Конспект урока по музыке на тему "Русские народные музыкальные инструменты", 4 класс.
план-конспект урока по музыке на тему

Лобанова Оксана Владимировна

Цель  урока: Cформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов.

Задачи:  Познакомить обучающихся с основными группами русских народных музыкальных инструментов; научить анализировать музыкальные произведения.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через музыкальные произведения русского народного творчества. Развивать умение отличать музыкальные инструменты друг от друга;  развивать музыкальную речь и творческие  способности обучающихся.

Воспитывать интерес к группам русских народных инструментов; прививать любовь к русской музыке, к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_uroku_russkie_narodnye_muzykalnye_instrumenty.doc73.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема

Русские народные музыкальные инструменты

Цель:

Задачи:

-образовательные:

-развивающие:

-воспитательные:

Cформировать у обучающихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов.

Познакомить обучающихся с основными группами русских народных музыкальных инструментов; научить анализировать музыкальные произведения.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через музыкальные произведения русского народного творчества. Развивать умение отличать музыкальные инструменты друг от друга;  развивать музыкальную речь и творческие  способности обучающихся.

Воспитывать интерес к группам русских народных инструментов; прививать любовь к русской музыке, к родному краю.

Место проведения

Участники

МОУ «ООШ №34» г. Сыктывкара, кабинет № 21.

4 класс

Продолжительность занятия

45 минут

Материально-техническое обеспечение занятия

Рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором, музыкальный центр, мультимидийная презентация к уроку по теме: «Русские народные музыкальные инструменты».

Методическое и дидактическое обеспечение занятия

Музыкальный материал

Плакат с изображением русских народных инструментов, информационный лист № 1, портреты композиторов: Н. А. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев.

Фрагмент фильма С. С. Прокофьева «Петя и волк», Н. А. Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», р. н. п. «Светит месяц», р. н. п. «Калинка», песня из мультипликационного фильма «Бременские музыканты».

Тип урока

Урок изучения нового материала и первичного закрепления нового материала.

Форма урока

Урок-объяснение, беседа

Методы

Словесный (рассуждение, беседа).

Репродуктивный (воспроизведение знаний о характере музыкальных произведений).

Стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся в творческой работе по использованию музыкальных знаний).

Наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых музыкальных  знаний).

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Индивидуальные рассуждения обучающихся, игра на детских музыкальных инструментах, загадки

Структура урока

  1. Организация работы на уроке -1 мин.
  2. Целеполагание. Мотивация. Актуализация. – 5 мин.
  3. Изучение нового материала – 23 мин.
  4. Систематизация знаний 3 мин.
  5. Исполнение знакомой песни – 4 мин.
  6. Рефлексия – 1 мин.
  7. Итог урока –  2 мин.

Организация работы на уроке

Здоровьесбережение

Приветствие.  Дежурные сообщают информацию об отсутствующих.

Обратить внимание на  обстановку и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных,  неприятных  звуковых  раздражителей  и  т. д.

Наблюдать за позами обучающихся, чередование поз в соответствии с видом работы.

Целеполагание. Мотивация.  

Актуализация.

Слайд № 1, слайд № 2.

Музыка  – волшебная страна,
Пусть тебе откроется она!
Обо всём, что слышишь ты вокруг.
Музыка тебе расскажет, друг!

Ребята, сегодня мы с вами попадём в волшебную страну музыкальных инструментов.

Слайд № 3.

В том году мы проходили симфоническую сказку «Петя и волк» С. С. Прокофьева, где знакомились с симфоническим оркестром. Давайте вспомним фрагмент этой сказки. (На экране фрагмент фильма из симфонической сказки «Петя и волк»). Итак, кто мне может повторить, какие инструменты изображают героев сказки? Это инструменты симфонического оркестра, а какие ещё бывают оркестры? (Ответы детей) Как вы думаете, ребята, какая тема урока? О чём мы с вами  будем говорить сегодня? В конце урока мы должны ответить на вопрос: Какие бывают группы русских народных инструментов, и какие инструменты относятся к каждой группе?

Итак, цель урока: познакомиться с группами русских народных музыкальных инструментов.

Изучение нового материала

   

 

 

Речевое упражнение, сопровождаемое звучащими жестами, музыкальными инструментами (фонограмма музыки Т. Боровик «В доме моем тишина»). 2 минуты

Систематизация знаний

Исполнение знакомой песни.

Рефлексия.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала.

 Раньше в русских деревнях и сёлах редкая песня обходилась без пляски. А когда начинались у деревенской молодёжи пляски без балалайки, гармони, баяна обойтись было нельзя. Издавна люди объединялись и исполняли музыку вместе на разных инструментах. Так стали постепенно возникать оркестры. 

Слайд № 4.

Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Самый главный участник оркестра – дирижёр. Он стоит перед оркестром, чтобы все видели его, подсказывает музыкантам, где им необходимо начать играть.

Слайд № 5.

В начале 20 века возник оркестр русских народных инструментов В. В. Андреева. 

Слайд № 6.

Оркестр русских народных инструментов делиться на четыре группы: струнные, клавишно-духовые, ударные, духовые.

Слайд № 7.

К группе струнных инструментов относятся: гусли, балалайка, домра.

Слайд № 8.  

Сейчас мы послушаем произведение Н. А. Римского-Корсакова «Садко», где услышим звучание гуслей. После прослушивания  проведём анализ музыкального произведения, в этом вам помогут информационные листы № 1 (раздать информационные листы, приложение к уроку). После прослушивания произведения дать анализ и обсудить, какие  инструменты звучали. В нашей волшебной стране наступает музыкальная пауза.

