Главные вкладки

    План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
    план-конспект урока по музыке на тему

    Гальченко Регина Андреевна

    Предварительный просмотр:

    Гальченко Регина, 40 группа, 5 класс

    КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                                   

                                                                                                        Учитель музыки: Быкова А. В.

                                                                                                                   

    Тема урока:  «Музыкальная живопись и живописная музыка».

    Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

    Образовательная цель:  Найдём  ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Распознаем художественный смысл различных форм построения музыки.

    Метапредметные: Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение.

    Предметные: Сопоставлять зримые образы музыкальным сочинениям, узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики. Прослушать «Островок» С. Рахманинова, «Весенние воды» С. Рахманинова. Выучить песню «Как здорово» О. Митяева.

     Личностные: Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

    Оборудование:флеш – накопитель, видео проектор, экран, презентация, ноты, фортепиано, песню «Как здорово» Митяева О. текст, музыка (минус, ноты).

    Этап урока

    Действия учителя

    Деятельность обучающихся

    Музыкальный материал

    УУД

    1. Организационный момент (2 минуты).

     

    2. Пение(10 минут ).

    3.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации (10 минут).

    4. Изучение нового материала – слушание (15 минут).

    5. Рефлексия (3 минуты).  

    (По музыкальному приветствуем друг друга распеванием, поём еще одно распеванием, что бы подготовить голосовой аппарат к работе).

    - Ребята, здравствуйте, меня зовут Регина Андреевна, и сегодня я буду проводить урок музыки.

    - Кто- то из вас может мне сказать, какая тема у вас была на прошлом уроке?

    -Какие произведения вы слушали на прошлом уроке?

    -Что было в качестве домашнего задания?

    - Хорошо! Ребята, а вы в школу приходите только с целью учиться, или может для чего – то еще?

    - Так, верно! Вот и я сегодня в первый раз провожу у вас урок, мне от этого очень радостно и хорошо становится! Именно поэтому я хочу вам предложить сейчас спеть песню, которая помогает нам сплотиться и почувствовать себя где – то на отдыхе, немного расслабиться.

     - Песня вам всем знакома, сейчас я включу её, а вы прослушав должны будете дать ей название.

    - Вы узнали эту песню? Как она называется? Давайте исполним её.

    ВХР трудности

    Методы и приемы

    Интонационные:

    Скачки вверх и вниз

    Замыкание фраз.

    Ритмические:

    Ритм мелодии (восьмые паузы, залигованные ноты, целые, половинные ноты, восьмые).

    Дикционные:

    Проговаривание четко текста (согласные буквы «Р», «В» и т.д.).

    Допевание окончаний.

    Беседа.

    Показ звуковысотности.

    Помощь инструмента, хормейстерский жест.

    Артикуляция, проговорить текст, трудные места.

    - Молодцы! Очень хорошо спели!

    - Ребята, а как вы считаете, картины могут рисовать только красками или ещё и другими предметами?

    - А можно картину нарисовать музыкой?

    - А как это возможно, ведь мы не видим музыку, мы можем её только слышать?

    - Точно!

    - Но настоящие художники, которые рисуют красками на мольберте, так же, как и профессиональные музыканты могут слышать в своих творениях музыку. А казалось бы, что можно услышать в глухом холсте? Я хочу вам предложить заглянуть в мастерскую художника В. Борисова – Мусатова. Вот он ставит на мольберт готовую картину, садится на подоконник, долго неподвижно «Слушает» свою красочную композицию – звучание разных тонов и сочетании красок, любуется гармонией цветовых пятен на полотне.

    -Прочитайте строчки со слайда.

    - Эти строки Борисов – Мусатов записал в своём дневнике. Так он объяснял свои чувства к немой музыке в картинах, не каждый человек может так вслушаться в музыку картин.

    - Ребята, вы видите перед собой картины, как вы считаете, какими словами можно передать настроение его живописных полотен?

    - Верно, на этих картинах изображена нежная спокойная природа, явно чья та возлюбленная девушка, на фоне всей этой красоты.

    - А какая музыка, по вашему мнению, созвучна картинам  В. Борисова – Мусатова?

    - Да, ребята, верно! Только с такой музыкой можно связать эти прекрасные картины.

    - Прочитайте со слайда стихотворение.

    - Ребята, на эти живописные слова Сергей Рахманинов наложил не менее живописную музыку, он назвал её романсом. Давайте послушаем её, а потом подумаем, получилось ли у Рахманинова передать все прекрасные стороны природы? Островка?

    - Удалось автору нарисовать музыкой тот самый островок?

    - Верно, удалось,  автор всеми силами, как настоящий художник передал всю эту чувственную явь.

    - Давайте послушаем его ещё раз, подумаем, как сопровождение обогащает музыкальный образ? Какому жанру изобразительного искусства родственен романс «Островок»?

