разработки уроков по географии
план-конспект урока географии (6 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Тема урока: Средняя и Северо –Восточная Сибирь    8 класс.

Цель: Выявить отличительные черты природного района 

           Развитие логического мышления

           Воспитание интереса к новым формам обучения.

Оборудование: Карта России физическая,  атласы, карточка – шпаргалка.

Ход урока.

Изучение нового материала происходит по «шпаргалке», которую учащиеся  получают перед началом урока.

  Шпаргалка по теме: « Средняя и Северо – Восточная Сибирь»

№ 1

* Северный Ледовитый океан     / ……?……   /    горы Южной Сибири

№ 2

* Средняя Сибирь    +      Северо – Восточная Сибирь = Восточная Сибирь

                            /р. Лена/

Быранга

Северо – Сибирская низменность                                               ступенчатый

Плато Путорано ( выход фундамента)                                         рельеф-

Средне –Сибирское плоскогорье ( сибирская платформа)       траппы      

                               -Верхоянский хребет

                                               - хребет Черского

                                                              - Колымское нагорье      

№ 3                                    

1. Суровый климат                         3. Лиственничные леса

2. Многолетняя мерзлота              4. Таёжно- мерзлотные почвы

№ 4

* -70 ;  +6  до + 19 ;   антициклональная погода ;   мало снега

* Термокарстовые котловины ( озёра, наледи)

* Многоводность, широкие бассейны, значительная длина -?........ГЭС ?

* Леса – богатство!

* Добыча полезных ископаемых – наиболее важно!?

2.Вместе с учителем ребята разбирают карточку – шпаргалку.

- Читая текст учебника расшифруйте , что написано под первой звёздочкой № 1? ( параграф 40, стр. 229 , учебник М.Э. Раковской)

« Она  протягивается от побережья Северного ледовитого океана до подножия гор Южной Сибири».

-  № 2 необходимо по тексту учебника выявить все эти особенности и найти на карте. Объяснить, почему так составлена схема, что она выделяет?

- Зарисовать схему трапп в тетради  и найти описание в учебнике.

-  № 3 написаны четыре главные черты этого района, почему?  

   Найти подтверждение в тексте учебника.

-  № 4 самостоятельно определить особенности под звёздочками, какие факты они констатируют?

3. Подведение итогов.

- Перечислите основные особенности природы Северо –Востока Сибири.      

- С какими из изучавшихся ранее крупных природных районов он имеет некоторое сходство?

- Чем обусловлены различия в природе этих районов?      

4. Д/З: составить свою « шпаргалку» по данной теме, которую можно использовать при ответе.  Условие! Шпаргалка должна содержать только знаковую форму изложения материала, отдельные слова, без текста



Предварительный просмотр:

                Тема урока: « Западная зона» Зачёт  9 класс

Цель: Повторить и закрепить знания по районам России

           Развитие интереса, ответственности

           Воспитание сознательного отношения к учебному труду

Ход урока:

  1. Блиц – опрос. Вопросы друг другу, получают « +», если отвечают и допускаются к зачёту.( домашнее задание)
  2. « Экономическое сочувствие»

Определить «экономическое сочувствие» каждого региона, поместив его в одну из трёх групп: ( три рожицы с разными эмоциями)

                                                                                 

               

Почему вы приняли такое решение? Ответ обоснуйте.

  1. «Регионы – лидеры» Выделить регионы, занимающие первые места по следующим показателям, как

Природно- ресурсный потенциал  1

                                                             2

                                                                3

Промышленное развитие 1

                                               2

                                                   3

Сельское хозяйство 1

                                      2

                                         3

  1. Тест письменный ( пособие  А.А. Летягин : Тесты. География .6-10 кл., М. издательство « АСТ»
  2. Практическая  «Описание городов» в таблице:

Название города

     ЭГП

   Ресурсы

   Специализация

  1. Д/З – Проект – путешествие. Составить маршруты  путешествий по регионам Европейской части России. Придумать название, дать краткую характеристику мест путешествия, составить карту маршрута, оформить рисунками, схемами.



Предварительный просмотр:

              Итоговый  урок по теме « Литосфера»  6 класс

Цели:   1. Закрепить знания по теме Литосфера

             2. Развитие интереса к предмету география

             3. Воспитание чувства ответственности , коллективизма.

Оборудование: Физическая карта полушарий, схема урока на доске ( «карта» путешествия к вершине « Знаний» карточки, рисунки.

Ход урока:

  1. Вводное слово учителя

Есть на всё в программе мера наша тема «Литосфера»

Завершилась ,как ни жаль, и теперь зовёт нас в даль

« Гидросфера» - оболочка, только рано ставить точку:

Мы сегодня повторим и узнаем, кто из вас покорит вершину, в раз!

Выбирается 3 команды, и выдаются эмблемы (символы человечка )

Синий человечек – команда « Гранит»

Красный человечек – команда « Вулкан»

Зеленый человечек – команда « Гейзер»

Задача: необходимо ,переходя от  одного пункта к другому – дойти до вершины « Знания». Та команда, которая первым достигнет вершины, та получает оценку « 5».

Жюри –  три человека, учащиеся из 7 класса. На схеме горы человечки команд переставляются от пункта к пункту по правильности ответов.

