План –конспект урока по профориентации в 9 классе по теме: Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»
план-конспект урока по психологии (9 класс)

Коркина Елена Владимировна

Обобщение знаний по разделу «Технология профессионального самоопределение и карьеры» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи учащимся 9 класса в осознанном выборе профессионального пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

План –конспект

  урока по профориентации   в 9 классе

по теме: Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Технология профессионального самоопределение и карьеры» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи учащимся 9 класса в осознанном выборе профессионального пути.

Задачи:  

1.Образовательные (дидактические)

Формирование и обобщение знаний по планированию профессионального пути у девятиклассников, их реалистического самовосприятия и уровня притязаний, представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку; формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению

2 Развивающие (Психологические)

  - Развитие у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания,

-  развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике,

- предоставить девятиклассникам возможность «заглянуть в будущее» с учётом полученных знаний

3 Воспитательные  

Воспитание мотивации учащихся, помочь ориентироваться в мире профессий

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Учащиеся должны знать:

- свой уровень готовности к профессиональному самоопределению;

- значение и потенциал проектов в становлении профессионального самоопределения личности;

- порядок подготовки и оформления творческого проекту и построения личного профессионального плана.

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению;

- корректировать свои профнамерения,

- соотносить требования профессии к человеку с собственными личными интересами, склонностями и способностями;

- проводить профессиограммный анализ профессий;

- уметь выполнять проектной работы, уметь ее презентовать.

Основные требования к использованию метода проектов

Наличие значимой (социально или личностно) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения.

Теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид учебных занятий: семинар, конференция, круглый стол.

Методы обучения:

- метод проектов. (Под методом проектов понимается организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов)

- проблемный метод: перед учеником поставлена проблема – выбор будущей профессии

- исследовательский метод: данному року предшествовала огромная работа: разноплановые анкетирования, в форме дом задания-

- метод применения интерактивных средств обучения

Оснащение урока: магнит доска, карточки -опросники, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, проекты учащихся по теме урока, презентация Power Point,

Надписи на доске:

-Тема: Презентация творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

- вопросы: 1,2, 3.

- кроссворд (см ниже)

-дом задание (нарисуйте себя через 10 лет, бумага)

План урока:

  1. Организационный момент. определить посещаемость и готовность уч-ся к уроку (наличие проектов и спец. оснащения по каждому проекту)

.

  1. Вступление (3 мин)- актуализация знаний:

-   В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Вы, ребята, еще не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, опыта принятия решений, уже сейчас   должны определиться в столь важном вопросе.

       Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

      Есть два способа выбора профессии.:

 Первый — это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.  В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из них ежегодно исчезают (лакей, цирюльник, кучер) и почти столько же появляется новых. Приведите примеры? (марчендайзер, маркетолог, программист)            

        Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, что тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации.    

         (Например: профессия учителя требует умения и желания постоянно учится, овладевать новыми техническими средствами обучения – компьютерами, оргтехникой, не только не отставать от учеников в знании техники, но и идти впереди.)

        Возможен другой путь: прежде всего, необходимо изучить самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет вёрным и удачным.

Этот второй путь надо каждому пройти осознанно, разобраться в самом себе, ответив на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?»

      Следовательно, чтобы овладеть профессией, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности. С этой целью мы  выполнили множество разноплановых тестирований -    и рукописных и   компьютерных (цветовой тест Люшера).Результаты данных тестов мы с вами обсудили , проанализировали и   вы их  отразили  в своих планах, в  разделе «Карта самопознания» .

     Итак, вы сегодня защищаете каждый свой   творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». Этот план должен помочь вам   разобраться в своих профессиональных предпочтениях, наметить программу действий по самоопределению профессионального и жизненного пути.

  1. Обсуждение домашнего задания (4-5 мин)

-   Для начала    вспомним основные используемые в речи термины: на магнитной доске прикреплены карточки с терминами – дайте каждому термину определение.

       выходите по одному человеку к доске и берете по 1 карточке.

