План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Михайлова Светлана Геннадьевна

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий

урок – игра

«План и карта»

6 класс

Конспект урока географии для учащихся 6 класса

по теме «План и карта»

Тип урока: 

Урок  обобщающего повторения

Учащихся в классе (аудитории): 25

Технология урока:   учебно-игровая деятельность - дидактическая игра  

Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова  «Начальный курс географии 6 класс» 

Цели урока:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме: «План и карта», закрепить умения работать с планом местности и географической картой
  • Развивающая: развивать способности применять имеющиеся знания и  умения в  решении проблемных ситуаций
  • Воспитательная: развивать умение работать  в группе, активизировать познавательный интерес к географии.

Оборудование: атласы, глобусы, карта полушарий, презентация, конверты с заданиями, компасы, фрагменты топокарт, плакат с маршрутом, таблички с названиями команд, флажки, жетоны, условные знаки для легенды.

1 Организационный момент

-проверка готовности

-приветствие

2 Вступительное слово учителя:

Ребята, откроем географическую карту, еще раз вглядимся в краски, линии, надписи. Перед нами маленькая модель мира. Карты побуждают мечты, увлекая на все стороны света. Каждому из вас, наверное, хотелось проложить необычайный маршрут и следовать по  любым морским и сухопутным дорогам. Сегодняу нас есть такая возможность, мы отправляемся в путешествие по нашим планам и картам.

Эпиграф: «Есть карты мира, звезд, планет, познание идет путем побед!» (Джордж Байрон)

? Что вы ждете от этого путешествия?

? Сформулируйте личную цель для себя

Во время нашего путешествия нам нужно будет преодолеть труднодоступные вершины. Конечная наша цель- гора Победа! Надеюсь, что каждый из вас сегодня завоюет свою победу!

3 Условия игры:

В игре принимают участие 3 команды, во главе каждой есть капитан.

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

 Каждую покоренную вершину будем отмечать флажками. Помогать мне будут мои помощники-эксперты.

Готовы?  Впуть!

4 Ход игры:

1 конкурс «Давайте, познакомимся».

 Я загадаю загадки, отгадкой будет название вашей команды

  1. Глобус делит ровная

Линия условная

Выше- север, ниже- юг

Назови границу, друг (экватор)

  1. Дробью пишусь,

Поверхность земную

На карте уменьшаю (масштаб)

  1. Под стеклом сижу,

На север и юг гляжу,

    Со мной пойдешь-

     Дорогу найдешь (компас)

Раздать таблички с названиями, флажки

-Дайте определение этим географическим терминам- это будет вашим девизом.

2 конкурс «Разминка»

 -По очереди команды отвечают на вопросы (за каждый правильный ответ команда получает жетон, не знает ответ-  право передается другой команде)

 Команде «Экватор»

  1. Что значит «ориентироваться?»(находить свое местоположение относительно сторон горизонта на местности и карте)
  2. Эти условные линии на плане соединяют точки с одинаковой абсолютной высотой (горизонтали)
  3. Где на земном шаре можно встретить дом, все окна которого смотрят на юг? (северный полюс) показать на карте

Команде «Масштаб»

  1. Назовите вид масштаба 1:300 (численный)
  2. Все неровности земной поверхности называются…(рельефом)
  3. Назовите материк, где сходятся все меридианы(Антарктида)

Команде « Компас»

  1. Это чертеж, изображающий небольшойучасток земной поверхности сверху в уменьшенном виде (план местности, топографическая карта)
  2. Условная линия, соединяющая Северный и Южный полюса.

( меридиан)

  1. Где находится точка, широта и долгота которой равны нулю?

(пересечение нулевого меридиана с экватором)

А теперь нам предстоит далекий путь

Нельзя присесть и отдохнуть,

Пакет нам надобно найти,

Чтоб не плутали мы в пути.

А чтоб пакет тот отыскать,

Нам нужно азимут узнать

3 конкурс « Загадочное письмо»

Задание: найти пакеты, определив азимут по компасу. В пакетах-

«Загадочное письмо», которое нужно расшифровать

Команде «Экватор»

От точки Т1  пройти по азимуту      5             метров

Команде «Масштаб»

От точки Т2  пройти по азимуту           6          метров

Команде «Компас»

От точки Т3  пройти по азимуту            7          метров

Команде «Экватор»

0,90,315,90,180,270,45

 Команде «Масштаб»

90,270,180,135,315,45,225,315,225

Команде «Компас»

180,270,315,225,135,45,180

Расшифруйте его     (молодцы, выполнили отлично!)

Покорили вершину «Азимутальная»

4 конкурс «Засекреченный»

Наш путь лежит на гору Засекреченная

Задание: Команды получают листы бумаги с разграфленными 16  квадратами и таблички с условными знаками. Нужно засекретить легенду, выложив топографические знаки по порядку.                      

легенда

В стародавние времена жил на земле могущественный хан Алтай. Немерено было у него богатств, но самым главным богатством считал Алтай свою дочь – красавицу Катунь. Больше всего любила девушка уезжать на своем скакуне утром в степь. Там она слушала шепот трав на лугу, журчание родника и только вечером возвращалась в дом отца. Как-то, путешествуя по степи, повстречала она прекрасного юношу по имени Бий и полюбила его. С тех пор они вместе гуляли по степным тропам, смотрелись в зеркальные воды большого озера, сидели под старой елью у мельницы.Узнал Хан Алтай о любви Катуни и Бия, разгневался, заточил он дочь в высоком замке. Но сбежала Катунь из заточения и устремилась к любимому. Бежала она мимо леса березового, мимо болота гнилого, оврага глубокого, петляя между зарослей кустарников. Приказал Хан Алтай догнать беглянку проворному богатырю Бабырхану. Хитер был Бабырхан, сократил он свой путь через сосновый лес, по грунтовой дороге, мимо колодца и песчаного карьера. Но не догнать ему красавицу Катунь, которая вскоре встретилась со своим любимым Бием и они побежали дальше, слившись в одно целое - реку Обь.

