Главные вкладки

    План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты"
    план-конспект урока по музыке на тему

    Богданова Евгения Владимировна

    План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты" с учетом ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx35.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока музыки в 2 классе.

    Тема урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

    Учитель музыки МБОУ-СОШ№2 города Аркадака

    Богданова Евгения Владимировна

    Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.

    Образовательные задачи:

    • Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;
    • Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;
    • Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора.

    Развивающие задачи:

    • Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов; 2) подбирать простейший аккомпанемент к русским народным песням; 3) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;
    • Развитие музыкальных способностей  (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
    • Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
    • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
    • Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.

    Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.

    Планируемые результаты:

    Личностные результаты: 

    1. Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
    2. Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

    Метапредметные результаты:

    1. Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
    2. Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
    3. Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;
    4. Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
    5. Уметь проявлять способность к саморегуляции.

    Предметные результаты: 

    1. Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;
    2. Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке.

    Художественный материал:р.н.п. «Светит месяц», р.н.п. «Во поле берёза стояла».

    Учебно-материальная база:

    1.  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1-4 классы. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2015.
    2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2015.
    3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014.
    4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс. CD-диск. М.: Просвещение, 2013.
    5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс. М.: Просвещение, 2013.

    Материально-техническая база: ноутбук, мультимедиа колонки, проектор, экран, музыкальные инструменты.

    Ход урока:

    I ЭТАП. Организационный момент (1 минута)

    Учитель: Здравствуйте, ребята, начинается урок.

    У.  У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их тоже поприветствуем.

    У. Сегодня мы с вами продолжим путешествие на корабле знаний во времена далёкие нашей Руси -  матушки.

    II ЭТАП. Создание мотивации.

    Музыкальный фрагмент «Во поле березка стояла»

    Скажите, как называлась песня, которую мы только услышали?

    Д. Во поле берёза стояла.

    У: Эта песня композиторская или народная?

    Дети: Народная

     Учитель: Какую музыку называют народной?

      Дети: Ту, которую создает народ

      Учитель: Народное творчество-это опыт народа, его знания, которые дошли до нас через века.

    А как мы называем человека, который долго жил и много знает?

      Дети: Мудрый

     Учитель: Значит знания народа -это его мудрость. Вот поэтому народное творчество называют ФОЛЬКЛОР, что в переводе обозначает НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ. Народное творчество возникло очень давно, в те времена, когда еще не было письменности.  Как же знания распространялись среди людей?

      Дети: Люди рассказывали друг другу, слушали, передавали другим

     Учитель: т. е. передавали ИЗ УСТ В УСТА. Поэтому его и называют УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

      Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

     Дети: Песни, пляски, сказки…(записать на доске)

    Учитель: Скажите, а как легче петь и плясать: с аккомпанементом или без него?

    Дети: с аккомпанементом

    У: «Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами. Послушайте, как об этом сказал поэт Геннадий Серебряков:

           «Ты откуда, русская,

             Зародилась музыка?

             То ли в чистом поле,

             То ли в лесе мглистом?

             В радости ли? В боли?

             Или в птичьем свисте?

             Ты скажи, откуда

             Грусть в тебе и удаль?

             В чьем ты сердце билась?

             С самого начала?

             Как же ты явилась?

             Как ты зазвучала?

             Пролетели утки-

             Уронили дудки.

             Пролетели гуси-

             Уронили гусли.

             Их порою вешней

             Нашли, не удивились.

             Ну а песня? С песней

             На Руси родились.»

    Уч. А на чём же он исполняет свою музыку?

     Д. На инструментах.

    Уч. И где же он их берёт?

    Д. Сам мастерит. Поэтому они и называются народные.

    У. Какова же тема нашего урока?

    Д. Русские народные инструменты.

    У. Сегодня на уроке мы познакомимся с русскими народными инструментами. Слайд с темой урока.

    III ЭТАП. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    У. – А какие вы знаете русские народные инструменты.

    Д. – Балалайка, ложки, гармонь и др.

    У. А сможете ли вы угадать их по звуку? Давайте поиграем в игру «Угадай инструмент»

    У. – Молодцы. Вы знаете много народных инструментов.  А знаете ли вы что такое Жалейка, Кугиклы, гусли, домра? Сегодня мы с вами узнаем, что это. Внимание на экран.

    IV ЭТАП. Открытие нового знания

    У. - На экране вы видите гусли. Звук из них извлекался путем защипывания струны. Гусли - древнейший музыкальный инструментГусли бывают 3-х видов: Трапецевидные, Шлемовидные, Крыловидные. Видеофрагмент игры на гуслях. (2 минуты)

    Следующий инструмент называется домра. Слайд До́мра — русскийукраинский и белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы.