-    Что означает слово Проект? - слово иноязычное, происходит оно от латинского слова   proect. Буквальный перевод означает «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько значений:

      - во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых,

       — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план.

   Карьера? — это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Какие блага подразумевает карьера? (профес. рост, получении более высокой зарплаты, улучшение жилищных и бытовых условий, продвижение по служебной лестнице, занятие постов и личная удовлетворенность профес. деятельностью  )   –дополнение: Хотя  в России  существует своя традиция употребления данного слова  с  негативным оттенком -   Карьеризм (стремление достигать своей профес.  цели любыми путями)

   Профессия?   - род деятельности, требующий специальных знаний и опыта (врач, учитель, инженер и т.д.)

   Специальность? - более узкая область приложения физических и духовных сил в рамках той или иной профессии. Например: Врач - терапевт, невропатолог и др.; учитель - учитель истории, математики и др.; инженер – механик, электрик.

  Жизненный план? - представление человека о желаемом образе жизни (соц., профес. и семейный статус)

   Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой профессии и перспективах профес. роста.

-     Вы все в качестве домашнего задания выполнили проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». Приступим непосредственно к защите проектов:

-  4.  Презентация творческих проектов осуществляется по плану (30 мин)

1) теоретическая часть:

а) вы должны аргументировать свой профессиональный выбор, раскрыть особенности избранной профессии, ответить на вопросы учителя и присутствующих членов жюри

б) жизненный план (кратко)

2)  показать практическую часть будущей профессии (либо это будет показ фрагмент вашей будущей профессии виде фото или сценок, ситуаций или презентация ваших достижений на пути к выбранной профессии)

3) Ваше выступление будет оценивать   уважаемое жюри   в баллах, на специальных бланках – теорет. и практ. часть проекта.

 

-     Временной критерий - не более 5 минут. Хотелось бы чтобы вы защищали свой выбор так активно и обоснованно.

  1. Подведение итогов (5 мин)

Вопросы   для учащихся по проекту:

  1.  К какому типу принадлежит выбранная тобой профессия?  (ПТЧХЗ) какие еще профессии относят в этот тип?
  2. При выборе профессии и жизненного пути какой мотив был главным, доминирующим? (социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие материальные, престижные)
  3. Опиши пожалуйста запасной вариант проф плана?
  4. Что было наиболее сложным и наиболее легким при выполнении задания?
  5. О чем заставило задуматься его выполнение? - О необходимости более тщательной подготовки к ЕГЭ, о выборе профильных экзаменов.
  6.  Что нового я узнал о себе? – Работа над проектом помогла распознать индивидуальные особенности характера, общие и спец способности, черты характера
  7. Чему вас научила эта работа? – планировать в дальнейшем серьезные шаги в жизни.

   Что означает правильный выбор профессии?

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте и способностях, с теми требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.

 

Урок обобщения и систематизации знаний. 

Вид учебных занятий: семинар, конференция, круглый стол.

Цель - усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.

Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.

Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.

Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)

Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.

Самоанализ урока

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?

 По плану на учебный предмет «Профориентация» в 9 кл отводится 36 час. На раздел: Технология профессионального самоопределения и карьеры – отведено 20 ч.

Данный урок - заключительный в разделе, который обобщает знания учащихся в систему. Все предшествующие уроки в этом разделе направлены на определение психологических личностных качеств ученика, готовности к проф выбору, определение профессионально –значимых качеств уч-ся и помощи учителя в выборе профессии помощью разнообразных тестов, анкет и анализа полученных данных.

2 Какие особенности класса были учтены при планировании урока

  При планировании урока учитывались следующие особенности класса: 9 кл –выпускной и перед старшеклассниками как никогда остро стоит проблема выбора профессии и дальнейшего жизненного пути…

3.  Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?

Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Технология профёссионального самоопределение и карьеры» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения учащихся, оказание действенной помощи учащимся 9-х классов в осознанном выборе профессионального пути

Задачи:  

1.Образовательные (дидактические)

Формирование  и обобщение знаний по планированию  профессионального пути у девятиклассников и их реалистического самовосприятия и уровня притязаний, представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку; формирование навыков самоконтроля,  готовности к профессиональному самоопределению

2 Развивающие (Психологические)

  - Развитие у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания,

-  развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике,

- предоставить старшеклассникам возможность «заглянуть в будущее» с учётом полученных знаний

3 Воспитательные  

Воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в мире профессий

  1. Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?

Тип урока - Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид учебных занятий: семинар (или конференция) так как данный вид учебных занятий предполагает обобщение единичных знаний в систему.  и подготовку учащихся заранее: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.

Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.

Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися) Подведение итогов.

5. Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?

- проблемный метод

- исследовательский метод

- метод применения интерактивных средств обучения

- Основной метод: - метод проектов.

         

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой (социально или личностно) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения.
  2. Теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
  6. Работа над проектами позволила полнее раскрыть творческий потенциал учеников.

Используемая литература и Интернет -издания:

1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология

успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.

2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В.,

Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на

рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. -

Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.

3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СанктПетербург: Речь, 2006. – 236 с.

4. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в

будущее...Тренинговая программа проессионального и жизненного

самоопределния для воспитанников детских домов и школ-интертатов.

- М.: Генезис, 2012.

5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. -

Спб, 2006.

6. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое

пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. - Академический

проект Фонд «Мир», 2006.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней

юности. - МПСИ, 2008.

9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб.

пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям:

Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Academia,

2004. – 301 с.

10.Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и

профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб:

Речь, 2013.

11.Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты,

рекомендации. – Донецк.- 2006. – 800 с.

12.Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. -

Москва, 2008.

13.Мучински П. Психология, профессия, карьера. - Спб, 2004.

14.Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и

развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.

15.Профориентационные игры: практикум по профориентационной

работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина,

М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль:

Центр «Ресурс», 2004. 120 с.

16.Предпрофильная подготовка. Путь к профессии: учебная программа

для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: коллектив

специалистов центра «Ресурс»; под общей ред. О. В. Большаковой, Н.

П. Анисимовой, И. В. Кузнецовой. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2006.

– 46 с.

17.Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор"/

под ред. Н. В. Афанасьевой. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 365 с.

18.Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального

самоопределения. - МПСИ, 2002.

19.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения,

опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. - (Педагогика.

Психология. Управление).

20.Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. - М., 2008.

21. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы,

программы. - Академия, 2014.

22.Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального

самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для

школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2007. - 128 с.

23.Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис,

2007.

24.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2007.

25.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа

предпрофильной подготовки. - М.: Генезис, 2007.

26.Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и

профессиограммы. - 2-е изд.. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. -

460 с.

27.Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся — М., 1988.

28.Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии:

теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. - Москва:

Московский психолого-социальный ин-т, 2006. - 108 с.

29.Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в

образовательных учреждениях. - Феникс, 2005.

30.Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации:

учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

31.Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.- 2006.

32.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. 1990.

33.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по

профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. -

96 с. - (Психология для всех).

34.Чистякова С.Н. Критерии ипоказатели готовности школьников к

профессиональному самоопределению. М. - 1997.

35.Шевцов М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников» -

Санкт-Петербург: Речь, 2006.

36.Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в

школе. - Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад,

2006. - 175 с.

37.Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для

старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. - Москва: Сфера, 2006. –

119 с

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "защита проектов", 11 класс

Расширенный план-конспект по теме "Защита проектов" для учащихся 11 классов....

Урок технологии по теме "Творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»" 11 класс

Цели и задачи урока:                       1. Закрепить знания по разделу технология профе...

Конспект урока по теме "Защита проекта" с компьютерной презентацией

Знакомство детей с ОВЗ с проектной деятельностью....

Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс».

Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс»....

Открытый урок по теме защита проектов "The recipes of dishes- рецепты блюд" в шестых классах 2016-2017 уч.год

Открытый урок по теме защита проектов "The recipes of dishes- рецепты блюд" в шестых классах 2016-2017 уч.год.Данная проектная деятельность направлена но мотивацию изучения иностранных языков.Ребята с...