс

6 класс

Тип урока

Урок актуализации знаний и умений (урок-повторения)

Тема

Повторение по теме «План и карта». Подготовка к контрольной работе.

Цель

Обобщить, повторить и закрепить знания по теме «План и карта»

Основные термины, понятия

Ориентирование, географические координаты, бергштрих, горизонталь, нивелир, глобус,план местности, масштаб, ориентирование, абсолютная высота, условные знаки.

Таблица  № 2 Планируемые результаты урока.

УУД

Познавательные:

  1. Формирование представления об особенностях изображения на плане и карте.
  2. Развитие умений работы с географической картой и использования карты как одного из «языков» общения.
  3. Понимание значения темы ( для чего, нужно изучать тему «План и карта»), умение объяснять условные знаки, послойное окрашивание карты.
  4. Знание терминологии по теме «План и карта».
  5. Умение находить и сравнивать географические координаты по картам атласа и на настенной карте.
  6. Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов

Личностные:

  1. Мотивация к познанию, действия смыслообразования.
  2. Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Коммуникативные:

      1. Умение доносить свою позицию до других, владея приема монологической и диалогической речи.

      2. Понимание других позиции (взгляды, интересы).

      3. Умение договариваться с людьми, согласую с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

      4. Организация учебного взаимодействия в группе.

Регулятивные:

  1. Определение и формулирование цели деятельности.
  2. Высказывание своего предположение на основе учебного материала.  
  3.  Проговаривание последовательности действий на уроке.
  4. Работа по плану.

Кроме того к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности (УУД):

  1. Развитие умения определять цели урока и задачи урока, определять цели своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
  2. Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование.
  3. Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.
  4. Ассоциации реальных земных объектов.

Технология

  1. Объяснительно–иллюстративный.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Технология проведения учебной дискуссии.
  4. Технология оценочной деятельности.
  5. Технология учебной деловой игры.

Методы и формы работы

Метод контроля и самоконтроля, метод беседа, ролевая игра, заполнение рабочего листа, работа с картами.

Принципы

  1. Принцип свободы выбора.
  2. Принцип деятельности
  3. Принцип обратной связи.
  4. Принцип открытости.
  5. Принцип идеальности (кредит доверия).

Задачи

Обучающие:

  1. Повторить в ходе урока усвоение основных знаний, понятий по теме «План и карта», изученных на предыдущих уроках.
  2. Закрепить знания по теме «План и карта», знания карты.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию у учащихся УУД: пространственного мышления, внимания, памяти.
  2. Развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формулировать ответы.
  3. Формировать общественные (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы.
  4. Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий.
  5. Развивать интеллектуальные способности.
  6. Развитие памяти путем применения разных форм проверки номенклатуры.

Воспитательные:

  1. Воспитывать внимательное отношение к природе.
  2. Воспитывать умения работать в коллективе.
  3. Содействовать формированию мировоззренческих понятий: ориентирование, географические координаты, план, карта.

Таблица  № 3 Организация пространства.

Формы работы  

Ресурсы:

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

  1. Е.М.Домогацких, Н. И. Алексеевский учебник  «География. Физическая география» 6 класс.
  2. Физическая карта полушарий.
  3. Атласы для 6 класса.
  4. Карты- задания.
  5. Тексты литературных произведений.
  6. Памятка работы в группе  для каждой группы.
  7. Мультимедийное оборудование (слайды «Чудеса света»)
  8. Рабочие листы у каждого ученика.
  9.  Эпиграф «Говорят, что есть люди, равнодушные к                                                 картам, но мне трудно в это поверить».

                                                                                Р. Стивенсон.


Таблица  № 4  Дидактические задачи этапов урока.

Этапы урока.

Дидактические цели и задачи урока

1. Организационный процесс

Деление класса на группы, организация деятельности школьников внутри группы.

Назначение экспертов. Ознакомление учащихся с критериями оценивания знаний. Игровой момент: обыгрывание начала путешествия, знакомство с его «маршрутом».

Создание эмоционального фона урока, формирование мотивации.

Установить тематическую рамку («могу»).

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»).

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

2. Актуализация знаний с целью подготовки к контрольной работе.

1) определение по карточкам азимута географических точек, самопроверка на основе правильных ответов.

Развитие эмпирических знаний учащихся, пространственного мышления и картографических умений.

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению.

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма.

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями.

2) выполняя второе задание, учащиеся дают определения географических понятий и классифицируют. Сильные ученики отвечают без подготовки, а слабым учащимся дается время подумать. Взаимоконтроль.