                                                                                                 « Знания»

                                                               

                                                                                           8

                                                                              7

                                                                 6

                                                     5

                                          4      

                             3

               2  

1

2.Задания командам

I Отгадай.        Бьёт источника фонтан, струя до поднебесья

                         В соседях с ним живёт вулкан ,фонтан вам тот известен.

                                                                                 ( гейзер)

                         Всё шумит , гудит кругом и качается земля

                         Люди падают, дома, появляются в земле ямы длинные,

                         Ущелья – это скажем все явление- ….

                                                                                ( землетрясения)

                         Назовите минерал, где ракушек  целый ряд

                                                                                 ( известняк)

II. Коллекция .   Необходимо определить названия минералам и дать им краткую характеристику.

III. Конструирование.  Из цветной бумаги вырезать макеты : внутреннего строения земли, вулкана.

IV. Координаты.     Определить географические объекты и показать из на карте.

30 с.ш.  и  80 в.д. ; ( Гималаи)  

56 с.ш.  и  161 в.д. ; (Ключевская Сопка)

42 с.ш.  и  46 в.д.( Эльбрус)

V. « Четвёртый лишний»

А) подошва, склон, вершина, отмель

Б) низменность, перевал, гребень, хребет

В) ядро, мантия, впадина, земная кора.

Г) литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.

VI. «Капитаны»

Капитаны должны показать на карте те географические объекты, которые ему будет задавать команда- соперник ( 6 объектов)

VII. « Пантомима»

Командам показать пантомимой : - извержение вулкана

                                                          - землетрясение

                                                          - гейзер

VIII. « Перестрелка вопросов»

Команды задают друг другу  по три вопроса  по теме ( д/з)

IX. Подведение итогов.

      Награждение: Медаль за восхождение на вершину « Знания»

                              Минерал на память.



Предварительный просмотр:

           Тема урока: « Океанические путешествия»  7 класс

Форма: заключительный урок - игра – путешествие по завершению темы

« Океаны».

Цели:

  1. Закрепление знаний по теме.
  2. Расширение кругозора
  3. Воспитание дружбы, товарищества  

Оборудование: 1. На доске « Океанариум» : с изображениями формы океанариума + рисунки рыб + фотографии + открытки и т.д.

2. Карта мира физическая.    3. Атласы.    4. Парты – столики « Кафе»

« Морское дно» для команд.  5. награждения – аппликации « золотые рыбки»

Ход урока:

  1. Лирическое вступление:

                                «Спят четыре океана, синеглазых великана.

                                Солона у них водица, не удаться ей, напиться.

                                     Тихий океан к Востоку, самый сильный и большой.

                                     Атлантический на запад с голубой бежит волной.

                                     Океан индийский к Югу занимает синий угол.

                                     А для Северных сторон ледовитый шлёт поклон.»

                                                                                 М. Погарский

  1. Задания командам: Сочинить четверостишье с  заданными словами и отгадать океаны. Названия океан – названия команд :

А) велик, ветер, волна, тих ( Тихий океан)

Б) лента, длина, загадка, Гренландия ( Атлантический океан)

В) жарко, вода, соль, рыба ( Индийский океан)

Г) полюс, лед, мороз, суровый ( Северный  Ледовитый океан)

     3. Выбрать  в команде : капитана, боцмана, рулевого, кока, остальные члены команды – матросы. Придумать девиз.

     4 . Экскурсия в музей « Океанариум». Команды должны представить свои рассказы о многообразии животного и растительного мира морей и океанов

« Морские диковинки» ( домашнее задание)

     5. Готовность № 1! Делают все одновременно и сдают ответы на листочках жюри ( учащиеся старших классов)

        А) « Лоция» - задания для капитанов. Найти ошибки в лоциях океанов.

Пример.  Лоция Индийского океана.

               1. Этот океан располагается в Северном полушарии, имеет средние   размеры.

  2. Океан был изучен позже всех.

  3. Омывает берега Евразии и Африки, Австралии и Антарктиды.

  4. Рельеф дна совершенно плоский.

  5. Течения Западных ветров, пассаты отсутствуют.

  6. Природа этого океана не очень разнообразна.

  7. Имеет большое значение для человека: добыча нефти, морские  пути, промысел рыбы.

        Б) « Проложить маршрут по карте» - задания для рулевого.

Пример.  Путешествие по Атлантическому океану:

                Остров Гренландия

                Саргассово море

                Материк Африка                       в этом задании нужно распределить

                Карибское море                         правильно очерёдность путешествия

                Гвинейский залив                    от пункта к пункту и показать на

                Антарктида                                                             карте.

               Бермудские острова

        В) « Кроссворд» - задания для матросов. Отгадать кроссворд.

        Г)  « Поймай рыбку» - задания для коков и написать блюда в рыбное

               меню. ( оценивается оригинальность)

         Пример. Отгадать зашифрованные названия рыб:

С

 Е

 К

 Р

 А

 Т

Т

О

Р

Е

С

А

Р

Ь

С

А

К

Д

У

К

С

А

   

        Д) « Высказывания» - задания для боцманов. С помощью таблицы умножения .