    - Да, ребята, музыка можно подумать дополняет картину, как и картина, дополняет своей невероятностью романс «Островок». А какому жанру изобразительного искусства родственен романс «Островок»?

    - Верно! Пейзаж – это изображение природы на холсте.

    - Музыканты весны… Удивительно передана красота поры обновления жизни в живописи, музыке, поэзии. Каждый художник, композитор, поэт по – своему передаёт рзнообразную палитру чувств человека: радость, торжество, восторг, ликование, нежность, мечтательность, а так же гармонию природы.

    - Так вот и Рахманинов передаёт всю красоту в своих романсах.

    - Послушаем ещё один романс Рахманинова «Весенние воды» и сравним его с романсом «Островок».

    -Как композитору удалось создать такие контрасты в образах?

    - Верно! В одном  случае он передал тишину и покой, а в другом – безудержное движение, стремительность юных сил весны.

    - Ребята, каким красками бы вы нарисовали природу этого произведения? Послушаем произведение ещё раз и вы ответите мне на этот вопрос.

    - Да, яркими, слегка тускнеющими красками, под разливающимся золотистым солнцем.

    - Хорошо, ребята.

    - Мы можем сделать с вами заключение и назвать тему нашего сегодняшнего урока?

    - Правильно! Чьи произведения мы сегодня с вами слушали?

    - Можем ли мы услышать в картинах нарисованных красками музыку?

    - Хорошо! На этом наш урок подошёл к концу! Те ребята, которые хорошо отвечали, подойдите ко мне с дневниками.

    - До свидания!

     -«Звать через прошлое к настоящему».

    - «Песня об Александре Невском», хор «Вставайте люди русские».

    - Ответ.

    - Увидиться с друзьями, пообщаться.

    Включаю песню «Как здорово» О. Митяева.

    - Да! «Как здорово».

    (разучиваем

    мелодию, поём под

    сопровождение,

    разбираем сложные

    места).

    - Другими предметами.

    - Да.

    - Можно вслушаться и представить.

    - «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски… Я импровизирую…Мечты мои всегда впереди… Они мне создают целые симфонии… Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

    - Нежность, непринужденность.

    - Спокойная, умиротворенная.

    - Из моря смотрит островок….

    (Слушают, анализируют),

    - Да.        

    (Слушаем, ответ).

    - Пейзаж.

    (Слушаем, сравниваем).

    (Ответ).

    (Слушают, отвечают).

    - Музыкальная живопись и живописная музыка.

    - Рахманинова.

    - Можем.

     

    «Как здорово» О. Митяев.

    «Островок» С. Рахманинов.

    «Весенние воды» С. Рахманинов.

    .

     Л-Введение в урок. Подготовка рабочего места.

    (П-позновательная).

    П- Познавание нового материала, разучивание

    Л-восприятие музыки, культура слушателя.

    Р- Подведение итогов.



    Предварительный просмотр:

    Гальченко Регина, 40 группа, 7 класс

    КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                         Учитель музыки: Михайлова А. В.

                                                                                                                   

    Тема урока:  «Циклические формы инструментальной музыки».

    Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

    Образовательная цель:  Углубление знакомства с циклическими формами музыки. Характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений  о полистилистике, характерной для современной музыки на примере: «Кончерто гроссо №1» А. Шнитке.

    Метапредметные: Называть тему урока, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. Организовывать и определять задачи  и цель обучения, выполнять задания по инструкции учителя, выражать эмоционально – ценностное отношение к уроку.

            

    Предметные: Закрепление представления о полистилистике, характерной для современной музыки, на примере Рондо из Кончерто гроссо №1 А. Шнитке. Прослушать «Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано» А. Шнитке. Выучить песню М. Минькова «Дорогою добра».

    Личностные: Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

    Оборудование: флеш – накопитель, видео проектор, экран, презентация, ноты, фортепиано, песню «Дорогою добра» Миньков М.. текст, музыка (минус, ноты).

    Этап урока

    Действия учителя

    Деятельность обучающихся

    Музыкальный материал

    УУД

    1. Организационный момент (2 минуты).

     

    2. Пение(15 минут ).

    3.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации (5 минут).

    4. Изучение нового материала – слушание (15 минут).

    5. Рефлексия (3 минуты).  

    (По музыкальному приветствуем друг друга распеванием, поём еще одно распеванием, что бы подготовить голосовой аппарат к работе).

    - Ребята, здравствуйте, меня зовут Регина Андреевна, и сегодня я буду проводить урок музыки.

    - Кто- то из вас может мне сказать, какая тема у вас была на прошлом уроке?

    - А что такое «Камерная музыка»?

    -Что такое этюд?

    - Какие произведения вы слушали на прошлом уроке?

     -Что было в качестве домашнего задания?

    - Хорошо! Ребята, а вам нравится то, что даёт вам жизнь, ваши друзья, ваши родители, может братья или сёстры, в общем в жизни вы счастливы?