    Послушаем с вами звучание домры.

    Следующий инструмент всем знаком. Это Балалайка. Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием словосочетаний передающее характер игры на нём. Существует несколько версий о происхождении названия.

    По одной версии, слово имеет тюркские корни. Вполне вероятно, что оно происходит от слова "бала" (ребенок, дитё), балагур, баламут.

    Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакатьбалабонитьбалаболитьбалагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

    Я хочу вас познакомить с музыкантом-виртуозом, который играет на балалайке.

    Алексей Витальевич Архиповский. Посмотрим на его игру. Видеофрагмент (2 минуты)

    Переходим к следующему инструменту.

    Жалейка - духовой язычковый музыкальный инструмент, славянскими народами исстари любимый, дожил до наших дней в своем первозданном виде — деревянная, тростниковая (камышовая) трубочка с раструбом из рога или бересты. Слушаем жалейку. 

    Кугиклы — русский народный духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью многоствольчатой флейты. В русской традиции каждая трубочка на кугиклах имеет своё название — «гудень», «подгудень», «средник», «подпятушка» и «пятушка». Слушание кугикл.

    Окарина - название произошло итальянского  Ocarina - "гусенок". Ее   форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной флейты с устройством для вдувания воздуха и несколькими отверстиями. Точную дату рождения этого древнего музыкального инструмента указать невозможно. В музыкальной практике используются глиняные, деревянные и фарфоровые то в виде рыбки, то в виде птички или какого-либо другого животного. В корпусе окарины проделаны пальцевые отверстия, при помощи которых меняется высота ее звучания.

    Ребята, что вы видите на экране.

    Д. – ложки.

    У. – Конечно, это ложки. А разве мы можем назвать деревянные ложки, которыми варили щи да кашу, музыкальным инструментом?

    Д. – Да

    У.  – Правильно, молодцы. Это музыкальный инструмент из группы удара. А кто мне покажет каким образом из ложек извлекается звук?

    Ученик показывает, как играют на ложках.

    У. –Молодец. Теперь мы с вами попробуем поиграть на ложках русскую народную песню «Во поле березка стояла».

    Выходит группа детей и наигрывают.

    У. -  Вам понравилось играть на ложках? Молодцы.

    У, - Ребята, а вы знаете, как называется коллектив музыкантов по управлением дирижера?

    Д. – Оркестр

    У. – Правильно. А коллектив музыкантов, играющих на русских народных инструментах называется оркестром русских народных музыкальных инструментов (прочитать детям вслух).

    У. – Сейчас мы с вами немного отдохнем и потанцуем.

    ФИЗМИНУТКА «У оленя дом большой»

    ЭТАП первичного закрепления с проговаривание во внешней речи.

    У. – В любом оркестре инструменты делятся на группы по способу извлечения звука. Какие группы вы знаете?

    Д. – Духовые, ударные, струнные.

    У. - Струнные инструменты.  Почему они так называются?

    Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.

    У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?

    Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

     У. -  А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

    Д. – Это ударные инструменты.

    У. - Я предлагаю вам самим распределить инструменты на группы. Мы будем работать по группам. Перед вами лежат карточки с изображением русских народных инструментов. Ваша задача, распределить картинки так, чтобы получилось 3 группы инструментов. В задании есть подвох. Распределяйте внимательней.

    Работа по группам

    Слайд №10.

    У. – Ребята, какой инструмент оказался нив одной из групп?

    Д. – Гармонь

    У. – Правильно. Гармонь считается одним из самых первых музыкальных инструментов. Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента. Звук у гармони извлекается с помощью нажатия клавиш и сжатия мехов, в которых находится воздух, поэтому гармонь – это клавишно-духовой инструмент.

    У. – МЫ живем с вами в Саратовской области, и у нас есть свой народный инструмент – Саратовская гармошка.

    Знаменитая на всю Россию Саратовская гармоника или как бывает, говорят Саратовская гармошка появилась впервые в 1855 или 1856 году. Изготавливались гармонными артелями в Саратове.

    Саратовская гармоника - самобытный народный музыкальный инструмент, который делался только в нашей губернии. Главное ее отличие - колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил ее на всю Россию.

    18 сентября 2009 года в самом центре Саратова, на проспекте Кирова, был открыт памятник нашему символу - знаменитой саратовской гармошке с колокольчиками.

    Слушание Саратовской гармошки.

    Слайд № 16.