Пример. 12, 35, 4, 72, 7, 35, 16, 32.-  первое слово

               2, 35, 27, 20, 12, 4, 45.-  второе слово

               12, 35, 4, 72, 7, 35, 21 – третье слово

               9, 4, 20, 56, 20, 6, 10, 21 – четвёртое слово  

2

4

7

9

1

К

Л

Ш

П

3

Н

Б

Е

Р

5

И

А

О

Ю

8

М

У

В

Ь

Получается выражение « Большому кораблю – большое плавание!»

6. Подведение итогов, награждение  команды- победительницы:

« золотыми рыбками»



Предварительный просмотр:

Тема: Хозяйственная деятельность и загрязнение Мирового Океана

                                                    7 класс

Цель: Выявить основные направления влияния человека на загрязнение вод.

          Развитие интереса к мировым проблемам, экологическое мышление.

          Воспитание ответственности перед природой.

Оборудование: дополнительная литература по вопросам загрязнения океанов.

Ход урока:

  1. Новый материал.

1.  Беседа.

- Тур Хейердал сказал: - « Мёртвый океан – мёртвая планета?»  Объясните?

- Что использует человек в океане?

- Назовите виды хозяйственной деятельности человека в океане.

- Какие полезные ископаемые добывают в океане?

- Каковы источники загрязнения?

- Есть ли самозащита у океана?

- Как океан влияет на здоровье людей?

2. Работа с дополнительными источниками, учебником.

- Привести примеры, факты, зачитать интересные особенности по вопросу загрязнения мирового океана.

II. Итоговое повторение знаний по теме « Океаны» в форме «океанического боя»:

Учащиеся получают поле с пронумерованными клеточками, в которых они должны написать правильные ответы на вопросы учителя.

     

      1

      2

      3

      4

     5

    А

Индийский

  Тихий

Северный

Ледовитый

Атлантический

Атлантический

    Б

Гольфстрим

Тихий

Гренландия

Индийский

Нефть

    В

Северный

Ледовитый

пассаты

Тихий

Морская корова

Северный

Ледовитый

    Г

айсберг

Тихий

 хребты

Атлантический

промилле

    Д

Индийский

Магеллан

Северный

Ледовитый

 Красное

Северный

Ледовитый

Вопросы:

А-1  Большая часть океана лежит в Южном полушарии

Б-2  Океан, обманывающий своим названием

В-3  В каком океане « огненное кольцо»

Г-4  Длинный океан

Д-5 Океан омывает берега только 2-х материков

Д-1 Самый тёплый океан

Г-2 В этом океане тайфуны

Б-4 Большое количество коралловых островов

А-5 Находится большая часть о-ва Гренландии

Б-1 Мощное течение

Г-1 Плавучие ледяные горы

Б-3 Самый большой остров

Б-5 Полезное ископаемое, добываемое в прибрежной зоне океана

В-2 Течение близ экватора

В-4 Вид ластоногих, истреблённые человеком

Г-3 Название подводных гор

Г-5 Знак %

Д-2 Кто открыл Тихий океан

Д-4 Самое солёное море

Д-3 Самый мелководный океан

А-3 В каком океане проходила экспедиция Папанина

В-1 Характерны ледяные торосы

В-5 в каком океане Норвежское море

А-2 Океан лежит в 4-х полушариях

А-4 Самый продуктивный океан



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Антарктида – самый загадочный материк.   7 класс

Цель : 1. Познакомить с особенностями материка Антарктида.

           2. Развитие логического мышления, интереса к предмету.

           3. Воспитание навыков самостоятельной работы с учебником .

Оборудование: Карта Антарктиды физическая, к/карты, дополнительная литература с закладками и пометками, для лучшего ориентира учащихся, задание – загадка ( карточки).

Ход урока:

1. Мы начинаем  путешествие на самый необычный материк?..........

    По заданию –загадке учащиеся должны совершить заочное путешествие, отвечая на задания в карточке


                                  ЗАДАНИЕ -  ЗАГАДКА



Путешествие на самый необычный материк, в страну морозов и жестокого солнца? __________________________



* А почему самый необычный?



* Что означают эти цифры?  2000 м      80%      14 млн.км.        XVIII в.



1820 г.       18 января 1912 г.      50-60 ю.ш.       50 кг.      2040 м.       5140 м.     – 2555м        -30 С        89, 3 С         90 %



* Что означают эти слова?    Антарктика           Джеймс Кук      



Беллинсгаузен Ф.Ф.        Роберт Скотт          Мирный         Восток         Росса           оазис              пингвин         прозрачный и сухой             Эребус            айсберг               полюс холода           синий кит         каменный уголь



* Почему материк такой суровый?    1.



                                                               2.



                                                               3.



* Заполнить контурную карту: моря, горы, равнины, высоты, станции.



* Проект: Разработайте свою программу научных наблюдений на антарктической станции. Что бы вы хотели ещё узнать об этом материке?



Для этого задания воспользуйтесь дополнительной литературой, подберите необходимую информацию для этого задания.



2. Обсуждение ответов на задание –загадку.





                  ЖЕЛАЮ ПРИЯТНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ!


3. Домашнее задание:  найти новые интересные факты о Антарктиде из различных источников литературы.



Предварительный просмотр:

               Тема: « Внутренние воды Евразии»       7 класс

Цель: Изучить особенности внутренних вод материка.

           Развитие навыков работы с текстом учебника и  атласами .

           Воспитание самостоятельности .