    - Так, но есть в жизни, и какие – то невзгоды, какие – то не значительные проблемы, да?

    - А хотите, я вам открою один секрет?

    - Что бы этих невзгод, не было нужно поднимать себе настроение, а знаете, как его можно поднимать?

    - Верно, но можно и другие способы найти для поднятия настроения, например песнями. Можно петь, а от хорошей песни всегда поднимается настроение. Я хочу предложить вам спеть песню, но название песни я вам не скажу, вы услышите её, а потом скажите мне название сами.

    - Ребята, какую песню мы с вами будем петь?

    - Верно, песня называется «Дорогою добра». Сейчас мы её разучим, а затем споём, как настоящие профессионалы.

    ВХР трудности

    Методы и приемы

    Интонационные:

    Скачки вверх и вниз

    Замыкание фраз.

    Ритмические:

    Ритм мелодии (восьмые паузы, залигованные ноты, целые, половинные ноты, восьмые).

    Дикционные:

    Проговаривание четко текста (согласные буквы «Р», «В» и т.д.).

    Допевание окончаний.

    Беседа.

    Показ звуковысотности.

    Помощь инструмента, хормейстерский жест.

    Артикуляция, проговорить текст, трудные места.

    - Молодцы! Очень хорошо спели! А может, у кого – то и настроение поднялось сразу, с песней?

      - Ребята, а вы знакомы с определением циклической формы музыки?

    - Сюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонии относятся к циклическим формам музыки. А как вы думаете обращались кто – то из великих композиторов к этим формам.

    - Верно! К этим формам обращались как композиторы прошлого, так и наши современники.

     - Музыка выдающегося отечественного композитора А. Шнитке – это исповедь человека нового времени, вобравшего  в себя опыт нескольких столетий.  Свободное совмещение прошлого и настоящего – особенность его музыки. Привлечение музыкальных цитат, полистилистика.

    - Они свойственны А. Шнитке.

    - Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра А. Шнитке имеет старинное название «Кончерто гроссо» (« Кончерто гроссо» -  в переводе с итал. – большой концерт). В этом концерте взаимоотношение между солистами и оркестром такие же, как в старинных инструментальных концертах Баха и Вивальди. Давайте мы сейчас его прослушаем и подумаем, какие черты современного человека воплощены в концерте?

    - Да, ребята, верно можно услышать современные мотивы, характеризующие человека в современном стиле. Композитор посвятил это произведение своим друзьям и первым исполнителям этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко. «Сочиняя концерт, - говорил А. Шнитке – я не только слышал их, но и видел, как они играют… Их сценическое поведение доставляют слушателям и зрителям эстетическое наслаждение».

    - Прослушаем его ещё раз и подумаем, какие черты характерны этому произведению?

    - Да, ребята, верно! Волевой, целеустремленной главной теме 5й части композитор противопоставляет тему другого мира – злобного, враждебного, «Наплывы», искажающие звучание чистых тембров скрипки, воспринимаются слушателями как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.

    - Но была у Шнитке ещё одна композиция. Называется она «Сюита в старинном стиле».

    - Знаете ли вы что такое сюита?

    - Верно! Сюита – это ряд, последовательность. Относится к многочастным циклическим формам инструментальной музыки, так же как возникшие позднее соната и симфония. Сюита состоит из нескольких самостоятельных частей – танцев, обычно контрастирующих  между собой  и объединённых общим худ. Замыслом. Давайте прослушаем её и подумаем, как строится диалог солирующей скрипки и аккомпанирующего ей фортепиано?

    - Да, верно, ребята, красиво, плавно взаимосвязаны партии соло скрипки, перепивающего фортепиано. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке является ещё одним примером «путешествия во времени». Она состоит из пяти частей:1) Пастораль, 2)балет, 3) Менуэт, 4) Фуга, 5) Пантомима.

    -Ребята, что мы можем представить прослушивая это произведение? Послушаем его ещё раз и подумаем над этим вопросом.

    - Верно, ребята, мы можем представить себе важные времена, балы, танцы, дамы в платьях, со своими кавалерами.

    -  Композитор, уделяя особое внимание танцевальности и пластике движений, по – новому обобщает жанровую основу сюиты.

    - Ребята, вы молодцы!

    -Чьи произведения мы с вами сегодня слушали?

    - Правильно! На этом наш урок подошёл к концу, спасибо за внимание. До свидания!

     

     Камерная инструментальная музыка».

    - Музыка в закрытом помещении.

    - Произведение для разыгрывания.

    - Ответ.

    - Ответ.

    - Да.

    - Есть.

    - Хотим.

    - Предложения ребят.

    (Слушают).

    - Дорогою добра.

    (Учим, поём).

    (Ответ).

    - Обращались.

    (Ответ).

    (Слушают,анализируют).

    (Слушают, объясняют).

    (Ответ).

    (Слушают, думают, отвечают).

    (Слушаем, отвечают).