Проверте правильность засекреченной легенды самостоятельно(слайд)

Обь (с притоком Иртышом- самая длинная река России (5410 км). Берет свое начало при слиянии двух рек –Бии и Катуни. В этом удивительном месте находится г.Бийск- моя малая родина. Бийск также как Петербург был построен по указу Петра 1 и моложе Северной столицы  всего на 6 лет. Чтобы приехать в Санкт- Петербург мне пришлось преодолеть большое расстояние. Какое? Поможите мне определить?

Задание: определить расстояние от г. Бийска до СПБ

   Команде «Экватор» по глобусу                        (7*500=3500 км) 113 км

   Команде «Масштаб» по карте полушарий      (4,2*900=3780 км) 393 км

   Команде «Компас» по карте России              (13,5*250=3375 км) 12 км

-Что получилось? (запись на доске)

- Почему расстояние разное? (искажения на карте, мелкий масштаб)

- От чего зависит величина искажений? (вид изображения, масштаб)

Истинное расстояние по прямой-3387 км

Флажки на г. Засекреченная

А теперь наш путь лежит через гору Эрудит

Капитаны впереди

Доказать они должны в поединке благородном,

Что достойны, что мудры!

Капитаны получают спецзадание. Вы- командиры вертолетов,  вылетаете из Санкт- Петербурга. Составьте описание местности, над которой вам предстоит лететь по топоргафической карте.

Конкурс 5 «Масштабная»

Наш путь лежит через хребет

Одна гора трудней        другой,

но нам их нужно одолеть

И вот наш новый переход-

Гора Масштабная зовет!

Команды выполняют задание на определение масштаба и расстояний:

Команда « Экватор»

  1. Переведите именованный масштаб в численный: в 1 см – 10 км(1:1000000)
  2. Переведите численный масштаб в именованный: 1:500(в 1 см- 5 м)
  3. Определить расстояние от ветряной мельницы до родника (по плану)(370 м)
  4. Расставьте масштабы в порядке увеличения:

А) 1:200000

Б) 1:43000

В) 1:700000 ( с мелкого в,а,б)

Команда «Компас»

  1. Переведите именованный масштаб в численный: в 1 см – 2000 м(1:200000)
  2. Переведите численный масштаб в именованный:1: 1000(в 1 см-10 м)
  3. Высчитайте расстояние от ветряной мельницы до домика лесника ( по плану)(630 м)
  4. Расставьте масштабы в порядке уменьшения

А) 1:200

Б) 1:700

В) 1:55 (от крупного: в,а,б)

Команда «Масштаб»

  1. Переведите именованный масштаб в численный: в 1 см – 100 м(1:10000)
  2. Переведите численный масштаб в именованный: 1:20000

( в 1 см-200м)

  1. Высчитайте расстояние от поселка Ладогино до родника ( по плану)(200м)
  2. Расставьте масштабы в порядке увеличения:

 А) 1: 7500000

Б)  1: 250000

В) 1: 660000( с мелкого: а,в,б)

Проверка по слайдам

Послушаем наших капитанов с описанием местности, над которой им предстояло лететь. Наша задача- по описанию узнать местность( на доску вывешиваются топокарты)

6 конкурс «Пропасть»

Перед нами пропасть, братцы!

Жутко, страшно, не сорваться б!

Чтобы к цели нам прийти,

И объекты нам найти,

Я даю координаты

Задание: найти координаты объектов и объекты по координатам.

Команда «Экватор»

  1.  В 1896 году английский ученый Д. Ливингстон совершил замечательное открытие в точке 18 ю.ш.,26 в.д. Что это?(вдп.Виктория)
  2.  Найдите координаты истока реки Оби.(53 с.ш.,84 в.д.)

Команда «Компас»

  1.  Шхуна «Пилигрим» находилась под 44 ю.ш., 165з.д.

      В каком океане и вблизи каких островов находились герои романа «Пятнадцатилетний капитан»?(В Тихом океане, у о-вов Новая Зеландия)

  1.  Определить координаты высшей точки Уральских гор(65 с.ш., 61 в.д.)

Команда «Масштаб»

  1.  Африканцы называют эту гору – «Горой божества холода», определите ее по координатам 3 ю.ш., 38 в.д. (Килиманджаро)
  2.  Определите координаты высшей точки Кавказа.(44 с.ш., 43 в.д.)

Проверка по слайду

Впереди нас ждет ПОБЕДА

Мы  вершину покорили и три флага водрузили!

С долины Раздумий мы двинулись в путь,

Прошли весь хребет География

Преграды, которые были в пути.

Мы с вами достойно сумели пройти.

Рефлексия

-Кто считает, что сегодня он достиг своей победы?

-В чем была твоя победа?

-Удалось ли вам выполнить личную цель, которую поставили в начале урока?

Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку в дневнике в графе «Самооценка». Рядом с ней я поставлю оценку, посоветовавшись с капитанами, которые отметят самых активных.  

6 Домашнее задание:

  • Сочинение на тему: «Как поспорили план и карта, кто из них важнее и нужнее»
  • Загадки, пословицы, поговорки по теме «План и карта», стихотворения

Команды подсчитывают  жетоны. В любой игре есть лидеры и сегодня это…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.

Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...

План –конспект урока по профориентации в 9 классе по теме: Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

Обобщение знаний по разделу «Технология профессионального самоопределение и карьеры» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи...

План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...