Оборудование: Физическая карта Евразии, атласы, карточки-задания к параграфу.

Ход урока:

  1. Опрос – беседа об особенностях климата Евразии

- каковы основные черты климата материка Евразии?

- Почему реки являются зеркалом климата?

  1. Учащиеся получают карточки с тремя заданиями по параграфу.

I задание: « вопрос- ответ» , отвечают  на  вопросы, делают краткие записи в тетрадях.     II. Составить свои вопросы.

III. Практическая работа « описание реки».

       Задание- «вопрос- ответ» к параграфу № 63 «Внутренние воды»

  1. Ценное богатство?
  2. Самое глубокое озеро?
  3. Важный хранитель пресных вод?
  4. Самая длинная река Евразии?                                    
  5. Где река Ганг берёт начало?
  6. Чем питается река Инд?
  7. Крупная сибирская река?
  8. Самая многоводная река Сибири?
  9. Крупная река внутреннего стока?
  10.  Крупная река Азии?
  11.  Крупные озёра на С-З Евразии?
  12.  Озеро в разломе земной коры?
  13.  Красивое озеро в Альпах?
  14.  Озера- моря?
  15.  «Тёплое озеро»?
  16.   Что называют «вечной» ?
  17.  1500м, ?
  18.  40-150 см.?
  19. Причина образования многолетней мерзлоты?
  20. Какие препятствия возникают из-за многолетней мерзлоты?

II задание:

Составить три своих интересных вопроса по теме «Внутренние воды Евразии»

III задание:

              Опишите по картам и плану «Описание реки» ( стр.312) одну из рек материка по                          своему выбору.

  1. Подведение итогов работы. Основные выводы учащихся.
  2. Д/З – показать на  к/ карте крупные реки Евразии, отметить границы бассейнов рек.


Предварительный просмотр:

                   Тема урока: Индийский океан 7 класс

Цель: Сформировать представление о природе Индийского океана

           Развитие навыков в работе с тематическими картами

          Развитие логического мышления, интереса.

Оборудование: Карта полушарий, атласы, карто- схема ( контур океана)

Ход урока:

  1. Рассказ об Индийском океане, о его необычной природе. Показ картин природы океана.
  2. Начинаем океаническое путешествие по океану . Моряки, отправляясь в плавание всегда готовятся к нему. Изучая маршрут своего путешествия и составляя «лоцию» - карто-схему маршрута с легендой, где указываются все особенности маршрута.
  3. Я, предлагаю ребятам составит лоцию Индийского океана по определённому плану. В карточках – заданиях подробный план написания лоции. Информация показывается кратко, в легенде и в карто- схеме океана значками, отдельными фактами.

 

Определение границ и размеров:   материки, которые океан омывает

                                                          координаты

                                                          площадь  

Географическое положение  :     в каких полушариях

                                                       с какими океанами граничит

Береговая линия:    степень изрезанности

                                 показать острова, заливы, проливы, полуострова      

Рельеф дна:  особенности

                       max и min глубина

Свойства воды:  средняя температура

                             температура по широтам

                             соленость по морям

                             течения

Хозяйственная деятельность человека: добыча п/и

                                                                     промысел рыбы

                                                                     судоходные трассы

  1. Обсуждения по лоции океана.
  2. Д/З – составить морской маршрут по океану с описанием остановок в портах.


Предварительный просмотр:

                    Тема урока « Дальний Восток»    8 класс

Форма : Экскурсия в краеведческий музей.

Цель: Раскрыть особенности, уникальность природы Дальнего Востока.          

          Формирование новых физико –географических навыков.

           Развитие чувственного восприятия природы.  

Оборудование: Физическая карта Дальнего Востока, картины учебные с изображением путешественников, экспонаты музея: минералы, фотографии, рисунки природы , гербарий .

Ход урока:

  1. Вопрос: - Что ассоциируется у Вас при выражении « Дальний Восток»?
  2. Сегодня мы совершим путешествие по дальнему Востоку. Представьте, что вы находитесь в краеведческом музее. В конце нашей экскурсии вы должны заполнить в таблицу « Главные черты Дальнего Востока» положительные и отрицательные стороны природы.
  3. « Картинная галерея»: демонстрируются  картины с изображением Арсеньева, Хабарова и ведётся рассказ учителя о заслугах этих людей в изучении Дальнего Востока.
  4. Кроссворд – наоборот ( уже с названиями ) « Географическое положение», отгадывают с использованием карт и одновременно наносят на контурную карту.

Пример:

Ч

У

К

О

Т

С

К

И

Й

А

У

М

                 

Р

Ч

И

А

Л

Т

Ь

К

С

А

К

И

Е

 

  1. « Пройдёмся по высотам»: Схема высот, учащиеся делают выводы об особенностях и причинах такого рельефа. Найти подтверждение в тексте учебника.
  2. « Природный феномен» : вулканы, гейзеры.(  показ слайдов и рассказ учителя)    
  3. «Экспозиция полезных ископаемых» Учитель рассказывает и  показывает экспозицию минералов. Учащиеся находят месторождения на карте и фиксируют особенности их образования.

  1. « Логическая цепочка»: Составить из предложенных слов взаимосвязанную логическую цепочку и объяснить.