Слайд № 9.

1.В доме моем тишина.

   В доме моем я одна.

   Только где-то шуршунчики шуршат. 2 раза.

(звучат маракасы, шуршание ладонями, говорком – шуршунчики шуршат, шуршунчики шуршат).

2.В доме моем тишина.

   В доме моем я одна.

   Только где-то стукунчики стучат. 2 раза.

(звучат деревянные палочки, тихое цоканье языком, говорком – стукунчики стучат, стукунчики стучат).

3.В доме моем тишина.

   В доме моем я одна.

   Только где-то скрипунчики скрипят. 2 раза.

(дети извлекают скрипучий звук, говорком – скрипунчики скрипят, скрипунчики скрипят).

 А теперь продолжим дальше наше путешествие.

 Слайд № 10. 

Следующая группа инструментов: клавишно-духовые инструменты. К этой группе  относятся: гармонь и баян. В очень давние времена при дворе русского князя жил певец. Он сам складывал свои песни, так хорошо их пел, что слава о нём пошла по всей русской земле. Звали певца – баяном. В честь него и назвали русский народный инструмент – баян. Музыканта, который играет на баяне, называют баянистом.  

Слайд № 11. 

Третья  группа - ударные инструменты: бубен, трещотки, ложки, дрова.      С древнейших времён ударные инструменты использовали в ратном деле, на охоте, в обрядах и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски.

Слайд № 12. 

И последняя         группа – духовые инструменты. К этой группе инструментов относятся: кувиклы, жалейки, свирели, рожки, свистульки. Ребята, а сейчас мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц». Слушайте внимательно, а потом мне расскажете звуки каких инструментов вы услышали. Слушание р.н.п. «Светит месяц». Беседа по прослушанному: Звуки каких музыкальных инструментов вы услышали? Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась? Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра?

Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Калинка». Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Калинка».  Беседа. Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра?

Слайд № 13.

Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет, то хохочет,  
С нами делает, что хочет.

Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.

А теперь давайте закрепим наши знания. Какие группы инструментов входят в состав русского народного оркестра? А отгадаете ли вы мои загадки?

Слайд № 14.

В руки ты её возьмёшь;
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. (
Гармонь, баян)

Слайд № 15.

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны. (
Балалайка, домра)

Слайд № 16.

Очень весело поёт,
Если дунете в неё,
Вы все в неё играете
И сразу отгадаете. (
Дудочка, рожок, жалейка)

Слайд № 17.

Внутри пустой, голос густой
Сам молчит, бьют, ворчит. (
Барабан)

Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? (Ложки)

Вот мы с вами и повторили все группы русских музыкальных инструментов. Ребята, а скажите, пожалуйста, в каком нами уже знакомом мультипликационном фильме главными героями являются музыканты? (Бременские музыканты). А давайте вспомним нашу любимую песню из этого мультфильма «Ничего на свете лучше нету».

Слайд № 18. Выразительное исполнение песни.

Я очень надеюсь, что вам понравилось наше путешествие в страну музыкальных инструментов. Большое вам спасибо, за помощь.

Слайд № 19.

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

- показывает глубокое и полное знание и понимание  программного материала;

- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами;

- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

- показывает знания всего изученного материала, дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала;

- не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

- усвоил основное содержание учебного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Оценка «2» ставится, если обучающийся:

- не усвоил и не раскрыл основное содержание изучаемого материала; не делает выводов и обобщений.

Приложение к уроку

Информационный лист № 1 к уроку

 «Русские народные музыкальные инструменты».

Весело

Грустно

Ласково

Радостно

Печально

Нежно

Игриво

Трагично

Протяжно

Задорно

С отчаянием

Мягко

Празднично

Злостно

Добродушно

Легко

Грубо

Задушевно

Светло

Жёстко

Мелодично

Энергично

 Гневно

Лирично

Зажигательно

Агрессивно

Красиво

Жизнерадостно

Напряжённо

Спокойно

Звонко

Жестоко

Умиротворённо

Смешно

Плаксиво

Величественно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке "Русские народные духовые инструменты" (4 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала.Тема: Русские народные духовые инструменты (по программе Е. Д. Критской).Цель: познакомить учащихся с русскими народными духовыми инструментами...

Урок-игра по музыке в 3-4 классах на тему "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный урок расчитан на учащихся 3-4 классов. Проводится в форме игры "Поле чудес". Тематика игры - "Русские народные музыкальные инструменты"....

Презентация урок музыки 1 класс "Русские народные музыкальные инструменты"

Данная презентация помогает учителю в проведении урока музыки в 1 классе по теме : " Русские народные музыкальные инструменты".Слайды помогают учащимся наглядно представить русские народные музыкальны...

Разработка урока музыки в 3-4 классах по теме "Народные музыкальные инструменты"

Цель: Познакомить детей с разнообразием народных музыкальных инструментов.Образовательная: пробудить интерес к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенно...

Конспект урока по музыке и пению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида

Тема урока : "Многожанровость музыки"Тип урока: Урок обобщения пройденного материала....

План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты"

План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты" с учетом ФГОС...

Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."

Интегрированный урок (взаимосвязь урока литературы и музыки).Учащиеся не только получают новые знания, но и учатся самостоятельно находить новое для себя, работать в группе со сверстниками, раскрывать...