    -  Да.  Циклические формы инструментальной музыки.

    - А. Шнитке.

     

    «Дорогою добра» Миньков М.

    .

    «Рондо из Кончерто гроссо №1» А. Шнитке.

    «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.

     Л-Введение в урок. Подготовка рабочего места.

    (П-позновательная).

    П- Познавание нового материала, разучивание

    Л-восприятие музыки, культура слушателя.

    Р- Подведение итогов.



    Предварительный просмотр:

    Гальченко Регина, 40 группа, 6а класс

    КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                                   

                                                                                                         Учитель музыки: Быкова А. В.

                                                                                                                   

    Тема урока:  «Космический пейзаж. Быть может, вся природа – мозаика цветов? Картинная галерея».

    Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

    Образовательная цель:  Осмысление «звукового мира» произведения американского композитора XX в. Чарльза Айвза «Космический пейзаж», знакомство с произведением Э. Н. Артемьева.

    Метапредметные: Участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.  Осмысление новых средств выразительности в процессе интонационно – образного и жанрово – стилевого анализа. Формирование устойчевых умений работы с различными источниками информации.

    Предметные: Осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Осознание функций современной музыки в жизни общества, подростков. Познакомиться с произведениями Ч. Айвза «Космический пейзаж», Э. Артемьева «Мозаика»; Вспомнить, доучить песню О.Митяева «Как здорово».

     Личностные: Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам произведения. Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

    Оборудование:флеш – накопитель, видео проектор, экран, презентация, ноты, фортепиано, песню «Как здорово» Митяева О. текст, музыка (минус, ноты).

    Этап урока

    Действия учителя

    Деятельность обучающихся

    Музыкальный материал

    УУД

    1. Организационный момент (2 минуты).

     

    2.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации (10 минут).

    3. Изучение нового материала – слушание (15 минут).

    4. Пение(10 минут ).

    5. Рефлексия (3 минуты).  

    Урок начинается с гимна 131 школы.

    - Ребята, здравствуйте!

    - Кто- то из вас может мне сказать, какая тема у вас была на прошлом уроке?

    - Назовите композиторов, о которых шла речь на прошлом уроке?

    - С каким жанром мы познакомились?

    - Какие произведения мы слушали?

    -Что было в качестве домашнего задания?

    - Хорошо! Ребята, прочитайте, пожалуйста строки, написанные Бальмонтом.

      Мы видим, мы слышим,

      Как светят нам солнца,

      Как дышат нам блики

      Нездешних миров.

    - Как вы думаете, о какой музыке пойдет речь на сегодняшнем уроки?

    - Человека всегда влекло к себе небо, загадочные дали космоса, Вселенной. Уже в древности русский народ мечтал о полётах, и поэтому в сказках возникли образы Бабы – Яги в летающей ступе, Ивана – Царевича на самолете, Иванушки – Дурачка, скачущего на Коньке- Горбунке по воздуху.

    - О полётах на другие планеты, пришельцах, космических войнах рассказывали писатели – фантасты Ж. Верн, Герберт Уэльс, Александр Беляев, Иван Ефремов и другие. 12 апреля 1961 года был запущен первый космический корабль с летчиком – космонавтом Юрием Гагариным. Но не только писатели, но и художники, и композиторы не оставались равнодушными к красоте звёздного неба.

    -  Чарлз Эдвард Айвз (1874 –1954) американский композитор написал оркестровую пьесу, которую назвал «Космический пейзаж». Давайте послушаем и поделимся впечатлениями о музыке.

    - Сколько образов создал композитор в своем произведении? Каковы они?

    -  Два образа. Один гордый, величавый, свободный образ человека с высокими нравственными принципами, словно парящего над обыденной жизнью, а второй образ контрастен первому. Образ людей суетливых, нервозных, неуравновешенных.

    -Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

    -  Первый образ создает звучание струнных инструментов, в медленном темпе. А второй образ – звучание духовых деревянных инструментов, в быстром темпе, как бы вторгаются в музыку струнных и стараются помешать резким ритмом и громкой динамикой.

    - Чарлз Айвз очень любил диссонансы и опробовал в своем творчестве массу новых выразительных средств. В заключительном варианте композитор назвал это оркестровое сочинение «Вопрос оставшийся без ответа». Как вы думаете почему?

    - Объясните смысл высказывания русского учёного и поэта М.В Ломоносова:

    «Открылась бездна, звёзд полна.

    Звездам числа нет – бездне дна…».

     - Мне кажется, ребята, этими строками нам Ломоносов ответил на наш вопрос.

    - Прочитайте строки со слайда:

    Быть может, вся природа – мозаика цветов?

    Быть может, вся природа – различность голосов?

    Быть может, вся природа - лишь числа и черты?

    Быть может, вся природа – желанье красоты?

    К. Бальмонт

    - Расширились возможности создания музыки с появлением электромузыкальных инструментов, синтезаторов, компьютеров. В музыке композиторы запечатлевали образы других, внеземных цивилизаций.