(полноводность рек ,  осадки ,   океан,  наводнения,  ГЭС

    морской воздух,   муссонный климат ,  влажность )

9. « Природа» - экспозиция представителей растений животных

    ( рисунки , фотографии, гербарии) Рассказ об уникальности и  разнообразии природы Дальнего Востока.

  1. Итоги – анализ положительных и отрицательных черт природы:

     Положительные черты

       Отрицательные черты

Омывается морями

Близость к зарубежным странам

Полезные ископаемые

Не контрастный климат

Полноводные реки

Разнообразие природы

Удалённость

Острова, полуострова ( не компактность территории)

Горная территория

Сейсмическая активность

Муссонный климат ( наводнения)

Экскурсия закончена. Спасибо за внимание.

Д/З  - используя дополнительную литературу, составить викторину

 «Уникумы Дальнего Востока».

     



Предварительный просмотр:

             Тема урока:  «Байкал – заповедная совесть страны»        8 класс

Цели и задачи:    1. Формирование умения выделять главное, систематизировать                  материал и представлять его.

                              2. Раскрыть особенности экологии озера Байкал.

                              3. Воспитание патриотизма, экологического сознания.

                             4.  Продолжить формирование нравственной и гражданской позиции в отношении природы Байкала как национального достояния.  

                             5. Формирование навыков в работе по составлению бюллетеня.

Оборудование:    карта Байкала, картины с видами озера, выставка работ учащихся, дополнительной литературы, бумага, ножницы, клей, газеты и журналы со статьями о Байкале, для создания бюллетеня.

Ход занятия:   

  1. Повторение.   Познакомимся с особенностями экологического состояния, проблемами экологии Байкала. Но прежде подведём небольшие итоги по изучению особенностей озера.

А) Защита – представление ребятами своих творческих работ ( рефераты, кроссворды, настольные игры « путешествие по Байкалу», выпуск школьной газеты « Байкал голубое сердце Сибири», альбомы)

Б) Игра – открытие  « Байкальские трофеи»

Раздаются карточки: на одной стороне с вопросами, а на другой с новыми данными об экологии Байкала.

  Например: - Сколько лет Байкалу?   - Нерпа – кто она?  

  - Особенности природы озера?    - Живородящая рыба озера?   - Что такое лимнология?    - Почему вредно спускать в Байкал отходы?

- Чем уникальна кругобайкальская железная дорога?  - Что такое эндемии?

Даются ответы на вопросы и зачитываются экологические особенности.

2. Общий вопрос для всего класса на обсуждение:

- Какие экологические проблемы ты знаешь на Байкале?

3. Обсуждение- объяснение. Вывешиваются на доске выражения - сравнения Необходимо учащимся выбрать то выражение , которое ему ближе, по душе и объяснить.

* Байкал и здоровье                 * Байкал и творчество                                                                                                                                    

* Байкал и доброта                  * Байкал и чистота воды 

                                                   * Байкал и красота

4. Стихотворение Андрея Вознесенского « Озеро», читает учитель.

Обсуждается проблема, высказанная в этом стихотворении.

Я ночью проснулся . Мне кто-то сказал:

« Мёртвое море – священный Байкал».

Я на себе почувствовал взор будто я моря убийца и вор.

Слышу – не спит иркутянин во мгле.

Курит. И предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны.

Байкал, ты – хрустальная печень страны!

И кто –то добавил из глубины:

« Байкал – заповедная совесть страны».

Плыл я на лодке краем Байкала.

Вечер посвечивал вполнакала.

Ну, неужели наука солгала

Над запрокинутым взором Байкала?

И не ужели мы будем в истории –

«Эти, Байкал загубили которые»?

Надо вывешивать бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень.

Это не только отстойников числа –

Совесть народа должна быть чистой.

Вот почему, указав показуху,

Борются наши прорабы духа,

Чтоб заповедником стало озеро,

Чтоб его воды не целлюлозило,

Чтоб никто никогда не сказал:

« Мёртвое море – священный Байкал».

5. Творческая практическая работа «Экологический бюллетень».

Учащимся предлагается составить страницы экологического бюллетеня по проблемам Байкала. Выдаётся дополнительный материал для выпуска

 ( ножницы, клей, фломастеры, газетные и журнальные статьи, статистический материал и др.)

Объясняется правила составления бюллетеня:

- краткая , яркая и чёткая информация

- эстетичность выполнения.

Примерные названия статей и заголовки: «это интересно»;  «факты»;  «обратите внимание!»;  « SOS!»;  «учёные обсуждают»;  « важно»;  «события»

6. Представление презентация – листков экологического бюллетеня по группам, защита полученного выпуска.

- Какую информацию вы поместили в свой бюллетень и почему?

7. Подведение итогов. Рефлексия. Учитель обращается к учащимся к выражениям и предлагает сделать новый выбор выражения, после всей работы на уроке. Все учащиеся выбирают : « Байкал и здоровье».



Предварительный просмотр:

Творческая работа « Природные достопримечательности России»  8 класс

Цель: - Развитие познавательного интереса учащихся к изучению природы нашей страны

- Раскрытие индивидуальных способностей, привитие интереса к самостоятельной творческой деятельности.

- воспитание любви к нашей Родине – России.

Оборудование: карта России физическая, пунсоны( кружки на карту),

дополнительная литература по Байкалу, картины природы из серии « И это всё Россия…», опорный лист с картосхемой озера Байкал.

