ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ГЕОГРАФИИ - 2019
олимпиадные задания по географии (10 класс)

Дроздова Зинаида Владимировна

Задания для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya._zadaniya_-10.docx349.38 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ГЕОГРАФИИ -  2019

10  класс

Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно прочтите инструкцию

На выполнение всех заданий (аналитического и тестового раундов, с учетом времени на инструктаж, перерыв между раундами, раздачу тестов и заданий) отводится 3,5 астрономических часа.

  • На выполнение заданий аналитического раунда (5 заданий)  отводится 2 астрономических  часа (120 мин.)
  • На выполнение заданий тестового раунда отводится 1 астрономический  час (60 мин.)

Н Е   Д О П У С К А Е Т С Я:

  • Использование любых картографических произведений, за исключением приложенных к заданиям олимпиады,  а также других справочных материалов и устройств мобильной связи.
  • Использование для ответа листов с заданиями (ответы на задания записываются на отдельные листы с обязательным указанием  номера задания).
  • Черновики не проверяются и не оцениваются.

Аналитический раунд

Задание 1. Эта знаменитая горная система дала название периоду геологической истории и одному из высотных поясов в горах. Располагаются эти горы на территории 8 государств.

Князь П. А. Вяземский в одном из своих стихотворений посвятил следующие строки самой высокой  вершине этой горной системы.

Скрылся он вовнутрь тумана:

У царя приёма нет.

И не знает ваш поэт,

  1. Как, подъемлясь горделиво

На престоле из сребра,

Богом созданное диво,

Блещет Белая Гора.

  1. Назовите горную систему
  2. Назовите самую высокую точку этой горной системы.
  3. Укажите, к области какой складчатости (эпохе горообразования) относится эта горная система.
  4. Перенесите рисунок на бланк ответов и укажите высотные пояса, которые можно выделить на северном склоне этой горной системы?

http://bookbk.net/pictures/books/soboleva_posobie.files/image030.jpg

Задание 2.  Сопоставьте численность населения регионов и наименование субъектов Российской Федерации. Укажите, в каких экономико-географических районах расположены эти субъекты Российской Федерации, а также их административные центры. Заполните таблицу.

Субъекты Российской Федерации:         Численность населения субъектов:

1. Ненецкий автономный округ                             А) 3 042 тыс. человек

2. Свердловская область                                         Б) 536 тыс. человек

3. Республика Дагестан                                          В) 4 331 тыс. человек

4. Республика Чувашия                                          Г) 44 тыс. человек

5. Ямало-Ненецкий автономный округ                Д) 1 236 тыс. человек

Субъект РФ

Население

Административный центр

Экономический район

Задание 3. Назовите государства, которые описаны ниже и являются соседями первого порядка для территории Российской Федерации, и укажите их столицы:

А) Это приграничное государство располагается вдоль северо-западных границ России, является приграничным для Мурманской, Ленинградской области и Республики Карелии. Граница проходит в пределах Балтийского щита, сложность проведения границы на местности определяется не только особенностями рельефа, но и большим количеством озёр.

Б) Это государство расположено вдоль западных границ России, граничит только с территорией Калининградской области, на границе с этим государством располагается крайняя западная точка России – Балтийская коса Гданьского залива.

В) Россия с этим государством имеет самую протяженную границу (7513 километров), граница этих двух стран является самой протяженной границей в мире. Граница с этой страной делает приграничными 11 субъектов Российской Федерации, расположенных в Поволжье, На Урале и в Западной Сибири.

Г) Это государство, расположенное на юго-востоке от территории нашей страны, имеет самую короткую границу с Россией – менее 40 километров. Единственный субъект РФ, граничащий с этой страной – Приморский край.

Задание 4.  Проанализируйте фрагмент топографической карты и ответьте на следующие вопросы.

  1. Укажите, на каком берегу р. Белички располагаются источники подземных вод (родники).
  2. По какому азимуту от устья реки Голубой нужно двигаться, чтобы попасть к колодцу с ветряным двигателем?
  3. Опишите растительность прибрежной части озера Черное.
  4. Дайте характеристику леса Коршуки.
  5. Рассчитайте разницу высот между урезом воды озера Черное и ключом Белый.  

https://lurkmore.so/images/thumb/2/2b/Gorod_Snov.jpg/742px-Gorod_Snov.jpg

Задание 5. Определите страну по её географическому описанию:

Государство является унитарной парламентской республикой. Основная религия – христианство (лютеранская ветвь). Население говорит на языке германской группы индоевропейской языковой семьи. Основная отрасль промышленного производства: выплавка алюминия. Высока доля в хозяйстве рыболовства и животноводства (преобладает овцеводческое направление). В структуре электроэнергетики страны лидирует производство энергии на гидроэлектростанциях и геотермальных станциях. В столице проживает более 30% жителей государства, в столичной агломерации – около 60%.

