Внутренние воды России. Реки.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Разработка урока по теме "Внутренние воды России. Реки" по географии, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennie_vody._reki_rossii._razrabotka_uroka.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Разнообразие внутренних вод России. Реки

Цели урока: создать условия для успешного усвоения нового материала, добиться осознания и осмысления новой учебной информации о реках России

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о разнообразии внутренних вод России, расширить и углубить знания о реках на примере российских рек в ходе формирования понятий «режим реки», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток»

Развивающие: содействовать развитию у обучающихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний; продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации; развивать логическое мышление и творческие способности через проблемные вопросы, сравнение;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, формировать научное мировоззрение и познавательный интерес к предмету

Оборудование: физическая карта России, раздаточный материал «топографические знаки», атлас, учебник, плакат «составные части реки», компьютер, проектор, атласы, тетради, калькулятор, на доске опорные слова «падение». «уклон», «межень»

1 слайд

Добрый день ребята! Поприветствуем наших гостей на уроке.

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведём с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостями думаю, что сегодняшний день нам принесёт радость общения друг с другом.( 1 мин)  10.02

2 слайд

Ребята у вас на столах лежит пакет ресурсов,  необходимых для сегодняшнего занятия. Работать сегодня вы будете в парах.

1 кейс – текст, на основе которого построен урок.

2 кейс – задания к тексту

3 кейс – оценочный лист, где будут отображены все ваши баллы, заработанные на уроке.

Итак, начнём наш урок.

(2 мин)  10.02-10.03

Вода –один из важнейших видов ресурсов.

Вода – колыбель жизни и основной «скульптор» рельефа земной поверхности.

Воды России – это также наше национальное богатство.

Ребята, вспомните какие виды внутренних вод вы знаете?

3 слайд

На этой схеме представлена взаимосвязь  компонентов природы и внутренних воды. Какие компоненты природы оказывают влияние на внутренние воды?

Обратите внимание. Что не только компоненты влияют на внутренние воды. Но и внутренние воды влияют на компоненты природы. Какие 2 компонента природы, на ваш взгляд,  имеют большее влияние на внутренние воды? (климат и рельеф).

Замечательно. 10.03 -10.04

Ознакомьтесь с предложенным текстом. ПАУЗА 10.04 -10.06

 О чем идёт речь в тексте? ( о реках)

С чем сравнивают реки? ( с артериями)

Как на физических картах обозначают реки (голубыми нитями)

Как будет называться тема сегодняшнего нашего занятия? (Голубые артерии России) (2 мин) 10.06-10.07

4 слайд

 Голубые артерии России (записывают тему урока на оценочном листе)

Ребята, какие незнакомые понятия встретились в тексте?

( уклон реки,  объём стока, половодье, паводок, межень) 10.07-10.08

Как вы думаете, какова  цель нашего урока?

(познакомиться что такое  уклон реки,  объём стока, расход воды). Я немного расширю цель урока - изучить особенности рек России, узнать как компоненты природы влияют на реки (3 мин)

Каким образом вы будете достигать эти цели? (знакомиться с картами атласа, читать информацию в учебнике, слушать объяснение учителя) ( 1 мин) 10.08-10.09

По какому плану мы сегодня будем работать? (писать на доске план работы):

  1. Познакомиться с новыми понятиями:

А) уклон реки

Б) падение реки

В) расход воды

Г) годовой сток  ….

( 1 мин)  10.09-10.10

5 слайд

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, вспомните основные понятия, которые сегодня пригодятся нм на уроке.

Приготовьте, пожалуйста, кейс № 2 с заданиями.

Выполните задание № 1. (2 мин)

Проверяем.

ВЫЗЫВАЮ УЧЕНИКА.

Сравните ответы ВАНИ со своими ответами . Проставьте себе баллы в оценочном листе. ( 1 мин) 10.10-10.13

6 слайд

Слайд с ответами

Оцените себя баллами

7 слайд

Выполните задание № 2.  На примере реки Обь вспомните основные части речной системы.  На контурной карте обозначьте реку Обь. Значками показываете исток реки, устье реки, левый приток, правый приток, верхнее течение, среднее течение, нижнее течение. Подпишите водораздел между рекой Обь и рекой Волга. Обведите бассейн реки Обь.

Воспользуйтесь подсказкой в атласе стр. 4-5  

10.13-10.17

Проверяем на контурной карте, переворачиваю физическую карту России. Объясняю.

Взаимопроверка. Обменяйтесь контурными картами с соседом. Укажите ошибки, которые сделал ваш сосед. Оцените работу

8 слайд

Посмотрите, ребята на карту. (атлас  стр.16-17) . Территорию России покрывает относительно густая речная сеть, состоящая из малых и крупных рек – их 2,5 млн. Все реки распределены между бассейнами каких океанов? Но есть реки, текущие в Каспийское море. Как называется этот бассейн? (бассейн внутреннего стока)

Выполните следующее задание № 3 на  основе текста и заполните предлагаемую таблицу. (3 мин) 10.17 -10.20

9 слайд

таблица

10 слайд

Таблица с ответами . Оцените свою работу. Проставьте баллы в оценочный лист

ВЫЗЫВАЮ  4 УЧЕНИКА к доске у работы с картой.