Форма урока : индивидуальная работа в группе

Ход урока:

1. « Я люблю мою Россию за рассвет и за закат,

За дождинки голубые, за багряный листопад,

За весенние поляны в жёлтом мареве цветов

И за шепот тихий, нежный опадающих цветов.

Катит воды голубые меж лесов моя река,

Холодна вода в пучине, холодна и глубока.

А в воде прозрачной, чистой моет волосы трава.

Это всё моя Россия, это Родина моя!»                   Т. Чистякова.

2. Поговорим сегодня о природных достопримечательностях

- Что это такое? Что вы можете сказать об этом понятии?

- Какие достопримечательные места вы знаете?

- Какой природный объект, увиденный вами , произвел наибольшее впечатление? Что вы о нём знаете?

3. Назовите 3-5 природных объектов России, которые вы бы рекомендовали посетить иностранным туристам для того, чтобы иметь наиболее полное представление о природе нашей страны? Почему?

4. В международной организации «ООН» по вопросам культуры, науки составлен список всемирного  наследия. В него внесены 350 культурных объектов. Из них 102 –это природные объекты, 17 смешанных (природно- культурных объектов). Среди всех этих объектов 11 Российских:

1. Исторический центр Санкт- Петербурга.

2. Кижи

3.Кремль, Красная площадь, Москва

4. Новгород

5. Соловецкие острова

6. Владимир и Суздаль

7. Троице – Сергиевская лавра

8. Церковь Вознесения

9. Леса Коми

10. Байкал

11. Вулканы Камчатки. ( учитель отмечает пунсонами иобъекты на карте России)

- Какой бы из этих объектов по вашему мнению мог бы стать национальным символом России?

5. Этим символом является озеро Байкал.

« Байкал – чудо природы во всех отношениях»

- что вы знаете об этом озере?

 Нам предстоит составить сегодня « Портрет Байкала», используя дополнительную литературу и «сигнальные» слова.

6. Творческий самостоятельный поиск:

А) Учащиеся получают карточку с « сигнальным словом» и находят ему объяснение в литературных источниках. В каждой группе та литература, в которой есть описание этих слов.

« Сигнальные слова»:

Рекорд Земли                                         Прозрачность

« Байкал»                                               Пресноводность  

Древность                                              Сарма

Буряты                                                   Святой нос

Модель океана                                      Листвянка

Чистые камни                                       Ходульные деревья

Межгорная котловина                         Омуль

Славное море                                        Соболь

Ольхон                                                   Нерпа

Ангара, Селенга                                    Голомянка

Эпишура                                                Мыс Хоьой

Шаман камень                                       Бухта Песчанная

Литература :

  1. журнал « Аква»
  2. « Здравствуй, Байкал»
  3. Памятники природы
  4. « Байкал в вопросах и ответах»
  5. Заповедник на Байкале
  6. Заповедными тропами
  7. по родной стране
  8. рекорды земли
  9. «Байкал» Россолимо

Б) Сводный рассказ: Учащиеся объясняют слова в виде небольшого рассказа и отмечают их на опорном листе у себя, а учитель на общем - на доске. Получается общий рассказ о Байкале, своеобразный портрет озера.

7. Итог: Стихи о Байкале ( Марка Сергеева)

8. Подобрать материал о других достопримечательностях России, внесённых в список всемирного наследия.



Предварительный просмотр:

                                      Урок географии 8 касс

                                             Тема: « Урал»

Форма- заседание географического общества.

Цели: 1. Познакомить с особенностями природы Урала

           2. Развитее логического мышления и навыков самостоятельной – практической деятельности.

           3. Воспитание ответственности  и чувства гордости за нашу страну.

Оборудование: Карта физическая России, атласы, учебник, выставка книг о Уральских горах, «Минералогический музей в миниатюре»- выставка коллекции минералов.

Ход урока: Урок начинается со стихотворения:

                     « Урал! Опорный край державы,

                        Её добытчик и кузнец,

                        Ровесник древней нашей славы

                        И славы нынешней творец!»

                                                       А.Т. Твардовский.

Вопросы: - Что вы уже знаете об Урале?

                 - Чем отличается уральский ПК от соседних ПК ?

                 - В чём особенности географического  положения гор Урала?

Сегодняшняя задача заседания нашего географического общества: определить и оценить  природные особенности уральских гор.

1. Физико – географическое положение  «На стыке» ( работа с картами)

* Меридиональное положение

* Водороздел С-Л океана и Арало – каспийского бессточного бассейна

* Граница между Европой и Азией и между В- Европейской и

 З- Сибирской равнинами.    

               

2. Особенности рельефа ( построение схемы высот по карте)

       м

2000

1500      

1000

500

       Пай-хой     Полярный    Приполярный   Северный       Средний           Южный                                                                                

                                                                                                       

Выводы: Невысокие горы, Различие высот в рельефе определяет сложность рельефа.

3. История формирования « Седой Урал» ( тектоническая карта)

«Когда-то над хребтом Урала солёной свежести полна,

С ветрами запросто играла морская вольная волна.