При выполнении данного задания, развивать у учащихся активность самостоятельность.

Используя метод взаимопроверки, способствовать повторению и закреплению знаний, умению классифицировать географические объекты.

Осуществлять дифференцированный подход к учащимся

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки.

3 Каждая команда получает задание на карточках,  закрепляет умения находить места на карте, определять координаты,                                                

Самопроверка.

Формировать навыки самоанализа и самооценки.

4) Ответы на занимательные вопросы (обсуждение ответов в группах)

Самооценка учащихся при ответах на вопросы.

Данное задание развивает умение детей осмысленно воспринимать знание, давать оценку отдельным фактам, анализировать, делать выводы, быстро и правильно формулировать ответы.

В процессе коллективного обсуждения ответов на вопросы развивать коммуникативные навыки. Способствовать созданию успеха – условие для реализации личности.

3. Обобщение и систематизация знаний.

Дискуссия на тему:

«Значение изучения карты, умение ориентироваться на местности».

Самооценка учащихся в дискуссии

На основе деления учащихся по различиям индивидуальных особенностей осуществляется дифференцированный подход. В процессе дискуссии выявляется значение

В итоге необходимо подвести учащихся к выводу о необходимости изучения карты, умению ориентироваться в пространстве.

Развивать коммуникативные навыки.

4. Рефлексия. Подведение итогов игры

Оценка степени успеха по количеству набранных баллов.

Выявление группы, которая заняла I место по количеству баллов.

Создать условия для соотнесения полученного результата  и эталона.

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия.

Создать  ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности.

Учащиеся отслеживают и анализируют результаты своей деятельности и наряду с количественной оценкой дают качественную – содержательную оценку, что позволяет учащимся оценить свои успехи и сравнить их успехами одноклассников.

Таблица № 5

Технология изучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

(2 минуты)

Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели.

Приветствуют друг друга.

Перед уроком вы объединились в три команды. За каждый правильный ответ вы получите карточки. Команда, которая наберет больше карточек, и будет победителем. Повторите правила работы в группах.

Правила работы в группах.

1.  Работаем вместе, чтобы достичь общей цели.

2.  Работаем в группах, которые между собой существенно не отличаются.

3.  Стараемся, чтобы все члены группы достигли успеха.

4.  Успех одного принесет пользу другим членам группы.

5.  Мы здесь для того, чтобы взаимно помогать друг другу.

6.  Чтобы чему-то научиться, мы должны сотрудничать.

7.  Если возникает какой-то вопрос, разберемся в нем.

8.  Приобретенные знания и идеи мы стараемся использовать для   решения жизненных проблем.

9.  Мы готовы поделиться полученными знаниями с другими.

– Внимательно слушать, активно работать, не отвлекаться.

– Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

– Чтобы получать знания.

-- Чтобы все получили хорошие оценки.

Вызов. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.

(3 минуты)

Наша тема "……"(показываю эпиграф и карту)
 Говорят, что есть люди, равнодушные к         картам, но мне трудно в это поверить.
                                                                                                        Р. Стивенсон.

 Урок повторение по теме "Земля на плане и карте". Подготовка к контрольной работе.

Составьте два вопроса, чтобы вы хотели повторить сегодня на уроке: один "тонкий", один "толстый".

Помните:
"Тонкие вопросы" – Кто? Что? Где?
"Толстые" – вопросы: Почему? Зачем? Как?

Сформулируйте цель урока.

Цели:

  • Повторить изученный материал.
  • Развивать географическое мышление, применять имеющие знания в поисках решения проблемных ситуаций.
  • Формировать умения работать в коллективе.

Ожидаемый результат:
Каждый ученик должен понимать для чего необходимо изучать тему "План и карта", уметь находить стороны горизонта и географические координаты, определять высоту , применять знания на практике.

 

Отвечают:  План и карта.

Составляют вопросы, несколько учащихся зачитывают их.

(Что такое план?

Почему карта имеет разные цвета?)

 

Актуализация знаний с целью подготовки к контрольной работе. (10 минут)

(Время выполнения задания – 3 минуты)

Физминутка

(1 минута)



1. «Движение по азимуту»

Ребята,  это задание поможет определить порядок выступления команд в следующих конкурсах. Чья команда выполнит задание первой, та и будет первой отвечать в следующем конкурсе.

Вам необходимо отгадать слово, используя соответствующий азимут.

1) 315° 2)180° 3)45° 4)270° 5)90° 6)0°

7)225° 8)135° 9)345°                                  Х   Т  

Ответ_______________________

 

 

Ребята записывают ответы на листе.