    - Композитор Эдуард Николаевич Артемьев российский композитор, который в своей музыке создает образы Вселенной, используя новые краски, тембры, ритмы музыки. Его творчество – уникальный пример масштабного развития направления электронной музыки, наполнение ее ярким, эмоциональным содержанием.

    - Он писал: Музыка – состояние души, выраженное в звуке, и в этом смысле неважно какими средствами оно достигается…

    Классика, Электроника, Рок-Музыка – вот те три Источника, под влияниями которых я сформировался как музыкант…

    -  Артемьев много пишет музыки для фильмов. Вот некоторые из них. Сегодня мы послушаем его музыку под названием «Мозаика». Слово мозаика в переводе с латинского означает посвященное Музам. В изобразительном искусстве это изображение или орнамент, составленные из кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева.

    - После прослушивания произведения подумайте над вопросами. Какой образ создает композитор? Какие зрительные ассоциации возникают у вас во время слушания?

    - Образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной. Музыка словно погружается в таинственную среду, чего – то  непознанного.

    -  Какие звуковые эффекты использует композитор?

    - Мы слышим гул, шум, звуковые волны, эффекты затухания, отражения, эха.

    - Какими выразительными средствами он пользуется?

    - Верно! Тембровой окраской инструмента.

    - Артемьев в этом произведении стремился увидеть мир с необычной точки, как бы еще не познанном ракурсе и осознать нем себя.

    -  Обращение к окружающему миру, единение с ритмами природы, шумом повседневности, открытость в бесконечную даль времени – все это приметы художественного творчества второй половины XX века. Те же черты присущи и музыке Айвза и Артемьева. Слушая ее, мы учимся лучше понимать нашу жизнь.

    - Ребята, на прошлом уроке мы с вами учили песню, как она называется?

    - Хорошо! Сейчас мы с вами её вспомним и доучим!

    ВХР трудности

    Методы и приемы

    Интонационные:

    Скачки вверх и вниз

    Замыкание фраз.

    Ритмические:

    Ритм мелодии (восьмые паузы, залигованные ноты, целые, половинные ноты, восьмые).

    Дикционные:

    Проговаривание четко текста

    Беседа.

    Показ звуковысотности.

    Помощь инструмента, хормейстерский жест.

    Артикуляция, проговорить текст, трудные места.

    - Хорошо, наш урок подошёл к концу!

    - Что вы можете рассказать по пройденной теме?

    - Молодцы! До свидания!

    «Инструментальный концерт. Итальянский концерт».  

    - А. Вивальди, И. Бах.

    - Концерт.

    - А. Вивальди «Весна», «Зима» из цикла «Времена года».

    - Бах «Итальянский концерт».

    - Космической.

     

    (Отвечают ученики).

    (Ответы учащихся).

    (Предполагают).

    (Объясняют).

    (Отвечают).

    (Думают, размышляют, отвечают).

    - Как здорово.

    (Вспоминаем, продолжаем учить).

    (Ответ).

    «Космический пейзаж» Ч. Айвза.

    «Мозаика» Э. Артемьев.

    «Как здорово» О. Митяев.

     Л-Введение в урок. Подготовка рабочего места.

    (П-позновательная).

    Л-восприятие музыки, культура слушателя.

    П- Познавание нового материала, разучивание

    Р- Подведение итогов.



    Предварительный просмотр:

    Гальченко Регина, 40 группа, 5 класс

    КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                                   

                                                                                                        Учитель музыки: Быкова А. В.

                                                                                                                   

    Тема урока:  «Фореллен – квинтет».  Дыхание русской песенности.

    Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

    Образовательная цель:  Самостоятельно подбирать сходные или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

    Метапредметные: Целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий; сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей; выполнение  творческих задач,  не имеющих однозначного решения; умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

    Предметные: Сопоставлять зримые образы музыкальным сочинениям, узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики. Познакомиться с произведениями австрийского композитора Франца Шуберта «Форель», «Фореллен – квинтет», «Прелюдия соль мажор», «Прелюдия соль-диез минор» С. Рахманинова. Вспомнить и продолжить разучивать песню «Как здорово» О. Митяева.

    Личностные: Освоение способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики.

    Оборудование: флеш – накопитель, видео проектор, экран, презентация, ноты, фортепиано, песню «Как здорово» Митяева О. текст, музыка (минус, ноты).

    Этап урока

    Действия учителя

    Деятельность обучающихся

    Музыкальный материал

    УУД

    1. Организационный момент (2 минуты).

     

    2. Пение(10 минут ).

    3.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации (10 минут).

    4. Изучение нового материала – слушание (15 минут).

    5. Рефлексия (3 минуты).  

    Начинаем урок с гимна 131 школы!

    - Ребята, здравствуйте!