Её было любо на просторе с разбегу устремляясь в высь

Отхлынуло, исчезло море и горы в небо поднялись,

Но своеобразная природа то море в памяти хранит

В тяжёлых каменных породах волной играет малахит»

* Образование: Герцинская складчатость

* Разрушение : МZ  эра  и Палеогеновый период

* Поднятие отдельными блоками « Омоложение» N и Q периоды KZ эры

4. Полезные ископаемые « кладовая минерального царства». ( учебник, коллекция минералов, сообщение ученика « Зеленый изумруд»)

ЗАПАД                                                  /           ВОСТОК

Предуралье( краевой прогиб)              /           Зауралье

Пологие склоны                                   /         Крутые склоны

«Спокойное горообразование»          /         «Энергичное горообразование»

Осадочные, метаморфические           /         Магматические

Каменная соль, уголь                          /        Богатство руд, драгоценными  камнями            

                  1920 г. Создание Ильменского минералогического музея.

5. Преобразования рельефа ( учебник)

*Выветривание- каменные россыпи- каменные реки – осыпи.

*Деятельность рек – карстовые воронки- пещеры

*Горное оледенение.

6. Закрепление « Квадрат познаний» ( объяснить записи в таблице)

1.  

           1895

2  

      Герцинский

3.

   Восточны склон

4.

   Западный  склон

5.  

  Осадочные породы

6.    

          1920

7.    

       Пещеры

8.      

         Полярный

9.  

     Водораздел

7. Выводы:

Заседание географического общества подходит к концу, какие выводы вы можете сделать?

* Единая складчато глыбовая система

* Герцинский складчатый пояс

* Разнообразное сочетание природных ресурсов

8. Домашнее задание: составить кроссворд из названий высот уральского хребта

9. Самооценка работы на уроке- заседании :  «3»    «4»   «5»



Предварительный просмотр:

                                      Урок географии 8 касс

                                             Тема: « Урал»

Форма- заседание географического общества.

Цели: 1. Познакомить с особенностями природы Урала

           2. Развитее логического мышления и навыков самостоятельной – практической деятельности.

           3. Воспитание ответственности  и чувства гордости за нашу страну.

Оборудование: Карта физическая России, атласы, учебник, выставка книг о Уральских горах, «Минералогический музей в миниатюре»- выставка коллекции минералов.

Ход урока: Урок начинается со стихотворения:

                     « Урал! Опорный край державы,

                        Её добытчик и кузнец,

                        Ровесник древней нашей славы

                        И славы нынешней творец!»

                                                       А.Т. Твардовский.

Вопросы: - Что вы уже знаете об Урале?

                 - Чем отличается уральский ПК от соседних ПК ?

                 - В чём особенности географического  положения гор Урала?

Сегодняшняя задача заседания нашего географического общества: определить и оценить  природные особенности уральских гор.

1. Физико – географическое положение  «На стыке» ( работа с картами)

* Меридиональное положение

* Водороздел С-Л океана и Арало – каспийского бессточного бассейна

* Граница между Европой и Азией и между В- Европейской и

 З- Сибирской равнинами.    

               

2. Особенности рельефа ( построение схемы высот по карте)

       м

2000

1500      

1000

500

       Пай-хой     Полярный    Приполярный   Северный       Средний           Южный                                                                                

                                                                                                       

Выводы: Невысокие горы, Различие высот в рельефе определяет сложность рельефа.

3. История формирования « Седой Урал» ( тектоническая карта)

«Когда-то над хребтом Урала солёной свежести полна,

С ветрами запросто играла морская вольная волна.

Её было любо на просторе с разбегу устремляясь в высь

Отхлынуло, исчезло море и горы в небо поднялись,

Но своеобразная природа то море в памяти хранит

В тяжёлых каменных породах волной играет малахит»

* Образование: Герцинская складчатость

* Разрушение : МZ  эра  и Палеогеновый период

* Поднятие отдельными блоками « Омоложение» N и Q периоды KZ эры

4. Полезные ископаемые « кладовая минерального царства». ( учебник, коллекция минералов, сообщение ученика « Зеленый изумруд»)

ЗАПАД                                                  /           ВОСТОК

Предуралье( краевой прогиб)              /           Зауралье

Пологие склоны                                   /         Крутые склоны

«Спокойное горообразование»          /         «Энергичное горообразование»

Осадочные, метаморфические           /         Магматические

Каменная соль, уголь                          /        Богатство руд, драгоценными  камнями            

                  1920 г. Создание Ильменского минералогического музея.

5. Преобразования рельефа ( учебник)

*Выветривание- каменные россыпи- каменные реки – осыпи.

*Деятельность рек – карстовые воронки- пещеры

*Горное оледенение.

6. Закрепление « Квадрат познаний» ( объяснить записи в таблице)

1.  

           1895

2  

      Герцинский

3.

   Восточны склон

4.

   Западный  склон

5.  

  Осадочные породы

6.    

          1920

7.    

       Пещеры

8.      

         Полярный

9.  

     Водораздел

7. Выводы:

Заседание географического общества подходит к концу, какие выводы вы можете сделать?

* Единая складчато глыбовая система

* Герцинский складчатый пояс

* Разнообразное сочетание природных ресурсов

8. Домашнее задание: составить кроссворд из названий высот уральского хребта

9. Самооценка работы на уроке- заседании :  «3»    «4»   «5»



Предварительный просмотр:

    Заключительный урок по теме « Биосфера»  6 класс

Цели: - закрепление и расширение знаний по теме « Биосфера»

           - развитие навыков творческой работы

           - воспитание самостоятельности, ответственности.