    Этап включения в систему знаний и повторение

    У. – Гармонь, балалайка и другие русские народные инструменты помогали не только в быту, но и в годы страшной войны. Великой Отечественной войны. На таких родных русскому сердцу инструментах играли и пели песни.

    У. – Ребята, а какую роль в войне смогли сыграть песни?

    В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности.  Песни Великой Отечественной войны: Они и теперь, по прошествии многих лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения.
    От песни сердцу было тесно:
    Она вела на смертный бой,
    Чтобы громить врага под эту песню,
    Защищая Родину собой.
     

    Гармонь и война. Не сочетаются эти два понятия. Ужас, смерть, страдания и звонкая мелодия гармони. Во время войны не до музыки не до песен. Но хрестоматийный образ Василия Теркина с гармонью за плечами. Задорной или душевной песней согревал он сердца бойцов. Этот образ стал типичным.

    “Гармонь была как сто дивизий,
    Что победила ад и смерть!”

    В суровые военные годы шли письма в Тулу и Шую от солдат с призывом: “Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!” И даже существовал лозунг “В каждую роту – гармонь” 

    Стихотворение читает ученик:

    Всю неделю провели в походах, 
    Пулеметы тащим на себе.
    Лишь однажды на короткий отдых 
    Разместились в бросовой избе.
    Ни стола, ни лавки в ней, пустынной, 
    Но нашли ребята-москвичи,
    Всю опутанную паутиной,
    Тульскую гармошку на печи…
    Разморило нас жарой июльской,
    Вот прилечь бы, да забыться сном.
    Но от разливной гармошки тульской
    Ноги сами ходят ходуном
    И плясали мы и распевали
    Может час всего и вновь подъем.
    Ну, а словно дома побывали,
    Каждый в доме побывал своем. 

    У. - Даже в страшную годину, когда человек ходил под страхом смерти, и не было надежды на выживание, загрубевшая душа тянулась к свету. Песни под гармонь вселяли надежду, пусть в мыслях, возвращала солдата в семью, родную сторонку. 
    И еще, народ, который сочиняет и поет такие песни нельзя «сломать». Его можно очень сильно согнуть, но «сломать» - никогда. 

    Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 

    У. - А теперь давайте с вами споем песню про русскую гармошку.

    Исполнение песни «Гармонь зовёт»

    ЭТАП РЕФЛЕКИИ

    У. – Ребята, что нового вы узнали на уроке? Какой инструмент вам понравился больше всех по звучанию, по внешнему виду? Загадки про инструменты.

    Три струны, играет звонко
    Инструмент тот — «треуголка».
    Поскорее узнавай-ка,
    Что же это? (Балалайка)

    В руки ты ее возьмешь, 
    То растянешь, то сожмешь! 
    Звонкая, нарядная, 
    Русская, двухрядная. 
    Заиграет, только тронь, 
    Как зовут ее? (Гармонь)

    За обедом суп едят,
    К вечеру «заговорят»
    Деревянные девчонки,
    Музыкальные сестренки.
    Поиграй и ты немножко
    На красивых ярких...(ложках)

    На чём в гостях, вдали от дома,
    Играл Садко царю морскому?
    Тот музыкальный инструмент
    Сломал он, улучив момент.
    (Гусли.)

    Играет, а не гитара.
    Деревянная, а не скрипка.
    Круглая, а не барабан.
    Три струны, а не балалайка.
     (домра)
    У. – А теперь я попрошу вас взглянуть на нашу доску. На ней изображено дерево с безжизненными, пустыми ветками, а у вас на столах лежат картинки скрипичного и басового ключа. С помощью этих музыкальных ключей давайте оживим это дерево. Я попрошу вас прикрепить один из ключей. Скрипичный ключ – значит вам понравился урок, вам все понятно, басовый ключ – значит вы в чем-то затруднились.

    Большое спасибо. Урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

    Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

    Урок-игра по музыке в 3-4 классах на тему "Русские народные музыкальные инструменты"

    Данный урок расчитан на учащихся 3-4 классов. Проводится в форме игры "Поле чудес". Тематика игры - "Русские народные музыкальные инструменты"....

    Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

    В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

    Урок во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши".

    Урок был показан на районном семинаре учителей музыки в 2011 году....

    Конспект урока по музыке на тему "Русские народные музыкальные инструменты", 4 класс.

    Цель  урока: Cформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов.Задачи:  Познакомить обучающихся с основными группами русских народных музыкаль...

    План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

    План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

    План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "Монологические высказывания по теме "Meine Heimat."

    Привлечение внимания к понятию «Родина» в широком смысле этого слова, а также к понятию «малая Родина».                    ...