    - Кто- то из вас может мне сказать, какая тема у вас была на прошлом уроке?

    -К картинам какого художника мы с вами пытались представить музыку?

    -Произведения, какого композитора сумели обрисовать музыкой картины этого художника?

    - Какие произведения мы слушали на прошлом уроке?

    - Каким жанром изобразительного искусства мы можем назвать романсы Рахманинова?

     - Домашнее задание было?

    - Ребята, а какую песню мы с вами начали учить на прошлом уроке?

    - Правильно, а вот сегодня мы с вами будем продолжать её разучивать!

    ВХР трудности

    Методы и приемы

    Интонационные:

    Скачки вверх и вниз

    Замыкание фраз.

    Ритмические:

    Ритм мелодии (восьмые паузы, залигованные ноты, целые, половинные ноты, восьмые).

    Дикционные:

    Проговаривание четко текста (согласные буквы «Р», «В» и т.д.).

    Допевание окончаний.

    Беседа.

    Показ звуковысотности.

    Помощь инструмента, хормейстерский жест.

    Артикуляция, проговорить текст, трудные места.

    - Франц Шуберт (1797-1828). Великий австрийский композитор, стоявший у истоков музыкального романтизма, автор более 600 песен. Все компоненты шубертовской песни – мелодика, гармония, фортепианное сопровождение – отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни – ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании».Одно из самых грациозных и нежных произведений композитора – песня «Форель». Она была написана на стихи немецкого поэта, музыканта Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта. Озорная песенка про рыбную ловлю.

    -  Послушайте песню и постарайтесь ответить на вопросы:

    - Какие изобразительные приемы песни помогают слушателям представить реальную сценку? Как композитор выразил чувства человека в единстве с образами природы?

    - Подвижный темп, распев, короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн. Характер песни легкий, светлый, игривый, непринужденный. Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений. Песня «Форель имела такой успех, что композитор сочинил инструментальный квинтет. Называется «Фореллен-квинтет» (для пяти инструментов: скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано).

    - Послушайте и определите характер, форму и солирующие инструменты?

    - Музыка Шуберта живописна. Используя музыкальные краски (тембровые) композитор создал музыкальные образы и картины.

    Дыхание русской песенности.

    -  Музыка многих произведений Сергея Рахманинова вызывают у слушателей зримые образы: бескрайние дали, просторы России. Его мелодия «стелется, как тропа в полях».

    -  Прочтите стихотворение А. Майкова:

     Мне в душу повеяло жизнью и волей.

     Вон – даль голубая видна…

     И хочется в поле, в широкое поле,

     Где, шествуя, сыплет цветами весна!

    - Рассмотрите картину И. Левитана и скажите: подходит ли стихотворение Майкова по настроению к картине?

    -  Прочтите стихотворение А. Пушкина:

     По дороге зимней, скучной

     Тройка борзая бежит.

     Колокольчик однозвучный

     Утомительно гремит.

    -  Рассмотрите картину А. Степанова «Цугом». Созвучны ли эти произведения? Какую музыку можно увидеть?

    -  Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов и картин (ладовые, динамические, тембровые, темповые, регистровые)?

    -  Как музыка может рисовать музыкальную картину? Что такое Музыкальная картина?

    - Послушайте Прелюдию соль-диез минор и Прелюдию соль мажор С. Рахманинова.

    - Определите характер произведений. Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением музыки? Слушание произведения С. Рахманинова.

    -  Сопоставьте музыкальный образ прелюдий с поэтическими и художественными образами.

    Кто может сказать, что такое «музыкальная картина?»

    - Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора от картин природы, событий, явлений.

    - Художники, поэты и композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. Значит, мы можем услышать живопись. А музыка С. Рахманинова создает музыкальные образы и картины, которые мы можем увидеть. Следовательно, мы можем увидеть музыку и услышать живопись.

    - С какими композиторами мы с вами сегодня познакомились?

    - От чего зародился квинтет Шуберта?

    - С каким искусством Рахманинов связывал свои произведения?

    - Домашнее задание: Придумать и нарисовать свою картину на любую из прелюдий Рахманинова.

    - Все свободны. До свидания.

     Проходят дети, готовятся к уроку.

    - Музыкальная живопись и живописная музыка.

    - Борисова – Мусатова.

    - Рахманинова.

    - Островок, Весенние воды.

    - Пейзаж.

    (Ответ).

    - «Как здорово».

    (Слушаем, вспоминаем, разучиваем след. куплеты, поём).

    (Дети отвечают).

     

    (Дети предполагают, высказывают своё мнение).

    (Читают).

    (Дети рассматривают, отвечают).

    (Отвечают).

    (Ответ).

    ( Думают, рассуждают).

    (Ответы на вопросы).

    (Сопоставляют, отвечают).

    - Шуберт, Рахманинов.

    - От успеха с песней «Форель».

    - Стихотворения, художество.

    «Как здорово» О. Митяев.