Форма: защита проекта :  Настольная игра по теме « Биосфера»

- домашнее задание было спроектировать настольную игру по теме

« Биосфера». Условия проекта: 1. Придумать правила игры. 2. Оформить поле игры. 3. Вопросы составить к игре по данной теме из параграфов 46- 50

4. Эстетичность и аккуратность оформления.

Оборудование : игра « биосфера» , настольные игры , приготовленные ребятами.

Ход урока:

  1. Для повторения учитель предлагает поиграть в игру, приготовленную им ( на 10-15 минут рассчитана игра)

На большом поле помещены кружки с цифрами от 1 до 25. Оформлена игра наклейками животных и растений. Правила игры предполагают ход по кубику и ответы на вопросы. Каждый ряд – это команда и имеет свой цвет фишки такой же цвет кубика. По очереди парта за партой ученики кидают кубик. Ход переходит от ряда к ряду. Вопросы учащиеся задают сами. Если ряд кидает кубик, то задают вопросы ученики из двух других рядов.

Игра проходит интересно и быстро. Побеждает та команда – ряд, которая первая дойдёт до финиша.

  1. Презентация настольных игр изготовленных учащимися. Оценивание происходит в баллах. От 1 до 10 баллов. По следующим критериям: - оформление; - увлекательность игры ( интересные правила). Подводятся итоги, выявляются самые лучшие, награждаются медалькой « За творчество». Всем принявшим участие в проекте настольных игр ставится отметка « отлично».
  2. Оставшееся время от урока предлагается поиграть  в настольные игры самим ребятам.

Для примера, прилагается одна из настольных игр.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Распределение солнечного света и тепла на Земле»   6 класс

Цель: 1. Сформировать представление о Солнце как основном источнике энергии, обусловливающем процессы в атмосфере; об особенностях поясов освещённости Земли.

          2. Совершенствование навыков групповой работы

             

Оборудование: Глобусы ( на парту), фонарики, карточки, учебник.

Ход урока:

  1. Проверка Д/З  по составлению описания типов погоды .
  2. Урок строится на опережающем задании, которое учащиеся получили на дом: изучить самостоятельно параграф по теме «Распределение солнечного света и тепла на Земле» .  
  1. Беседа: -  Что такое солнце?

                   -  Особенности солнечной системы?

                   -  Какова причина смены времён года?

                   -  Какова причина смены дня и ночи?

  1. Работа по карточкам в группах. Необходимо объяснить и сделать рисунок, затем показать на общей схеме.

Группа № 1

Объяснить день :  22 июня

Объяснить слова:  Тропик -  Северный тропик

                                                  Южный тропик

Показать это на схеме:  

Группа № 2

Объяснить день :  23 сентября

Объяснить слова: Полярный круг – Северный полярный круг

                                                              Южный полярный круг

Показать это на схеме:  

Группа № 3

Объяснить день :  22 декабря

Объяснить слова: Пояса освещённости – Тропический пояс

                                                                       Полярный пояс

                                                                       Северный и Южный умеренный

Показать это на схеме:  

Группа № 4

Объяснить день :  21 марта

Объяснить слова:  Полярная ночь

                                Полярный день

Показать это на схеме:  

  1. Обсуждение работы групп ( учащиеся рассказывают и демонстрируют на глобусе задание карточки)

  1. Группы  оформляют общую схему на доске (  техника аппликации)

« Особенности распределения солнечного света и тепла на Земле»

  1. Подведение итогов работы. Основные выводы о распределении солнечного света и тепла на Земле.
  1. Заключение: Эвристические задания группам – Предположите?

- Представьте, если бы Земля вращалась быстрее обычного?

- Какие изменения произошли бы на планете, если земная ось имела больший угол наклона?

- Представьте, если бы планета земля не вращалась?

- Что бы изменилось, если бы орбита вращения Земли была немного дальше от солнца?

7. Д/З составить кроссворд по теме « Атмосфера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии "Население Африки"

Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....

Разработка урока по географии "Климат Африки" 7 класс

Урок составлен  с использование технологии личностно-ориентированного обучения.Цель урока: 1.     Определить особенности климата материка Африка, установить роль кл...

разработка урока по географии "Мифы и реальность"

Мы узнали много интересного об удивительном и загадочном материке Африка. Сегодня на уроке вы должны показать свои знания. Также мы услышим и много нового об Африке, её природных объектах и её обитате...

Разработка урока по географии на тему "Атмосфера" в игровой форме "Поле чудес"

Ребята, мы изучили большой раздел о воздушной оболочке нашей Земли – об атмосфере.  И сегодня мы должны показать свои знания, и в свою очередь – узнать много нового.  Я вас приглашаю на игру...

Игровые формы в обучении. Разработка урока по географии на тему:Обобщающее повторение «Западная экономическая зона». Игра «Самый умный» .

Игра, игровые приемы достаточно широко используются в методике обучения географии. Игра позволяет разнообразить приемы обучения, усилить мотивацию учебной деятельности, интерес к ней. Игровые методы и...

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"

Методическая  разработоа  урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...