РАЗРАБОТКА УРОКА по географии
план-конспект урока по географии (8 класс)

тема урока по географии "Внутренние воды России. Реки" 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии в 8 классе

1. ФИО: Белдаева Р.А.

2. Предмет: география

3. Класс: 8

4. Тема урока: «"Внутренние воды России. Реки".

5. Учебник «Геогафия России. Природа» 8 класс, И.И.Баринова

Цели урока:

Образовательные:

Расширить и углубить знания о реках России, их особенностях. Сформировать понятия уклон, падение реки.

Показать влияние климата и рельефа на реки.

Развивающие: формировать умение определять уклон и падение рек.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.

Дидактическая: создать условия для формирования у учащихся комплексного подхода с умением применять полученные знания в практической деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: активные методы обучения (тренинг, игра, проектно-исследовательский метод)

Формы работы: индивидуальная, групповая. 

Образовательная технология: элементы педагогики сотрудничества.

Оборудование: физическая карта России, раздаточный тестовый, справочный и информационный материал ,  компьютер, проектор, атласы, контурные карты, тетради, учебники.

Учащиеся должны знать: распределение рек по бассейнам океанов, главные речные системы России, роль рек в жизни человека.

Учащиеся должны уметь: находить реки по физической карте и наносить их на контурную карту, определять уклон, падение, режим и питание рек России. Составлять характеристику реки по типовому плану.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: определять уклон и падение реки, объяснять зависимость рек от климата и рельефа.

Смогут: правильно использовать географические термины: внутренние воды, уклон реки, падение реки, межень, половодье, паводок, наводнение.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели;анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий

Сумеют применять географические знания для оценивания роли рек в собственной жизни и хозяйственной деятельности.

Смогут сравнивать разные точки зрения.


ХОД УРОКА:

Этапы урока

Методы и приемы обучения

Деятельность

учащихся

Средства

обучения

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

II.

Mотивация коллективное целеполагание .

2 мин

Прослушаем стихотворение        

«Течет река из далека…
Течет река…, течет река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей
».

Вы догадались, о чем пойдет речь

Сформулируйте тему и цели урока.

Формулируют тему и определяют цели урока в подводящем диалоге

 1.На слайде тема и цель урока

III.

Изучение нового материала

 

2 мин.

10 мин

5 мин

5 мин

5 мин.

1 мин

3 мин

Тема нашего урока «Разнообразие внутренних воды России. Реки».


 Мы часто слышим слова: «Вода – один из важнейших видов природных ресурсов», «Вода – чудесный дар природы».

- В чём же уникальность этого дара?

Вы правы. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Ее используют в сельском хозяйстве и промышленности.Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.

- Давайте вспомним из предыдущих курсов физической географии, виды внутренних вод. А поможет нам в этом схема, которую вы видите на экране.

(демонстрация схемы внутренних вод)

Широка страна моя родная! Много в ней лесов, полей и рек….. проведем исследование , поработаете в группах, выполните предложенные задания.

(задания дифференцированы по уровню сложности)

Группа 1. Задание.

Используя карты атласа, учебник выполни задание:

  1. К бассейнам каких океанов относятся реки России?
  2. Почему крупнейшие реки текут на север?
  3. Какие реки России относятся к внутреннему стоку?

Группа 2. Задание.

  1. Вспомнить части реки.
  2. Как делят реки в зависимости от рельефа?
  3. Почему в России равнинных рек больше?

Группа 3. Задание.

Используя информацию учебника, найти и показать на карте:

  1. самую длинную реку России;
  2. самую полноводную реку России;
  3.  реку России с крупнейшим по площади бассейном;
  4. Найти и прочитать текст о стихийных природных явлениях, связанные с рекой?

Делам вывод:

Как рельеф влияет на направление течения и скорость течения?

Рельеф- основной  фактор влияющий на реки.

Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах.

Н = Н1 – Н2, где
Н
1 – абсолютная высота истока
Н
2 – абсолютная высота устья.

Величина падения влияет на другую важную характеристику:

УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км)

I = Н : L, где

I – уклон;
H – падение;
L – длина.

Закрепление: 

Продолжите «Чем больше уклон реки, тем….»

Ответы учащихся

Работа в группах.

Работают по картам, отвечают на вопросы.

Группы отчитываются  о проделанной работе

Делают вывод и записывают  на доске

Определение падения реки Ангары на примере реки Волги

Определить падение реки Ангары.
Исток – озеро Байкал
– 456 м
Устье – река Енисей – 76 м

456 – 76 = 380 м.

Определение уклона реки Ангары на примере реки Волги: 

Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1826 км
Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

2.На слайде схема внутренних вод

.

3.На слайде

Падение реки Волги.
Исток – Валдайская возвышенность ~ 300 м
Устье – Каспийское море – (– 28 м)
300 – (– 28) = 328 м.

4.На слайде

уклон Волги.
Падение = 328 м = 32800 см
Длина реки = 3531 км
Уклон = 32800 : 3531 = 9,3 см/км

 

Александр Иванович Воейков сказал:

«Реки – продукт климата».

Объясните, как вы это понимаете.

Климат-второй основной фактор влияющий на реки.