    «Форель» Ф. Шуберт.

    «Фореллен – квинтет» Ф. Шуберт.

    «Прелюдия соль – диез минор»,

    «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинов.

     Л-Введение в урок. Подготовка рабочего места.

    (П-позновательная).

    П- Познавание нового материала, разучивание

    Л-восприятие музыки, культура слушателя.

    Р- Подведение итогов.



    Предварительный просмотр:

    Гальченко Регина, 40 группа, 7 класс

    КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                         Учитель музыки: Быкова А. В.

                                                                                                                   

    Тема урока:  «Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена».

    Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

    Образовательная цель:  Углублённое знакомство с музыкальным жанром – соната. Знакомство с жанром камерной музыки – соната.

    Метапредметные: Осуществлять действия контроля, коррекции, оценивать действия партнера в коллективной и групповой художественно-творческой, деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования. Устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями.

    Предметные: Научиться понимать особенности развития музыки в сонатной форме как отражение жизненных противоречий. Помочь учащимся осознать различие музыкальной драматургии в циклических формах сюиты и сонаты; научиться выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме – самом действенном драматизированном виде музыкальной драматургии. Прослушать «Патетическую сонату» Л. В. Бетховена, «Сонату № 2» С. С. Прокофьева, «Сонату № 11» В. А. Моцарта. Вспомнить и закрепить песню Минькова М. «Дорогою добра».

    Личностные: Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Закрепления понятия  сонатная форма.

    Оборудование: флеш – накопитель, видео проектор, экран, презентация, ноты, фортепиано, песню «Дорогою добра» Миньков М.. текст, музыка (минус, ноты).

    Этап урока

    Действия учителя

    Деятельность обучающихся

    Музыкальный материал

    УУД

    1. Организационный момент (2 минуты).

     

    2. Пение(15 минут ).

    3.  Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации (5 минут).

    4. Изучение нового материала – слушание (15 минут).

    5. Рефлексия (3 минуты).  

    Урок начинается с гимна 131 школы.

    - Ребята, здравствуйте, можете садиться!

    - Скажите, какая тема была у нас на прошлом уроке?

    - Что относится к циклическим формам?

    -Музыку, каких композиторов мы с вами слушали?

    - К какому времени относится его музыка?

    - Как называются его произведения, которые мы слушали?

    - Как мы можем перевести «Кончерто гроссо»?

     -Домашнее задание было?

    - Хорошо! Мы с вами на прошлом уроке пели? Что мы пели? Как называется песня?

    - Верно! Мы её только начали учить, а сегодня мы продолжим это делать, мы доучим последний куплет и вспомним предыдущие. Сейчас я включу её, и мы восстановим её в памяти.

    ВХР трудности

    Методы и приемы

    Интонационные:

    Скачки вверх и вниз

    Замыкание фраз.

    Ритмические:

    Ритм мелодии (восьмые паузы, залигованные ноты, целые, половинные ноты, восьмые).

    Дикционные:

    Проговаривание четко текста (согласные буквы «Р», «В» и т.д.).

    Допевание окончаний.

    Беседа.

    Показ звуковысотности.

    Помощь инструмента, хормейстерский жест.

    Артикуляция, проговорить текст, трудные места.

    - Молодцы! Очень хорошо спели!

      - Ребята,  цель нашего урока познакомиться с сонатной инструментальной формой. Так тема сегодня и будет звучать «Соната» Запишите её к себе в тетради.

    -  Мы знаем с вами, что музыкальная культура делится на два

    основных направления: религиозное и светское.

    - Как мы можем определить, что звучит религиозная музыка? С помощью чего, чем она отличается от музыки другого типа?

    - Правильно! Религиозная музыка всегда была связана с богослужением.

    - А чем отличается от неё светская музыка?

    - Светская музыка опиралась на народно – песенную, танцевальную культуру. С XVI века начинает развиваться

    камерная музыка. Ребята, давайте вспомним, что такое камерная музыка?

     От латинского – это «комната», музыка звучащая в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож, написанная для небольшого состава исполнителей. Запишите определение в тетради.

    Сегодня мы с вами поговорим об одном из распространенных жанров

    камерной музыки, им является жанр соната, от итальянского – «звучать».

    - Этот термин появился в XVI веке - это произведение, состоящее из 3-4 частей, предназначенное для

    одного или двух инструментов. Соната не только имеет нумерацию, но и названия.

    -  Сонатная форма: I часть – экспозиция - основные музыкальные

    темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу или дополняют одна другую. II часть – разработка -эти темы звучат по-новому, сталкиваются, борются. III часть – реприза - повторяются темы экспозиции, но с изменениями.

    - Исходя из информации, скажите, как мы можем их отличить друг от друга, каждую часть?