Каждый сам оценивает правильность выполнения задания, а старший юнга заполняет оценочные листы. При правильном определении азимута складывается слово бергштрих.

2. Блиц- турнир «Тренажер разума»

Я буду задавать вопросы, но времени на раздумье нет, ответ должен быть сформулирован в виде одного или нескольких слов. За правильный ответ — 1 балл.

Вопросы первой команде

1. Уменьшенная модель Земли. (Глобус)

2.Средства изображения объектов на плане. (Условные знаки)

3.Какое направление имеют параллели? (Запад — Восток)

4. Условные линии на плане, соединяющие точки с одинаковой высотой. (Горизонтали)

5.Какой путь короче — по 20° в. д. или по 70° з. д.? (Пути одинаковы)

6.Сколько географических полюсов имеет Земля? (Два)

7.Изображение Земли на плоскости. (Карта)

 Вопросы второй команде

1.Условные линии, соединяющие полюса. (Меридианы)

2. Сколько экваторов можно провести на глобусе. (Один)

3. Географический адрес точки. (Координаты)

4.Прибор для определения относительной высоты.(Нивелир)

5.Условные точки, через которые проходит земная ось. (Полюса)

6. Какой путь короче - по 10°с. ш. или по 50° с. ш.?(По 50°с.ш.)

7.Степень уменьшения изображения по сравнению с  величиной объекта. (Масштаб)

Вопросы третьей команде.

1. Существует ли глобус России? (Нет)

2.Длина экватора в километрах. (Около 40 000)

3. Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности. (Горизонт)

4.Географ, создавший в XV в. первый известный нам глобус. (Мартин Бехайм)

5.Какой путь короче - по 30° с. ш. или по 30° ю. т.? (Пути одинаковы)

6.Основные стороны горизонта. (Север, юг, запад, восток)

7.Какое направление имеют меридианы? (Север - Юг)

3.         Топографическая зарядка

Каждая команда получает задание на карточках, время работы  3 мин. За правильный ответ - 3 балла (см. приложения к уроку).

4.Умелые картографы

На земном шаре есть много удивительных и интересных мест. Есть места-загадки, места-сказки, места-музеи, места-руины, и у каждого из них своя история, своя тайна. Сегодня мы попробуем открыть тайну семи чудес света.

Сейчас мы отправимся в путешествие во времени и пространстве. Во время путешествия мы закрепим умения находить эти места, определив их координаты, найдем в атласе на физической карте полушарий.                                                  1.Первое чудо имеет координаты: 30° с. ш., 33° в. д. (Египетские пирамиды)                                                                       2. Чудо находится в государстве, название которого происходит от арабского «низина или побережье», и имеет следующие координаты: 33° с. ш., 45° в. д.(Висячие сады Семирамиды)                                                                                            3. В этой стране зародилась замечательная и интересная наука география:37°с.ш., 23°в.д.(Статуя Зевса в Олимпии, Греция)         4. Чудо находится на полуострове Малая Азия: 38°с.ш., 37°в.д.                                   (Храм Артемиды Эфесской)       5.Чудо на острове в Средиземном море: 36° с. ш., 28° в. д.                                                                 (Колосс Родосский)           6. Город с координатами 37° с. ш., 27° в. д., в котором располагалось чудо.(Мавзолей в Галикарнасе)                 7.Александр Македонский основал этот город с координатами     31° с. ш., 30° в. д. в 332 году до н. э. (Александрия, Фаросский маяк)

 (Учащиеся получили накануне задание найти сведения про «Семь чудес света» )

  После выполнения задания  показ  слайдов «Семь чудес света»

Вопросы к ученикам

1. В каком полушарии расположены все чудеса света?                                2. На каком материке находится наибольшее количество чудес?              

3. Какие чудеса сохранились доныне?

Учитель. Вот и кончилось наше виртуальное путешествие. С помощью географических координат мы с вами побывали около удивительных объектов, подробнее ознакомились с древними памятниками — творениями гениальных мастеров.

5.«Пойми меня»

Необходимо без слов показать понятия. Оригинальность показа — 2 балла. За правильный ответ — 1 балл.

1.Глобус, нивелир.                                                                                          2.Горизонт, полюс.                                                                                            3.Меридиан, азимут

6.Путешествия по картам

Учитель задает ряд вопросов ученикам. За правильный ответ — 1 балл.