Укажите название данного государства и назовите его столицу.

Ответьте на следующие вопросы, касающиеся данного государства:

1) Численность населения страны составляет: А) менее 100 тыс. человек; Б) от 100 до 500 тыс. человек; В) от 500 тыс. до 1 млн. человек; Г) от 1 до 5 млн. человек; Д) от 5 до 10 млн. человек; Е) более 10 млн. человек.

2) Укажите, ландшафты какой природной зоны преобладают на территории этого государства.

3) В пределах какого климатического пояса расположено данное государство?

4) Какие из природных объектов можно встретить на территории данного государства: 

А) эрги; Б) тайфуны; В) фьорды; Г) торнадо; Д) гейзеры; Е) вади.

Тестовый раунд

1. Чему будет равно расстояние между Смоленском и Вязьмой на карте масштаба 1: 20 000 00, если на карте масштаба 1:100 000 00 оно составляет 1,5 см. ?    

2. Не является приграничным для России государством

                    А) Эстония  Б) Армения В) Норвегия  Г) Монголия.

3. Крупный центр производства алюминия расположен в городе

                   А) Норильск   Б) Тольятти    В) Красноярск      Г) Екатеринбург.

4. Крупнейшим по объемам добычи угольным бассейном в России является

                   А) КМА    Б) Южно-Якутский    В) Кузбасс    Г) Печорский.

5. Наиболее крупным по численности жителей городом России из перечисленного списка является

                   А) Пенза    Б) Воронеж    В) Петрозаводск      Г) Грозный.

6. Административным центром какого субъекта Российской Федерации является город Майкоп?

                               А) Республика Кабардино-Балкария     Б) Республика Адыгея 

                                В) Республика Мордовия                       Г) Республика Коми.

7. Крупнейшие объёмы добычи нефти в России приходятся на территорию

                    А) Чукотского автономного округа    Б) Ненецкого автономного округа;

                    В) Ханты-Мансийского автономного округа   Г) Ямало-Ненецкого автономного округа.

8. Православная религия характерна для титульного коренного народа, проживающего на территории

                     А) Республики Ингушетия    Б) Республики Калмыкия;

                     В) Республики Карачаево-Черкесия    Г) Республики Северная Осетия.

9. Наибольшая численность населения характерна для государства

                      А) Германия Б) Иран В) Пакистан Г) Польша.

10. По форме правления монархией является

                     А) Греция  Б) Швеция  В) Ирландия  Г) Турция.

11. Самым крупным по площади государством из списка перечисленных является

                      А) Франция Б) Казахстан В) Великобритания  Г) Австралия.

12. Федеративное государство – это

                      А) Бразилия  Б) Египет  В) Китай   Г) Саудовская Аравия.

13. Наибольшие доля производства электроэнергии с использованием ГЭС характерны для

                      А) Канады  Б) России  В) ЮАР  Г) Германии.

14. Столицей какого зарубежного государства является город Будапешт

                     А) Австрии   Б) Румынии  В) Венгрии  Г) Словакии.

15. Одним из мировых лидеров по добыче нефти является

                      А) Аргентина Б) Перу В) Колумбия Г) Венесуэла

16. Установите соответствие между № климатограммы и городом: Москва, Омск, Якутск.

№1 http://doklad-referat.ru/public/page_images/755/115.jpg№2http://doklad-referat.ru/public/page_images/755/115.jpg№3http://doklad-referat.ru/public/page_images/755/115.jpg

  1. Определите, какое питание преобладает у одной из рек России, график расхода (гидрограф) которой представлен.

                                                               А) ледниковое  Б) подземное  В) дождевое  Г) снеговое

  1. Образование какого природного объекта представлено на схеме?______________________https://bigslide.ru/images/18/17358/960/img12.jpg
  2. Рассчитайте давление на вершине более высокого холма, если известно, что давление у его подножья составляет 750 мм.рт. ст. , барическая ступень 10,5 м.

https://otvet.imgsmail.ru/download/e95437a273285388a78bb07b3ec08f0d_i-576.jpg

  1. Лотос – один из символов буддизма. Флаг, какой из республик Российской Федерации представлен?

Flag of Kalmykia.svg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ УО № 541 от 12 сентября 2019г. О проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2019-2020 учебном году

О проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2019-2020 учебном году...

Протокол результатов участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2018 -2019

Протокол результатов участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2018-2019...

Приказ УО № 541 от 12 сентября 2019г. О проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2019-2020 учебном году

О проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2019-2020 учебном году...

Анализ олимпиадных работ по МХК школьного этапа Всероссийской олимпиады в 2018-2019 учебном году в МАОУ « Петропавловская СОШ №1»

Целью школьного этапа всероссийской олимпиады являлось:- мотивация школьников к изучению различных предметов;- оценка знаний и умений школьников по предметам;- выявление способных, талантливых ученико...