    - Хорошо! Но есть ещё одна, четвертая часть. Называется она кода. Кода - окончательная точка завершения, итог,

    позволяющий слушателю понять замысел композитора. Начнем знакомство с сонатами. Первое, что мы послушаем, произведение Л. В. Бетховена, которое называется «Патетическая соната».

    - Людвиг ван Бетховен – это немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы».

    - В  фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь

    человека, со всеми его душевными переживаниями. Название сонаты № 8 «Патетическая» принадлежит самому Бетховену. Патетический – значит страстный, взволнованный, полный воодушевления, подъема. Соната состоит из 3-х частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба, придают музыке драматический характер. Начало сонаты необычно. Быстрой музыке I части предшествует медленное вступление. II часть - медленная, певучая - осмысление пережитого. III часть –быстрая, взволнованная.

    -  Послушайте внимательно I часть, обратите внимание на слова, которые написаны на доске: страстно, возвышенно, строго, спокойно, мечтательно, пафосно, призывно, тяжело, величаво, благородно.

    - После слушания вы должны выбрать слова, которые характеризуют произведение, и записать их в тетрадь.

    -  Следующее произведение Прокофьева С. С. «Соната № 2».

    - Прокофьев Сергей Сергеевич – русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. Народный артист РСФСР.

    -  Сейчас мы с вами прослушаем 1 часть сонаты № 2 Прокофьева, образы каких героев, по вашему мнению, рисует музыка?

    - Хорошо, ребята, молодцы. Но не все композиторы шли строго по правилам сонаты, были и исключительные профессионалы, например, такие как  В.А.Моцарт со своим произведением «Соната № 11».

    - Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор и музыкант – виртуоз.  Один из самых популярных классических композиторов.

    -  В сонате нет драматического содержания, в ней преобладают

    лирические образы. I часть-тема с вариациями - лирического, песенно – танцевального  характера, звучит мечтательно, светло, спокойно.

    - Прослушаем первую часть сонаты и подумаем, что мы можем представить себе при слушании этого произведения?

    - Хорошо, ребята, очень хорошо представили! В этой сонате всего  6 вариаций. II часть – менуэт – танец , тема не вносит

    контраста. III часть – рондо - некоторые особенности турецкой музыки, есть прибавление рефрена - повтора. Рондо в турецком стиле.  

    - На дом вам будет задание, вы должны будете прослушать всю сонату полностью  и написать мини – сочинение, на тему: «Какую картину вы представляете перед собой, слушая сонату № 11» или «Образы, каких героев вы видите при прослушивании».  

    - На этом, ребята, наш урок подошёл к концу!

    - Что вы можете сказать по теме нашего урока?

     -« Циклические формы инструментальной музыки».

    - Сюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонии.

    - Шнитке.

    - Нового времени.

    - «Рондо из кончерто гроссо»,

    «Сюита в старинном стиле».

    - Большой концерт.

    - Ответ.

    - Дорогою добра.

    (Включаю песню, вспоминаем, знакомимся со следующим куплетом, поём).

    - Относится к богослужениям.

    - Особенными образами.

     - Для закрытого помещения.

    (Записывают).

    (Записывают термин).

    (Ответ).

    (Записывают определение «Патетический»).

    (Слушают, выбирают слова).

    (Выбирают слова, записывают, меняются тетрадями для оценивания).

    (Слушают, отвечают на вопрос).

    (Слушают, представляют, отвечают).

    (Задаю наводящие вопросы).(Ответы).

    «Дорогою добра» Миньков М.

    .

    Л. В. Бетховен «Патетическая соната № 8).

    «Соната № 2». Прокофьев С. С.

    «Соната № 11» В. А. Моцарт.

     Л-Введение в урок. Подготовка рабочего места.

    (П-позновательная).

    П- Познавание нового материала, разучивание

    Л-восприятие музыки, культура слушателя.

    Р- Подведение итогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока музыки в 4 классе по теме "Музыка Украины"

    В презентации, используемой на уроке, могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, портреты, цитаты.На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как уч...

    План - конспект урока музыки в 7 классе по теме "Память жанров"

    Урок – путешествие для 7 классов проводится в меди о – классе в серии уроков посвященных музыкальным жанрам. Обучающая цель данного урока – познакомить учащихся с музыкальным творчеством П. И. Чайков...

    План-конспект урока музыки в 6 классе по теме "Музыкальный образ"

    Материал содержит план-конспект урока на материале произведений А. Вивальди и П.И. Чайковского ("Времена года")...

    План-конспект урока музыки в 1 классе по теме "Как можно услышать музыку?"

    В материале урока  использованы пьесы  П.И. Чайковского  «Подснежник» из цикла  «Времена года» и «Весенняя песня В.А.Моцарта...

    План-конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".

    Данный урок предназначен для уч-ся 5 класса по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Цель данного урока познакомить уч-ся с особенностями оперного жанра , с разновидностями вокальных и инструмента...

    План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

    Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

    План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты"

    План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты" с учетом ФГОС...