Показать реки на физической карте России. (3 мин)

Дополнительные баллы в оценочный лист

10.20-10.23

11 слайд

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 10.23-10.24

Пользуясь картами атласа на стр. 16-17, укажите в какой океан впадает большинство рек? Почему?

(уклон территории России к северу)

К какому бассейну относятся реки Бурятии? Почему?

Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (на побережье ТО горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов)

Почему направления рек разные? Какой компонент природы оказывает большое влияние на направление течения рек (рельеф). 10.24 – 10.25

12 слайд

13 слайд

14 слайд

По характеру течения реки бывают … (горные и равнинные).    Работаем с текстом. Задание № 4

Из текста приведите примеры :

  1. Равнинных рек (Волга, Селенга, Дон, Нева)
  2. Горных рек (Терек)
  3. Рек, в верхнем течении – горная река, а в нижнем равнинная (Енисей, Лена, Индигирка, Обь, Амур, Анадырь, Кубань)

(приводят примеры)  10.25.-10.28

Посмотрите на экран. Сравните ответы,  баллы проставляем в оценочный лист

Посмотрите на экран

Какие профили к каким рекам по характеру течения относятся?

Горная река спускается с большой высоты, течение у неё быстрое, высота устья находится на уровне моря – 0 метров,

Когда то горная река протекала здесь, и постепенно она углубляла своё русло, проводила глубинную эрозию, параллельно еще и боковую эрозию и уходила всё глубже, глубже и глубже и будет до сих пор углублять своё русло , пока она не выровняет высоту истока с высотой устья. То есть она стремится к базису эрозии. ей надо выровнять высоту истока и высоту устья.

10.28-10.30

Рельеф влияет и на другие характеристики реки. Для оценки реки в жизни и деятельности человека важно знать падение реки и уклон.

Пользуясь текстом учебника  параграф 16 стр.114 дайте определение таким понятиям как падение реки и уклон реки

Падение рассчитывается как разность между высотой истока и высотой устья, а уклон  это отношение падения реки к её длине 10.30-10.32

15 слайд

Ребята, на примере реки Волга рассчитайте падение и уклон реки Волга. Данные возьмите из текста.

К доске выходит 1 учащийся делает расчёт (1 мин) 10.32-10.33

16 слайд

Выполните задание 5 по рядам и сделайте вывод о влиянии рельефа на характер течения рек (2 мин)

1 ряд – река Енисей

2 ряд – река Селенга

3 ряд – река Терек

(чем выше высота истока, тем больше уклон реки).

 Самый большой уклон из представленных рек имеет река Терек, (почему?) берёт начало на Кавказских горах – самые высокие горы России)

10.33-10.35

17 слайд

Проверим ваши результаты. Занесите баллы в оценочный лист ( 30 сек)

18 слайд

Для чего нужно знать падение и уклон реки? Посмотрите на слайды

(это учитывается при хозяйственном использовании рек, например, судоходство, возможно на равнинных реках и невозможно на бурных порожистых реках, но зато именно горные реки имеют большие запасы гидроэнергии)   10.35-10.36

19 слайд

Прочитайте задание 6 

Как вы объясните это явление?

(уклон территории в обратную сторону или понижение в рельефе) Этот пример ещё раз подтверждает о необходимости знаний таких понятий как падение реки и её уклон. 10.36-10.37

О чём мы сегодня говорили? Вернёмся к плану урока. Наша цель сегодня достигнута? Выполнили мы план?

Запишите домашнее задание.

Суммируйте сегодня свои баллы за урок

«5» -     баллов

«4» -     баллов

«3» -     баллов

Спросить результат 10.37 -10.39

Ребята, выходя из кабинета прикрепите свои магнитики на такой экран достижений:

Надеюсь, урок понравился! Спасибо! Урок закончен, до свидания! 10.39-10.40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренние воды России.Реки

Внутренние воды России.Падение реки,уклон реки, расход воды, годовой сток,режим реки...

Внутренние воды России. Реки.

Конспект урока по теме Внутренние воды России. Реки.  Презентация Общие особенности рек....

Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

Внутренние воды России. Реки.

Урок знакомит обучающихся с видами вод суши на территории страны, главными речными системами. А также учит самостоятельно определять по картам речные системы, водоразделы....

Урок по географии "Внутренние воды России.Реки"

урок по географии России.8 класс...

Внутренние воды России. Реки.

План-конспект урока по географии по теме "Внутренние воды России. Реки", для обучающихся 8 класса. Урок изучения нового материала с элементами повторения и систематической рефлексией изученного.Урок с...

8 класс Урок "Внутренние воды России. Реки"

Изучение своей территории в школе дает возможность приобрести первые научные знания по экологии родного края. Человек,  вооруженный экологическими знаниями, не может не беречь животный и растител...