Послушайте  стихи о нашей реке Китой и выполните задание, используя информацию (приложение)  на слайде.

  • Составьте харктеристику реки Китой по типовому плану в учебнике.

1 группа: 1-5 пункт плана,

2 группа:6-7

3 группа:8-9

Физкультминутка

А теперь поработаем с атласами и контурными картами.

Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны.

Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Аргунь, Зея, Бурея, Нева, Терек, Кубань, Урал.

Работа в парах:

Объясняют высказывание:

  • От климата, от количества осадков зависит густота рек;
  • Климат определяет тип питания реки;
  • От климата зависит режим реки.

Составляют характеристику, обмен информацией

Далее ребята самостоятельно отмечают реки на карте.

5.Слайд:

«Реки – продукт климата».

А.И.Воейков

6.На слайде:

Информация о реке Китой

V.Первичное закрепление изученного материала

3мин

Выполнить тестовое задание:

1.Самая длинная река России:

а) Лена; б) Енисей; в) Волга; г) Амур.

2. Самая многоводная река России:

а) Обь, б) Енисей; в) Иртыш; г) Печора.

3. К внутреннему бассейну относятся реки:

а) Обь, б) Амур; в) Урал; г) Волга.

4. Разница высот между истоком и устьем в метрах – это:

а) падение реки;

б) длина реки;

в) бассейн реки.

5. Отношение падения реки к её длине – это:

а) падение реки;

б) длина реки;

в) уклон реки

Выполняют тест. Взаимопроверка

V.Домашнее задание

1мин.

Чтобы на следующем уроке успешно справиться с тестом по этой теме, запишите домашнее задание: §23 Закончить работу с к/картами

Записывают домашнее задание

VI.

Итог урока

(2 мин)

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Рефлексия. Запись на доске новых понятий учащимися.


Приложение к уроку.

Река Китой по-бурятски называется Кхути (хитэ-холодный), протекает в Бурятии и Иркутской области. Является левым притоком Ангары. Длина реки составляет 316 км, площадь её бассейна — 9190 км². Образуется от слияния двух рек — Самарты и Улзыты. В Китой впадает 2009 рек общей протяжённостью 5332 км. Высота истока-2090 м. Высота устья- 590 м.По местной легенде название реки означает «Волчью пасть» на тофаларском или тунгусском наречии. Самый крупный населённый пункт на Китое город Ангарск, стоит близ места впадения реки в Ангару.
Из достопримечательностей можно отметить так называемые Китойские пещеры, расположенные на левом берегу, примерно посередине между п.Октябрьский и с.Раздолье. Самой живописной из них является пещера Козий двор, которая представляет собой огромный провал. По легенде волки загоняли коз к краю обрыва, а затем подбирали трупы упавших в провал животных.
В долине реки Китой развита охота на пушного зверя, косулю и изюбря. Местные жители собирают и заготавливают ягоды (черника, брусника, жимолость, голубица, облепиха и другие), грибы и черемшу.
Также в долине Китоя ведётся рубка лесов, в основном сосны и березы. В меньших объёмах добывается кедр, осина и лиственница.

«Посвящение реке Китой»
Сергей Кашмаган

Китой – одно простое слово,
А сколько в нём значений для меня:
Ты вкус икры любимой хариусовой,
Я жизнь не представляю без тебя.

Ты плёса берег ближний наш песчаный,
Знакомый с детства и такой родной,
И лодки ход на вёслах плавный,
И островов нетронутый покой.

Весной рыбалка, и душой на воле!
Ты терпкий запах первого костра,
Футбольное ты просто наше поле,
Где каждый божий день была игра.

Ты летом для меня бодрящая прохлада,
Под шум весёлый местной детворы,
Я помню наши посиделки до упада,
Когда не гасли сутками костры.

Как дом родной меня ты принимаешь,
Люблю я слушать шум воды твоей,
Ты лишь один все тайны мои знаешь,
И их хранишь под тенью тополей.

В минуту радости, печали или горя,
На тихий берег твой опять я прихожу
И даже если с целым миром в ссоре,
Я только здесь покой душевный нахожу!

Река Китой.

http://angarsk38.ru/wp-content/uploads/2019/10/f_77.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработки уроков по географии

Данные уроки по различным темам и классам были представлены на всероссийском конкурсе " Открытый урок"...

Разработка урока по географии "Население Африки"

Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....

Разработка урока по географии "Климат Африки" 7 класс

Урок составлен  с использование технологии личностно-ориентированного обучения.Цель урока: 1.     Определить особенности климата материка Африка, установить роль кл...

разработка урока по географии "Мифы и реальность"

Мы узнали много интересного об удивительном и загадочном материке Африка. Сегодня на уроке вы должны показать свои знания. Также мы услышим и много нового об Африке, её природных объектах и её обитате...

Разработка урока по географии на тему "Атмосфера" в игровой форме "Поле чудес"

Ребята, мы изучили большой раздел о воздушной оболочке нашей Земли – об атмосфере.  И сегодня мы должны показать свои знания, и в свою очередь – узнать много нового.  Я вас приглашаю на игру...

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"

Методическая  разработоа  урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...