1)В приключенческой повести Марка Твена «Том Сойер за границей» описан спор Тома и его друга Гека Финна во время полета на воздушном шаре. Друзья пролетали над Африкой, и Том увидел на земле длинную ленту, которая тянется по песку, но не смог разобрать, что это такое. «— Ну вот, — заявляет знаток карты Гек Финн, — теперь ты, может, и узнаешь, где находится наш воздушный шар. Ведь это наверняка одна из тех линий, которые нарисованы на карте. Те самые, которые называются меридианами. Стоит только нам опуститься вниз и посмотреть, какой у нее номер, и...

—Ох, и болван же ты, Гек Финн! Ты что же думаешь, меридианы протянуты по земле?

—Том Сойер, они нарисованы на карте — ты это отлично знаешь; вот они — возьми сам и посмотри.

—Разумеется, они нарисованы на карте, но это ничего не значит — на земле их нет.

—Стало быть, эта карта опять соврала. В жизни не видел такого вруна, как эта карта».

Как видите, Гек Финн плохо разбирается в карте. Помогите ему.

Объясните, почему параллели и меридианы не видно на поверхности Земли?

Сколько же таких линий на земном шаре?

2)Уже прошло несколько часов с тех пор, как ученики отправились в поход.

Нужно делать остановку. Но где? Юра остановился, достал из книжечки какую-то бумажку и начал пристально её разглядывать:

—Да, — протянул он, — за этим холмом течет река. Если пойдем прямо, то выйдем на заболоченный берег, а если возьмем немного левее, то попадем на луг. Там к реке спускается дубовый лес, да еще и источник бьет неподалеку. Пойдем. Через полчаса сделаем привал.

а) Чем пользовался Юра, определяя направление движения?

б) Как мальчик определил, что до места привала еще полчаса ходу?

Отдохнув, дети отправились к железнодорожной станции, которая находилась в 8 километрах от места привала.

в) Как дети определили направление на железнодорожную станцию и расстояние до нее, если из того места, где они делали привал, станцию не видно?

3) Можно ли вернуться во вчерашний день?

— Вот так вопрос! — скажете вы. Это уже не география, а фантастика. Только у Герберта Уэллса в его «Машине времени» герой путешествовал в прошлое и будущее, а в действительности это невозможно.

 Однако этот вопрос касается географии.

А действительно, разве так уж невозможно вернуться во вчерашний день? Что вы скажете на это?

.

Учитель: Много открытий для себя мы сделали в этом

Звучит спокойная музыка, дети заполняют оценочные карты.

Учащиеся отвечают.  

По итогам выполнения задания при отсутствии ответа у членов команды, отвечают учащиеся из других команд. Эксперты подсчитывают количество правильных ответов.

Участники команд  вместе определяют что изображено на карточках-заданиях.  Отвечает один ученик у доски

Каждая команда находит по координатам по 2  чуда света. Команда, раньше всех справившаяся с заданием выполняет дополнительное  задание. Отмечают флажком эти места на настенной карте.

Учащиеся рассказывают о каждом слайде

Ответы учащихся:

-Все чудеса света расположены в северном полушарии.

-Наибольшее количество чудес находится на материке Евразия.

- Египетские пирамиды

Учащиеся сообща решают, как можно изобразить эти понятия, показывает вся команда или  несколько человек. Команды-соперники определяют, что изображено и называют.

Ученики читают тексты вместе, обсуждают, отвечают на вопросы

учителя по одному.

1.- Потому что это условные линии, проведенные на карте и глобусе.

  -

Капитаны команд подсчитывают количество оценочных карт. В зависимости от участия члена команды оценивают каждого ученика, затем зачитывают оценки.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

(2 мин)

Вспомните те вопросы, которые вы поставили себе в начале урока. На все ли вопросы вы получили ответы?

Команды подсчитывают количество баллов и узнают свой результат.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(1 мин)

Повторить все термины по теме "План и карта", устно ответить на вопросы на стр.

Записывают в дневник

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(1 минута)
<>

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая работа по теме:«План и карта» (6 класс)

Тестовая работа состоит из 2-х вариантов и проводится на одном из этапов проверки знаний  на уроке обобщающего повторения по теме: "План и карта" в 6 классе....

Тест по теме "План и карта"

Тест можно использовать при обобщении темы "План и карта" в 6 классе....

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

Обобщающее повторение по теме « План и карта»,6 класс

Урок-игра по теме « План и карта»      Класс делится на команды. Для каждой команды расставляются столы в виде кораблей. Капитаны представляют свои команды и получают судовые журналы (к...

Методическая разработка урока обобщающего повторения по теме "План местности" в 6 классе

Методическая разработка урока обобщающего повторения по теме "План местности" в 6 классе ...

Тема: «Географический турнир по теме: «План и карта»»

Тема: «Географический турнир по теме: «План и карта»»...